Вне компьютера. 2-2,5 страницы. Можно смело говорить, что "Эпоха Битв", разработанная отечественной компанией "Звезда", несмотря на все огрехи, стала нашей первой "народной" военно-тактической игрой. Соотношение "цена-качество" покорило даже видавших виды зарубежных варгеймеров. Но мы ждали продолжения банкета — появления нашей 28-мм варгейм-системы. То, что она появится, предчувствовали многие. Вопрос заключался в другом: историческим будет этот варгейм или фантастическим? Когда в декабре прошлого года я увидел концепт-арт новой игры от "Звезды", я понял, что варгейм будет фэнтезийным... Наследие Голлума?"Да, это Я, Мастер Иллюзий..." группа "Аквариум" Выпускать варгейм
под названием "Кольцо Власти" (в экспортном варианте — Ring of Rule) в год, когда Толкин с пафосом и триумфом экранизирован и, следовательно, стал причастен к массовой культуре, по меньшей мере рискованно. Но "Звезда" точно и хитро рассчитала свой бренд. Кольцо Власти — это не золотая пустяковина, которую Бильбо нашел в пещерах Голлума. Кольцо Власти — это магический круг, который должны составить пять магов (Заклинатель Огня, Властелин Воды, Повелитель Природы, Мастер Иллюзий и Укротитель Ветров) для того, чтобы доминировать и властвовать на поле боя. Если вы вспомните "Ведьмака" Анджея Сапковского и тот магический круг, что составили маги и магички во время сражения — вы получите адекватное представление о том, что являет собой неодолимая мощь магии и как она важна для победы. Магия в "Кольце Власти" решает если не все, то многое в том волшебном мире, на фоне которого будут разворачиваться эпические сражения. Пока известны три воюющие стороны — люди (королевская пехота и маги), проклятые и орки. Проклятые легионеры воплощают мечту любого варгеймера, склонного к экспериментам: вопреки историчности, испытать мощь легионов Рима на швейцарской баталии или шотландских скильтронах. Классические легионеры восстали из мертвых, чтобы мстить живым. Наличествуют скелеты-легионеры в "лориках сегментатах" (кто не понял — в пластинчатой броне), с пилумами (копьями), гладиусами (мечами) и прямоугольными скругленными щитами. Поклонники фильма "Гладиатор" будут довольны. Есть даже миниатюра ауксилария-легионера в "лорике хамате" (a.k.a. кольчуга) — с пилумом или же в варианте лучника. Все проклятые ребята уже отлиты в пластмассе в честных 28 миллиметрах, т.е. в стандартном на сегодня масштабе для военно-тактических игр с миниатюрами. На темной стороне сражаются также некроманты — маги-отступники, которые пошли по собственному Пути Тьмы. За это их ненавидят волшебники — и не дай бог, если ваш маг подберется достаточно близко к некроманту! Оба забудут про колдовство и вцепятся друг в друга (это отражено в правилах). Поэтому держите ваших магов подальше от некромантов. На стороне "добрых" выступает королевская пехота — типичные воины позднего средневековья. Также лепится настоящий дракон — это будет первый российский дракон, большой и ужасный!
