Терять и находить судьбоносные кольца в последнее время стало столь же модным, как в былые годы топить "Титаники" и сжигать в доменных печах особо неугомонных терминаторов из будущего. Как правило, для всемирного потопа и прочих глобальных мероприятий достаточно всего одного колечка, однако разработчикам из компании Innonics этого показалось мало. В случае с "Гномами" нам предстоит найти целых шесть колец, вдобавок еще и сковать из них цепь, дабы обуздать непослушное собакообразное млекопитающее по имени Фенрир.
Мир изменился... и снова оказался в **** Зачинщиком героического похода за кольцами оказался не кто иной, как известный германо-скандинавский небожитель Один. Именно он проворонил песика, забыв расставить на ночь вооруженных караульных вокруг будки. Как назло, все местные супергерои оказались заняты (видимо, снимались в кино или карали греховное человечество), и незадачливому Одину пришлось снарядить в экспедицию пяток бестолковых малолетних гномов. С их помощью нам и предстоит проделать путешествие к центру Земли, отыскать по пути легендарные кольца и успокоить Фенрира. Помимо самих себя, рассчитывать гномам почти не на кого. Босс, совсем разбитый горем, удалился в неведомые дали — посыпать голову пеплом и заливать горе элем.
Гном на грибоповале. Из грибов тут можно даже лесопилку построить. Подданные были буквально брошены на произвол судьбы, и единственным их советчиком в подземном мире оказался некий летающий эльф, больше смахивающий на Лару Крофт со стрекозиными крыльями. Правда, поначалу толку от него почти нет, и его редкое появление больше воспринимается как возможность немного расслабиться и отвлечься от созерцания однообразных подземных застенков.
Спасители человечества Сказать по правде, возможности вверенных нам гномов в начале игры не внушают никаких надежд на успех предприятия. Каждый работник умеет лишь копать траншеи, рубить гигантские грибы и подбирать с земли разнообразный хлам. К счастью, какая-то добрая душа оставила гномам, выражаясь терминологией Fallout, один экземпляр некоего "Garden of Eden Creation Kit", с помощью которого можно запалить костер и построить чум. На огне можно с успехом поджаривать грибы и отогревать подмерзшие ягодицы, а под полотняным навесом палатки — отдыхать от работы и заниматься удовлетворением естественных физиологических потребностей. Кстати, размножаются гномы весьма быстро, так что любители "наплодить юнитов и жахнуть" смогут в достаточно короткий срок создать мощную гномью тусовку и триумфально двинуться на завоевание окрестностей. Правда, для достижения цели игры и сохранения нервных клеток геймеров такой путь развития мало подходит. Чем больше у нас будет тружеников, тем больше мороки с каждым из них. Несмотря на природную тупость, все гномы твердо знают свои конституционные права и считают ненормированный рабочий день серьезным посягательством на собственную свободу. Разумеется, продолжительность рабочего времени для каждого из трудяг можно установить индивидуально, но стоит сразу оговориться, что империалистический принцип "делу — время, потехе — час" здесь не срабатывает. Немилосердно эксплуатируемые гномы всем своим видом начинают выказывать признаки непослушания, отлынивают от работы и даже устраивают профсоюзные шахтерские манифестации с красочными транспарантами в руках. Помимо этого, сварливые коротышки периодически хотят есть и спать. Если не уделять достаточно внимания их требованиям, то подчиненные вконец отобьются от рук и разбредутся по подземельям в поисках хлеба и зрелищ. Как видно, громадный выводок из тридцати гномов гораздо менее подходит для исследования земных недр, чем небольшой отряд из пяти-шести особей.
У гномов очень потешная анимация. Вот эта дамочка, к примеру, увлеклась аэробикой. Впрочем, зачастую без репродуктивной функции просто не обойтись. Во-первых, период жизни гномов ограничен сроком в 24 дня, и если их не "спаривать", то через три с половиной недели игроку придется отказаться от любых притязаний на кольца Одина, оставив под землей лишь истлевшие трупы недавних союзников. Кроме этого, в Нижнем Мире часто встречаются враждебно настроенные существа и опасные плотоядные растения. И те, и другие никогда не упускают случая отведать бифштекса из свежей гномятины. В том случае, если кому-то из них это все же удается, недостающего члена семьи всегда можно заменить новеньким гномиком. Новорожденный младенец, оснащенный островерхим колпаком и ослепительно-белым "памперсом", будет долгое время наполнять тишину пещер капризным нытьем и гоняться за червяками, а спустя сутки достигнет размеров взрослого гнома и уже сможет быть полезен в любом качестве — в том числе и, как говорится, стать отцом или матерью.
