Убийца GeForce4. Обзор и тестирование Radeon 9700PRO (R300)
Сегодня мы представляем вам обзор новейшего 3D ускорителя Radeon 9700PRO от компании ATI. Продукт этот интересен в первую очередь тем, что именно его компьютерная общественность позиционирует на должность "убийца GeForce4". Как и всякая провокация, данное заявление требует тщательного расследования и проверки. Чем, собственно, в данной статье мы и займемся.
Очная ставка
Хочу подчеркнуть, что мы рассматриваем не образец, а серийно выпускаемую плату. Видеокарта была произведена под персональным лейблом ATI, что в принципе позволяет использовать ее в качестве своеобразного эталона, не испорченного сторонним производителем. С первого взгляда ничего особенного.
Лишь ярко-красный цвет текстолита режет глаз. Дизайн платы сильно напоминает GF4 MX460. Система охлаждения достаточно проста и функциональна, но ничего нового собой не представляет. Из этого можно сделать поспешный вывод, что чип греется не так уж и сильно, однако на самом деле это отнюдь не так. Выделяемого тепла вполне достаточно, чтобы состряпать средней величины яичницу, ибо на данный момент чип R300 содержит наибольшее количество транзисторов из всех существующих GPU. Их число достигает порядка
110 миллионов! В связи с этим инженерам ATI даже пришлось делать питание платы от блока питания компьютера (подобное решение планировалось реализовать в так и не выпущенном Voodoo6, только там все питалось от сети 220V через идущий в комплекте блок питания). Для сравнения, у того же GF4 Ti число транзисторов достигает "всего" 63 миллионов. Несмотря на большую теплоотдачу, разгонный потенциал у платы достаточно высок (об этом немного позже) благодаря большому количеству емких конденсаторов, обеспечивающих стабильность платы даже на завышенных частотах. По последней моде карта снабжена AGP x2/x4/x8 интерфейсом, 128 Мб локальной DDRSDRAM памяти (производства Samsung) в количестве восьми микросхем, размещенных на лицевой и оборотной стороне PCB. Время выборки составляет 2.9 нс, что соответствует 310МГц (620DDR). "Упакована" память в новейший BGA форм-фактор, который позволяет ей не перегреваться и работать на штатных частотах без дополнительного охлаждения. Комплектация платы достаточно стандартна. В коробке, кроме самой платы, я обнаружил пару переходников небольшого размера DVI-to-d-Sub и S-Video-to-RCA, пару дисков с драйверами и всем необходимым ПО. На плате имеются разъемы VGA, DVI и TV-out. Напоследок — небольшая сравнительная таблица, наглядно демонстрирующая разницу в тактико-технических характеристиках четырех наиболее продвинутых графических чипсетов. Чип Parhelia-512GeForce4 Ti 4600Radeon 9700PRORADEON 8500 Шина памяти, бит 256 DDR 128 DDR 256 DDR 128 DDR Частота памяти, МГц 275 Retail, 250 Oem 325 310 275 Частота ядра, МГц 220 Retail, 200 Oem 300 325 275 Полоса пропускания 16/17 Гб/сек 10.4 Гб/сек 19.8 Гб/сек 9.6 Гб/сек Макс. доступный объем локальной памяти 256 Мб 128 Мб 256 Мб 128 Мб Технология оптимизации памяти - LMA II HyperZ III HyperZ II Вершинные шейдеры, версия 1.1 (4 блока?)(!) 1.1 (2 блока) 2.0 (4 блока) 1.1 (2 блока) Пиксельные шейдеры, версия 1.3 1.3 2.0 1.4 Текстур за проход, до 4 4 8 6 Текстурных блоков на конвейере 4 2 1 2 Пиксельных конвейеров 4 4 8(!) 4 Анизотропная фильтрация 2, 8, 16 8, 16, 32 RIP-маппинг RIP-маппинг Встроенные RAMDAC 2 (10 бит!) и дин внешний 2 2 2 FSAA 16x FAA (фрагментный) 4x MSAA 8x pattern MSAA 6x pattern MSAA Технологический процесс, мкм 0.15 0.15 0.15 0.15 Число транзисторов 80M 63M 110M(!) 60M Максимально поддерживаемая версия Direct X 9 8 8 9 Точность цвета ЦАП 10(!) bpp 8 bpp 10(!) 8 bpp Технология чипа 512 бит 256 бит 256 бит 256 бит Заострю ваше внимание на некоторых важных аспектах. 1) R300 — второй чип (первый Parhelia-512), имеющий широкую 256-битную шину памяти. Прибавьте к этому новейшую технологию оптимизации памяти HyperZIII, и получите сверхбыстрое использование локальной памяти. Скорее всего, именно из-за этого на чипе установлена не столь быстрая память, как у GeForce4. Или, как вариант, инженеры просто испугались перегрева. 