Как известно, все соседи плохие, но верхние хуже других.
И единственный способ избавиться от них — стать самым плохим. Автор Сегодня отец купил мне новые колонки! Теперь всем конец! Соседи, вешайтесь, подонки! "Дискотека Авария". Композиция "Х.Х.Х.И.Р.Х.Р" Эра 5.1 Она уже давно наступила и штурмует последние бастионы пользовательского PC-рынка. И если еще совсем недавно набор 5.1 акустики служил украшением гарнитура для избранных, то нынче это вполне обычная вещица в геймерском арсенале. Конечно, речь не про нашу с вами родную матушку-Россию, а про верноподданных загнивающего капитализма, но, говоря об экспансии 5.1, мы в первую очередь имеем в виду тенденцию. А она ведет к тому, что вскоре даже фильмы по спутниковым каналам будут крутить в 5.1 (вот как раз собираются), не говоря уже о том, что Dolby Digital в играх — вопрос уже решенный. Пока, правда, только на X-Box, но после релиза Doom 3 и на нашу улицу придет праздник — папа Кармак обо всем уже позаботился. Немалая, можно даже сказать основная заслуга в продвижении пользовательской (до $500) 5.1 акустики лежит на плечах всем известной фирмы Creative. Именно она, в сотрудничестве с CambridgeSoundWorks, несколько лет назад начала активную пропаганду 5.1 звука своими звуковыми картами и акустикой серии DTT (DeskTop Theatre). Тогда же появилась первая пользовательская цифровая акустика DTT3500, ставшая в итоге самой популярной в серии. Продукт был практически пределом мечтаний любого пользователя: отличное звучание (для данной ценовой категории), мощный сабвуфер в деревянном корпусе, дотошная комплектация (провода всех мастей, стойки для задних колонок, сменные цветные панельки) и, самое главное, — многофункциональный декодер/усилитель, который позволял подключить к комплекту практически любое звуковое устройство.
Предшественники MegaWorks После выпуска семейства звуковых карт Audigy в Creative решили заменить морально устаревшую линейку новой. Но, как оказалось, акустики серии Creative Inspire (именно так называлось следующее за DeskTop Theatre поколение) практически ничем не отличались от оригинальной DTT, кроме более скудной комплектации, нового дизайна и наличия у декодера Inspire 5.1 Digital 5700 аппаратной поддержки DTS-дорожек. Этого оказалось явно недостаточно, чтобы публика в приступах эйфории начала активно выкидывать с балконов свои "устаревшие" DTT и сломя голову мчаться в магазин. Тогда Creative решили действовать кардинально и подкинуть покупателям гораздо более лакомый кусочек — Cambridge SoundWorks MegaWorks 510D.
Одежка Итак, MegaWorks 510D — новая активная цифровая 5.1 акустика от Creative. Самая дорогая, самая мощная, самая большая, самая стильная — в общем, самая-самая и только для отцов. Естественно, о стильности не к ночи было упомянуто — еще раз приходится констатировать факт, что дизайнеры Creative не зря получают зарплату. Колонки не просто красивы — они настоящий шедевр дизайнерской мысли! Сабвуфер, издали подозрительно смахивающий на обыкновенную тумбу, тоже крайне удачен. Весь
Как на параде! набор просто украшает собой рабочее место — приятно. Комплектация продукта хоть и не дотягивает до былого великолепия DTT3500,но, в общем, оставляет положительное впечатление: * 5 сателлитов с отдельными подставками; * сабвуфер в деревянном корпусе; * регулируемая подставка для центральной колонки; * дистанционный проводной регулятор громкости; * три кабеля длиной 3 м для фронтальных и центральной колонок; * три кабеля длиной 5 м для тыловых колонок; * тройной стереокабель для линейного входа; * трехканальный цифровой кабель; * маленькие резиновые прокладки; * винты и заглушки (для крепления на стену); * сетевой шнур; * инструкция по эксплуатации. Огорчает лишь отсутствие стоек для тыловых колонок (они теперь продаются отдельно, на сайте Creative), а также метраж проводов — он нисколько не изменился со времен первых моделей, и его с трудом хватает, чтобы разнести колонки на нужное расстояние. Система легко собирается примерно за 10-15 минут. Габариты всего набора выросли примерно в два раза по сравнению с DTT3500/Inspire5700, что не может не радовать.
