Эпиграф: "Строить будущее и сохранять прошлое — это одно и то же." Снейк/Хидео Кодзима
Бывают просто хорошие игры, бывают хиты, а
Родоначальник жанра Stealth Action собственной персоной! (Metal Gear, MSX — 1987 год, NES — 1988 год). бывают игры эпохальные. Великие, если хотите. Их величие не оспорит никто, даже если очень захочет. Ибо все уже записано в истории. Таких игр единицы. Но одна из них скоро придет к нам. "К нам" — значит "к писишникам". Да, эта игра уже вышла. Почти год назад — на PlayStation 2. Она свела с ума миллионы. Феерическая постановка, сногсшибательная графика, голливудская музыка и много нулей справа в цифрах бюджета. Встречайте гениальнейший Metal Gear Solid 2, игруза авторством одного из самых именитых игровых дизайнеров мира — Хидео Кодзимы. История змеи Думаете, Metal Gear Solid и Thief были
Снейк образца 1987 года (коробка Metal Gear). первопроходцами в столь модном нынче жанре stealth action? Ха! Смейтесь, дорогие читатели, ибо идея "незаметного проникновения" была придумана и успешно реализована еще в далеком 1987 году в игре Metal Gear. Впервые игроку предлагалось не кидаться на охранника с автоматом наперевес, но незаметно проходить у него под носом. Предстояло также прятаться в тени и незаметно проскальзывать мимо видеокамер слежения. Сперва игра появилась на компьютере MSX, а через год была портирована на игровую приставку NES (Nintendo Entertainment System aka "Денди"). Metal Gear произвела настоящий фурор в игровом мире. Эта была одна из самых оригинальных игр жанра action/adventure. Вскоре ее уже величали классикой. Оригинальный геймплей — не единственное, чем отличался Metal Gear от игр того времени. Навороченный сюжет, ставший впоследствии визитной карточкой всей серии, присутствовал и здесь. Итак, на дворе 1995 год. Ведущие мировые державы вовсе не торопятся разоружаться, а атомная война — тема номер один во всем мире. Где-то в Южной Африке группа наемников захватывает секретную базу Outer Heaven, в недрах которой разрабатывается принципиально новый вид вооружения. Элитное подразделение Fox Hound отправляет на разведку своего лучшего агента с кодовым именем Gray Fox. Вскоре от него приходит короткое сообщение: "Metal Gear". Связь прерывается. Big Boss, глава Fox Hound, принимает решение направить в Outer Heaven еще одного агента — Solid Snake. Получая по кодеку (это устройство появится во всех играх серии) четкие указания от шефа, Снейк путешествует по лабиринтам многоуровневой базы и в конце концов находит пропавшего агента. Также он выясняет, что Metal Gear — ходячая боевая платформа, предназначенная для быстрого нанесения ядерных ударов по любой точке земного шара. Снейк освобождает создателя уникального оружия — доктора Петровича (Dr. Pettrovich), и тот рассказывает ему о единственном уязвимом месте чудовищной машины — бортовом суперкомпьютере. Превратив Metal Gear в груду металлолома, главный герой узнает жестокую правду — он был всего лишь марионеткой в руках главы Fox Hound, который и разыграл весь этот спектакль. Воплотив мечту любого сотрудника (надрать своему шефу задницу), вечный борец за мир во всем мире отправился на заслуженный отдых. Но ненадолго. Горячо ожидаемый Metal Gear 2: Solid Snake появился
Вторая часть игры так и не увидела свет на NES (коробка Metal Gear 2, MSX2 — 1990 год) на MSX2 в 1990 году. Ничего нового в плане геймплея он своим поклонникам не сказал. Вот только радар, ныне знакомый каждому любителю MGS, появился. Но фанатам другого и не требовалось — похорошевшая графика, проверенный геймплей и новая запутанная история со Снейком в главной роли! 1999 год. В мире уже поспокойней, ядерные державы постепенно разоружаются, а Снейк греет пятки на солнце. Единственное, что не дает спокойно спать — всемирный энергетический кризис.
