Война и интрига в Семи Королевствах. Карточная "Игра престолов“
"Тот, кто играет в престолы, либо погибает, либо побеждает. Середины нет."
Серсея, королева
История XX века знает имена как минимум двух Джорджей Мартинов: один работал продюсером в британской группе "The Beatles", а другой пишет книжки фантастической направленности. Коллекционных карточных игр по музыкальным произведениям еще не изобрели (а жаль, интересно было бы поиграть в какую-нибудь Britney Spears TCG), поэтому продюсер может спать спокойно, а вот художественный мир фэнтезийной саги "Песнь Льда и Пламени" его тезки-писателя недавно получил свое представительство в мире ККИ — A Game of Thrones CCG ("Игра престолов"). Именно так (по первой книге сериала) называется карточная игра, выпущенная 15 августа сего года компанией Fantasy Flight Games (FFG), известной также своими продуктами Twilight Imperium, Diskwars и Vortex.
Семь Королевств ждут своего властелина
"Пошли, не только тебе надо поспать... Я уже крепко выпил, а завтра мне, возможно, придется убить собственного брата!" Сандор Клиган, "Пес"
Действие "Песни Льда и Пламени" разворачивается на
континенте семи королевств Вестерос. В основу карточной игры положено соперничество Великих домов — могущественных аристократических группировок — за верховную власть над Вестеросом. Каждому игроку предложено взять сторону того или иного Великого дома и вступить в противостояние. В первом сете "Игры престолов" (который так и называется — "Вестерос") представлены три дома: Старки, Ланнистеры и Баратеоны. Старки, владеющие Севером, суровы, тверды и хладнокровны. Горе тому, кто обратит против них свой меч — ведь недаром на их знамени мчится по снежной пустыне серый лютоволк. Девиз Старков — "Зима приближается". Светловолосые красавцы Ланнистеры создали свое королевство на западе Вестероса. Золото, в изобилии встречающееся в закатных землях, сделало их самым богатым кланом, и их символ — золотой лев на алом фоне. Ланнистеры — мастера подкупа и интриги, их девиз — "Услышь мой рев!". Баратеоны — самый молодой из Великих домов,
однако их притязания на Железный трон — престол властелина Вестероса — наиболее вески. Баратеоны ведут гибкую политику и добиваются своих целей самыми разными путями. Их герб — черный олень на золотом поле, их девиз — "Наше — ярость!". Помимо Старков, Ланнистеров и Баратеонов, на Вестеросе существует еще четыре Великих дома, с которыми нас обещают познакомить в будущих сетах "Игры престолов". Итак, Великие дома сражаются за власть. Власть в "Игре престолов" на удивление материальна: она измеряется в жетонах, и тот, чей дом первым наберет 15 жетонов власти, считается победителем. Изначально все жетоны власти свалены в общую кучу, а в процессе игры игроки смогут перемещать эти жетоны в свои личные "запасы власти" как из общей кучи, так и из запасов других игроков. Заработанные жетоны власти хранятся на специальной карточке, представляющей собой Великий дом (всего таких карт три: по одной на каждый из кланов), либо на картах персонажей, если речь идет о личной власти. У каждого игрока в колоде должна быть карта Дома (она выкладывается непосредственно перед игрой), однако противники не обязательно должны принадлежать к разным домам. Создатели игры не видят ничего противоестественного в том, чтобы друг с другом сражались, скажем, Баратеоны и Баратеоны. В конце концов, почему бы одной части клана не пойти против другой? У Мартина-то так и получилось...
