Эпиграф: На поле танки грохотали, Солдаты шли в последний бой, И молодого командира Несли с пробитой головой. Народная песня
Тактические стратегии пользуются в народе непреходящей популярностью. Количество выпускаемых игр растет в геометрической прогрессии. Привносятся различные "свежие идеи". Чего стоят только Haste ("симулятор вора"), Hooligans: Storm over Europe ("симулятор футбольных фанатов") или Diggles ("симулятор гномов")! Зато игр на военную тематику становится все меньше (в процентах от общего количества). Особенно — хороших игр. И тем приятнее, что они все-таки выходят. Слава Америке — стране-освободительнице! "6 июня 1944 года англо-американские войска высадились в Нормандии и приготовились к
Легендарная высадка на пляже Omaha. Из-за шквального артиллерийского огня выживет лишь половина высадившихся солдат. централизованному наступлению на войска фашистской Германии. В течение 6 дней 5300 судов, 12000 самолетов и 1500 танков доставили на плацдарм 356547 солдат, 54186 единиц транспорта и 104428 тонн оборудования, оружия и боеприпасов. Так началась Нормандская десантная операция, продлившаяся до 24 июля этого же года". Примерно такое описание можно найти почти в каждом толковом словаре. Но главное не это. Главное — что уже в который раз разработчики берут эту выжатую, как лимон, надоевшую, набившую оскомину, использованную черт знает сколько раз тему и делают на ее основе игру. А почему они так делают каждый раз? Да потому что это была чуть ли не единственная мало-мальски значимая операция на континенте во время второй мировой, в которой американцы приняли непосредственное участие. Вот и мучают они ее, любезную... "Давить фашистскую гадину!" В WarCommander присутствуют две кампании. И обе за американцев. За немцев, не говоря уже об англичанах, поиграть не удастся. Первая кампания — Omaha — высадка на восточном берегу Нормандии, вторая — Utah — на западном. В каждой кампании — свои собственные миссии. Все в соответствии с реальными историческими событиями. Кроме того, в игре еще есть "перестрелка" (как в Red Alert 2, например) — возможность поупражняться в мультиплеерной игре против компьютера на разных картах. Вот там, кстати, и за немцев можно поиграть. В кампании каждая миссия начинается с тактической карты и подробнейшего брифинга с описанием первичных и вторичных целей, а заканчивается — экраном "эффективности выполнения задания". Почти как в Tiberian Sun. Сама миссия выглядит следующим образом. Игрок получает довольно большой отряд, состоящий из солдат разных специализаций (всего 10 типов): командир, "пионер" (строитель), "пироман", подрывник, ракетчик, пулеметчик, снайпер, обычный солдат, разведчик и медик. Иногда еще выдают пару-тройку транспортных средств — танк, джип или там грузовик. Каждый юнит в отряде просто незаменим — ведь у каждого есть свои уникальные способности. Вот о них то мы и поговорим подробно. Лучшее
Наш отряд все-таки прорвался! Теперь главное - до вражеского бункера дойти. нападение — это оборона! Начать следует с "пионера" — ибо с этим классом связано основное отличие WarCommander от многих тактических стратегий. Только он умеет обезвреживать мины и строить всякие оборонительные сооружения — башни, доты, окопы, насыпи и т. д. Но есть и стратегические постройки: склад — снабжает солдат боеприпасами (патроны в автомате у рядового могут закончиться), госпиталь — лечит одновременно сразу несколько бойцов (в отличие от медика), гараж — туда ставить технику... Причем для постройки здания не нужно добывать какие-нибудь ресурсы, просто в каждой миссии ваши "пионеры" могут возвести определенное количество построек — и точка. В итоге каждая из враждующих сторон может создать отлично укрепленную военную базу. Практически каждое здание можно проапгрейдить — например, в "улучшенный" окоп для пулеметчиков залезет в два раза больше людей, чем в обычный. Жалко лишь, что процесс строительства выглядит довольно убого. Помните крестьян из Age of Empires 2, которые стучали молоточками по строящемуся зданию? Вот-вот, здесь то же самое, только вместо молотка — гаечный ключ. Подрывник, ракетчик и "пироман" вместе и по отдельности могут взорвать и выжечь все, что только попадется на их пути. Уважаю. Пулеметчик хорош в обороне. Он еще может и мин понаставить. Скаут и снайпер идеальны для разведки и уничтожения одиноких врагов. Снайпер, естественно, может стрелять на огромные расстояния. Оба способны маскироваться. К слову сказать, прицел у снайпера почти такой же, как у его коллеги в Commandos. Медик — он и в Нормандии медик. Должен быть в каждом отряде, иначе — кто будет лечит товарищей-бойцов? "Солдат обыкновенный" — самый универсальный юнит. Чаще всего используется как пушечное мясо. Командир — единственный и неповторимый. Поднимает "боевой дух" вашего отряда. Только он способен вызвать атаку с
Снайпер прикрывает наступление. воздуха. Если бы меня спросили: "в чем сила, брат, в WarCommander", я бы смело ответил: "в авиации". Атака с воздуха — это что-то... Вообразите такую картину: тридцать фрицев окопались в скверике в центре города и выходить ну никак не хотят. Наш командир под прикрытием снайперов и нескольких солдат подбирается все ближе и ближе к вражеской позиции, по рации сообщает о точном местонахождении фашистского логова и драпает вместе с прикрытием куда подальше от этого места... Потому что уже секунд через десять эскадрилья союзных самолетов разнесет к чертям собачьим и всех фрицев, и скверик, и, может быть, весь центр злосчастного города. Такая вот веселая компания будет находиться под вашим непосредственным управлением. Бойцы в WarCommander, как и в вышеупомянутом Red Alert, автоматически повышают свои характеристики с ростом опыта. А опыт можно получить за боевые заслуги — уничтожение вражеских юнитов. Характеристики такие: запас здоровья, класс брони и скорость. У каждого класса они разные — например, пулеметчик носит отличную броню, но очень медленно передвигается; скаут же, наоборот, самый быстрый боец в игре, но его защита, прямо скажем, оставляет желать. Каверзы природы В WarCommander учитываются погодные условия и ландшафт — почти как в Shogun. Например, держать возвышенность намного легче, чем брать ее приступом. Обстреливать наступающих с высоты — одно удовольствие. В дождь и с наступлением ночи солдаты начинают стрелять хуже, нежели днем и в сухую погоду. На земле остаются воронки от разрывов артиллерийских снарядов, следы от гусениц танков и колес джипов. Но в то же время можно наблюдать, как солдаты переходят широкую реку, но не могут перешагнуть мелкого кустика... Эх, сказал бы я, что думаю по этому поводу, но это уже тема следующего пункта.
