Марка Jane's должна вызывать у любого западного покупателя ощущение надежности и исторической достоверности. Потому что Jane's — старейшее частное разведывательное агентство, которое уже 120 лет занимается сбором сведений о вооруженных силах стран мира и продажей этих сведений всем желающим. Основатель фирмы (у него и фамилия была такая — Jane) любил рисовать броненосцы и прочие красивые кораблики. А потом начал продавать сборники рисунков. Да еще с краткими характеристиками. Почему-то его не посадили, а даже наоборот.
Кто печет блины С тех пор Jane's шпионит про все на свете. Один из ее продуктов — ежегодный сборник Jane’s: All About World Aircrafts, цена сборника — от 1000 до 2000 долларов. Еще Jane's любит делать компиляции из своих книжек и продавать их уже по нормальной цене. Например, в Москве можно купить Jane's Encyclopedia of Aviation, Jane’s WW1 Fighters, Jane’s WW2 Fighters и другие книжки. Правда, знакомство с ними вызывает разочарование: приведены очень краткие характеристики, не совсем достоверные схемы и данные с явным англо-американским уклоном. Сайт агентства Jane's — www.janes.com. Правда, большая часть разделов платная. Сама фирма Jane's симуляторы не выпускает, а просто сдает свое имя в аренду, позволяя пользоваться данными опубликованных ею книг. Но, разумеется, проверяет получившуюся игру на достоверность. В собственном понимании. Правда, предыдущие симуляторы, вышедшие под маркой Jane's (Jane’s F-15 и Jane’s USAF) — особой достоверностью не блистали. Чего только стоит стеклянная кабина (в смысле, с прямоугольными цифровыми дисплеями), которую умельцы-разработчики поставили на всех F-15, начиная с модели 1972 года! Вот и сейчас авторы игры не Jane's, а компания Mad Doc Software (не путайте с авторами "Штурмовика" Maddox Games), основанная в ноябре 1999 года группой разработчиков во главе с доктором Дэвисом (Ян Лэйн Дэвис). До этого группа Дэвиса отвечала за искусственный интеллект в играх Civilization: Call to Power, Star Trek TM: Armada и Dark Reign. Симулятор Jane's Attack Squadron — первая попытка компании на поприще этого жанра.
Кина не будет В качестве заставки разработчики использовали кадры фронтовой кинохроники. Какой такой хроники? Времен Второй мировой, известно. Именно этой войне и посвящена игра. Кадры хорошие, но вот качество видео — отвратительное. Пиксели размером с голову орка из первого Warcraft вызывают желание нажать Escape уже на четвертой секунде. Ну ладно, возможно, разработчики нарочно ухудшили качество видеоряда, чтобы заставку
Над английскою равниной гордо реет "Либерейтор". Узнать B-24 можно, но модель все-таки грубоватая. "тянули" даже слабенькие машины. Смотрим дальше. Дальше появляется меню и раздается громкая и радостная музыка в духе оркестра Глена Миллера. Беда в том, что она звучит как в американской кампании, так и в немецкой. Помните, как в "Ил-2" музыкальная тема сменялась буквально на лету? А здесь — дудки, американская игра должна оставаться американской. И не выпендривайтесь, товарищ Сидоров, прослушайте ваш любимый американский джаз. Даже если вас зовут Рудель и вы летаете на Fw.190. Состав меню обычный — сингл, мультиплеер, учебник, настройки, энциклопедия. Так как без хорошей теоретической подготовки в воздух подниматься не рекомендуется, я отправился листать энциклопедию. И вот тут увидел, что симулятор действительно от Jane's. Тексты очень интересны. Неудивительно — это соответствующие статьи из справочников Jane's. Я, например, с большим удовольствием прочел об организации железнодорожных перевозок в Германии. Но трехмерных моделей, как в "Ил-2", вы не увидите. Только черно-белые статичные изображения этих самых моделей. Ни тебе покрутить, ни приблизить. Словом, сиди и смотри. Пока не надоест.
