Эпиграф: Если кто-нибудь по какой бы то ни было причине выдает имена членов организации, он может быть убит кем угодно и когда угодно; месть распространяется не только на него, но и на всю его семью. Из кодекса чести мафии
В семье Max Payne и GTA III появилась прехорошенькая дочурка. Она не очень похожа на родителей, но имя они выбирали от души. Скажи, дитя, как тебя зовут? Из какой сицилийской жары ты прилетела в нашу промозглую осень? Чем ты, черноокая, хочешь покорить суровое русское сердце? Поворачивается и прикладывает палец к губам. "Тссс...", — подмигивая, едва слышным шепотом, — "не забывай про омерту...".
Том У Тома было трудное детство. А также отрочество и юность. И только он взял в руки свою взрослую жизнь, как та, извернувшись, ловко плюнула ему в глаз. Неожиданно для себя Томми сменил профессию — из таксиста стал гангстером. Дон Сальери принял его в Семью без лишних сантиментов, но в целом дружелюбно. Быть в мафии — это не так уж плохо, решил Том, получив новую машину. И поначалу было и в самом деле не так уж плохо...
Этот парень хотел прогуляться пешком, точно вам говорю!
Город У этого города странное название. Кто-то назвал его "Город потерянных небес". На самом деле небеса никуда не терялись — они все время над головой. Сам город громоздкий и неуклюжий, но он притягивает. Засасывает, как бездна. Как гигантский спрут, он тянет серые щупальца дорог во все стороны. Его тело разрезано широкими каналами, в которых плещется морская вода. Там, на дне каналов, сокрыто много тайн. Те, кто их знал, молча стоят на дне, ногами в тазах с застывшим цементом. Вероятно, они больше никому ничего не расскажут. Я проезжаю над водой по мосту Джулиани и ничего такого не слышу. Может, это потому, что обычно я еду очень быстро. Мне некогда прислушиваться. Днем город полон звуков и запахов. Хотя главный запах один — бензиновой гари. Потому что здесь полно машин, везде машины. Кому-то это нравится, кому-то нет. Мне нравится. Мои легкие привыкли дышать особенным воздухом. Хотя за городом атмосфера чище, но там ты не чувствуешь огромной мощи этого организма. Ты не чувствуешь связи. Просто едешь себе — по сторонам фермы и деревья. Или виллы миллионеров. Все это одинаково скучно. Поэтому мне не очень нравится, когда надо ехать за город. Я предпочитаю улицы, переулки и мостовые. Над тобой по железному мосту проносятся синие вагончики метро, ты обгоняешь красные трамваи, иногда, смеха ради, или если рядом полиция, а тебе не нужны проблемы, — стоишь вместе со всеми и ждешь светофора, и даже когда у тебя перед носом поднимаются крылья разводного моста — это здорово. Все время видно — город живет, пульсируя всеми сосудами. Но это днем. А ночью он дремлет, приоткрыв желтые глаза фонарей. Он хочет видеть все, что в нем происходит. Даже ночью, когда улицы почти пусты. Ему обязательно надо знать. Еще тут много женщин. Женщины все вроде разные, хотя скроены по одной мерке. Стройные и красивые, они гуляют по тротуарам, соблазнительно виляя бедрами. Это очень заметно, если неторопливо ехать вдоль бордюра. Мужчины здесь тоже есть, но меня они в таком смысле не интересуют. Это либо горожане, годные лишь на то, чтобы лезть под колеса, либо враги. Враги, одетые в синюю форму, — это полицейские. Впрочем, пока ты никого не трогаешь и не превышаешь скорость, ты им не враг. Но стоит им заметить, как ты прешь на красный свет или сбиваешь
Конкуренты безжалостно уничтожают наших партнеров по бизнесу. В Mafia исключительно сильные и драматичные скриптовые сцены. пешехода, они тут же пускаются в погоню. Нет, для начала они требуют остановиться и заплатить штраф — но я неплохо управляюсь с рулем и педалями, ясно? Хотя иногда лучше заплатить. Это если я еду на важное дело. Лучше тогда с ними не связываться, а то поднимут на уши всех своих и начнут сочинять мне хвост всей компанией. Я-то уйду, конечно, но тех, кто по тротуарам гуляет, — их жалко иногда. Им с тротуаров никуда не деться. А мне в этом большом городе можно все.