Семейные данные Основным отличием MegaWorks от предыдущих цифровых акустик Creative является отсутствие отдельного блока с декодером/усилителем (усилитель находится в одном корпусе с сабвуфером, как раньше это было в аналоговых акустиках от Creative). Это сильно ограничивает
Входы усилителя ее применение тесными рамками компьютера и CD/MP3-плееров, а также лишает возможности управлять звуком так, как вам вздумается (нельзя убавить центральный канал или прибавить тылы, когда это необходимо). Недостаток довольно серьезный, но есть и лекарство — о нем мы говорили в прошлом номере — это внешнее устройство Extigy. Умеючи работать в автономном режиме, оно поможет подключить к 510D гораздо больше различных устройств (DVD/MD-плееры, игровые консоли и др.) без участия компьютера. Конечно, о полноценной замене блока той же Inspire 5700 речи не идет (опять же, управления звуком нет), но Extigy здесь будет очень кстати. Вообще, "цифровой" акустика названа лишь благодаря наличию у нее фирменного трехканального цифрового входа от Creative. Подчеркиваю: не стандартного девятиконтактного Digital DIN, принятого в индустрии, а фирменного. Такое решение легко понятно — стандартным Digital DIN обладают лишь карты Platinum, тогда как "фирменным" снабжены все. Впрочем, если у вас карта не от Creative, то не стоит расстраиваться — акустику можно подключить и по трем аналоговым входам (front, rear, center/subwoofer) и простому AUX.
Цифрой по звуку Как утверждают представители Cambridge SoundWorks, при создании MegaWorks они использовали свои последние наработки из области прогрессивных акустических систем (это которые "за $1000"). В частности, хвалятся каким-то гибридным усилителем B.A.S.H., который, типа, умеет круто басить. Кстати, суммарная мощность системы составляет 500 Ватт: 5 сателлитов по 70 Ватт при уровне общих нелинейных искажений (THD) в 0,1% при 1 кГц и 150 Ватт сабвуфер при уровне общих нелинейных искажений в 0,3% при 100 Гц (так утверждают разработчики). Цифры впечатляют, особенно если вспомнить DTT3500/Inspire5700 с их сателлитами по 5 Ватт и сабвуфером на 30. Что немаловажно, значения мощности указаны по стандарту RMS — многие производители любят рисовать невероятные значения мощности своих продуктов по стандарту PMPO. Подвох тут в том, что подобные измерения ничего конкретного не говорят (см. врезку). Хотя в нашем случае все тоже не совсем честно — Creative лукаво указывает мощности усилителей системы, а не самих колонок (оставим это на их совести). Диапазон воспроизводимых частот также заявлен довольно неплохой — сателлиты 150Гц-18кГц, cабвуфер — 32Гц-150Гц. Увы, дотошно проверить верность данной информации мы не в состоянии по той простой причине, что не обладаем дорогостоящим оборудованием и специальной звукоизолированной комнатой. Отметим лишь, что обычно производители завышают подобные характеристики своих продуктов. Обычно, но не всегда... Отношение сигнал/шум (SNR) тоже весьма и весьма хорошее для данного класса акустики — 95дБ. Но, опять же, это характеристики усилителя.