Тяжело в ученье — а в бою еще хуже Полюбовавшись картинками, я запустил обучающую миссию. И увидел, что реализована она куда хуже, чем в Microsoft Flight Simulator или в "Ил-2". Ни дружелюбных инструкторов, ни контекстных подсказок — это просто полет в стандартных метеоусловиях со стрельбой по мишеням. Но и такого "обучения" было достаточно, чтобы понять, в чем один из самых серьезных недостатков игры. Без джойстика в ней делать нечего. Если в "Ил-2" с одной только клавиатурой можно успешно пройти миссию, то здесь вряд ли такое удастся. Все машины, даже громоздкие бомбардировщики, ведут себя в воздухе до отвращения неустойчиво. Игра превращается в пытку. B-24 при малейшем
Мы над целью. прикосновении к клавиатуре норовит задрать нос в небеса, после чего срывается в штопор. Поэтому, если у вас нет джойстика — не покупайте Jane's Attack Squadron. Однако настоящий шок я получил при взгляде на приборы. Мало того, что шкалы приборов одинаковые у всех самолетов, но они еще и совершенно неразборчивы! Выходит, что приборная доска играет чисто декоративную роль. Управлять самолетом можно, только глядя на цифровые "подсказки" в левом нижнем углу экрана (скорость, высота, азимут). Все это придает игре стойкий привкус аркадности, и, поскольку пользоваться "нормальными" приборами нельзя, избавиться от него не удается. Клавиши управления стандартизованы, и это приводит к забавным несуразицам. Воздушные тормоза работают и на тех самолетах, на которых их
А вот и обещанный nose art. никогда не было. Закрылки у всех машин отклоняются на одинаковые углы. И еще один режущий глаз американизм: приборы градуированы в футах и милях. На всех самолетах. В том числе и на немецких. Завершив курс обучения, я решил, что пора отправляться в бой. И выяснилось, что из 16 обещанных самолетов разработчики реально использовали отнюдь не все. В игре только две кампании, в обеих вы играете на истребителях. Одна (немецкая) начинается в 1943 году, другая (американская) — в 1944-м. Охвата "всей войны" нет и не предвидится. А кроме кампаний, на диске всего 5 (!!!) отдельных миссий. Две американские (P-51D Mustang и B-24), английская (Spitfire) и две немецких (Ju.88 и Fw.190A) Правда, есть еще Quick Mission’s Builder. Вы определяете состав своих сил и сил противника, задачу, которую надо выполнить, — и оказываетесь в самой гуще боя. Перед вылетом вы выбираете боевую нагрузку, но это просто "бомбы", "торпеды" или "ничего". Той конкретики (шесть РС-82 или четыре ФАБ-100), к которой мы уже привыкли, нет и в помине.
А в остальном, прекрасная маркиза... Графика Jane’s Attack Squadron могла бы считаться неплохой года три назад. А сейчас, особенно после
В прицеле - Mustang. Cправа вверху - окно телекамеры, справа внизу - параметры самолета противника. Выделение врагов красным цветом. Типа, так оно и было в 1944-м. стандартов, установленных с выходом "Ил-2", — игра выглядит просто неприлично. Все время встречаются щели между полигонами, а их количество на модель оставляет желать много лучшего. Но вместе с тем, почти каждый аэроплан индивидуален — чувствуется американское происхождение симулятора. Nose painting — картинки на носу фюзеляжа — разнообразны и интересны. Здания и наземная техника сделаны довольно хорошо. Но вот ландшафт выглядит слишком плоским, что особенно чувствуется при низковысотных штурмовках. Текстуры низкого разрешения тоже не добавляют желания подлетать близко к земле. При этом движок предъявляет даже большие требования к компьютеру, чем движок "Штурмовика". Особенно заметно подтормаживание при поворотах. Но на средненькой по теперешним временам машине (Celeron 433) игра идет довольно гладко. Доступны разрешения от 640х480 до 1600х1200. С наивысшим разрешением рекомендуется играть на машинах с Athlon 1,2 GHz и GeForce 2 — вот тогда никаких тормозов вы не заметите. Что очень радует, так это соответствие местности реальным картам. Я сравнивал с атласом от Intergraph (это американская компания, выпускающая геоинформационные системы) — сходится. Разработчики говорят о миллионе квадратных миль топографических карт (2,5 миллиона квадратных километров) — и это похоже на правду. Клавиши управления расположены удобно (хотя все их можно и переопределить). Но такие нужные функции, как ускорение-замедление времени или "прыжок" к следующей контрольной точке, просто-напросто отсутствуют. А ведь это все-таки игра, и не всегда есть настроение по полчаса лететь над однообразно ровными волнами Северного моря. А вот мультиплеер реализован просто отлично и продолжает традиции симулятора B-17: Flying Fortress. В экипаже одного самолета могут быть несколько человек! Одновременно могут играть до 8 человек. На диске есть редактор миссий и редактор физических моделей самолетов (ау, где ты, историческая достоверность?). Увеличить мощность двигателя до 100000 л.с. можно без особых проблем, при этом конструкция от возросшего скоростного напора не разрушится. В целом же физическая модель полета куда более условна, чем в Microsoft Flight Simulator 2002. А интерфейс игры показывает, что ее разработка действительно началась почти три года назад. Колесико мыши при прокрутке списков не работает. Хуже того, при передвижении по меню работают только "серые" клавиши, а клавиши дополнительной цифровой клавиатуры — нет.
С конвейера в музей Честно пройдя несколько миссий, я вынул диск из дисковода и запустил "Ил-2". А про себя подумал, что хорошее в игре есть: мультиплеер, точные карты местности, неплохая энциклопедия, точно смоделированное действие боеприпасов и правильная модель повреждения самолетов. Но все-таки Jane’s Attack Squadron опоздала на пару лет. Ни движок, ни качество моделей, ни наконец, объективность и историчность не выдерживают сравнения с "Ил-2". Геймплей: 7 Графика: 6 Звук и музыка: 8 Интерфейс и управление: 7 Новизна: 5 Рейтинг "Мании": 7 Дождались? Ради этого симулятора американской версии войны можно оторваться на пару часов от "Ил-2" — чтобы почувствовать разницу. Хотя мультиплеер действительно хорош. Оправданность ожиданий: 70%