Каждая пластиковая миниатюра собирается из нескольких отдельных частей, что позволило скульпторам добиться точной передачи деталей костюма и вооружения. Правда, сборка фигуры займет у игрока больше времени, чем обычно. Но старым моделистам такой подход должен понравиться, так как покрашенная армия смотрится превосходно, что ребята из "Звезды" неоднократно демонстрировали на выставках. Теперь переходим к игровой системе. Война во всей ее красе "...Этот квадрат дерется в полном окружении... Охваченный со всех сторон кавалерией, разрываемый на части, его рубят, давят, колют... И этот квадрат идет. Идет ровный, плотный даже со щитами. Идет, переступая через трупы и топча их, толкает перед собой конницу..." Анджей Сапковский, "Владычица Озера" Почитатели "Эпохи Битв" найдут систему "Кольца Власти" очень знакомой. Там все те же рядовые — копейщики, мечники и стрелки, есть параметры Подвижности, Удара и Защиты. По-прежнему существует Полк как тактическая единица. Причем минимальное количество воинов для полка можно объявить
архидемократичным: 3 воина для пехоты и 2 для кавалерии. Максимальное же количество не ограничено. Также вы найдете знакомые карточки полков с непременной Славой. Но вот дальше идут существенные различия. Во-первых, у нас появились стойкие офицеры, уничтожить которых непросто. Помните, в Dark Omen командир полка совершенно непонятным образом погибал последним, потому что его закрывали собой подчиненные? Офицеры принесли с собой в "Кольцо Власти" понятие командной дистанции, и, самое главное, они дают возможность полку атаковать противника и строиться в линию, колонну, походную колонну и каре. Каре — уникальное построение, для полка в каре не существует флангов и тыла, такой полк может стрелять в любую сторону. Далеко не все пехотинцы могут строиться в каре, нужна соответствующая выучка. Во-вторых, "Кольцо Власти" может весьма отдаленно напомнить Warhammer Fantasy Battles, ибо так же, как и в WFB, за каждую дополнительную шеренгу, вплоть до четвертой, при столкновении в рукопашной полку дается бонус +1. Но коренное отличие "Кольца Власти" от WFB в том, что из "Эпохи Битв" сюда перешли понятие зоны контроля перед полком и такая важная для тактики вещь, как прикрытие флангов. В-третьих, у нас есть застрельщики, коих может быть до половины воинов из числа полка. Если в полку присутствует офицер, то толпа застрельщиков может перемещаться в пределах командной дистанции командира и, злорадно улюлюкая, забрасывать противника стрелами или дротиками. При атаке противника застрельщики бодренько возвращаются в свой полк и ставятся в последнюю шеренгу. Для меня как для варгеймера со стажем самое красивое в "Кольце Власти" — это правила расстановки войск перед сражением. Помимо известной по "Эпохе" расстановки войск через ширму (приятно удивить врага тяжелой кавалерией!), есть оборонительное сражение, где атакующий расставляет войска после обороняющегося. Также прописан встречный бой, когда игроки по очереди выставляют свои войска, начиная с самых больших полков. И, конечно, есть возможность выиграть сражение резервным полком.
Бой как квинтэссенция стратегии и тактики "За мной! — прокричал граф, вырывая из рук хорунжего штандарт. — За мной! Третогорцы, за мной!" Они ударили. Ударили самоубийственно, страшно. Но действенно. Нильфгардцы из дивизии "Венендаль" сломали строй, и на них с ходу налетели реданские хоругви. В небо вознесся страшный гул." Анджей Сапковский, "Владычица Озера" Стрельба по плотному строю ведется особым образом: сначала
погибает фигурка, стоящая в центре шеренги, затем последовательно по одной справа и слева от погибшей. Для игры это несущественно, так как шеренги потом, как в WFB, заполняются из задних рядов, но процесс убиения солдатиков противника становится веселым. При стрельбе используется знакомая таблица с ближней, средней и дальней дистанциями, перекочевавшая в новую систему из "Эпохи Битв". Для попадания нужно выкинуть на d20 число, равное или меньшее, чем то, что указано для данной дистанции. Потом, если выстрел был метким, хозяин миниатюрки кидает старый родной спасбросок, определяющий, помогла ли броня горемыке-солдату. Очень изящно авторы игры разрешили такой спорный и нервозный для игроков момент, как стрельба по полку, участвующему в рукопашной с противником. Если при броске на попадание выпал чет, то проверку на броню делает наш боец, в которого угодил свой же растяпа-лучник. Если выпал нечет, то крепость своей брони проверяет противник. Все просто, и действие разрешается одним броском кубика! Как всегда на войне, стрельба и рукопашный бой неизбежно приводят к тому, что шеренги бойцов редеют. Если в полку выбито более половины воинов из первой шеренги, то полк тестируется на психологическую стойкость. Солдаты могут впасть в панику и побежать. Это знакомо почти всем варгеймерам: тактическая боевая единица превращается в стадо, одержимое желанием как можно скорее убежать с поля брани!
