После длительного молчания Федерация компьютерного спорта России наконец-то перешла к активной деятельности по дальнейшему продвижению киберспорта и организации различных соревнований. И одним из первых шагов,
Соревнования на призIT-Format 2002: старкрафтеры получают призы. предпринятых в этом направлении, стало проведение чемпионата IT-Format 2002, который прошел в Москве в рамках одноименной выставки. Генеральным спонсором соревнований выступила компания Formoza. Первым этапом стали отборочные игры, проведенные в компьютерных клубах Москвы, ну а финальная часть турнира прошла непосредственно на самой выставке. Соревнования по WarCraft 3 не принесли особых неожиданностей — питерец Soul вновь продемонстрировал высокий класс игры, одержав заслуженную победу. В турнире по Quake 3 борьба была более жесткой, и, на удивление всем, вперед вырвался представитель "старой элиты" — Polosatiy, который и унес домой приз за первое место. *** Южная Корея по праву считается родиной лучших игроков в real-time стратегии. И если раньше в их сердцах безраздельно властвовал StarCraft, то ныне пришло время новых игр и новых чемпионов. Недавно завершился первый сезон корейской WarCraft 3 лиги Warleague, который проходил при поддержке известного телеканала Ongamenet. В финальную часть соревнований вышли корейский игрок Medusa и француз ElkY. Как и ожидалось, фортуна оказалась на стороне Medusa, который без особых проблем одолел соперника с сухим счетом 3:0 по картам. Победителю достался неплохой денежный куш в $16000. *** Известный производитель материнских плат и разномастного компьютерного железа компания ASUSTeK Computer и киберспортивный портал Cyberfight объявили о начале долговременного сотрудничества. Отныне ASUS становится спонсором команды с58, дав игрокам возможность улучшать свое мастерство, тренируясь на специально предоставленных для этой цели компьютерах весьма внушительной конфигурации. Также намечается проведение серии турниров по различным номинациям, таким как Quake 3, Unreal Tournament 2003 и Counter-Strike. Призовые фонды этих соревнований также будут предоставлены ASUS. *** После летней передышки начался пятый сезон мировой QuakeWorld лиги Challenge-Smackdown. Как и в прошлом году, наибольшую активность проявили игроки из Европы; впрочем, австралийский и американский дивизионы также не сдают позиций. Традиционно в лиге принимают участие российские кланы — в этом году их пять. И, вероятно, наибольшие шансы пробить себе дорогу в плей-офф имеет одна из старейших российских команд — America Must Die, недавно рекрутировавшая в свои ряды несколько новых перспективных игроков. Что ж, остается лишь традиционно пожелать удачи нашим ребятам. *** Портал Cyberfight порадовал нас проведением онлайнового чемпионата по c58 Invite Tournament, собравшего сильнейших игроков в Quake 3 со всей Европы. Ну и, конечно, в нем приняли участие финалисты российского WCG 2002, в том числе и новоиспеченная звезда российской Quake 3 сцены юный c58-Cooller. К сожалению, особых успехов в игре по Интернету нашим ребятам достичь не удалось — сказывается малый опыт игры с пингом выше обычного. Победителем вышел голландский киберспортсмен if22, обыгравший в финальном противоборстве шведского игрока [EYE]Fazz-а. Россиянам пришлось довольствоваться лишь четвертым и пятым местами. *** Киберспорт становится поистине всемирным явлением, покоряя все новые и новые горизонты. На днях пал последний бастион — в среднеазиатском регионе прошли первые соревнования по Quake 3. Выяснилось, что эта игра довольно популярна в Иране: чемпионат собрал аж 32 человека, что, согласитесь, весьма неплохо для первой попытки. Победа досталась игроку с ником [QM]-Vulpine. Что ж, начало положено — и, как знать, быть может, совсем скоро арабские страны порадуют нас громкими победами своих представителей на международных соревнованиях. *** Наши бывшие соотечественники, а ныне соседи
sD.Chip — победитель соревнований по Quake 3 на World Cyber Games (Украина). Мал — да удал! украинцы вслед за россиянами провели отборочные игры в рамках World Cyber Games 2002. И пусть размах этого турнира был далек от грандиозных московских отборочных, мероприятие прошло весьма успешно, а игроки остались довольны организацией. В соревнованиях по Counter-Strike победа досталась клану HR.xc6 из Днепропетровска, лучшим игроком в Quake 3 стал одессит sD.Chip, ну а приз за стратегическое мастерство в StarCraft получил VoGGNirvana из Симферополя. *** Один из самых известных российских кланов, forZe, одержавший в этом году немало достойных побед на престижных европейских чемпионатах, отпраздновал свой первый день рождения. Год назад эта команда появилась на свет, отделившись от клана с58. В честь этого знаменательного события в одном из московских клубов была устроена вечеринка, где ребята провели несколько показательных матчей. Присоединяемся к поздравлениям! *** После катастрофической неудачи на Quakecon’2002 американский топовый игрок Zero4 принял решение сменить обстановку и попробовать свои силы на новом поприще. Первым шагом стало его участие в чемпионате по ProMode, где Zero4 даже удалось пробиться в финальные игры. А недавно мир облетела весть, что бывший чемпион официально вступил в один из американских WarCraft 3 кланов. Эх, что время делает с людьми... *** Через месяц после окончания Quakecon’2002 сайт Challenge-TV обновил рейтинг профессиональных кибератлетов планеты. Из рейтинга явствует, что наибольших успехов за свою геймерскую карьеру добился знаменитый Fatal1ty, выигравший в общей сложности 168.470$. Следом за ним держится недавний аутсайдер ZeRo4 — 107.800$. Примечательно, что третье место до сих пор сохраняет давно отправившийся на покой Thresh, его результат — 71.000$. Фотографии предоставлены порталом Cyberfight.ru.