2) На каждый из восьми конвейеров закраски имеется по одному текстурному блоку. Вкупе они способны обработать самые сложные, насыщенные всевозможными эффектами сцены буквально за мгновение. 3) Второй чип, поддерживающий еще не выпущенный API DirectX 9 от Microsoft (первым опять же был Parhelia). 4) Новорожденное творение ATI поддерживает AGP 8X. Естественно, данный факт на современном этапе нельзя назвать чем-то особенным, поскольку даже бюджетные решения имеют такую поддержку. Вряд ли новый интерфейс в ближайшее время станет острой необходимостью — скорее всего, это просто дань моде. 5) Для улучшения качества изображения и цветопередачи введено новое представление цвета 10:10:10:2 (RGBA). В этом режиме все три цвета (красный, зеленый, синий) передаются с точностью в 10 бит. На всякий случай поясним, что человеческий глаз воспринимает только три цвета — красный, зеленый и синий. Все остальные цвета формируются при помощи смешения трех основных цветов. В итоге с увеличенной разрядностью цвета на R300 мы имеем представление изображения в 64-х или 128-битном цвете. Выразим обоснованную уверенность, что новая более реальная цветопередача не останется без внимания разработчиков игр. На данный момент, увы, фишка нигде в софте не реализованная. 6) Поддержка пиксельных и вершинных шейдеров вплоть до версии 2.0 способна дать разработчикам игр больше возможностей для создания спецэффектов. В результате, теоретически, мы получаем более реалистичные игры. На практике игровая индустрия еще только-только осваивает версию шейдеров за нумером 1.1. 7) Как это ни печально, но R300 взращивается по несколько устаревшему технологическому процессу 0.15 мкм. При числе 110 миллионов транзисторов чип обладает просто пугающим тепловыделением. И при этом себестоимость его должна быть просто огромна! Соответственно, в ближайшем будущем мы не увидим сколько-нибудь значительного снижения цен на этот продукт. Есть шанс, что после выхода NV30 от NVIDIA и перехода на более тонкий технологический процесс ситуация изменится.
Разгон С выходом нового чипа оверклокеры связывают особые надежды. Посмотрим, на что способен наш подопытный.
Плата устанавливалась в корпус InwinS500 c двумя пропеллерами, работающими на забор и выброс воздуха. Несмотря на ее многотранзисторную "горячность" и, очевидно, благодаря качественному внешнему охлаждению на ядре удалось достичь частоты 380 МГц (на +65 МГц), а память показала стабильную работу на частоте 343 (686 DDR) МГц (на +33 МГц). Подчеркну два важных аспекта при разгоне: 1) Разгон различных плат на одном и том же GPU может быть различен. Вполне возможно, что к нам попал просто хороший экземпляр. 2) Разгоняя видеокарту, вы можете сжечь ее и, естественно, лишиться гарантии. Редакция журнала не несет ответственности за испорченное вами при разгоне оборудование. Конфигурация тестового стенда * Процессор AMDAthlonXP 2000+; * Материнская плата FIC AN17 на чипсете VIA KT333; * Оперативная память DIMM512 Мб DDRSDRAMPC2100 (Hyundai) CL2; * Жесткий диск IBMDTLA307015 (7200rpm); * Монитор SONY 24” GDM-W900;
* Операционная система WindowsXPPRO, DirectX8. Для Radeon 9700 применялись драйверы V6.13.10.6143, для GeForce4 — DetonatorXP V30.82, для Radeon8500 — V.6.13.10.6094. Поскольку 16-битный цвет давно уже стал достоянием прошлого, то все тесты проводились исключительно в 32-битном цвете при максимальных настройках качества графики. 3D-графика, игровые тесты Quake3 Arena V1.31 Первый тест — и ошеломляющая победа! Производительность в Quake 3 сильно зависит от пропускной способности памяти. И прекрасно видно, что 256-битная шина памяти, а также технология оптимизации HyperZ III сыграли решающую роль. С ростом разрешения R300 отрывается от конкурента GeForce4 Ti 4600 и предшественника Radeon 8500 все сильнее. В разрешении 1024х768 участники тестирования показывают практически
