Большинство кулинарных рецептов начинается так: возьмите одно, другое, третье и перемешайте
Серые пятна дорог - это заграждения, чтобы враги нашу малину не объедали. Большинство кулинарных рецептов начинается так: возьмите одно, другое, третье. Перемешайте. В результате получается вкусно. Industry Giant II — это как раз хороший пример такого перемешивания. ТТ + 0,5*С = ИГ2 Всю игру можно охарактеризовать этой формулой. Industry Giant II — это Transport Tycoon, к которому добавлена половина Capitalism’а. А можно и по-другому: это то, чего так ждали любители экономических стратегий. Ну а теперь повторим то же самое, но чуть подробнее. Как и в Transport Tycoon, вы возите товары на грузовиках, поездах, пароходах и самолетах. Правда, не между станциями, а между складами. Но деньги вы теперь зарабатываете не на перевозках. Транспорт из "центра прибыли" превратился в "центр издержек", и это сильно изменило игру. Ваша цель — не таскать товары из одного конца карты в другой, а продавать то, что сами произвели в своих собственных магазинах, и с максимальной прибылью. Поэтому чем короче дорога — тем лучше. А основное внимание приходится уделять развитию производства и сбытовой сети. Производство устроено вполне логично: есть шахты и фермы, есть перерабатывающие фабрики (например, лесопилки и металлургические заводы), наконец, есть фабрики готовых изделий. Все они отправляют товары на склады, которые вы обязательно должны построить. У каждого склада — свой "радиус действия", если фабрика слишком далеко — придется строить еще один склад рядом с ней и возить товары на транспорте. Товары продаются в магазинах, которые, разумеется, тоже пополняют запасы со складов. Для каждой группы товаров — свой магазин, поэтому яблоки и детское питание в мебельном салоне реализовать не удастся. Магазины же строят в городах, потому что спрос на товары зависит не только от цены, но и, прежде всего, от того, сколько больших домов расположено в "зоне охвата" вашего универмага. Число мест для строительства не очень велико, и очень важно в самом начале застолбить наиболее перспективные города. После этого можно приступать и к освоению менее прибыльных рынков сбыта. Если
Сейчас кораблики приплывут, и склад наполнится. даже в небольшом поселке поставить торговую точку, его население начнет расти. Для ускорения роста вы можете строить и общественные здания: музеи, зоопарки, цирки и так далее. Конечно, стоят они прилично, но чего не сделаешь ради увеличения спроса. Вы можете регулировать загрузку своих фабрик и уровень зарплаты, от этого зависит производительность предприятий и ваши расходы. Производить больше, чем продается, смысла нет. Но и слишком снижать зарплату не стоит: вполне можно нарваться на забастовку. К сожалению, рекламы в игре нет, а технический прогресс — только внешний. То есть время от времени вам рассказывают, что изобрели новый паровоз или что теперь можно выпускать телефонные аппараты. Самим ничего изобретать не дают. Никаких вооруженных столкновений в игре тоже нет, но она от этого не теряет. Нет и рынка акций, который мы видели и в "Капитализме", и в Railroad Tycoon, и в War Inc., да мало ли еще где. Это уже жаль. Однако можно купить конкурента "с потрохами", заплатив наличными полную стоимость компании. Действенно, но несколько примитивно и... еще раз показывает генетическую зависимость новой игры от Transport Tycoon: там-то было то же самое (правда, можно было покупать не все сразу, а по 25%). Товаров и сырья в игре почти столько же, сколько и в "Капитализме II". То есть очень много: готовых продуктов около полусотни. Можно достаточно успешно делать деньги только на сельском хозяйстве, можно рубить лес и поставлять садовые домики, малярные лестницы и офисные столы, можно делать сумочки из крокодильей кожи... В кампаниях число доступных бизнесов растет постепенно, поэтому глаза не разбегаются. Сами кампании мне очень понравились. Они коротенькие, в трех кампаниях всего 14 сценариев — но каких! В каждом из них приходится думать головой, потому что ресурсов как раз столько, чтобы решить поставленную задачу. Например, дают вам несколько шахт на острове, а единственный крупный город — на другой стороне залива. Надо грамотно потратить деньги так, чтобы хватило и на фабрику, и на магазин, и на постройку двух портов и покупку корабля. Шаг влево, шаг вправо — и вы выясняете, что оборотных средств не хватает. А в долг здесь (опять-таки, в отличие от "Капитализма") никто не дает. Редактора карт или генератора случайных карт в игре нет, а сценариев — всего двадцать. Конечно, это недостаток, но, право слово, не очень страшный. Ведь каждая игра длится по несколько часов (а если подходить к делу вдумчиво — то 20-30 часов на карту, считайте, норма). Поэтому удовольствия хватит надолго. Краткая характеристика объекта управления Графика отрисована в лучших традициях Transport Перевозки без перевозок
