Край непуганых идиотов. Самое время пугнуть. Записные книжки И.Ильфа
Сбывшиеся ожидания и оправдавшиеся надежды — это всегда приятно. А в случае с Dungeon Siege надежд и ожиданий хватало — ведь эту игру делал не кто иной, как отец знаменитой Total Annihilation — Крис Тейлор. Еще на стадии разработки проект привлекал пристальное внимание игроков и прессы, заняв второе место в номинации "лучшая RPG" на наипрестижнейшей выставке E3. С места в карьер Игра, которая задумывалась Тейлором как "Action Fantasy RPG", действительно получилась замечательной, — динамичный увлекательный геймплей, естественное и легкое управление, прекрасный, огромный, беспрерывный мир. Dungeon Siege можно проходить в одиночку, можно в компании, можно даже создавать при помощи редактора свои игры. Но давайте обо всем по порядку. Начнем с того, что при создании героя вам не придется напрягать мозги, выбирая класс и расу, потом кидать кости и распределять очки по характеристикам. На усмотрение игрока оставлены чисто эстетические вопросы: пол (симпатичная девица или крепкий парень), имя вашего альтер эго и его имидж: рыжее каре или блондинистый хайр, мешковатый прикид деревенского покроя или кофточка а-ля Бритни Спирс. Я выбрала девушку, поэтому дальше буду
Игровые условности: группа монстров в дальнем конце лужайки не видит нас с расстояния в пятьдесят шагов. писать о герое в женском роде — "она". Наглядные плоды ваших усилий вам покажут во вступительном ролике, когда вы увидите, как выбранная вами девица в той самой тунике на шнуровке прилежно пропалывает грядку. Впрочем, долго заниматься ей этим не придется. Понятно, что в диаблообразной Action RPG сюжет играет глубоко вторичную роль. Он просто позволяет структурировать аппетитные кусочки действия, как шампур позволяет структурировать шашлык. Но приятно, что этот сюжет имеется. Кровь за кровь Далеко на западе континента Арана, в стране Эб стояла крестьянская деревушка. Ее жители разводили кур, возделывали маис и растили брюкву. Жизнь их текла неспешно и мирно в краю зеленых долин и поющих ручьев. Так было, пока однажды силы тьмы не нарушили это вечное перемирие, и на поселение Эб не напали враги. Не дав закончить прополку любимой капустной грядки, на руки нашей героине падает израненный сосед Норик. Умирая, он дает прощальный наказ — идти в город Стоунбридж и отыскать там некоего Гиорна. Естественно, наша юная колхозница всю жизнь ждала возможности выйти на тропу войны. Поводов для кровной мести предостаточно: округу наводнила нечисть, дома сожжены, соседи убиты. Берем нож или вилы (имеются также тяпка и грабли) в руки — и вперед! Начинается безбашенная монстрорезня под динамичную музыку Джереми Соула (известного нам по саундтрекам к Total Annihilation). Цель сего действа — последовательная зачистка страны от разнокалиберных тварей вплоть до полного их уничтожения. Вторая же встретившаяся на пути избушка оказывается не просто крестьянским жилищем, а настоящим бункером в три этажа. Люк в подвале с приманкой — пузырьком маны. Мы спускаемся вниз, к протянутым лапам соскучившихся от долгого ожидания монстров. И понеслась. По пути к городу Стоунбридж мы найдем нашу первую соратницу Улору, немного прокачаем умения и наберем множество разных вещичек. А из стен города навстречу "великому путешествию" выйдет уже большой отряд из нескольких бойцов, лучников и магов с осликом повышенной грузоподъемности в арьергарде. Впереди нас ждет огромный мир... Лес пляшущих теней Страна Эб очень живописна. Наш путь лежит по зеленым полянам
