Doom, Ultimate Doom, Doom II, ZDoom, Heretic, Hexen and Strife Редакторы: DEU, DETH, DeeP, DCK, EdMap, DmapEdit, DoomEd, DOOMCAD, Renegade Graphics DoomED Deluxe, WadAuthor, DeuTex, DeuSF, WinTex, NWT, MIDI2MUS, MUS2MIDI, MUS File Player Library, IDBSP, BSP, WAD Auxiliary Resource Manipulator, ZenNode Где взять: Практически все последние версии редакторов и утилит можно скачать c http://ftp.task.gda.pl/pub/games/idgames/utils или http://ftp.sunet.se/pub/pc/games/idgames/utils Возможности: При комплексном использовании — 100% игровых Описание возможностей: Перед тем как говорить о редакторах, нужно отметить следующее: редактирование невозможно (простыми средствами) для shareware, т.е. вы должны пользоваться полной версией игры. Возраст игр id Software достаточно солидный — пионеры action "от первого лица". Многое было "впервые". Тогда только формировались требования к игровым редакторам, которые теперь стали стандартами. Фактически ни один из них, по современным меркам, не является полноценным редактором. Условно их можно разделить на несколько групп: — редакторы EXE файлов — редакторы WAD файлов — инструменты для редактирования звуков и музыки — BSP оптимизаторы. Границы этих групп не особенно четкие, и в них нельзя поместить некоторые дополнительные инструменты. Например, куда отнести утилиту, проверяющую соответствие количества монстров на уровне количеству имеющегося оружия/боеприпасов на предмет возможности их этим самым оружием уничтожить? Наиболее распространенная современная схема "одна игра — один редактор" здесь не проходит. Для создания уровня придется использовать, как минимум, по одному редактору из нескольких групп, а то и по несколько из каждой. Каждый редактор, как правило, хорошо выполняет какую-то определенную задачу. Собрав набор из редакторов, наилучшим образом выполняющих свои функции на разных этапах построения уровня, вы получите полноценный SDK. Вопрос предпочтений при выборе — довольно тонкий. Некоторые очень мощные редакторы отличаются плохим интерфейсом, работают в MS-DOS и требуют плотного общения с
Двое из ларца - одинаковых с лица! Revenant и Former Commando - прощальные гастроли... командной строкой, зато к ним можно найти мегабайты справочной информации. Другие работают под Windows, имеют сносный интерфейс, дополнительные возможности и небольшую справочку о том, как запускать редактор... Что вы выберете? Редакторов к DOOM очень много. Я насчитал более 50. В этом небольшом обзоре мы коснемся только некоторых, наиболее известных. Редакторы WAD файлов Файлы типа *.WAD обязательно лежат в папке с установленной игрой. Например, в DOOM вы найдете doom.wad, в FINAL DOOM — plutonia.wad, tnt.wad и т.д. Эти файлы содержат основную информацию об игровых уровнях: расположение, графика, предметы, монстры, звуки, музыка и т.д. Редактирование WAD файлов позволяет все это, в большей или меньшей степени, изменять. Возможности у редакторов разные, но, в общем, все они позволяют делать следующее: — редактировать оригинальные карты — редактировать карты, скачанные где-либо — создавать свои собственные уровни. DEU Автор: Raphael Quinet и Brendon J Wyber (версия 5.3, и 32-разрядная версия 5.21 GC). Описание: Это был один из первых редакторов для DOOM. Подавляющее большинство последователей использовали в своих работах код DEU. Работает с DOOM, DOOM II, Heretic. Позволяет создавать и вставлять DEMO файлы, редактировать карту, проверять полученную карту на ошибки, и многое другое. Поддерживает разрешения VGA, SVGA 640x480 и 800x600. Особенности: Очень запутанный интерфейс. Высокая сложность, особенно для новичков в MS-DOS. Для того чтобы работать с этим редактором, вам придется распечатать руководство и держать его пару недель под рукой, прежде чем вы запомните нужные команды и порядок действий. DETH Автор: Написан Antony Burden и Simon Oke (версия 3.92). Описание: Работает под MS-DOS и имеет почти такие же возможности, как и DEU. Еще один основоположник всех остальных редакторов к DOOM. Правда, некоторые источники сообщают, что и в нем использован код DEU. Особенности: По сравнению с DEU, интерфейс гораздо удобнее. Для редактирования Hexen нужна специальная версия DETH, которая называется HETH. DeeP Автор: Выпущен Sensor Based Systems (доступна
