Не знаю, как вы, а я так до сих пор не понимаю, почему Half-Life принято
называть первым сюжетным 3D Action. Эти лавры должны принадлежать вышедшему в далеком 1997 году Dark Forces 2: Jedi Knight (и аддону Mysteries of the Sith). Именно там впервые появились всеми сейчас обожаемые скриптовые сцены, а также полноценный сюжет. Причем такой, что любой Half-Life обзавидовался бы: с хорошо продуманным сценарием, развивавшимся далеко не по принципу "потолок вдруг обвалился", и живыми актерами. Да и не сказать, что Jedi Knight был обделен успехом — титулов вроде "3D Action года" и "Игра года" он наполучал немало. Многое произошло со "Звездными войнами" за прошедшие пять лет. Появился "Первый эпизод", выяснилось, что 40% жителей Великобритании — приверженцы религии "джедаизм", а имидж компьютерных "Звездных войн" был, казалось, безнадежно испорчен. Лишь недавний Starfighter дал надежду на восстановление "элитарности" серии — да и то очень хлипкую и лишь на поле аркад. Что там говорить — когда ко мне в руки попала коробка с Jedi Knight II,я совершенно не горел желанием немедленно посмотреть игру. А начал смотреть с изрядной долей скепсиса. Как говорится, знал бы, где упаду — соломку бы подстелил... Продолжаем разговор Сюжет Jedi Outcast разворачивается вскоре после окончания событий Mysteries of the Sith. Прошло восемь лет со времен Битвы за Эндор (Шестой эпизод), Новая Республика с каждым днем становится все сильнее и сильнее, а Империя по-прежнему не собирается сдаваться. Наш старый знакомый, Кайл Катарн, побоявшись искушений Темной Стороны, забил на джедайство и разорвал всякую связь с Силой. Теперь он простой наемник и со своей старой напарницей Джэн (и чем ему Мара не понравилась?) выполняет особо важные задания Новой Республики. Игрок включается в сюжет как раз во время очередного такого задания — проверки планеты Кеджим. Здесь, на заброшенной базе Империи, была замечена некоторая активность. Естественно, вскоре выясняется, что база битком набита бравыми солдатами Империи, а на арену выходит новый Темный Джедай с вполне приличным именем Дасанн. Новая скрытая угроза оказывается еще страшнее, чем инфантильный Джерек со своими малоумными приверженцами; в отличие от него, у Дасанна планы совсем не детские. Он провел исследование каких-то кристаллов и научился во много
раз увеличивать силу Силы (простите за классический каламбур "Звездных войн"). Но это еще полбеды — Дасанн нашел способ наделять этой силой простых смертных и теперь пытается пробраться в Долину Джедаев, чтобы поставить на конвейер производство своих новых воинов. Ну а поскольку расположение оной знают в этом мире только два человека (Кайл и Джен), то один из них ему точно необходим... Все, больше о сюжете ни слова, иначе вам потом неинтересно будет. Скажу лишь, что он достоин высших оценок и полностью пропитан духом первой трилогии. Полет над гнездом ворона Raven Software уже знакома нам по таким хитам, как Soldier of Fortune и Star Trek: Voyager — Elite Force (та самая "единственная нормальная игра по Star Trek"; ну, про древние Heretic и Hexen просто не говорим). Все уже давно поняли, что Raven просто не умеют делать плохие игры, но в работе над Jedi Outcast они превзошли самих себя. Казалось бы, за столь долгое время работы на игровом рынке у команды должен был выработаться собственный стиль, проникающий в любую созданную ими игру... Ан нет — Raven идеально адаптировались под Jedi Knight, и единственное напоминание о фирменном стиле — подробная система повреждений персонажей и невероятная кинематографичность игры. Но давайте обо всем по порядку. Jedi Knight II практически сразу бросает игрока в гущу событий — бежим, стреляем, совершенно не врубаясь в происходящее. Повсюду знакомые с пеленок Stormtrooper'ы и офицеры, несущие ключи от нужных нам дверей... Сначала мысли: "зачем, почему и что я здесь
Кайл не прочь пострелять из стационарых турелей. вообще делаю?", потом неожиданно прошибает ностальгия, и вдруг понимаешь: это же тот самый Dark Forces, что и много лет назад — такой же безбашенный, запутанный и жутко интересный! Лазерного меча (Jedi Knight) нет, и это впечатление лишь подкрепляется.