равные результаты. Вероятно, виной тому достаточно слабый процессор Athlon 2000+, не дающий развернуться монстрам 3D-графики. Многих читателей, наверное, удивило, что я назвал Athlon 2000+ слабым. К сожалению, прогресс в области процессоростроения отстает от игровой индустрии. Для того чтобы полностью реализовать возможности R300,необходим процессор с частотой порядка 3000 МГц. Code Creatures Один из наиболее сложных тестов в сегодняшнем тестировании. Его движок уже куплен многими игрописателями, поэтому в скором времени мы увидим красивейшие игры на его основе. Главным образом в этом тесте вся нагрузка ложится на GPU. Поэтому отчетливо видно, кто есть кто. Конечно, отрыв Radeon 9700PRO не заметить невозможно, но он не столь велик, как
хотелось бы. Обратите внимание на колоссальное отставание предшественника — Radeon 8500. Смею предположить, что ATI так до конца и не решила все свои традиционные проблемы с драйверами. Надеюсь, что в следующей версии эту беду подправят. AquaMark Честно говоря, я не хотел вводить этот тест в сегодняшний обзор, потому что, на мой взгляд, он не отражает всей полноты производительности новейших акселераторов. Причина в том, что сей перл программного гения был выпущен во времена GeForce3. Но по просьбе редактора... Как вы видите, говоря, что этот тест не даст развернуться в полную силу R300, я был прав. Уж больно маленькое преимущество над главным соперником NV25. Дело в отсутствии
соответствующей оптимизации и неумении бенчмарка использовать всю мощь Radeon 9700PRO. RightMark 3D Этот тест примечателен своей универсальностью. Прекрасно демонстрирует скорость обработки как пиксельных, так и вершинных шейдеров. Все, как говорится, встало на свои места. В действие вступили восемь текстурных конвейеров у R300, да и обработка пресловутых шейдеров на высоте. 3DMark 2001 SE (общие результаты)
Синтетические измерения производительности в "попугаях" достаточно полно отражают картину в целом. Хотя, думаю, даже и этот тест достаточно прост для Radeon 9700. В скором времени компания MadOnion (создатель этого популярного тестового пакета) должна выпустить обновление, которое, по обещаниям разработчиков, сделает 3DMark достойным мерилом современных акселераторов. Unreal Tournament 2003 Вот он, тест, победа в котором стоит действительно многого. Именно на движке этой сверхпопулярной игры в скором будущем выйдет масса интереснейших проектов. Собственно, им мы и закончим наше тестирование. Ошеломляющая и абсолютно неожиданная в свете предыдущих тестов победа GeForce4Ti 4600. Вероятней всего, компания Epic изначально оптимизировала свою игру под продукцию NVIDIA, а ATI опять и в который раз чего-то напортачила с драйверами.
Кстати, к слову сказать, сам Джон Кармак (главный разработчик id Software), описывая будни разработки DOOM III, часто и весьма негативно высказывался по поводу кривых дров от ATI и контрастно дружелюбных драйверов от NVIDIA. Отсюда можно сделать выводы, что именно под GeForce3/GeForce4 акселераторы будет оптимизироваться DOOM III и все последующие игры. С другой стороны, зайдя на сайт www.idsoftware.com, можно обнаружить, что надпись ATI встречается там уже чересчур часто, что также наводит на странные мысли. Вдруг ребята из ATI взялись-таки за голову, отвалили id-шникам кучу денег за промоушен, а заодно и дрова свои с ним в тесном сотрудничестве (как NVIDIA) доводить до ума начали? Как показала практика, именно от таких тайтлов, как DOOM и id Software,зависит процветание производителей акселераторов.
Выводы Можно смело сказать, что на данный момент Radeon 9700PRO является САМЫМ (тесты Unreal Tournament 2003 существенны, но все же погоды не делают) производительным акселератором трехмерной графики. Как следствие, покупка его обойдется вам в unreal-сумму в районе $400. Это значительно больше, чем средняя цена на GeForce4, которая сейчас составляет порядка $315-$350. Тем не менее, есть реальная надежда, что через какое-то время (может, месяц, может три) в преддверии GeForce5 (NV30) компания ATI снизит цену до разумной. Пока же покупку Radeon 9700PRO можно рекомендовать только исключительно обеспеченным и действительно страждущим производительности товарищам.
Достоинства рекордная производительность прекрасное качество двумерной графики поддержка DirectX 9
Недостатки
высокая цена и, как следствие, не самая разумная трата денег на данный момент