Pain Elemental собирается разродиться Lost Soul ("потерянной душой"). Как вам "двойная" дьявольская улыбка? версия 8.84). Описание: Работает под MS-DOS. Поддерживаются DOOM, DOOM II, Heretic, Hexen и Strife. Хороший интерфейс и подробное руководство пользователя. Особенности: Может создавать один большой PWAD файл из нескольких более мелких. Редактор позволяет видеть устанавливаемые текстуры (например, при установке их на стены). DCK (DOOM Construction Kit) Автор:Ben Morris (доступна версия 3.62). Описание:Работает в MS-DOS. Интерфейс еще лучше. Это один из наиболее мощных MS-DOS редакторов. Поддерживает: DOOM, DOOM II, Ultimate DOOM, Heretic, Hexen, Strife, Duke Nukem 3D Art файлы. Позволяет просматривать текстуры Quake. Особенности:Имеет встроенные функции для построения дверей, лестниц, подъемников и т.д. Использована технология WYSIWYG (what you see is what you get — что вы видите, то и получите). EdMap Автор: Jeff Rabenhorst (доступна версия 1.31 и есть неустойчивая 1.40). Описание: Редактор работает в MS-DOS. Интерфейс мог бы быть и получше. Хорошее руководство пользователя. Поддерживает: DOOM, DOOM II, Heretic. Особенности: Сам редактор сильно смахивает на DEU. Все наиболее важные функции для построения карты присутствуют. Есть некоторые дополнительные функции для построения лестниц, подъемников и телепортов. DmapEdit Автор: Jason Hoffoss (последняя версия 4.3). Описание: Редактор работает в MS-DOS. Поддерживает: DOOM, DOOM II, Heretic, Hexen и Zdoom. Особенности: Основное предназначение — редактирование карты. Генератор вершин сделан автором, поэтому можно попробовать использовать этот редактор в тех случаях, когда генераторы, выполненные на коде DEU, не справились с задачей. Удобный и интуитивно понятный интерфейс. Есть дополнительные функции, например, генератор построения лестницы. Можно запускать создаваемый уровень из редактора и потом возвращаться в него из игры. Предварительный просмотр текстур. Поддерживается 3D просмотр. DoomEd Автор: Geoff Allen (версия 4.2) Описание: Это один из первых редакторов для DOOM под Windows (3.*). Имеет все связанные с этим
Кому то Рыцари Ада, а кому-то просто - козлы. преимущества (и недостатки). Поддерживает игры: DOOM, DOOM II. Особенности: Включены все дополнительные функции, типа построения лестниц. Может делать PWAD и DWD файлы. В него, в качестве помощи, включена наиболее ценная онлайновая информация. Умеет добавлять и удалять почти все. Неустойчив, может зависнуть в любой момент. Бывают трудности с редактированием больших карт. Не всегда корректно сохраняет карту — они иногда просто не запускаются. DOOMCAD Автор: Matt Tagliaferri (версия 6.1). Описание: Как и DoomEd, работает под Windows (3.*). Поддерживает игры: DOOM, DOOM II, Heretic. Особенности: Возможности меньше, чем у DCK или DEU. Скорее предназначен для того, чтобы новичку освоить редактирование уровней DOOM. Этому будет способствовать большая подборка справочной информации. Из недостатков: неудобно перемещаться по карте; нет программы инсталляции. Renegade Graphics DoomED Deluxe Автор: Renegade Graphics (доступна версия 2.23). Описание: Не имеет никакого отношения к ранее рассмотренному DoomEd. Это хороший редактор, с хорошей установочной программой и приятным глазу интерфейсом. Работает под Windows.