Тут начинаешь про себя думать: "Молодцы, как же они здорово повторили оригинал на новом техническом уровне!" Но не тут-то было... После многочасовых шатаний по коридорам имперской базы, когда вместо решения очередной "дверной загадки" на ум приходит только "как же меня все это достало" (схожие чувства возникали у игрока при игре в Dark Forces), уровень вдруг заканчивается, а следующий — оказывается совершенно иным. Дух Dark Forces сохранился и тут, но он уже подкрепляется динамичным сюжетом (в оригинале сюжет сводился к прочитыванию брифинга), под стать современным экшенам. Появляются скрипты, разворачиваются красивейшие батальные сцены с применением AT-ST, Tie-Fighter и оборонительных турелей. Мы попадаем в ангары с техникой и лично уничтожаем на поле боя некоторые образцы. Все это настолько по-киношному, настолько атмосферно, настолько динамично и разнообразно, что аж дух захватывает! Когда и это надоедает, а душа начинает просить лазерный меч... Вы угадали — Кайл по неким причинам (каким — не скажу) снова принимает Силу и отправляется во вновь открывшуюся школу джедаев. Что происходит с обычным поклонником "Звездных войн", когда он попадает в это место, передать сложно. Тут, впервые за всю игру, по спине пробегают мурашки, и хочется орать во все горло: "Здорово, черт побери!" Действительно, Raven настолько отлично все сделали, что из школы просто не хочется уходить. У Кайла назначена аудиенция с
Mon Mothma собственной персоной. Кстати, мы на Корусканте. Люком (да-да — без него не обошлось!), но пока можно побродить по округе. Обойти ангар с эскадрильей X-Wing внутри. Зайти в штаб, стилизованный под тот, что фильме. C3PO и R2D2 прилагаются — с выдраенными до блеска текстурами и сумасшедшим количеством полигонов. Можно также посмотреть на тренировку джедаев — потрясающее зрелище! Мы идем по коридору и наблюдаем, как юные ученики дерутся друг с другом, учатся передвигать предметы и отражать удары Seeker Droid, правда, в отличие от Люка, с открытыми глазами. За всем этим наблюдают инструкторы, которые не забывают давать указания своим ученикам. Браво! Пройдя тренировку (кстати, весьма занятную), получив долгожданный меч и некоторые виды Силы, мы попадаем в город. Здесь все в точности как на жилой космической станции в Jedi Knight: бары с разными инопланетными чудиками, узкие дорожки между домами, глайдеры над головой, а самое главное — меч! Raven оказались намного прагматичнее своих предшественников: стоит включить меч, как камера автоматически переходит на вид от третьего лица (впрочем, это можно отключить). Прекрасное решение — я хорошо помню, во что превращались битвы с джедаями в Jedi Knight: это называлось "кто кого перетормозит". Вдоволь порубив всех простых смертных на огурцы, мы наконец повстречаем достойного противника — одного из недоделанных джедаев Дасанна. Бой на мечах — это просто поэма! Воздух расчерчивается на сотни замысловатых фигур, скрещенные световые клинки роняют снопы искр, враги кружат в смертельном танце... Мечи могут даже сцепиться друг с другом, и тогда начинается, так сказать, напряженный мечрестлинг. Постепенно Кайл совершенствует искусство боя и овладевает все новыми приемами. Наконец-то появилась возможность кидать меч! Это работает не хуже диска Хищника в Aliens vs. Predator, причем меч можно и потерять — что грозит немедленной смертью под перекрестным огнем. Ну а дальше понеслась — мы побываем в Воздушном Городе, встретим Лондо, повоюем вместе с Люком против пятерки "недоджедаев"... С каждым пройденным уровнем, с каждым убитым противником Кайл набирается опыта и обучается новым приемам. Играть совершенно не надоедает. Вспомните, к примеру, недавний Return to Castle Wolfenstein или совсем свежий Renegade: когда проходит ощущение новизны,они начинают навевать скуку. Здесь же нет и намека на что-то подобное. Не мечом единым Настало время
Полетать тоже иногда полезно... для эстетического эффекта. поговорить о фирменных вещах. Оружие почти все прежнее, поэтому нет смысла долго о нем распространяться. Нет, модели, конечно, перерисовали, но смысл не изменился. Зато на уровнях можно найти контейнеры с Seeker Droid. Правда, пользы от них не больше, чем в фильме. Роль Seeker’а сводится к беспорядочному перемещению вокруг игрока и безобидному постреливанию по врагам. А вот оборонительная турель, которую можно установить в любом месте, — действительно полезная вещь; жаль, нельзя ее назад забрать. Темной Стороной Силы разработчики пренебрегли, осталась только Светлая. Никакой трагедии в этом я не вижу — наоборот, никогда не мог понять, как Темный Джедай может воевать на стороне Добра. Тем более что недостатка в разных проявлениях Силы в Jedi Outcast не наблюдается. Толкать, притягивать, душить, управлять сознанием, лечиться, метать молнии — все это (и не только) мы умеем. Уровень каждой Силы