От него открестился даже издатель (коробка Metal Gear 2: Snake's Revenge, NES — 1990). Решение глобальной проблемы находится неожиданно — некий ученый Кио Марв создает микроорганизм "OILIX", способный быстро и эффективно очищать сырую нефть. Но воспользоваться своим ноу-хау ему не удается... В маленькой стране Занзибар происходит военный переворот. Новый режим ведет себя очень агрессивно — сначала похищает со складов соседних государств ядерное оружие, а затем и известного ученого. Занзибар становится чуть ли не самой значимой страной в мире. Новому командующему Fox Hound Рою Кэмбэллу ситуация, естественно, не нравится, и он вызываетСнейка с гражданки. Задача — проникнуть в страну и выкрасть ценного ученого. Распутывая огромный клубок сюжетных хитросплетений, Снейк узнает, как Занзибар смог добиться такого величия — лидером новой страны оказался его давний друг Gray Fox (пропавший агент из первого MG), а всем театром по-прежнему руководит чудом уцелевший Big Boss. Новый Metal Gear за авторством старого доктора Петровича прилагается. Ну, в итоге Big Boss оказывается мертв, а Занзибар целиком уничтожен. Снейк снова уходит в отставку. После выхода Metal Gear 2 маэстро Кодзима оставил популярную тему и занялся другими, также ставшими впоследствии культовыми, проектами для новых игровых приставок 3DO и PlayStation. Оригинальный MG2 на NES так и не вышел, что совершенно не понравилось издателю. Konami решили поступить просто: поручить другой команде разработчиков сделать новую игру и прилепить к ней знакомое название. Результат был предсказуем — детсадовский сюжет, нулевой геймплей и несравнимо большее количество экшена. Впоследствии от Metal Gear 2: Snake's Revenge открестился и сам издатель — случай небывалый и по сей день. Вот он, восточный менталитет! Уважаем.
Возвращение легенды К теме Metal Gear Хидео Кодзима возвращаться явно не торопился. Но тем эффектнее было это возвращение! Впервые новую игру показали на Е3 в 1997 году. Тогда о ней заговорили все. Ошарашенные журналисты разбредались по своим изданиям и все поголовно вбивали в свои издания восторженные отзывы об увиденном. Все они сводились к одному: игра
Возвращение легенды состоялось через восемь лет (Metal Gear Solid, PlayStation — 1998, PC — 2000). невероятно стильная, очень походит на кино и напоминает своего давнего предка. Metal Gear Solid увидел свет в сентябре 1998 года и превзошел все, даже самые радужные ожидания. За год игра преодолела пятимиллионный рубеж продаж и стала самым успешным продуктом на PlayStation. Она буквально выжимала все соки из старой платформы. Ради нее люди покупали устаревшую приставку и играли, играли, играли... "Интерактивное кино" — лучшее и самое правильное описание MGS. Игра начиналась как кино и оставалась им вплоть до финала. В ней не было анимационных роликов — все делалось на движке. От начала и до конца. Выглядело чертовски стильно и эффектно. На новый уровень вышел и сюжет. Вернее, такого сюжета в истории игр еще не знали. Оригинальный и жутко захватывающий, во многом философский, он трогал до глубины души. Некоторые сцены выбивали слезу даже у тех людей, которые, казалось, вообще не в состоянии заплакать. Каждый персонаж, каждая деталь были проработаны до мелочей. А начиналось все просто... 2010 год. Американская военная база Shadow Moses на Аляске захвачена бывшими членами Fox Hound. В заложниках оказались важные персоны из правительства. Снейк снова в строю и готов под руководством Роя Кэмбэлла сражаться с бывшими сослуживцами... Дальнейшее пересказу не поддается. Глобальные политические интриги, тайны подразделения Fox Hound, происхождение Снейка и самого Big Boss'а; таинственный кибернетический ниндзя Grey Fox и, конечно же, новый Metal Gear Rex со своим создателем... В то время как на PC торжествовал Half-Life, сверху донизу облепленный титулами"Игра года", многие ведущие издания мира назвали MGS куда "менее скромно" — просто "Лучшей игрой всех времен". Вопрос о сиквеле не стоял. Через год вышел Metal Gear Solid Integral aka VR Missions — аддон с 200 уровнями для виртуального тренажера, всяческими сладостями для фанатов и сомнительным нововведением — видом от первого лица. Снова игру разобрали, как горячие пирожки, но публика требовала полноценного продолжения. Все начинается с бумажки Разработка Metal Gear Solid 2 началась сразу же после релиза первой части. К ноябрю 1998 года трудяга Хидео уже накатал 800-страничный (!) дизайн-документ, в котором описывалась каждая деталь будущего шедевра. Первым важным этапом работы стал