Анкхеги выползают из-под земли в самые неожиданные моменты и тут же начинают плеваться кислотой. и густым лесам, мимо живописных скал, ревущих водопадов и заросших камышами заводей. Но эта страна сумрачна и таинственна: за каждым поворотом прячутся горные пещеры и полные сокровищ и нежити подземелья. Она грозна и сурова: нас ждут заснеженные перевалы, ощерившиеся горные пики и бездонные пропасти. Мир Dungeon Siege не разбит на локации. Он состоит из террас, соединенных между собой лесенками или тропками. На каждой такой террасе живет некоторое количество зверья, валяется всякое добро и ждут разные сюрпризы. Упасть со скалы, влезть куда не следует или просто утопиться нельзя. Как и обещано, пещеры и подземелья не требуют загрузки — если зайти туда, просто меняется освещение и возникает вид знакомого дьяблообразного интерьера в четырех стенах. Но если вид домов и подземелий привычен глазу, то расплывающиеся, а затем исчезающие при приближении героя деревья в лесу производят странноватое впечатление. Можно встать на то самое место, где секунду назад произрастала вековая ель в два обхвата. Отступите на три шага в сторону — дерево, как ни в чем не бывало, снова возникнет на своем месте. Есть, правда, и непроходимые чащобы: там деревья испаряются, стоит приблизиться к ним, но пройти дальше все равно не удается. Заметим, что и наблюдать такие сцены приходится сквозь полупрозрачную ветку какой-нибудь елки. Сюрпризов в игре множество: олень, испуганно прянувший в кусты, возящиеся на полянке зверушки, живописная пещерка с россыпью золотых монет за водопадом, тайное подземелье с ключом-статуей. Персоны наших героев тоже не обделены визуальными радостями: все изменения в экипировке немедленно отражаются на фигурах персонажей. У монстров другие украшения: стрела, попавшая в скелет, будет пером торчать у него из тазовых костей. Созерцать красоты помогают плавный скроллинг и масштабирование; есть возможность зафиксировать угол обзора. Камера наезжает, отъезжает, крутится по вашему желанию, разве что только сальто не делает. Словом, все для народа! Смерть приходит с улыбкой Монстров в игре много, хороших и разных. Злобные орки, собаки величиной с орка и осы размером в полсобаки мирно пасутся рядышком в лесу, ожидая нашего прибытия. Встречается и местная мелковатая родня анкхегов, традиционно плюющаяся зеленой пакостью. Подземелья кишмя
Нашему грузовому ослу на ступеньках приходится тяжеловато. кишат скелетами, горгульями и разными паукообразными тварями. Есть летадлы и стрелядлы, атакующие магией. Время от времени попадаются боссы, не упускающие случая напомнить игроку, что не так он крут, как ему казалось. Первый серьезный враг встретится в склепе — огромная горгулья с горящими углями глаз, из которых бьют смертоносные красные лучи. В игре есть даже драконы — эти огромные твари с трудом умещаются на экране монитора. Надо сказать, что обычные монстры, покуда нападают поодиночке, не представляют серьезной угрозы. При проявлении минимальной осмотрительности зачистка местности оказывается несложным и весьма увлекательным занятием. Разномастные твари, раззявя пасти, радостно бросаются нам навстречу. Самое главное — не зарываться, и продвигаться вперед осторожно и постепенно, оставляя в тылу только трупы. AI монстров особо не блещет. Пока один скелет атакует вас, пара его друзей могут задумчиво стоять совсем рядом, покачиваясь на костяных ногах. Есть другие забавные неурядицы. Как вам понравится стая ос, которая не может перелететь через кладбищенскую ограду и летит искать ворота? Или то, как моя лучница при команде атаковать дистанционным оружием — луком — зачем-то подбегала вплотную к монстру, проскакивала ему за спину, разворачивалась и только затем начинала стрелять? Естественно, результатом этого хитрого маневра обычно было то, что все друзья сотоварищи намеченной жертвы резво выползали из кустов и укрытий и всем скопом бежали поучаствовать в разборке. Dungeon Siege очень гуманна к игроку. Во-первых, в любой момент можно воспользоваться