Сценарий Попав в мафию, нельзя из нее уйти. Это не предусмотрено кодексом. Начав играть в Mafia, нельзя просто так из нее выйти. Это не предусмотрено разработчиками. Где-то в Gathering of Developers сидят драгдилеры, а в Illusion Softworks — изобретатели и производители наркотиков. Чертовски удачно склеив хрупкие атомы идей в витую молекулу игры, они теперь впрыскивают нам в кровь это новое, доселе невиданное вещество. Те из моих знакомых, кто соприкоснулся с наркотиком, смогли избавиться от зависимости не раньше, чем впитали в себя его до конца. И тогда, счастливые, вновь вернулись в реальность. В Mafia великолепно все: город, машины, полицейские, гангстеры, их пушки, их разговоры, их дела, друзья и женщины. Но прежде всего — великолепен сюжет. Или, скорее, не сюжет, а сценарий. Mafia похожа на фильм больше, чем любая из прежде виденных мной игр. Это, если хотите, интерактивная лента про гангстеров. Америка, 30-е, сухой закон, великая депрессия; черные кадиллаки, белые бьюики, итальянские бары, дорогие костюмы, толстая сигара, шляпа с загнутыми полями; бейсбольная бита или томми-ган, погоня, изрешеченное пулями лобовое стекло, мертвый водитель, кровь повсюду, страшные бойни бутлегеров — пленка пропитана густым раствором из традиционных для фильма компонентов, но тут, в игре, они придают картинке невероятную глубину, четкость и выразительность. И свежесть, первозданную свежесть шедевра, только что вышедшего из рук мастера. В этой истории есть место всему, что мы привыкли видеть в хорошем фильме: крепкой дружбе, внезапной любви, подлому предательству и кровавой мести, и верной в силу своей простоты жизненной философии — если ты в мафии, тебе лучше забыть про искренние чувства и простые радости. Но любимая женщина называет Тома
Погони со стрельбой: томми-ган в окно, прямой наводкой по водителю. За рулем грузовичка я пытаюсь уйти с грузом спиртного. "хорошим плохим парнем", и это неспроста: в душе парня все время идет борьба между собственной мерой вещей и тем, что навязала мафия. Где-то глубоко внутри у него клокочет вулкан — рано или поздно пробку застывшей породы вышибет, и лава прорвется наружу... Работа Из своей комнаты позади бара дон Сальери выходит только по большим праздникам. Все остальное время он сидит там и управляет делами Семьи. Управление состоит в том, что дон строит планы и раздает задания. Попыхивая сигарой, он сообщает, что завтра будут городские гонки, а сегодня ночью — самое время перегнать лучшую в мире гоночную машину в гараж умельца, который немного подпортит ей двигатель и таким образом исключит ее из числа претендентов на главный приз. И Том мчится по ночным улицам со скоростью восемьдесят миль в час, поминутно рискуя впечататься в столб и разбить единственный экземпляр дорогущей спортивной тачки, — надо уложиться в жалкие несколько минут да к тому же не нарваться на полицию. Чуть не поседев от напряжения, Том выполняет миссию, а наутро его ждет сюрприз — боссы решили, что... Впрочем, не стоит. Да, я хочу вас заинтриговать, а главное — не вижу смысла грубо вмешиваться в тонкое взаимодействие с игрой. Пройдите через это сами. Не знаю, что думает о своей работе Том, но мне она нравится. Разработчики не дают скучать: в игре нет ни одной(!) миссии, которая повторяла бы предыдущую. Казалось бы, рутинная работа мафиози — собрать дань, украсть документы, отвезти босса в ресторан, доставить товар, пристрелить политика, убрать конкурента — становится бесконечно увлекательной за счет космического разнообразия деталей. Томми ожидают погони со стрельбой, неожиданные атаки врагов, жестокие перестрелки с полицейскими, кровь на рубашке друга, ночь с любимой и краткая, но проникновенная беседа со священником о Боге и смысле жизни тех, у кого ее пришлось отнять... Игра дышит за счет отлично сочиненных и к месту прописанных скриптов, вставок на движке и стилистически безупречных диалогов. Подуставший от бандитской жизни Том рассуждает с коллегой Полли: "Что я буду говорить жене о своей работе? Дорогая, как дела? Да? У меня тоже неплохо — сегодня вот десятерых положил". И пусть сценарий держит нас в тисках заранее предуготовленной судьбы и дизайнерской воли — все настолько здорово
Люди дона Морелло расстреливают ресторан, где обедаем мы с боссом. воплощено, что о так называемой "свободе действий" и думать не хочется. Повторюсь: мы смотрим ленту, в которой нам отведена главная роль — только и всего. Только и всего? Черт побери, в моей жизни такое происходит впервые!