Пешки и козыри большой игры "Мы всего лишь люди, и боги создали нас для любви. В ней и наше величие, и наша трагедия." Эйемон, Мейстер со Стены Все карты (кроме карт Домов) делятся
на пять типов: карты стратегий (plot), персонажей (character), местностей (location), приложений (attachment) и событий (event). Карты стратегий хранятся в отдельной колоде, состоящей ровно из семи карт, и представляют собой своеобразный план игрока на предстоящий ход. В начале хода каждый игрок в тайне от других выбирает одну из своих карт стратегий, а потом выбранные карты предъявляются. От выбранной карты зависит, сколько золота (основной игровой ресурс) получит игрок на текущем ходу, каким по счету он будет действовать, насколько смертоносны будут его удары по противникам. Помимо этого, многие карты стратегий обладают игровым текстом (например: "Вы можете играть карты из других Домов, не платя за это штрафа" или "На этом ходу вы не можете играть местности"). Карты событий, пожалуй, ничем не отличаются от карт событий в других ККИ. Они играются во время
указанной в тексте фазы хода либо в ответ на происходящее в игре, и после рассмотрения эффекта отправляются в сброс. Карты персонажей, местностей и приложений могут принадлежать к одному из трех Великих домов, а могут быть нейтральными. У этих трех типов карт обязательно есть стоимость (впрочем, она может быть нулевой) — количество золота, которое необходимо истратить для ее введения в игру. Все эти карты остаются в игре на длительное время. Персонажи участвуют в противоборствах (challenge) между Домами и обязательно обладают таким параметром, как сила (strength). Местности могут давать игроку дополнительное золото или другие преимущества, указанные в их игровом тексте. Наконец, приложения "прикрепляются" к находящимся в игре персонажам, придавая им дополнительные свойства (например, плюсы к той же силе). Это может быть оружие, полезные предметы или просто состояние души персонажа. Если проводить параллели с MTG, персонажей можно сравнить с существами, местности — с enchantment и артефактами, приложения — с enchant permanent, а события — с instant и sorcery. Карты стратегий — тоже не новинка: еще в начале 90-х годов они использовались в ряде варгеймов, например, в "Битве за Армагеддон" от Games Workshop.
И еще немного о карточках "В Красном замке обитает две разновидности людей, лорд Эддард. Те, что верны государству, и те, что верны лишь самим себе." Варис, Старший над Шептунами
"Игра престолов" не обошлась и без еще одного базового понятия MTG —
поворота, он же tap. Только здесь это же действие называется немного по-другому — kneeling, преклонить колена. Таким образом, карты бывают коленопреклоненными и стоящими (standing). Как и в MTG, коленопреклоненная карта не может преклонить колена еще раз. Само собой разумеется, для карт стратегий и событий поворот не актуален. В "Игре престолов" используются оба вида свойственных для ККИ терминов: ключевые слова (в которые вложен заранее оговоренный правилами смысл) и свойства (никакого дополнительного смысла не несущие, но влияющие на взаимодействие между картами). К первым можно отнести такие термины, как "лимитированный" (limited) — за ход можно сыграть не более одной лимитированной карты, "известный" (reknown) — если такой персонаж побеждает, вы получаете дополнительную единицу власти; ко вторым — слова "лорд", "леди", "армия", "союзник" и т.д. Некоторые карты являются уникальными — это обозначается значком флага перед названием. Вы не можете иметь более одной уникальной карты в игре (хотя у разных игроков могут быть одинаковые уникальные карты). Вместе с тем, дубликаты обладают одним полезным свойством: на уникальную карту, находящуюся в игре, можно бесплатно "повесить" ее копию. Такая карта считается приложением. Если в процессе игры персонажу предстоит быть убитым или сброшенным, вы можете спасти его, сбросив с него его собственную копию.