Вот еще один вредный совет. В половине случаев в игре можно обойтись вообще без транспорта. Представьте себе, что у вас есть большой город, а на приличном расстоянии от него — лес. Можно, конечно, построить около леса мебельный комплекс, у города — склад и возить все на поезде. Для этого придется строить две станции, прокладывать пути, покупать поезда, а грузы все равно будут задерживаться в пути и на перевалке. Но можно поступить хитрее. Для этого надо учесть, что вы можете запретить любому складу принимать на хранение те или иные виды товаров. Итак, в лесу ставим леспромхоз. На максимально допустимом расстоянии от него, поближе к городу, ставим первый склад. От этого склада опять-таки ближе к городу устанавливаем лесопилку. Она будет из бревен доски делать, но складывать их не на первый склад, а на второй — который мы поставим еще ближе к городу. А первому складу мы бревна запретим принимать. Дальше ставим мебельную фабрику. Она будет брать доски со второго склада и будет еще ближе к городу. А мебель мы будем хранить на третьем складе, с которого ее заберет магазин. Вытянулась цепочка — три фабрики, три склада. И никаких грузовиков с поездами. Особенно на первых порах такая тактика сильно помогает: капитальные вложения уменьшаются, а обороты растут. Tycoon. Конечно, разрешение на уровне (до 1600х1200, я играл 1024х768, иначе мелковато на 17-дюймовом мониторе). Озвучка великолепная, "звучат" и городские здания, и леса с полями, и, конечно, транспорт и предприятия. Но стиль остался, и музыка тоже похожа. А когда вы приобретаете первый автомобиль, паровоз или самолет — вам покажут чудесную видеовставку. И таких видеовставок более шестидесяти. Интерфейс сделан великолепно. Основные показатели — вверху, кнопки управления — внизу, мини-карту можно разместить где угодно по своему вкусу. При щелчке на пустом месте возникает меню строительства (это удобнее, чем в Transport Tycoon). При щелчке по объекту (машине, магазину, городу) — удобное окно управления (или просто информации, если управлять нельзя). Все отчеты "висят" на клавишах, причем раскладку, конечно, можно настроить под себя. Отчетность можно оценить на четыре с плюсом. С одной стороны, есть и баланс, и отчет о прибылях и убытках с разбивкой по видам продукции, и довольно много статистики. Все культурно оформлено в виде таблиц с группировкой и графиками (прямо как на работе). Но вот о конкурентах данных просто очень мало: можно лишь посмотреть на то, сколько стоит их компания и сколько у них наличности (а значит, сколько новых проектов они могут осуществить). Никаких милых сердцу графиков, где кривая вашего цвета рвется к небесам, поднимаясь над бестолково сталкивающимися волнами противников, увидеть не удастся. Это настолько очевидная недоработка, что даже непонятно, чем ее объяснить. В отчетности забавляет и ее строгость. Все инвестиции, в том числе в строительство новых предприятий, вычитаются из прибыли. Если, допустим, вы продали товаров на 4 миллиона, затратили на их производство 2 миллиона и построили фабрик на 3 миллиона, вам покажут... миллион убытка. А отнюдь не два миллиона прибыли, которые вы вложили в новый бизнес. Поначалу шокирует, когда после удачной работы видишь "красные цифры" (красным цветом в бухгалтерских отчетах часто отмечают убытки). Такой жестокий подход даже американская комиссия по ценным бумагам после всех корпоративных скандалов предложить не додумалась. Не дай бог их консультанты в эту игру поиграют — совсем ведь бизнесменов со свету сживут. Скорость игры плавно регулируется, кроме того, в любой момент можно поставить ее на паузу и сделать все, что нужно. В Transport Tycoon, если помните, строить в режиме паузы было нельзя — здесь можно. И это правильно — все-таки успех руководителей производства не должен определяться тем, насколько быстро они щелкают мышкой. Разумеется, в многопользовательской игре менять скорость нельзя. А многопользовательская игра, само собой, предусмотрена. Правда, карт для мультиплеера подходящих нет. В большинстве карт — один-два крупных города, и кто их первым захватит, того и шишки в лесу. Все-таки нужны более "симметричные" карты. Ну и, к сожалению, ложка дегтя. Игра иногда вылетает, чаще всего это случается после двух-трех десятков циклов "Save-load". Видимо, память машины очищается не полностью. Что еще хуже, три раза игра портила мне сохраненку (правда, я не просто играл, а тестировал: то есть очень много предприятий, постоянные перезагрузки, запутанные маршруты и прочие издевательства. Но все равно портить сохраненки нехорошо). Поэтому сохраняйтесь как минимум в два файла, благо это не занимает много времени. Первым делом, первым делом — самолеты Итак, нам придется не только производить и продавать, но и возить. И это здорово. Всегда приятно поиграть в машинки, тем более что здесь и грузовики, и поезда, и корабли с самолетами. Модели замечательно создают атмосферу, были бы они деревянными — их бы было очень приятно взять в руки и долго возить по