Многие уровни сначала нашли свое отражение в конструкторе "Лего". выбор места действия. "У меня в голове вертелось два сценария. Один разворачивался на каком-нибудь постоянно двигающемся объекте. Сначала я подумывал об авианосце, но затем выбрал танкер. В то же время мне хотелось обыграть сценарий с чем-нибудь неподвижным, как в первом MGS. Нефтяной платформой, например. Было из чего выбирать", — рассказывает Хидео Кодзима. Но выбирать не пришлось. Скоро маэстро осознал, что сценарий с танкером будет очень коротким, и решил совместить их в одной игре. Сначала танкер, затем платформа. На этапе обсуждения игровой концепции беспощадный Кодзима раздал всем сослуживцам специальные записные книжки и заставил каждого раз в день записывать туда свои идеи. Так Снейк научился выглядывать из-за угла, прятаться в шкафу, залезать на ящики, свешиваться с перил, брать врагов в заложники и чертовой уйме других приемов. Когда основные вопросы были решены, работа закипела с новой силой. Постепенно росла и команда разработчиков — если в 1998 году она не превышала пятнадцати человек, то к релизу насчитывалось уже около семидесяти. Реальная нереальность Несмотря на то, что Metal Gear Solid 2 — по сюжету чистой воды фантастика, реализм стал одной из самых сильных сторон игры. Для начала команда запаслась километрами фотопленки и отправилась собирать материал по всему миру. George Washington Bridge, Federal Hall, огромный танкер UNIFIC — все они были скрупулезно воссозданы и послужили шикарными декорациями для игры.
Реальная фотография и виртуальный аналог. Очень важным для Кодзимы было заставить игрока чувствовать окружающий мир. Дождь, ветер, воду — игрок все должен был ощущать на себе. Стоило войти с улицы, где шел проливной дождь, в сухое помещение, как шум ливня плавно сменялся спокойной музыкой, глаза героя неохотно привыкали к яркому свету, а с его тела еще некоторое время продолжала капать вода... Когда Снейк плыл под водой, передавалось полное ощущение движения. Когда же он вылезал на сушу, брызги разлетались вокруг в точном соответствии с его телодвижениями... Никогда раньше в играх не было ничего подобного. Как можно назвать реалистичным мир, в котором ничего нельзя потрогать? Кодзима со своей командой это очень хорошо понимали. Они провели уйму времени, моделируя различные объекты из повседневной жизни и действия, которые может совершить с ними игрок. Результатом стал небывалый уровень интерактивности. Даже по простым бутылкам можно было стрелять часами — целясь с разных углов, в разные части. Рассыпавшийся лед начинал таять. Очередь по коробке украшала ее корпус маленькими дырочками и заставляла высыпаться ее содержимое на пол. А битва с одним из "боссов" вообще проходила в полностью разрушаемом помещении. Новый век Впервые Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty показали