Cacodemon - колобок. Любит подсматривать, и, судя по мерзкой улыбке, это ему пока еще нравится. Поддерживает игры: DOOM, DOOM II и их модификации. Особенности: Диалоговая справка отсутствует, но есть отдельно распространяемое руководство пользователя, к тому же с редактором поставляется большой текстовый файл с описанием возможностей и основных приемов работы. Гибкая настройка конфигурации редактора. Неудобно выполнено перемещение по карте. WadAuthor Автор: Williston Consulting (версия 1.3). Описание: Один из самых устойчивых и удобных редакторов под Windows 9*. Поддержка редактора разработчиком с 1995 по 2001 год уже говорит о многом. Без регистрации работает 15 дней. Если редактор зарегистрирован, то обещают выслать дополнительные утилиты для редактирования WAD файлов под MS-DOS. Поддерживаются: DOOM, DOOM II, Ultimate DOOM, Heretic, Hexen. Особенности: Отличают этот редактор хороший интерфейс и некоторые приятные и полезные вещи, например, отображение предметов в натуральном виде. Файлы помощи сделаны так, что будут очевидны даже человеку, впервые взявшемуся за дело строительства уровня. Редакторы EXE файлов С помощью редакторов WAD файлов можно добиться многого, но есть задачи, которые им не по силам. Изменение параметров оружия (например, скорострельности), здоровья, "толщины" брони, добавление объектам новых свойств, приписывание новых эффектов, изменение различных игровых текстов, добавление новых спрайтов — все это можно делать с помощью редакторов EXE файлов. Нужно отметить, что работа с этими редакторами считается делом достаточно сложным. Знакомиться с ними рекомендуется только после того, как вы достаточно освоились с редакторами WAD файлов. Для создания полноценного мода необходимо применять оба типа редакторов. DeuTex и DeuSF Автор: Olivier Montanuy (версии 3.6). Описание: DeuTex — MS-DOS программа, которая управляется из командной строки. Особенности: С помощью этого редактора можно изменять практически любые ресурсы WAD файла. Работает с форматами BMP и GIF. Результат компилируется. Работа с программой не для начинающих. Совместима с редакторами WAD файлов, типа DEU. Много справочной информации. DeuSF предназначена для создания PWAD файлов с заменой спрайтов или окружения. Это далеко не простая задача. Поддерживаются форматы GIF, BMP, WAV, AU и MUS. Остальное как для DeuTex. WinTex
3 Автор: Olivier Montanuy (версия 4.3) Описание: Управляет программами, которые работают под MS-DOS, используя PIF файл. Фактически используется чаще всего как оболочка для таких программ, как DeuTex, DeuSF и т.д. Обратите внимание на фамилию автора редакторов DeuTex, DeuSF и автора WinTex. Интересный ход — вместо того, чтобы переписывать эти программы под Windows, он написал оболочку! Поддерживает игры: DOOM, DOOM II, Ultimate DOOM, Heretic, Hexen, Strife. Особенности: Самостоятельную работу WinTex, как редактора EXE файлов, обеспечивает поставляемая вместе с ним программа DeuSF. Работать с ней через WinTex гораздо удобнее. Возможности, само собой, такие же. Имеет встроенную справку. Можно просматривать GRP файлы Duke Nukem 3D. NWT (New WAD Tools) Автор: Denis Moeller (версия 1.3, и есть бета-версия NWTpro 1.4 от 3/96) Описание: Работает под MS-DOS. NWT поддерживает игры: DOOM, DOOM II, Heretic. А NWTpro дополнительно поддерживает Hexen и Strife. Особенности: Делает все то, что делает WinTex, и даже больше. Хорошо продуманный интерфейс. Работает с разными палитрами (для Heretic). Обрабатывает файлы форматов RAW, GIF, PCX, WAV, VOC, MUS и PWAD. Редактирование текстур и списков pname. Инструменты для редактирования звуков и музыки Звуки и музыка в игре должны соответствовать обстановке уровня и усиливать нужное впечатление. Кто не верит в эту простую истину, может заменить оригинальную мелодию DOOM на "в лесу родилась елочка" и прочувствовать дискомфорт. Программы этого типа не изменяют и не создают ни звуки, ни музыку. Они переводят ваши звуковые и музыкальные файлы в формат, который понимается игрой. Сами файлы должны быть созданы с помощью, например, MIDI клавиатуры, либо можно взять готовые. В DOOM нельзя использовать в качестве музыки WAV файлы (и другие форматы, естественно, тоже). Их можно будет применить, только если преобразовать их в MIDI файлы (например, c помощью Cakewalk), а затем в формат MUS. У музыкальных файлов в DOOM есть некоторые особенности: они должны быть представлены в моно 11 кГц (в игре будет создан псевдостереоэффект, если появится необходимость), максимальная длина воспроизведения — 6 секунд. MIDI2MUS Автор: Этот инструмент — от самих id Software. Описание: Действует максимально просто: подали на вход файл MIDI, на выходе имеем файл MUS. Особенности: Кажется, эта утилита не работает под WinTex. MUS2MIDI Автор: Jochem Erdfelt (версия 0.9).