паузой, чтобы отдать команды всем членам партии и подлечить их. Для принятия восстанавливающих здоровье или ману зелий достаточно просто щелкнуть по ним мышкой — очень удобно. Во-вторых, здоровье наших героев восстанавливается на глазах, мана со временем тоже регенерирует. Как когда-то в Wizards & Warriors, после схватки израненным героям достаточно немножко погулять, занявшись полезным делом собирания трофеев или осмотром достопримечательностей, и через несколько минут они снова будут готовы к бою. Если же вы все-таки в пылу боя за кем-то не уследили и хиты одного из персонажей упали до нуля — возможны два исхода. Впавшего в бессознательное состояние товарища можно оперативно вылечить — и он снова займет свое место среди сражающихся. А можно просто быстренько добить врагов — этого
Летающий череп - типичный представитель местной нежити. Живет в подземельях и плюется огнем. достаточно, чтобы персонаж пришел в себя и резво начал регенерировать. Если же вы не успели вылечить коллегу в течение десятка секунд или выиграть за это время бой, его бренное тело взорвется, превратившись в могильный холмик, окруженный грудами барахла покойного. Придется воскрешать... Повторенье — мать ученья Система роста героев весьма незамысловата и напоминает незабвенный Daggerfall. Есть три основные характеристики — сила, ловкость и ум. В начале игры каждая из них равна десяти. Есть также четыре умения — рукопашный бой, стрельба и два вида магии — боевая и природная. И характеристики, и умения растут по мере их использования. Предпочитаете драться палицей или топором? — от схватки к схватке будет подниматься сила и расти искусство рукопашного боя. Стреляете из лука? — ловкость и мастерство лучника крепчают на глазах. Надо объяснять, что будет, если вы постоянно плюетесь огненными шарами или балуетесь целительством? В соответствии с соотношением развития талантов герой приобретет ту или иную профессию: маг, лучник, боец или должность с другим наименованием, обозначающим хитрую комбинацию базовых. Если герой возжелает переквалифицироваться, — например, вместо палицы возьмет в руки лук, — поменяется и его профессия. Вначале такие метаморфозы происходят весьма часто. Например, к исходу первого дня игры моя девушка, проскочив ряд промежуточных профессий, оказалась... всадницей. Однако
Монстры страшны, когда нападают скопом, - зато безобидны поодиночке. если учесть, что в игре нет ни лошадей, ни грифонов, ни единорогов, словом, ездить абсолютно не на ком, — подобный статус выглядит странно. Сексуальный эвфемизм какой-то... Как и положено в RPG, из трофейного барахла вы подбираете герою обмундирование и оружие. Впервые найденные предметы данного типа — перчатки, лук, броню — герой надевает по собственному почину. Так, моя девица с тесаком в руках самостоятельно обрядилась в безразмерный черный плащ до пят и стала жутко похожа на Дункана МакЛауда из клана МакЛаудов. Впрочем, незабвенный лозунг "в живых останется только один!" вполне подходит для крестового похода во имя тотальной аннигиляции монстровья страны Эб. Красиво нарисованных и самых разноплановых вещиц в Dungeon Siege очень много — считать не пересчитать. При этом луки не требуют стрел, а золото не занимает места в инвентори. Зато традиционные красные и синие пузырьки отъедают в багаже приличный объем. Интересно, что при лечении герой расходует не весь флакон целиком, а отхлебывает из него столько, сколько надо. Поэтому наличие полупустых бутылок в инвентори не должно вас удивлять. Многие виды оружия требуют определенного уровня основных характеристик — например, для владения мощным магическим посохом нужен недюжинный ум. Если вашему герою пока слабо использовать крутые вещицы — в инвентори они будут подсвечены красным. Воистину, дух Diablo неистребим... Трофеи