публике на Е3 2000. Один-единственный ролик. Но какой!.. Мост. Снейк идет в плаще, безмятежно потягивая сигарету. Дождь барабанит по его плечам, а свет от потоков транспорта ослепляет объектив камеры. Неожиданно герой срывается с места, отбрасывает плащ в сторону и включает так полюбившийся фанатам оптический камуфляж. Скоро прозрачная фигура уже летит вниз, и после пары красивых кульбитов приземляется на палубу огромного корабля. Снейка обдают электрические разряды... Картина сильно напоминает кинофильм "Терминатор", а между строк читается: "Я пришел к вам из будущего" (в MGS вообще много символичных сцен). Ну а дальше все как в сказке: таинственные коммандос десантируются с черных вертолетов и планомерно вырезают охрану, Revolver Ocelot (уцелевший член Fox Hound из первого MGS) эффектно демонстрирует свои навыки стрельбы, а огромная железная махина величественно размахивает хвостом... Все действо сопровождается до боли пафосным, но чертовски верным лозунгом: "Однажды MGS изменил мир игр... И теперь мир меняет MGS". Никто не мог поверить, что ролик полностью сделан на движке игры. Это и сейчас сложно, а тогда, еще до премьеры PlayStation 2 — было практически невозможно. Невероятный уровень детализации, шикарные эффекты, сногсшибательная анимация, фантастическая музыка... Это уже не просто "походило на кино" — это и было самое настоящее кино. Стильное, эффектное, с размахом — в лучших традициях Майкла Бея. Мир, затаив дыхание, ждал релиза и пачками скупал новую приставку. Тем временем первый Metal Gear Solid наконец-таки добрался до PC. И был на удивление хорошо воспринят (наша страна исключение — у нас игра прошла почти незамеченной). Вероятно, немалую роль в этом сыграли журналисты — зная оригинал, они просто не смогли сказать плохого слова об устаревшем (два года, как-никак, — срок) шедевре. Хотя, если спросите меня, то первый MGS и сейчас можно смело рекомендовать к прохождению — это настоящая классика. В том же 2000 годулоготип MGS зажегся и на экранах карманной приставки Game Boy Color. Но это был скорее ремейк самого первого Metal Gear, а сюжет игры не стал официальной частью истории. Прелести жизни Реалистичная анимация персонажей, которая произвела на всех
Revolver Ocelot спустя годы только похорошел, да и стреляет он по-прежнему отменно. такое сильное впечатление, была одной из самых технологически сложных задач. Тут на помощь создателям пришла известная технология motion capture. Практически каждое движение героев снималось с реальных людей, а сцены разыгрывались актерами. Но и этого оказалось недостаточно. Персонажи должны были не только двигаться как настоящие люди, но и уметь выражать эмоции. Скалиться, улыбаться, кричать. Для этого был смоделирован полный комплекс мышц лица. Брови, глаза, губы — все это было подвижным, живым... Но больше всего впечатляли волосы. Они развевались на ветру, реагировали на каждое движение головы персонажа... То же относилось и к одежде. "Кирзачи" десантников мялись при ходьбе, а плащи реяли на ветру, как флаги... Армейские игрушки Motion capture также применялось в разработке модели поведения вражеских солдат. И опять Кодзима вдоволь поиздевался над своими сотрудниками. Он раздал им игрушечные модели оружия, пригласил военного консультанта и заставил всех целый день играть в "войнушку по-взрослому". Ну, не зря поиздевался — так красиво, четко и профессионально русские десантники не действовали еще нигде. Они передвигались группами по трое (один обязательно пятился), обменивались сигналами и вообще вели себя очень правдоподобно. "Мы пригласили того же консультанта, что работал с нами над MGS1. Он дал нам очень полезные советы. Например, объяснил актерам, что солдаты, в отличие от всяких Джеймс Бондов, никогда не поднимают дуло вверх", — объясняет Ешиказу Матсухана, ассистент Хидео Кодзимы. Во всем, что касается "военных штучек",Кодзима и его команда отработали великолепно. По Чехову, так сказать. Если в кадре появился спецназовский нож — его "рукоятка с сюрпризом" обязательно выстрелит. Если на горизонте замаячили Navy Seals, то обязательно на своем "фирменном" HH-60H SeaHawk. Кстати, о вертолетах. В MGS2 состоялся, так сказать, "премьерный показ" нового многоцелевого транспортного вертолета фирмы "Камов" — К-60 "Касатка". Эта великолепная машина появилась в игре не раз и показала свои лучшие качества. Любопытно, что презентация нового вертолета состоялась в 1998 году — они с MGS2, можно сказать, ровесники.