Описание: Здесь все наоборот — из MUS получаем MIDI. Эта утилита управляется из WinTex! Т.е. не обязательно мучаться с командной строкой. Особенности: Выполняет только одну функцию, зато качественно. Применяется она для того, чтобы получить оригинальные треки, для последующей модернизации (id Software такие действия не приветствуются!) или для собственного удовольствия. Тяжело освоить управление из командной строки (используйте WinTex). MUS File Player Library Автор: Vladimir Arnost (версия 1.75). Описание: Более мощный вариант предыдущей утилиты. Поддерживает игры: DOOM, DOOM II, Heretic и Hexen. Особенности: Предварительное прослушивание MUS файла. Поддерживает Adlib, Sound Blaster (OPL2), Sound Blaster Pro II/16 (OPL3, stereo), Sound Blaster AWE32 (EMU 8000), Roland MPU-401 и Sound Blaster MIDI port. Копирование MUS происходит в XMS или EMS память, отсюда вывод — предварительно обеспечьте ее подключение! BSP оптимизаторы Боюсь, что без разъяснений не обойтись. Во-первых, зачем нужно что-то оптимизировать? Уровень DOOM можно представить себе в виде коробки, наполненной всяким разным (у кого как получилось). Каждый уровень отличен от другого, но все они едины в одном — размеры их огромны по сравнению с размерами героя-"проходимца". Исходя из этого, в любой момент времени вы, глазами героя, можете видеть только часть уровня. Ну нет у него глаз на затылке! Эта-то видимая часть и отображается на экране монитора. Ну и что?! А то, что если ничего не объяснить программе, то она будет прилежно обсчитывать и все остальное, что не влезло. Представьте себе, сколько вы будете ждать следующего кадра. Вопрос второй — что делать? Ответ, приятный слуху тунеядца со стажем, — все давно уже сделано! Был разработан специальный алгоритм BSP (Binary Space Partitioning), который делит уровень на маленькие кусочки. Все они организуются согласно "иерархии" полигонов, образуя BSP дерево. В результате на экране отображаются только те части (ветви дерева) уровня, которые попали в поле зрения героя. Остальные мирно ждут своего часа, а не толпятся в очереди у процессора. Скорость отображения растет, настроение подымается, сраженные монстры падают пачками. Остается только применить BSP алгоритм к своему уровню. Многие редакторы сами умеют строить BSP дерево, однако, если это не так или качество оптимизации вас не устраивает, — никакой трагедии. В мире много других BSP оптимизаторов. Я привожу только некоторые, наиболее известные. IDBSP Автор: Портирован в MS-DOS Ron Rossbach (доступны версии: 1.0, 1.0.1, 1.0.2 и бета 1.1). Есть варианты для Linux и OS/2. Особенности: Для обработки программа требует не WAD, а DWD файл. Поэтому программа распространяется с конвертером WAD файлов в DWD формат. На выходе получается нормальный, оптимизированный WAD файл. Карты получаются достаточно быстрыми и самыми маленькими. Интересно, что первоначально программа была написана id Software для NextStep, правда, это не избавило ее от ошибок. Можно получить и исходный код, если вы сильны в С. BSP Автор: Colin Reed (доступны версии: 1.5, 2.3, 3.0). Описание: Работает в MS-DOS, Unix и OS/2. Особенности: Используется как встроенный оптимизатор большинством редакторов exe, wad, умеющих строить BSP дерево. WAD файлы получаются более медленными, чем при использовании IDBSP, но, тем не менее, достаточно быстрыми. Зато работать легче и удобнее. К тому же на современных машинах эта разница абсолютно не видна. WAD Auxiliary Resource Manipulator (WARM) Автор: Robert Fenske
