Давным-давно, в дремучем 1995 году, на свет появилась прекрасная пошаговая космическая стратегия Stars!. От Master of Orion она отличалась более сложной и глубокой игровой механикой, ориентированностью на многопользовательский режим и убогой графикой. Кроме того, она была бесплатной. Вскоре появилась и коммерческая версия, с разросшимся деревом технологий и бОльшими игровыми возможностями. Появилось целое сообщество игроков в Stars!, проводились международные чемпионаты, но убогость графики и отсутствие издателя вроде Microprose сказались плачевно: Stars! не получила и малой доли той славы, что выпала на долю MoO. В 2000 году разработчики игры — Mare Crisium — надумали взять реванш. Они полностью переработали графическое оформление, сделали игру намного более привлекательной и при этом не дали исчезнуть глубокому и продуманному игровому миру. Итак, встречайте: Stars! Supernova Genesis.
Он сказал "поехали" и махнул рукой Первое, что бросается в глаза: вместо скучного прямоугольного поля, равномерно заполненного звездами, — настоящая
Битвы в пошаговом режиме по- прежнему проходят без вашего участия, но выглядят куда более впечатляюще. галактика. Начиная играть, можно определить ее форму — спиралеобразную, кольцевую или эллипсовидную, задать количество кластеров, туманностей и черных дыр. Звезды время от времени будут превращаться в сверхновые со всеми вытекающими. Явное влияние первого MoO. Сильно изменился экран колонии. Вместо скупых строчек текста — красочные изображения планет, причем вид планеты меняется по мере терраформинга (подчас приходится перестраивать климат и атмосферу под нужды вашей расы). Колонисты научились путешествовать с планеты на планету самостоятельно, и теперь не надо отправлять транспорты для заселения новых миров. Нужно только дать колонистам стимул поменять место жительства (или наоборот, остаться на месте), задав несколько общих параметров. Бои в игре по-прежнему протекают автоматически. Как и раньше, можно задать своим кораблям модель поведения в бою, и эти модели стали намного более разнообразными. Вместо одного технологического дерева появился целый лес из трех сосен. Одно древо — для обычных рас и роботов, другое — для рас из параллельных миров (такие были и в предыдущей версии Stars!, они, бедняги, не могли жить на планетах и строили только орбитальные станции), и третье — для биоинженерных рас, которые все свои здания и космические корабли делают из самих себя. Счастлив ли житель, превращенный в левый задний стабилизатор, непонятно. Но давайте считать, что счастлив. Все науки разбиты на две категории — собственно наука и технологии. Для разработки и использования технологий необходим определенный уровень теоретических исследований. Сообщения в игре оформлены в виде газеты, выпускаемой независимыми коммерсантами. В ней, в частности, будут публиковаться объявления временно неработающих шпионов и диверсантов. К газетным статьям можно дописывать свои комментарии, а потом сохранять получившуюся хронику игры в HTML-формате. Mare Crisium обещает публиковать такие хроники на своем сайте. Появились новые условия победы. Раньше надо было или колонизовать некий процент систем, или развить определенные технологии, или добиться высокого уровня производства, или построить гигантский флот. Можно было выбрать
Вид на колонию с орбиты. несколько целей одновременно. Теперь появились и "ролевые" задания: найти артефакт, захватить и удержать определенный мир (миры), решить головоломку, ключи к которой разбросаны по разным частям галактики. Или, наконец, вбомбить всех оппонентов в каменный век. Новый редактор сценариев позволяет не только задавать параметры вселенной и условия победы, но также указывать имена звезд и их свойства. И если вы захотите смоделировать видимый с Земли небосвод — ничто не помешает это сделать. Дипломатии в Stars! фактически не было. В многопользовательской игре, конечно, можно было обмениваться почтой с другими игроками, но возможности пообщаться с компьютерными оппонентами не было. Теперь появилась система дипломатии, в которой задействован и AI. Обещают, что будет не хуже, чем MoO2. Кроме "таинственных торговцев", которых мы видели в прошлой версии, в игре появятся независимые купцы и пираты. Купцы будут давать в долг деньги и материалы, а пиратов можно не только бояться или истреблять, но и брать к себе на службу. Появились также шпионы и диверсанты, причем каждый из них обладает уникальным набором способностей. Пойманных шпионов можно попытаться привлечь на свою сторону, но помните, что эти беспринципные наемники работают исходя прежде всего из своих шкурных интересов. В целом: новшеств много, но они не изменяют, а дополняют замечательную модель прошлой версии игры. И игра от этого становится еще лучше.