попадаются везде: в ящиках и бочках, расставленных вокруг орочьих бивуаков, в склепах и обыкновенных домах; конечно же, их можно снимать с трупов. И если бесхозные ящики и бочки отряд планомерно превращает в щепки, то крушить точно такие же с виду объекты в городе уже не дозволяется. Размеры инвентори, увы, невелики, и многие предметы приходится выбрасывать. Правда, есть выход: заклинание transmute позволяет превращать излишки барахла в золотишко. А можно просто нанять в отряд побольше бойцов и грузового ослика впридачу. Но не стоит забывать о том, что члены партии делят между собой не только груз, но и экспу (за исключением ослика, разумеется), и для успешного прохождения игры совершенно не обязательно устраивать майскую демонстрацию. Невыносимая легкость интерфейса Создавая игру, Крис Тейлор обещал игрокам создать доселе невиданно удобный и простой интерфейс. Слово он сдержал. Управление легко и естественно, как дыхание — осваивается в два счета. Одинаково просто водить партию по горам и долинам, вести бой, управляться с магией и разбираться с багажом. То, что в партии может быть до восьми героев, ситуацию никак не усложняет. На все случаи жизни прописаны горячие клавиши, а на самый крайний существует уже упомянутая мной пауза — "пробел". На экран подается масса полезной и толково организованной информации. Например, раскиданные по пейзажу материальные ценности не просто отмечены на карте — все они подписаны, так что без труда можно понять, где кучка монет, которую вы просмотрели, а где выброшенное вами барахло. С помощью карты можно задавать и направление движения героев. Можно даже воевать, не переключаясь на основной экран. Предусмотрены все прочие мыслимые и немыслимые удобства. Можно переключить управление на любого конкретного героя, но в скоротечном бою отдавать приказы всем и каждому просто некогда. Поэтому лучше заранее настроить поведение своих спутников. Настраиваются три параметра: передвижение в бою (стоять на месте, нападать на видимых врагов или, наоборот, выходить из боя), активность (атаковать всех, до кого дотягиваешься, или только тех, кто нападает на тебя) и приоритеты (атаковать самого сильного врага, самого слабого или просто ближайшего). Можно задать и построение отряда. Можно назначить персонажа, который будет собирать трофеи отряда, причем сначала добро будет грузиться на ослика, если таковой у вас имеется. Кстати, ослик — симпатичный, полезный и абсолютно равноправный член партии. Вплоть до того, что он вместе с приключенцами посещает трактиры и магазины. Правда, во время боя осел совершенно справедливо предпочитает держаться в стороне. Кстати, мультиплеер в Dungeon Siege — не хуже диабловского. Плюс дополнительные локации, альтернативная сюжетная линия и редактор для создания собственных миров. Ну как, оценили сияющие перспективы? Концентрат — не всегда плохо Dungeon Siege, вне сомнений, игра высшего эшелона, очень качественная и продуманная. Поклонники "классических" RPG назовут ее "попсовой", зато фанаты Diablo определенно будут в восторге. Крис Тейлор взял лучшее от этого мегахита, добавил туда чуточку от Baldur's Gate и встроил в систему пару собственных ноу-хау — огромный непрерывный игровой мир и безупречный интерфейс. Получилась то, чего и ждали — красивая, легкая, изящная, динамичная монстрокрошиловка, лучший способ отдохнуть от бесконечных подземелий Diablo II. Рейтинг: Геймплей: 9 Графика: 8 Звук и музыка: 9 Интерфейс и управление: 10 Новизна: 7 Рейтинг "Мании": 8,5 Дождались? Геймплей в лучших традициях Diablo, красоты не хуже, чем в Baldur's Gate, и чудо-интерфейс от Криса Тейлора в одном флаконе — концентрат проверенных временем идей по имени Dungeon Siege чертовски приятен на вкус и усваивается без остатка. Оправданность ожиданий: 80%