"Касатка" на МАКС2001 и в игре. Звуки Голливуда Музыку для MGS2 писал очень известный, но не в
Snake. Дальнейшие комментарии излишни. игровой индустрии человек. Вы наверняка слышали не одну его работу. В том числе и в роликах на компакте "Мании". Рассказывает звукорежиссер MGS2 Казуки Мураока: "После успеха MGS1 мы получили куда больший бюджет и могли позволить себе взяться за музыку с голливудским размахом. Но мы не знали, кого пригласить... И вот однажды я и мистер Кодзима пошли в кино. Показывали фильм "Убийцы на замену" — музыка была потрясающая. В титрах мы прочли имя композитора — Харри Грегсон-Уильямс, и написали ему...". "Я получил по почте диск с подборкой моей музыки из многих голливудских боевиков: "Скала", "Убийцы на замену", "Армагеддон", "Враг государства"... Konami хотели, чтобы игра выглядела как голливудский боевик, и для этого им нужен был композитор. Я сказал себе: "Ты никогда не писал музыку для игры — почему бы и не попробовать?". Так я стал работать над MGS2", — поясняет Харри. Но не только это привлекало известного композитора: "Раньше моя музыка рождалась, когда я смотрел кадры из фильма. Здесь же я не мог видеть изображения — его пока просто не существовало. Именно поэтому меня так заинтересовал этот проект. Хидео и его команда описали мне несколько сценариев и попросили представить Снейка в различных ситуациях...". Харри написал, в общей сложности, примерно получасовой отличнейший трек для Metal Gear Solid 2, но многое и для него стало сюрпризом: "Я не вполне знал, чего мне ожидать... И я был потрясен профессионализмом человека из Konami, который взял всю мою музыку и каким-то образом заставил ее взаимодействовать с картинкой". Действительно, изображение в MGS2 неотделимо от звука и музыки. Каждая смена плана, каждое движение персонажей — полностью совпадают с настроением фоновой композиции. Кстати, для большинства картин Майкла Бея музыку писал именно Харри Грегсон-Уильямс.
Год змеи Выпустить Sons of Liberty в 2001 году для Konami было делом чести. Еще бы, ведь это был год Змеи! Ко всеобщему удивлению, Кодзима&Co успели. В декабре 2001 года игра уже лежала на прилавках магазинов Японии и Америки (Европе, как всегда, пришлось подождать — до марта 2002). Снова невероятный сюжет, потрясающая проработка персонажей, да и вообще всей игры... MGS2 превзошел предшественника в два раза, достигнув в течение полугода пятимиллионного тиража. Была даже
Doom III, говорите? выпущена специальная комплектация: PlayStation 2+MGS2. Количество же проданных сумок, бандан, фигурок и прочих фирменных безделушек никто и не подсчитывал. Вновь игру отнесли к лучшим хитам всех времен и народов. Анонс Metal Gear Solid 2: Substance последовал совсем недавно. Суть, та же, что и в Metal Gear Solid Integral: оригинальная игра дополнена сотнями уровней для виртуального тренажера, придуманы альтернативные миссии за различных героев игры и всяческие мини-игры. Substance — это также способ выпустить оригинальный MGS2 на PC и Xbox (официально Sons of Liberty — эксклюзив для PS2). Хидео Кодзима: "Мы просто не можем проигнорировать фанатов MGS на PC". Когда говорят, что игры — это наркотик, речь идет в том числе и о Metal Gear Solid 2. Даже пройдя игру, человек еще долго не может отправить ее на полку. Он проходит ее по несколько раз, часами пересматривает рекламные ролики и слушает саундтреки... Это неизбежно. Остается боязнь лишь за качество портирования. Редкая игра при этом что-либо выигрывала. Правда, Konami клятвенно обещали не только достойно портировать игру, но и качественно улучшить графику — будем искренне надеяться. В общем, запасайтесь четвертыми "жифорсами", дамы и господа. P.S. Желающие увидеть частичку MGS2 смело идут на наш компакт — нынешний вступительный ролик целиком посвящен этой великой игре. P.P.S. Желающие же пощупать самый первый Metal Gear для NES и Metal Gear Solid для Game Boy Color направляются по адресу: http://emu-russia.km.ru.