Атака с воздуха. Все быстро погибают. Неизлечимый дебилизм Именно так можно охарактеризовать AI в игре. Первое, что бросается в глаза, — это наитупейший pathfinding юнитов. Самостоятельно, без кликанья мышью в метре от места, где они стоят, они никогда в жизни не пройдут длинный путь по пересеченной местности. Второе — это режим поведения ваших подопечных. Режимов два — aggressive и defensive. В первом случае эти шизофреники, как бешеные псы, будут гнаться за отступающими врагами по всей карте до самого тыла, где их спокойно прихлопнут, а во втором — стоять, как тихие дауны, под перекрестным вражеским огнем, не отвечая, даже если враг стреляет в упор. Видно, ребята из Independent Arts Software думают, что игрок должен делать все абсолютно самостоятельно, а не полагаться на помощь компьютера. Похвально, но если бы войска Союзников (а заодно и русские войска — пусть их там и нет) вели бы себя так же во время войны, как они ведут себя в WarCommander, жили бы мы сейчас в каком-нибудь Русбурге и читали бы "Das SpielMANIA". Обнадеживает лишь то, что и компьютер ведет себя не умнее ваших подопечных. Комплимент, а? Второе проклятье WarCommander Ну ничего, с тупым AI еще можно смириться — не впервой, зато с графикой!.. Когда я в первый раз запустил игру, меня чуть инфаркт не хватил: глубокий по смыслу, но отвратительный по исполнению ролик, главное меню а-ля "мы из 96-го" и игровая графика на уровне Hooligans: Storm over Europe — ну или чуть получше. На дворе 2002 год, и делать игры, по графике напоминающие хиты 5-7-летней давности, просто неприлично. Опять же, как и в Hooligans, из-за убожества под названием "графика" сильно страдает общее впечатление от игры. Музыки в игре, к сожалению, нет. Присутствует только поддержка проигрывания музыки с Audio CD. А знаете, как стильно играть под "Катюшу"? "Выходила на берег
крутой...". Если она есть, конечно. Советую всем попробовать. Зато озвучка в игре хорошая, ничего не скажешь — в редкой тактической стратегии можно услышать пение птиц в лесу и шум джипа одновременно. Радует и озвучка персонажей — особенно немцев. Все сделано с долей здорового юмора. Немцы здесь вообще выглядят очень смешно, а еще смешнее становится, когда узнаешь, что сами разработчики родом из Германии... Следует отдельно сказать несколько слов по поводу интерфейса и управления. Интерфейс удобен настолько, насколько это возможно. Все кнопочки, функции — все на месте. Можно даже zoom сделать (правда, так пиксели становятся еще больше и еще ужаснее). Кстати, панель интерфейса WarCommander напоминает панель интерфейса Age of Empires 2. В верхней части еще бы эпоху подписать — вообще копия будет. * * * Возможно, когда вы начали читать статью, вас заинтересовал вопрос: "почему игру называют тактической стратегией, а не варгеймом?". Все просто: чтобы удостоиться звания варгейма, WarCommander просто недостает масштабности. Вы можете управлять не более чем четырьмя десятками юнитов. В итоге — и не Commandos, и не Close Combat. Однако WarCommander все же ближе к тактической стратегии — благодаря узкой специализации юнитов и некоторым другим отличиям от классических варгеймов. Геймплей: 8 Графика: 3 Звук и музыка: 8 Интерфейс и управление: 9 Новизна: 5 Рейтинг "Мании": 7,0 Дождались? Если бы не ужаснейшая графика и недоработки в геймплее — WarCommander можно было бы по праву назвать "лучшей тактической стратегией сезона". А так — просто неплохая игра. Соответствие ожиданиям: 70%