КИБЕРСПОРТ. Статьи Второе дыхание QuakeWorld Вечер, клуб, Quake, DM3... Несутся навстречу коридоры, в ушах стынут дикие вопли жертв геноцида, квадовая синева застилает глаза, а кровавые ошметки от разорванного ракетой врага вновь пробуждают в душе позабытое чувство глубокого морального удовлетворения от восстановленной социальной справедливости. За спиной маячат два юных дарования — местные четырнадцатилетние "отцы". "Что это?" — спрашивает один. "Не знаю. Похоже на Doom... А че так быстро-та все?" "Иди, иди, мальчик, тут не подают" — бросает разгоряченный тиммейт, насаживая на луч шафта очередного вражину. Бой, которому не видно конца, продолжается. Quake жив...
Quake в 97-м и сейчас. Чуете разницу? Совсем недавно папа Quake отпраздновал свое шестилетие. Игры такого возраста, еще не канувшие в реку забвения, легко пересчитать по пальцам. Да и то — их признают скорее за жителей дома престарелых: посмотрите, дескать, вот с этого мы начинали... Для большинства нынешних игроков Quake — всего лишь далекая часть истории, нечто давно ушедшее, почти позабытое. Да, популярность первого Quake никак не может сравниться с нынешними лидерами онлайновых пространств — Counter-Strike или Quake 3. Но, вот парадокс, количество фанатов игры по всему миру почти не уменьшается с течением времени. Более того, наряду с седыми ветеранами, начавшими карьеру еще в палеозое, в игру приходит множество новичков, многим из которых по 16-18 лет. Уходящим в историю игрокам Clan 9 казалось, что с их уходом умирает сама игра. Но на место старых героев приходит новое поколение, принося в QuakeWorld новую жизнь. Онлайновые лиги по QuakeWorld, стартовавшие несколько лет назад, отсчитывают уже пятый сезон, а их руководство до сих пор вынуждено проводить отборочные соревнования — настолько велико число кланов, рвущихся принять участие в играх. В Швеции, по праву считающейся киберспортивной Меккой, популярность QuakeWorld вполне сравнима с популярностью Quake3, а многие знаменитые ныне кибератлеты начинали свой профессиональный путь с первоквакерских кланов. Наряду с онлайновыми соревнованиями регулярно проводятся и локальные турниры. Для примера скажу, что на прошедшем этим летом шведском чемпионате QHLAN4 победители получили в качестве призов по компьютеру современной конфигурации. Не так плохо для "умершей игры", а?
Графические красоты — динамическое освещение и реалистичный подводный мир. Итак, что же такое современный Quake? Не буду утомлять читателя историческим экскурсом — на это, увы, журнальных полос не хватит. Мне просто хотелось бы кратко рассказать, что представляет собой эта игра на сегодняшний день, чем живут ее многочисленные поклонники и в чем заключен мистический секрет нестареющей популярности QuakeWorld. Для незнакомых с терминологией поясню: QuakeWorld — сетевая версия Quake, разработанная специально для онлайновой игры и несколько лет как ставшая всеобщим стандартом. Благодаря гению Дэвида Кирша и Джека Мэтьюса игроки со всего мира получили возможность проявить себя в сетевых побоищах и показать свое мастерство всем и каждому на этой планете. Первоначально QuakeWorldбыл предназначен только для игры через Интернет. Однако благодаря российскому программисту Tonik’у, модифицировавшему серверную и клиентскую части игры, мы имеем возможность без особых проблем запустить и локальный сервер в любом компьютерном клубе. Более того, не так давно одиночный режим игры также был восстановлен в правах, и теперь поклонники QuakeWorldмогут не только потягаться силами друг с другом на deathmatch-картах, но и вволю погонять злобных монстров и вновь встретиться со старым знакомым Shub-Niggurath. Многие считают, и я склонен с ними согласиться, что тимплейный режим QuakeWorld остался непревзойденным как в плане играбельности, так и в плане стратегического мастерства, необходимого для победы. Действительно, если мы посмотрим на тимплей в Quake 3, то нетрудно заметить, что революционных изменений по сравнению с предшественниками в этой игре не наблюдается. И если тимплей QuakeWorld есть сочетание личного мастерства игрока с грамотными командными действиями, то в Quake 3, увы, на первый план выходит индивидуальный уровень стрельбы, по крайней, мере на большинстве карт. Этот факт признают и сами поклонники Quake3. Ранее считалось, что QuakeWorld довольно недружелюбен для начинающих игроков.