Игра престолов начинается "Итак, мне пришлось основательно потрудиться. Интересно, когда я нашел время на все эти убийства?" Тирион из дома Ланнистеров Мы уже выяснили, что перед партией каждый игрок объявляет свой Дом, выложив соответствующую карту. Вслед за этим
он берет из колоды семь карт, смотрит на них и из их числа выкладывает перед собой рубашкой вверх карты персонажей на общую сумму не более 5 единиц золота. Как только каждый игрок сделает это, все карты одновременно переворачиваются лицом вверх, игроки пополняют свои руки до 7 карт и приступают к первому ходу. Ход, как и во всех ККИ, состоит из нескольких фаз: фазы стратегии (plot), взятия карты (draw), вступления (marshalling), противостояний (challenges), превосходства (dominance) и подъема (stand). Все фазы, кроме вступления и противостояний, являются общими для всех игроков, во время этих фаз они могут предпринимать различные действия в порядке очередности, начиная от первого игрока. Фаз вступления и противостояний несколько, по одной для каждого игрока. Сначала происходит фаза первого игрока, потом второго и далее по списку. Тот, чья фаза вступления или противостояний происходит в данный момент, называется активным игроком. Во время фазы стратегии игроки выбирают одну карту стратегии из своих стратегических колод, а затем одновременно предъявляют их друг другу. Тот, чья инициатива (число в ромбике на карте стратегии) выше всех, выбирает, кто станет первым игроком на этот ход. В следующей фазе каждый берет в руку по две карты из основной колоды (если там, конечно, что-нибудь осталось). Затем игроки по очереди (начиная с первого) проходят фазу вступления, во время которой активный игрок подсчитывает, сколько золота он получил на этом ходу, и играет карты персонажей, приложений и местностей не больше, чем на эту сумму. То же с фазами противостояния — их по одной на каждого игрока,
начиная с первого. В фазу противостояния активный игрок может заявить три противостояния (challenge): одно сражение (military), одну интригу (intrigue) и одно властное (power). Все три вида противостояний проходят по одному сценарию: сначала активный игрок объявляет вид противостояния, выбирает жертву (другого игрока), назначает атакующих персонажей и поворачивает их, затем тот игрок, на которого "совершен наезд", назначает персонажей-защитников и тоже поворачивает их. Тут есть один нюанс: в противостоянии каждого вида могут принимать участие только те персонажи, на картах которых присутствует символ этого вида противостояния (сражение — топор, интрига — глаз, властное — корона). Противостояние выигрывает игрок с большей суммой сил участвующих персонажей. Если выиграл активный, то есть нападавший игрок, он смотрит на свою карту стратегии, открытую для текущего хода и находит на ней число в кружочке. Однако это не просто число в кружочке, а показатель требований (claim value), и именно с ним нам придется теперь иметь дело. Если активный игрок выиграл сражение, проигравший должен убить (kill) столько своих персонажей, каков показатель требований победителя (карты убитых персонажей отправляются в отдельную стопку — dead pile). Проигравший интригу сбрасывает с руки это же число карт, а проигравший властное противостояние должен отдать победителю в личное пользование такое же количество жетонов власти. Во время фазы превосходства игроки подсчитывают общую силу персонажей, оставшихся неповернутыми, и тот, чья сумма больше, получает из общего фонда власти один жетон. Затем, в фазу подъема, все повернутые карты разворачиваются. Начинается следующий ход. Правила довольно просты, главное — не забывать играть вовремя события, они могут здорово изменить ход игры.
Вместо приговора "Человек, который выносит приговор, должен сам занести меч." Эддард, Лорд Севера FFG выпускает "Игру престолов" в стартерах и бустерах. Стартеры содержат 30
фиксированных карт и 20 случайных, бывают трех видов (по Великим Домам — Старки, Ланнистеры и Баратеоны) и стоят $10. Бустера, в которых лежит 11 случайно выбранных карт, обойдутся в $3,3 каждый. Помимо этого, FFG пошла на интересную рекламную акцию: с официального сайта игры можно скачать PDF-файлы с изображениями карточек, входящих в стартеры каждого из Великих домов. Так что поклонники саги Джорджа Мартина и просто игроки могут начинать сражаться в "Игру престолов" уже сейчас, не дожидаясь появления продукта в России (ищите PDF'ы с правилами и колодами на компакте "Игромании"!). На игральных картах приведены работы известных иллюстраторов романов Дж. Мартина — примеры вы можете видеть на этих страницах. Когда бустеры и стартеры доберутся до нашей страны, их обладателей будет ждать приятный сюрприз — "монетки" Золотых драконов (Gold Dragon) на обороте каждой упаковки. На эту игровую валюту можно будет купить промо-карты, постеры с подписью Джорджа Р.Р. Мартина и даже сами бустера. Правда, работать вся эта система будет не через региональных распространителей: отсылать "дракончиков" придется в центральный офис компании. И напоследок — несколько правил и советов по составлению колоды от создателей игры. В стратегической колоде должно быть семь карт и не более двух копий одной и той же карты. В основной колоде — не менее 40 карт и не более 3 копий каждой карты. Рекомендуется, чтобы от трети до половины из них составляли персонажи, а местности — около пятой части. Официальная страница игры: www.agameofthrones.com
1983 Прочтений • [Война и интрига в Семи Королевствах. Карточная "Игра престолов“] [19.05.2012] [Комментариев: 0]