Мало того, что двое на одного, так еще и меч выбили! повышается по мере ее использования. Например, со временем мы сможем прыгать все выше и выше (регуляция высоты прыжка реализована просто гениально: чем дольше держишь клавишу, тем выше скачешь), отталкивать все больше врагов и так далее. Самое замечательное то, что Силу теперь действительно нужно применять (в Jedi Knight она была больше для забавы). Ситуация: некий лифт приезжает только в том случае, если Кайл стоит на определенной плите. Оная находится очень далеко от лифта. Выход: передвинуть ближайший ящик на плиту, встать в лифт и с помощью Силы убрать ящик с плиты. Или, например, внушить рабочему, что он должен открыть для нас запертую дверь. И таких моментов в игре просто уйма! Что немаловажно, можно развивать фехтовальное мастерство Кайла. Развитие состоит не только в том, что Кайл начнет махать мечом более усердно — изменится сама механика боя. Кайл постепенно научится отражать атаки с воздуха, бегать по стенам (!) а-ля Нео&Тринити и многому другому — в руководстве есть целый раздел, посвященный различным боевым комбинациям. Важно также и то, как Кайл умеет защищаться с помощью меча. На первых порах он просто отражает лазерные залпы врагов, а через некоторое время научится отправлять их назад к хозяевам. То же касается умения бросать меч. Поначалу запущенный в толпу врагов меч возвращается в руки Кайла как бы нехотя, но по мере развития способности он станет летать туда и обратно быстрее бумеранга. Таким образом, бой постепенно становится все более и более красочным, динамичным и увлекательным. Апогей — битва с настоящим джедаем. Вот тут понадобится совершенное владение персонажем: действовать нужно молниеносно, но в то же время осмысленно.
Плечом к плечу с Люком - приятно, черт побери! Звездное кино Некоторые скриптовые сцены в Jedi Outcast врезаются в память не хуже, чем та же высадка в Нормандии (Medal of Honor). Великолепная анимация смерти. Скошенный очередью враг может упасть и прокатиться по полу. Или кувырнуться через себя. Очень многое зависит от типа оружия, которым он был убит, — от одного он может просто упасть, от другого — пролететь половину коридора. Памятуя о триумфе Max Payne, разработчики реализовали в Jedi Outcast технологию slo-mo. Иногда зарубишь кого-нибудь мечом, и время резко сбавляет обороты, а камера начинает плавный полет вокруг жертвы. У нее на лице предсмертная гримаса, а рядом медленно пролетают отрубленные конечности. Впечатляет не по-детски. Раз уж зашла речь о врагах, то позвольте пару слов о здешнем AI. Он работает как часы. Противники прекрасно умеют использовать свои преимущества. Если у врага гранаты, то не ждите, что он помчится кидать их вам под ноги. Наоборот — при вашем приближении он будет только удаляться. А стоит вам достать меч, как все враждебно настроенные граждане делают ноги. Догнать лучше и не пытаться — можно только метнуть им вдогонку меч. Оппоненты, как говорится, не прочь позвать сослуживцев на помощь. С такими ребятами и повоевать приятно, ей-богу!
Вот так работают профи: один удар - три трупа. Хорошо забытое старое Играя в Jedi Knight II, вы поймете, чего не хватает всем современным экшенам: грамотно построенных уровней. Jedi Outcast являет собой пример того, как надо создавать карты — потрясающе продуманные, с детализированной архитектурой и отличным оформлением. Но не забыта и фирменная "запутанность" некоторых участков. Иногда около получаса шастаешь между двумя комнатами и не можешь понять, что делать дальше. И когда начинаешь вспоминать разработчиков всеми словами, которые выучил в школе, — неожиданно приходит решение проблемы. А проблема обычно сводится к "проглядел" или "не допер". Кстати, с размерами уровней разработчики не мелочились — некоторые из них по масштабам просто чудовищны. Это дань доброй традиции — подобное было и в Jedi Knight. Идеал? Если я когда-либо говорил, что движок Quake 3 устарел, то сейчас я забираю свои слова обратно. Движок Jedi Outcast — лучшая модификация движка Quake 3 за все время его существования. Потрясающие текстуры, невероятные модели персонажей, отличные тени и сногсшибательные эффекты. Зато сцен с участием живых актеров в Jedi Outcast нет. Но оно и понятно — зачем тратиться на актеров и оборудование, расходовать место на диске, если можно просто сделать скриптовые сцены? Тем более что со здешними моделями никакие актеры и вовсе не нужны! Рейтинги Геймплей: 10 Графика: 9 Звук и музыка: 10 Интерфейс и управление: 10 Новизна: 8 Рейтинг "Мании": 9,5 Оправданность ожиданий: 100% Дождались? Dark Forces + Jedi Knight + Raven = "Звездные войны" снова в высшей лиге! Только вот надолго ли?..