В мире Quake по-прежнему кипят страсти. Присоединяйтесь! Говорили, что здесь играют только маститые профи, а всем остальным путь заказан. Что ж, когда-то это действительно было так, и по этой причине приток свежей крови был довольно ограничен. Любой новичок, зайдя на сервер, по первости мог служить лишь чучелом для избиения, а уж шансов набрать хотя бы один фраг, пусть даже случайно, у него не было — настолько опытны были ветераны. Сейчас в этой игре тоже не найдется места тем, кто ищет легких путей. Но QuakeWorld идеален для тех, кто любит подолгу оттачивать свое мастерство — возможности для саморазвития в этой игре практически безграничны. Для кого-то это недостаток, для кого-то — весомое достоинство. В то же время вышедшие недавно программные продукты и различные дополнения позволяют заметно облегчить жизнь неискушенным игрокам, предоставляя возможность довольно быстро освоить азы тимплея. А там уж дело лишь за тренировками. Начинающих обычно приводит в недоумение своеобразная "быстрота" QuakeWorld. Действительно, по динамизму с этой игрой может поспорить разве что старичок Doom. Ошибки не прощаются, свирепые противостояния почти всегда скоротечны, думать приходится оперативно, ибо любая задержка означает смерть. И в то же время — как ни в какой другой, в этой игре важны расчет и умение предугадать действия противника. Несколько лет назад была открыта возможность "распрыга", позволяющего игроку практически неограниченно наращивать скорость при передвижении по карте. Этот распрыг, иронично прозванный "banny-hoping", имеет мало общего со знаменитым кутришным распрыгом, поскольку позволяет заворачивать за угол, не только не теряя скорости, но и, напротив, наращивая ее. Научиться этому искусству трудновато, многие тратят на это до нескольких месяцев, но результат того стоит. Помню, насколько поразила мое воображение несколько лет назад одна из демок скандинавского квакера Pietro. Каждый трикс, каждый прыжок, каждый поворот в его игре отточены до предела. Кажется, что игрок буквально летает по карте — настолько выверены его движения. По сравнению с этим чудом псевдораспрыги тогдашних кутришных "отцов" казались мне лишь жалкой пародией на истинное мастерство. Я не преувеличиваю — если сможете взглянуть на демки, убедитесь сами. Большинство современных онлайновых игр уже который год ведут безуспешную и неравную войну с читерами. Специально для борьбы с этой чумой наших дней группой энтузиастов была разработана универсальная защита, позволяющая проверить любого игрока на использование читов. Эта защита почти стопроцентна, а потому онлайновые QuakeWorld-лиги не испытывают традиционных проблем с нечистыми на руку игроками: таковые оперативно выявляются и исключаются из соревнований. Ну а для любителей насладиться просмотром демок маститых спецов разработан специальный формат *.mvd, позволяющий переключаться между игроками и наблюдать игру из глаз каждого из участников тимплейной зарубы, что практически приближает игру к зрелищности футбольного матча. Многие ругают безнадежно устаревшую графику QuakeWorld, пришедшую к нам из эпохи 486-х процессоров и демонстрирующую совершенно дикую смесь пикселов с подобием полигонов. Я мог бы выдать пару скучных стандартных фраз, дескать, не графика важна, а геймплей, но в этом нет особой необходимости — "графическая" проблема отошла в прошлое с новыми технологиями, привнесенными в игру разработчиками-энтузиастами. В настоящее время над улучшением графических красот работает сразу несколько команд. Чего только ни сотворила их фантазия! Тут и цветное освещение, и динамические тени, и текстуры высокого разрешения, и реалистичная вода, и детализированные модели, и еще множество аналогичных нововведений. В настоящее время ведутся работы над реализацией попиксельного освещения, что поставит графику QuakeWorld чуть ли не на один уровень с Doom III. Взгляните на скриншоты, и вы увидите, что с точки зрения новых технологий эта игра вполне современна. Впрочем, никто не заставляет закоренелых консерваторов отказываться от полюбившегося сердцу программного рендеринга. Несмотря на зрелый возраст, QuakeWorldне собирается умирать. Более того, различные дополнения и модификации привносят все новые и новые возможности. Маститые ветераны не спешат покидать гулкие подземелья Quake, да и новые игроки все чаще обращаются к этой классике жанра. Я перечислил лишь часть достоинств этой многогранной игры, плохо, увы, знакомой нынешнему геймеру, избалованному сверхнавороченными новинками индустрии. Да, недавно ей стукнуло шесть лет, но QuakeWorld никак не подходят инвалидное кресло да седые воспоминания. И поныне на испещренных пулевыми пробоинами уровнях продолжается вечная борьба. Ни на миг не утихают гулкие взрывы ракет, звон вонзающихся в тело девятидюймовых гвоздей да размеренное завывание телепортов. Удивительный и разнообразный мир находится рядом с нами. И он открыт для всех.