Погоня Mafia была бы совсем другой игрой, если бы не ее машины. В распоряжении Тома гараж Семьи, где от миссии к миссии появляются все более дорогие модели — некоторые из них он угоняет сам, с другими знакомит его Ральф, механик на службе у дона Сальери. В распоряжении Тома весь город, по транспортным артериям которого течет беспрерывный поток самых разнообразных авто — от невзрачных машин таксистов до шикарных Thor 810 Phaeton и V8 Thunder. Когда Том встает посреди дороги, водители из вежливости останавливаются. И один из них, обладатель лучшей тачки, по настоятельной просьбе Тома идет проветриться, а Том деловито усаживается за руль и быстро трогается с места — а то бывший хозяин, чего доброго, начнет еще от обиды махать дубиной или дурацким своим пистолетиком. В игре 60(!) моделей совершенно разных машин. Сама по себе цифра стоит аплодисментов. А вот то, что поведение каждого автомобиля проработано по целой уйме параметров, среди которых ускорение, максимальное количество оборотов, распределение массы по осям, тип подвески, коэффициент трения, — достойно как минимум салюта баллистическими ракетами. Это, конечно, все слова, но я проверял на деле: две, казалось бы, близкие по классу модели могут кардинально различаться в поведении на дороге, не говоря уже о таких очевидных вещах, как скорость и устойчивость к повреждениям. Даже тормозной путь при одинаковой скорости будет разным — он зависит от шин, массы автомобиля и типа поверхности. Разработчики честно сознаются, что брали пример с Gran Turismo — лучшей, по их мнению, "автомобильной" игры. В Mafia можно устраивать великолепные погони. Ты превышаешь городской лимит скорости под носом у полицейского, и он садится тебе на хвост. Уходить от него по узким переулкам и извилистым участкам дорог — одно удовольствие. Бампером ты сшибаешь дорожные знаки, телефонные будки и пожарные колонки, из которых начинают бить упругие фонтаны воды. Прохожие в панике разбегаются с тротуара, но кто-то из них недостаточно ловок. Резкие повороты,
На этом шикарном пароходе известный политик справляет свой последний день рождения. заносы, выбитые фары и смятые бамперы встречных машин, головокружительные кульбиты на асфальте и в воздухе, смачный запах горелых покрышек, хаос и разрушение за спиной, невинный город впереди. Полиция, надо отдать ей должное, упряма как стая голодных волков, да и с вождением управляется дай боже. Адреналин хлещет как топливо из пробитого бака, когда два авто с гербами муниципалитета зажимают тебя слева и справа, а третье отрезает пусть спереди. Руки за спину, наручники на запястья, носом в землю — провал миссии. Но чаще — сатанинский хохот, когда тебе удается воткнуть полицейскую машину бампером в столб, а другую вывести на встречную полосу и уйти вбок за мгновение до того, как она вклинится в плотный автомобильный поток и сшибется лоб в лоб с каким-нибудь незадачливым таксистом. Ты один против целого города — и это незабываемое, пьянящее чувство войны и свободы. Где-то на Пятой авеню образовалась пробка из десяти сбившихся в кучу покореженных остовов, а ты гордо выезжаешь на мост, постепенно снижая скорость. Наручники вверху экрана, обозначающие повышенный интерес полиции, постепенно тают, и через минуту ты снова обычный гражданин, мирно катящий по улицам на слегка разве что помятом желтом "Фаэтоне".