Век живи, век учись Как и героев RPG, гномов можно "накачивать" в различных умениях, куда входит обработка дерева, добывание и приготовление пищи, работа по камню и металлу, сборка зданий, алхимия, боевое искусство и т.п. Все вышеперечисленные премудрости постигаются различными способами. Например, для освоения навыков работы с древесиной гнома можно заставить без устали рубить грибы либо усадить за чтение предметной литературы. Последний путь, естественно, позволяет работнику гораздо быстрее достичь необходимой кондиции и не тратить время попусту. Что касается учебных пособий, то отыскать их не так уж и сложно — фолианты с древними знаниями часто встречаются внутри деревянных бочек, в изобилии разбросанных по закоулкам туннелей. Накопление опыта в каком-либо из видов деятельности позволяет работникам быстрее осваивать новые технологии, а также изобретать различные мудреные штуки и приспособления. Помимо прочего, при низком уровне развития в области, скажем, стрельбы гном не сможет использовать некоторые подручные средства для разборок с враждебными существами. К счастью, детям передаются способности родителей, и их не требуется развивать по-новому, истерично выискивая в катакомбах бочки с умными книжками. Непрерывное накопление опыта позволяет гномьему клану постепенно прогрессировать и достигать больших свершений на поприще науки и техники. Поначалу имея в
Отнюдь не языческий праздник, а всего лишь хомякоферма доброго отшельника. распоряжении лишь переносной мангал для грибных шашлыков и жалкое подобие индейского вигвама, гномы постепенно начинают осваивать все премудрости фермерского образа жизни, разводят в неволе хомяков, обзаводятся лифтами и увеселительными заведениями... В итоге клан может достичь немалых успехов даже в сфере ядерной физики и построить самый настоящий реактор. Все создаваемые нашими подопечными сооружения можно при случае упаковать в компактные ящички и перенести с одного места на другое. По мере углубления в земную твердь гномам предстоит часто мигрировать и окапываться в самых различных пещерах. А поскольку чтобы, допустим, сколотить из грибных ножек и шляпок лесопилку, потребуется довольно много времени и ресурсов, ее легче просто перетащить на новое место, чем конструировать заново.
Путь в никуда Именно так можно назвать наше путешествие, ибо изначально никакие даже самые скандинавские боги не смогли дать гномам подсказку, где следует искать пресловутые кольца. Кажущаяся поначалу заветной фраза "кольца сокрыты под землей" с погружением в толщу грунта приобретает пугающий смысл. Как вскоре выясняется, рыть туннели можно во всех направлениях на какую угодно длину и глубину. Впрочем, не стоит особо расстраиваться из-за того, что искомые кольца не оказались спрятанными под близлежащей корягой. Гигантский волкодав, как и его бессмертный хозяин Один, дней не считает и еще не скоро догадается устроить апокалипсис. Благодаря этому в запасе у гномов есть достаточно времени, чтобы и артефакт найти, и пожить в свое удовольствие. Тем более что под землей им еще не единожды выпадет возможность поучаствовать в различных приключениях (помимо основной миссии, в игре есть около сорока дополнительных квестов). Кроме уже упоминавшихся выше гномоедов, на пути к заветной цели отряду будут встречаться и другие гномьи кланы. Несмотря на то, что внешне все гномы мало различаются между собой,
Свирепая драка с крысомонстром. Боец Ларс (на фото слева) в отличном настроении и здоров на все 100% - видимо, потому что сам не дерется. самоуправство нашего "братства кольца" на чужеземной территории может спровоцировать агрессию со стороны хозяев. Поэтому, прежде чем стащить в одном из селений пару бочонков пива или порубить на щепы чей-то гордый штандарт, стоит хорошенько подумать о последствиях и возможных путях отступления. Тем более что в подземных племенах нередко попадаются на редкость могучие воины, способные разорвать весь наш отряд на кусочки. К тому же, в некоторых случаях чужие гномы и сами бывают рады поживиться скарбом пришельцев, так что не стоит кидаться с распростертыми объятиями к каждому, у кого есть колпак, борода и короткие ноги.
Ложка пепси в бочке эля Куда ж без этого? Увы, несмотря на всю потрясающую увлекательность "Гномов", в игре есть и пошлые недостатки, первое место среди которых занимают совершенно бесполезные "вращательные" функции камеры. Менять ракурс можно в пределах лишь нескольких градусов, причем играть удобно лишь в одном положении. Кого-то может вывести из себя и достойный движка Build (Duke Nukem 3D все помнят?) задний план на открытых пространствах. Но самый главный враг "Гномов" — это их собственный движок исключительной тормознутости. И ладно было бы из-за чего тормозить... Так нет — графика тут в лучшем случае двухлетней давности, но при этом картинка даже на хорошем компьютере упорно отказывается сменяться чаще сорока раз в секунду. Зато музыку написали хорошую. Лирические интонации сменяются гномскими военными маршами, а потом незаметно и плавно окрашиваются в мажорные тона. Ну а уж озвучка вызывает если не гомерический хохот, то улыбку до ушей — точно. Обязательно послушайте, что бормочут гномы, перебравшие пива... В общем, несмотря на все недоделки, недодумки и жуткую тормознутость, "Гномы"получились хорошей и веселой игрой. Кстати, игра действительно вся сплошь пронизана юмором (скриптовые ролики смотреть всем!). Ну вот скажите, например, почему хомяки так не любят гномов? Да потому что у гномов хомяки считаются деликатесом, и они любят не только отведать хомяка-гриль, но и выкурить сигару с "хомячным" привкусом, и даже выпить "хомячное" пиво! Геймплей: 8 Графика: 7 Звук и музыка: 9 Интерфейс и управление: 7 Новизна: 9 Рейтинг "Мании": 8.0 Дождались? Пройти долгий путь от воспитателя яслей до начальника атомной станции, найти древний клад и не рехнуться от безысходности в подземных казематах! Забавный сплав легкого экстрима и шизофреничного веселья. Оправданность ожиданий: 90%