Самолеты - самое лучшее транспортное средство в игре. А на фюзеляже - эмблема JoWood. дорожке в песочнице. Но они еще и похожи на исторические оригиналы. И это не фотографическая точность, а, если можно так сказать, "эмоциональная". Знаменитая "Дакота" Douglas DC-3 узнается сразу, но она чуть "дакотистее", чем в жизни. Китообразный треххвостый Constellation просто источает аромат пятидесятых. Это то преувеличение, которое делает хорошие мультфильмы столь притягательными. Смысл тирады: даже если не учитывать замечательный геймплей, игру стоило бы купить только ради моделек. Автомобили в этой игре годятся только для совсем коротких маршрутов (хотя компьютер использует их и для перевозок через полкарты; это еще один камешек в огород AI). Если расстояние больше 15 клеток — стройте железную дорогу, дешевле выйдет, чем десяток машин покупать. Особенно если дело происходит до 1940 года и грузовик берет лишь одну единицу груза (потом появятся фуры с вместимостью 2, они хоть на что-то годятся). Корабли неплохи, но отнюдь не всегда города и фабрики стоят на самом берегу. Перевалка же — это всегда дополнительная головная боль. То есть — корабли надо использовать только там, где без этого не обойтись. Но короли игры — самолеты. Как вы уже поняли, ни пассажиров, ни почту возить не придется. Людей на фабриках не делают и в магазинах не продают. Поэтому я долго не мог понять, что же они на самолетах возят. Но выяснилось, что игру создавали явные фанаты аэропланов. Итак: аэроплан возит все, грузоподъемность у него — как у железнодорожного состава, скорость — в четыре раза больше, и никаких дорог ему не надо. Короче, смерть врагам, луна и звезды в одном флаконе. Удалось заметить только один недостаток: аэропорты слишком дороги и занимают много места. Но если вам надо что-то везти на дальнее расстояние — копите деньги и стройте аэропорт. Кроме того, на самолетики действительно очень приятно посмотреть. А ля гер ком а ля гер Тем, кто играл в Transport Tycoon, справиться с конкурентами и здесь будет проще простого. Все известные трюки и хитрости работают как часы. Так, вы можете остановить игру в момент, когда
Компьютер построил два склада вплотную и возит с одного на другой. Развлекается. оппонент построил авто- или железнодорожные станции и "запереть" их, проложив у выхода 2-3 клеточки своего пути. В результате экономика компьютера оказывается полностью парализованной. Компьютер никогда не использует цепочки складов, описанные выше. Более того, даже если можно обойтись одним складом — допустим, если ферма находится рядом с магазином — он все равно построит два склада, две автостанции и будет упорно возить товары. Конечно, забавно, но такой очевидный ляп в алгоритме удивляет. Поэтому трюк с "запиранием" станций работает всегда. Если же вы боитесь, что не сможете за всем уследить и перекрыть кислород врагам, то заблаговременно постройте заграждения у всех крупных городов. То есть выложите местность кусочками дорог так, чтобы негде было поставить склад (он довольно большой, 4х4 клетки). И живите спокойно. Наконец, последнее. Из наблюдений за AI видно, что это, скорее, человеческий, а не искусственный интеллект. Мы уже говорили о том, что генератора случайных карт нет. И, похоже, это связано с тем, что компьютер явно пользуется домашними заготовками, прописанными разработчиками для каждой карты. Сколько бы раз вы ни переигрывали сценарий — фабрики конкурентов будут возникать на одних и тех же местах. Таких "предзаготовленных" проектов на каждой карте не более десятка. Если не дать компьютеру их осуществить — например, поставить свои здания или проложить дороги в этих местах — то активность его резко падает, и иногда 2-3 года (игрового времени, конечно) он не строит вообще ничего. Нет предела совершенству Первый Industry Giant был игрой так себе. Transport Tycoon для детсадовского возраста. И поэтому особых лавров не снискал. Но Industry Giant II — это игра качественно другая, это настоящая игра. И когда (или если?) выйдет третий Industry Giant, я его обязательно куплю. Тем более что для него ничего изобретать не надо. Достаточно только взять второй и дополнить его элементами Capitalism, не вошедшими в игру. Добавить рекламу и маркетинговые компании, исследования и обучение рабочих, возможность проектировать фабрики и играть на фондовой бирже. Ну и, конечно, ввести "советников" — то есть возможность отдать на откуп компьютеру те обязанности, которые лень выполнять самому. В "Капитализме" это уже есть. И получится игра-мечта. Но и в теперешнем виде она доставляет огромное удовольствие. За что ее авторам большое человеческое спасибо. Геймплей: 9 Графика: 8 Звук и музыка: 9 Интерфейс и управление: 8 Новизна: 6 Рейтинг "Мании": 8.0 Дождались? Одна из лучших экономических стратегий, сделанная стильно и со вкусом. Огромный прогресс по сравнению с первой частью игры. Оправданность ожиданий: 90%