Если гора не идет к Магомету — надо еще немного подождать. Миллионам пользователей Windows пришлось ждать 8 лет: именно столько времени прошло с появления замечательной космической стратегии, которая работала только под OS/2. И до сих пор версии под Windows не было — случай, пожалуй, уникальный в игровой индустрии. Брэд Ворделл, менеджер проекта Galactic Civilizations, утверждает, что он в свое время выбрал OS/2, чтобы вовсю использовать многозадачность и потому, что на Windows обсчет ходов занял бы намного больше времени. Так это или нет — за давностью лет сказать сложно. Хотя мощь электронных мозгов за
Экран информации о планете прошедшие годы выросла неизмеримо, новые версии игры тоже работали лишь под "полуосью". В 1996 году появились Galactic Civilizations II, а в 1998 — Galactic Civilizations Gold. Их популярность (среди обладателей OS/2, разумеется) затмила и Master of Orion, и Doom. К 1994 году OS/2 в России сохранилась в основном на немногочисленных машинах в академических институтах, да то — в основном из-за уникальных библиотек для математического моделирования. Правда, мне, в отличие от большинства читателей журнала, в игру поиграть удалось. В ночное рабочее время. Но теперь праздник настает и на центральной улице имени 20-летия Microsoft. Нам нужен мир. По возможности весь Galactic Civilizations — пошаговая стратегия, продолжительность хода — один
Экран настройки параметров новой кампании. Некисло, а? месяц. Действие игры начинается в конце XXIII столетия, то есть примерно в те же времена, что и битвы Master of Orion. К этому времени в Галактике повстречались шесть агрессивных наций (включая, разумеется, людей). Даже добрый Булат Окуджава твердо знал, что "пряников сладких всегда не хватает на всех" — конфликты возникли незамедлительно (см. врезку). Все это — стандартная завязка для "4X" стратегии. Колонизация, развитие, технический прогресс, борьба с мятежами, торговля, строительство флота, сражения, политические интриги и выборы — весь джентльменский набор. Мир в Galactic Civilizations сложнее, чем вселенная Master of Orion. В нем куда больше взаимосвязей. Для игры это не хорошо и не плохо — просто по-другому. Например, существует Совет безопасности объединенных планет, в котором у всех игроков есть право голоса. И Совет вырабатывает законы (например, можно ли бомбардировать планеты). Нарушение рекомендаций чревато неприятностями вплоть до всеобщей войны против нарушителя (а уж торговать с "осью зла" точно никто из законопослушных рас не будет). Количество голосов зависит от "политического влияния" игрока. А оно вычисляется достаточно стандартно — от числа планет, населения, "чудес света", владения некими древними мирами. В общем, примерно так же, как считались очки в Civilization. Путей победы поменьше, чем в Stars!, и столько же, сколько в Master of Orion 2, — то есть три. Можно всех умясиусить, можно стать консулом Совета безопасности дипломатическим путем или, наконец, можно первым изобрести технологию, дарующую бессмертие (это вместо Антариан). Какой IQ у Вашего AI? Основным козырем Galactic Civilizations всегда был сильный AI. Брэд Ворделл утверждает, что AI особенно силен потому,
Впечатляет, но несколько неразборчиво. что интенсивно обрабатывает всю доступную ему статистическую информацию о своих действиях и Как мы стали врагами В XX и XXI веках идея о контактах с другими цивилизациями начала овладевать массами. Так называемые фантасты проповедовали о том, что Галактика населена сотнями, если не тысячами разнообразных культур. Экспедиции на другие планеты солнечной системы обнаружили примитивную жизнь на спутниках Юпитера и в марсианских пустынях. Но первый контакт с другой разумной расой состоялся лишь в начале XXIII века. Тогда беспилотный зонд арканцев (Arceans) был засечен нашим беспилотным же спутником, оставленным на орбите около четвертой планеты Альфа Центавра. Нам очень повезло натолкнуться на арканцев, а не на империю дренгов (Drengin). Для арканцев мы были не слишком привлекательной целью, и они на некоторое время оставили в покое Землю и наши "жалкие" марсианские колонии. Вспомните, что в XXIII веке у нас не было боевого флота — корабли несли только навигационные лазеры. Но основной защитой космических цивилизаций на протяжении 35 тысяч лет был сам космос с его огромными расстояниями. Хотя технология звездных врат (Star Gates) уже была известна, для их работы нужны усилия с обеих сторон. Если империя запирает свои ворота — добраться до нее можно только через обычное пространство. И занимает это десятки тысяч лет. Грустно об этом писать, но именно человеческая жадность и "предприимчивость" ввергла нас в пучину войн. Врата, построенные арканцами между Землей и Марсом, принадлежали планетарному правительству, установившему высокие пошлины на межзвездную торговлю. И тогда ученые земных корпораций