Кручу, верчу — звука хочу! Ну да Бог с ними, с характеристиками — куда лучше проверить все в деле и выразить свою собственную субъективную точку зрения. В этом приятном занятии нам помогали карта Sb Live! Platinum 5.1 и набор акустики DTT3500. Итак, первым делом мы закрутили DVD
с фильмом Tomb Raider — знаем, кина тупая, но крайне эффективная для таких целей. Звук показался нам несколько приглушенным, но вместе с тем более насыщенным, нежели у DTT3500. Природа этого ясна — в приглушенности виноват программный декодинг DVD (он так и не смог превзойти аппаратный), а в насыщенности — более высокое качество колонок. В целом, при подключении аппаратного декодера (Extigy) все должно быть на 5+. Очень понравилась работа сабвуфера — четко и сильно. Вообще, единственное нарекание — все та же невозможность контролировать звук, уж очень хотелось нам прибавить тылы. Еще одна проблема, которая может создать дискомфорт при просмотре DVD, — это фонящий микрофон переводчика. Если DTT3500, пропуская через свой декодер, хоть как-то подавляет шумы, то MegaWorks, в силу его отсутствия, воспроизводит все как есть. Но это, естественно, проблемы конкретного диска. Похоронив Лару Крофт в ее гробницах, мы перешли к музыке. Друг за другом полетели: Blind Guardian, Nightwish, Ария, Rammstein и другие. Тут нареканий и вовсе не было — только восхищение. Особенно четкостью работы сабвуфера. Стекла на балконе и соседи сверху очень хорошо это почувствовали. Самое удивительное, что уровень громкости при этом практически не превышал половины. В играх Cambridge SoundWorks MegaWorks
510D показал себя молодцом — прекрасное позиционирование, все тот же четкий бас. Процесс планового отстрела врагов в Soldier of Fortune 2 стал еще более интерактивным и приятным, а подрыв БМП в Operation Flashpoint: Resistance и вовсе заставил трусливо задрожать все стекла в комнате! Кстати, в последнем объемный звук играет особую роль, особенно в мультиплеере — там нужно точно знать, откуда в тебя стреляют или уже стреляли, хе-хе. Что тут скажешь — EAX знает свое дело. Выводы В итоге имеем прекрасную акустическую систему. Ряд недостатков напрямую относится к отсутствию в комплекте отдельного декодера/усилителя, но, как уже говорилось, это без проблем лечится за определенную сумму. С другой стороны, сама акустика также далеко не дешева: $370 — достаточно серьезная сумма, а если к ней еще прибавить $150 за Extigy... Впрочем, все напрямую зависит от ваших потребностей. P.S. Искренне завидую тому счастливчику, что получит столь драгоценную вещицу, заняв первое место в конкурсе по Heroes of Might and Magic IV. И вообще, может, взять мне да и поучаствовать в конкурсе анонимно... P.P.S. Перед приобретением удостоверьтесь, что среди ваших соседей нет особо раздражительных личностей, вроде Ганнибала Лектора, Чикатило, Джека Потрошителя и Чарли Мэнсона... И еще, лучше научитесь ложиться спать раньше 22:00, иначе сосед сверху будет у вас частым гостем и отнюдь не на чашечку чая "Беседа" — неоднократно проверено горьким опытом. Наши благодарности восточно-европейскому представительству Creative Labs в Варшаве (www.europe.creative.com) за предоставленную комплектацию акустики Cambridge SoundWorks MegaWorks 510D. Слэнг аудиотеррористов THD (Total Harmonic Distortion) — весьма условная оценка общих нелинейных искажений. Дело в том, что результаты измерений усредняются и, как результат, даже по-разному звучащая акустика может иметь одинаковый THD. В целом, при приобретении качественной акустики ориентируются прежде всего на то, не превышает ли THD1-1,5% на частоте 1 кГц. RMS (Root Mean Squared) — международный стандарт измерения мощности. Расшифровка аббревиатуры полностью отражает смысл; RMS — это среднеквадратичное значение мощности, ограниченной заданными нелинейными искажениями. Мощность замеряется с помощью синусоидального сигнала на частоте 1 кГц по достижении 10% THD. Надо сказать, что измерение тоже весьма условное, так как берется именно среднеквадратичное значение — громкие звуки более информативны, а громкость — не есть мощность, и среднее значение не дает реальной картины. PMPO (Peak Music Power Output) — по общепринятому мнению, "стандарт для лохов". Совершенно бессмысленный, неинформативный, но часто рисуемый на коробках. Смысл в том, что замеряется кратковременная (за доли секунды) пиковая музыкальная мощность. Ни о каких нелинейных искажениях при этом даже не вспоминают — просто и тупо, а главное — цифры большие. Сразу вспоминаются китайские "мыльницы", гордо заявляющие о своих 120 Ваттах, и мультфильм про макаку и питона с попугаем. SNR (Signal-To-Noise Ratio) — отношение сигнал/шум. Измеряется в дБ и призвано показать превышение уровня сигнала над уровнем шумов. При приобретении аппаратуры на SNR обращают внимание лишь в том случае, если он ниже 60-70 дБ.