Движение полков и объявление атаки подобны WFB, но вот ответные реакции атакованных полков оригинальны. Как вам понравится, что можно контратаковать вражеский полк, попросту врезавшись в него, прямо как в батальных сценах из "Храброго сердца"! А можно устроить подлость: отойти назад, и тогда враг, не рассчитавший расстояние для броска, запыхается и остановится. Естественно, на следующем ходу мы ему врежем! Но наибольший интерес у любителей "Вархаммера" в "Кольце Власти" вызовут две характеристики удара и два показателя защиты у воина. Как в Warcraft III, наш вояка может смело рвануться в бой, тогда у него будет сильный удар и плохонькая защита. А можно перейти в защиту, оборонительный бой с редкими контратаками на врага. Какой стиль драки выбрать, решает игрок.
Победу приносят маги "Вильгефорц повернулся к чародейке, разбил в пыль колонну, за которой она укрылась. Яростно крикнул, прошил тучу дыма и пыли огненными нитями. Йеннифер успела отскочить, ответила, пустив в чародея собственную молнию, которую, однако, Вигельфорц без всяких усилий и почти играючи отразил."Анджей Сапковский, "Владычица Озера" Несмотря на такое количество разнообразных солдат, на поле боя в "Кольце Власти" царствуют маги и
некроманты. Список заклинаний пяти школ магии впечатляет, там вы найдете все, что видели в Dark Omen и Warcraft III: от ожившей травы, заплетающей врагам ноги и мешающей передвигаться, до абсолютной защиты всей армии от стрел и мечей. Последнее заклинание, как и прочее мощное колдовство, доступно только для Кольца Власти. Тактика боя, видимо, сведется к такой схеме. Нужно много волшебников: по меньшей мере, пять магов разных школ для создания Кольца Власти и штук пять-шесть им на замену (не ровен час убьют!). Кольцо Власти под прикрытием воинов способно творить с врагом жуткие вещи — от испепеления всех воинов вражеского полка до страшного заклинания синей школы (Воды) "Момент молчания", когда есть 45% шанс полностью подавить вражеские заклинания. Так кто же эти безумцы, что осмелились бросить вызов Кольцам Власти? Некроманты, последователи Темной Силы, используют свои знания, чтобы воскрешать мертвых и вызывать демонов. Они способны создать на поле боя аналог Кольца Власти — Кольцо Смерти, но и без этого они достаточно сильны, чтобы противостоять могуществу магов. Страх, похищение маны, безумие, когда несчастный рубит своих же товарищей, — все идет в ход! Но на всякий прием есть свой лом: существуют особые герои — берсерки. Внешне похожие на Мела Гибсона из того же "Храброго сердца" с перекошенным лицом, вымазанным синей глиной, и с добрым двуручным клеймором в руках, берсерки успешно справляются с двумя важными задачами: 1) кого-нибудь завалить и 2) не допустить, чтобы кого-нибудь завалили. Иными словами, берсерки — это оружие уничтожения вражеских магов и некромантов. Есть пять кланов берсерков, и каждый — с уникальными способностями и техникой боя. Моим любимцем стал берсерк кланаКровавый Скорпион, который может просочиться в режиме Stealth мимо врага и быстренько устранить жертву. Берсерки также успешно работают телохранителями, несмотря на свой дикий и необузданный нрав. Представьте себе, что Кольцо Власти охраняют пять берсерков (можно и более), и вы поймете, насколько непрост тактический рисунок боя в новом варгейме от "Звезды".
Продолжение следует А дальше мы ждем новых наборов солдат, обязательных монстров, типа троллей и минотавров, стада кавалерии (как красиво будут смотреться на вашем столе закованные в миланскую броню рыцари!) и, конечно же, дракона! Возможно, будут художественные книги, посвященные игровому миру "Кольца Власти" (а чем мы хуже англичан с их "Вархаммером"?). Ведь так хочется верить, что фэнтези росточком 28 мм, неважно, из пластмассы или из "белого металла", — это всерьез и надолго.