Музыка Достоверная, вполне пригодная для дыхания атмосфера 30-х воссоздается не только благодаря блестящему дизайну зданий, улиц, каналов и мостов, но и посредством звука и музыки. Саундтрек "Мафии" совершенно, как это сейчас говорят, аутентичен. Записи пожаловали на дорожку компакта прямиком со старых граммофонных пластинок с черно-белыми обложками. В самом разгаре свингомания, из динамиков доносится веселенький буги-вуги, в каких-то миссиях царит джаз или популярные теноры сладко поют о неком дельце с партнерами или томноглазой брюнетке — и под эту музыкальную расслабуху ты едешь по мостовой в сверкающей тачке, или палишь из кольта по наглым тыквам молодцов дона Морелло, или бьешь кого-то по мозжечку бейсбольной битой, или — ах! — провожаешь домой девушку. Музыка несется нежными волнами, она окутывает тебя мягким звучанием, и ты все больше веришь в этот город и в мафию — слушая, как вопят испуганные служащие отеля и отчаянно голосит раненый официант, пока его не пристрелят, и щелкают хлыстами револьверные выстрелы, и врезаются в ушные перепонки хлопки шотгана. А потом —
Объявив всеобщую тревогу, полиция выстраивает кордоны на моем пути. гудки клаксона, рокот набирающего обороты мотора и спокойная поездка в чайна-таун под беззаботные переливы сакса... Жизнь удивительно хороша!
Движок Illusion Softworks создали очень технологичную игру. Движок Mafia безупречно работает на среднем по сегодняшним меркам компьютере, слегка разве что подтормаживая в очень оживленных и масштабных сценах — когда, к примеру, ему приходится выдавать на экран десять машин за раз. И на всех капотах играют блики, и город залит солнцем, и гуляют по тротуарам многочисленные прохожие, и от фигур, машин, деревьев, бочек и столбов на землю падают тени... Да, можно поставить движку в упрек скудную мимику лиц, некоторую грубоватость моделей и то, что своими лопатообразными руками они неестественно держат сигары и копаются в замках машин, целиком погрузив кисти в железо. Но помните о масштабах! В любой момент времени в вашем распоряжении целый огромный мегаполис — не желаете ли прокатиться от Оквуда до мэрии без малейших подзагрузок? Не изволите ли выйти из авто и дать по морде прохожему? А может, планируете пострелять по стеклам проезжающих мимо машин или полюбоваться плеском воды в каналах? Пожалуйста — город никуда не уйдет и не станет завешиваться черным полотнищем с надписью "loading". * * * Жизнь продолжается, она такая же, как и прежде, — но теперь в ней есть красавица Mafia. Она собирает награды и берет первые места по всем западным игровым сайтам. Пока не поздно, делайте ей предложение. Долго вместе не проживете, но ваш медовый месяц будет крайне насыщенным. Ну, а как освободитесь — съездите на Сицилию. Там, как-никак, остались все ее корни. Рейтинги Геймплей: 10 Графика: 9 Звук и музыка: 10 Интерфейс и управление: 9 Новизна: 9 Рейтинг "Мании": 9.5 Оправданность ожиданий: 100% Дождались? Изысканный стиль, прекрасный сюжет, густая атмосфера Америки 30-х, великолепное исполнение. У "Мафии" на руках четыре туза, которые невозможно побить.
1416 Прочтений • [Mafia: The City Of Lost Heaven] [19.05.2012] [Комментариев: 0]