сумели за несколько сот лет изобрести то, что никому раньше не удавалось: гиперпространственный двигатель. Теперь путешествие между империями стало занимать несколько недель. И не требовало звездных врат. К сожалению, ни один секрет долго не остается секретом. Вскоре технология стала общедоступной. И все цивилизации квадранта — Drengin, Arcean, теплокровные рептилии Altarian, отделившиеся от дренгов Torian, киборги Yor и, конечно, земляне — втянулись в бесконечную борьбу за доминирование в Галактике. действиях игрока. То есть работает как хорошая корпоративная DSS — Decision Support System, система поддержки принятия решений. Например, AI может отказаться подписать мирный договор, увидев, что вы стягиваете флот к его планетам. Более того, в процессе игры AI анализирует применяемые игроком трюки и ищет наилучший ответ на них. Поэтому фантазируйте — шаблонная тактика в Galactic Civilizations не работает. Хороший AI — это в стратегии половина успеха. Но и графика выглядит весьма симпатично. Посмотрите на иллюстрации — и разрешение высокое, и анимационные эффекты есть, и видеоролики. О системных требованиях ничего конкретно не говорится, но в Stardock обещают, что игра пойдет "на большинстве домашних компьютеров". Вероятно, нужно будет 64Мб памяти и процессор на уровне PII-400, 3D ускоритель — опционально. Наконец, в Galactic Civilizations появилось много фенечек и нахлобучек, которые позволят, прямо скажем, не слишком свежей теме покорения галактики засверкать новыми красками. Например, в игре придется решать множество этических проблем. Скажем, колонизуя планету, на которой уже живут аборигены, можно либо поработить их (+10% к производительности планеты), либо отправить в резервацию, либо занять только незаселенную часть планеты (-30% к производительности). Подобный выбор был и в Master of Orion 2: можно было либо устроить геноцид — или же постепенно ассимилировать население. Но в Master of Orion быть добрым выгодно: дополнительный народ — дополнительные рабочие руки. А здесь, похоже, не очень. Правда, к "хорошим" вроде бы лучше относятся другие расы (если припомнить историю человечества, в это верится с трудом), да и свое население довольное ходит. Кроме того, от alignment'а расы (добрый — злой) зависит и технический прогресс. Некоторые открытия доступны только расам с определенным мировоззрением. В игре предусмотрены случайные события. Среди них — возникновение новой расы и деление существующей расы на две части. Ну прямо Europa Universalis! Конечно, предусмотрены и артефакты, спрятанные на планетах, и многое другое. Но обещано, что "случайные события" будут редки, и особо рассчитывать на них не стоит. Внедрена концепция "ленд-лиза", давно известная в играх по электронной почте (например, в Galaxy). Смысл ее в том, что союзникам, воюющим с теми, кто вам не нравится, можно посылать не только деньги, но и оружие (космические корабли). И загребать жар чужими руками. Как и в Master of Orion, очень важна экономическая составляющая. Каждая планета генерирует четыре вида ресурсов: монетки, молотки, колбочки, а вместо еды — военные ресурсы. То есть бюджеты гражданского и оборонного ведомств в Galactic Civilizations жестко разделены.
Переговоры и торговля очень похожи на то, что мы видели в Civilization III. Введены понятия аренды и строительства в рассрочку. Причем можно выбирать из нескольких вариантов: то ли заплатить побольше вначале, то ли дольше выплачивать проценты за кредит. О недостатках игры говорить рано. Возможно, к ним стоит отнести то, что в Windows-версии игры бои проходят без участия игрока, автоматически. Но есть игры, где это не мешает (а может, и помогает) — Stars!, например. Но все равно бои жалко. Посмотрим. Не будет и полюбившегося народу конструирования кораблей. Отмазки у разработчиков стандартные: "мы хотим, чтобы игрок сосредоточился на экономической и дипломатической составляющей, Galactic Civilizations — это совсем не варгейм", — говорит Брэд. Но кораблики могли бы и оставить. Пока неясно и то, насколько подробной будет настройка рас в игре, но есть опасения, что все будет проще, чем в Master of Orion и в Stars!. Вам надо будет выбрать лишь одну из шести политических партий, членство в каждой из которых дает определенные бонусы. Прямо как в СССР, где доступ к спецраспределителям давало членство только в одной партии. А членство в остальных — в основном доступ к лесоповалу. Однако все эти бонусы действуют только в случае, если население вас поддерживает. А если нет — жить будет труднее не только вашим подданным, но и вам. Верь, взойдет она Релиз Galactic Civilizations обещают в ноябре. Судя по тому, что уже в феврале началось альфа-тестирование, эти сроки будут соблюдены. При этом сразу можно будет играть и с живыми соперниками через Интернет. Правда, игровой сервер разработчиков — www.drengin.net — платный.