(версия 1.6) Описание: Работает в MS-DOS, OS/2, Linux, Windows/NT и других. Поддерживает WAD файлы из DOOM, DOOM II, Ultimate DOOM, Heretic и Hexen. Особенности: Карты получаются большего объема, чем при использовании IDBSP, но достаточно быстрыми. Не лишен некоторых ошибок. Распространяется вместе с исходным кодом. ZenNode Автор: Marc Rousseau (доступны версии 0.98a и 1.0) Описание: Работает в MS-DOS, OS/2 2.0, Windows NT и Windows 9x. Версия 1.0 поддерживает Linux 2.0. Обрабатывает WAD файлы из DOOM, DOOM II, Heretic и Hexen. Особенности: Неплохой интерфейс. Быстрая и удобная программа. BSP генератор может настраиваться пользователем. Можно указывать сектора, которые не должны быть поделены. В версии 1.0 позволено выбирать один из трех алгоритмов разделения уровня. Может соединять отдельные карты в один WAD файл. Окончательная оценка Мнение автора материала обо всех описанных выше редакторах игры. Сложность: От низкой до очень высокой Остальное:Большинство редакторов, работающих под управлением Windows, требуют наличия библиотеки VBRUN300.DLL. Ее можно скачать по адресам (лучше со второго): http://ourworld.compuserve.com/homepages/PSNeeley/VB300.htm; http://loadsoft.narod.ru/utilities/vbrun_and_other_dlls_and_runtime_files/d_6058_index.html. По адресу http://zdoom.notgod.com/download.php можно получить все материалы по Zdoom — и игру, и редакторы, и утилиты. DOOMские "шаровары" под Win95 (DOOM, DOOM2, Heretic, Hexen): www.sonic.net/~mortlgrn/doom.html.Если будете искать редакторы где-то еще, готовьтесь к
разочарованиям. Многие страницы давно заброшены. Оценка "Мании":Бесценно Thief, Thief 2 Редактор: DromEd Где взять: На диске с игрой должен быть файл DromEd.zip. Если его там нет, то можно скачать, например, на www.thief-thecircle.com/download.asp?fid=277 Возможности: 70% игровых Описание возможностей: Имеются две версии редактора DromEd, которые между собой несовместимы. Вторая версия, которую я здесь буду называть DromEd2, предназначена для работы с Thief II версии 1.18. Эти редакторы позволят вам создавать помещения, "обставлять" их предметами и задавать им схемы движения, наполнять звуками создаваемый мир, устанавливать и активировать врагов, манипулировать их вооружением, определять цели и задачи миссии. DromEd, DromEd2 поддерживают акустические параметры настройки окружающей среды, использующие EAX (Environmental Audio Extensions). Редактор представляет собой программу с многооконным интерфейсом. Главное окно разделено на четыре вида, как в 3D Max. Существенным дополнением является наличие командной строки, через которую проводятся многие команды, управляющие редактором. Некоторые отличия между DromEd и DromEd2: — Dynamic light (динамическое освещение) используется только в DromEd2 — в DromEd2 для базового освещения уровня не обязательно использовать light_bright — используются разные семейства текстур (Thief — family_core, Thief 2 — family_core_1) — есть различия в командах управления — не совпадают адреса объектов в Object Hierarchy. Этот список не полный. Никакого отдельного руководства для DromEd2 Looking Glass Studios не выпускала. Оба редактора официально не поддерживаются, поэтому все найденные отличия — дело рук любителей. Так что у вас есть возможность внести свою лепту. Сложность: Высокая Остальное:Для работы с уровнями к Thief II нужно скачать с сайта www.thief-thecircle.com/download.asp?fid=278 файл DromEd118.zip. Перевод на русский язык руководства по работе с редактором от Looking Glass Studios найдете на сайте www.thief-darkfate.narod.ru. Много интересных материалов по редакторам — учебники, миссии, примеры и самое богатое дополнениями любителей руководство пользователя — найдете на немецком сайте www.masterthief.4players.de:1052/editor.html, причем не только на немецком языке. Оценка "Мании":4/5