Среди миров, в мерцании светил... ...одной звезды я повторяю имя. И тихо матюкаюсь при этом, потому что уже полторы минуты не могу найти ее на карте. Знакомая картина? Помните Civilization III, в которой сообщения о бунтах в городе появляются и исчезают внизу экрана, а вы потом долго ищете, кто же это и где затеял бузу? Конечно, помните. И знаете, что для стратегий, в которых приходится управлять сотнями объектов, главное — это удобный интерфейс. Иначе игра превращается в работу, а потом — в кошмар. Правда, ненадолго: даже игроков с мазохистскими наклонностями больше чем на час такой деятельности не хватает. И очередная игра-неудачник отправляется с винчестера на дальнюю
В свое время большое впечатление произвели дипломатические возможности в Master of Orion 2. Здесь этих возможностей больше. полку. Так вот, это все не про Stars!. У нее очень удобное управление и замечательная система отчетности. Немногие "взрослые" информационные системы так хорошо спроектированы. Карта галактики — удобная, масштабируемая, с хорошо читаемой подробной легендой. А кроме нее, имеется записная книжка Императора (Emperor's notebook). Это база данных на все объекты в игре: флоты, свои и вражеские, колонии, планеты, объекты строительства, шпионов, планы битв, конструкции кораблей и прочее подобное. Объекты и сведения о них можно просмотреть, отсортировав по любому параметру (похожее было в MoO2, но здесь, кажется, будет еще лучше). Очень много наглядных графиков. Запись в базе данных связана с объектом на карте, поэтому искать его не приходится. Сообщения о событиях настраиваемые: вы сами решаете, о чем вам рассказывать, а о чем — нет (как в Europe Universalis II). И, конечно, эти сообщения можно потом просмотреть. Стоит кликнуть на них мышью, как вы перенесетесь к месту событий. Замечательно реализовано управление колониями. Сохраняемые списки-шаблоны строительства есть уже во многих играх. Вы даете указание построить новой планете шахту, потом фабрику, потом щит и так далее. Обзываете эту последовательность "Новая планета" и после очередной успешной колонизации даете счастливым поселенцам указания на сто лет вперед двумя щелчками мыши. Но в Stars! вы можете задать постройку, скажем, 10 шахт. Или построить столько шахт, чтобы все были заняты: не больше и не меньше. Или можно попеременно строить шахты и фабрики, пока не наступит всеобщий капитализм с человеческим лицом и безо всякой безработицы. А если шахты настроили, а население расти не желает, то в свободное время можно улучшать экологию и строить новые корабли. Все эти приоритеты быстро (и просто) задаются и делают игру не только интересной и глубокой, но и приятной в обращении. Медленно ракеты уплывают вдаль Графика для пошаговой стратегии не главное. Технологически Stars! не ушли далеко от Master of Orion 2. Экраны рисованные, модельки кораблей и оборудования спрайтовые и весело крутятся под мышкой, минимальное
Основная карта. Внизу в центре - краткие характеристики выбранной планеты, внизу справа - меню приказов шпиону. разрешение 800х600, максимальное — ого-го, и какой-нибудь "Пентиум-350" потянет Stars! без малейших усилий. А если серьезно — то именно убогая графика стала причиной поражения Stars! в бою с первым Master of Orion. Не было там симпатичных кисок-Мрршанов, муравьев и металлических змей. А оказалось, это важно, это нужно для сопереживания жителям подопечной космической империи, для настоящего погружения в игровой мир. В Mare Crisium ошибки учли. Игра стала не менее эпической, но куда более красивой. И, если можно так сказать о космической стратегии галактического масштаба, более домашней и уютной. Да посмотрите на картинки сами!
У нас еще до старта четырнадцать минут К сожалению, светлое будущее проекта пока под вопросом. Это тот нечастый случай, когда хорошая игра задерживается не по вине разработчиков, а из-за отсутствия издателя. Stars! ждали еще в августе прошлого года, и, судя по новостям, она была к тому времени практически готова. И с тех пор на сайте разработчиков время от времени появляются однообразные заметки босса Mare CrisiumДжеффаМакБрайда: "Мы ищем издателя". Или: "Ура, мы нашли издателя, но он об этом еще ничего не знает". Все это тем более странно, что первая часть игры расходилась весьма успешно. Возможно, разработчиков отпугивает общий спад Интернет-продаж (а первая версия продавалась в основном через Интернет). Возможно, они не верят, что люди будут платить деньги за коробку с тем, что, как они помнят, раньше было бесплатным. Конечно, эта игра весьма сложна и рассчитана на думающих людей с богатой фантазией, но ведь вышел же Capitalizm II!.. А может, дело просто в том, что у разработчиков нет хорошего менеджера по маркетингу. Или виной всему название компании — Mare Crisium, "Море Кризисов". И вдобавок ко всем неприятностям еще Master of Orion 3 скоро выходит — прямой конкурент. Или, скорее, киллер. Но игра готова; то, на что удалось посмотреть, действительно впечатляет, и я уверен, рано или поздно мы с вами встретим рождение сверхновой. Ведь именно так переводится вторая часть названия игры — Supernova Genesis.