Где-то во вселенной образца XXIII века движется от светила к светилу космический корабль "Энтерпрайз". Его звездный путь продолжается уже несколько поколений, за это время команда "Энтерпрайза" успела полностью смениться, да и сам он был несколько раз уничтожен и отстроен заново. И за все это время ни одному из членов команды или же других обитателей фантастического будущего
и в голову не пришло, что за каждым их шагом внимательно следят их далекие предки — поклонники телесериала Star Trek. А началось все в 1966 году, когда американский писатель и сценарист Джин Родденберри придумал вселенную "Звездного пути" и начал снимать ставший впоследствии культовым сериал.
Первая часть, которую сейчас называют классической, выходила до 1969 года, вслед за нею вышло еще четыре. Раз в два-три года появляются кинофильмы Star Trek — 9 лент, начиная с 1979 года (десятая, Star Trek: Nemesis, выйдет в следующем месяце). Прочая же продукция — более трех сотен повестей и романов, множество рассказов, фанатское творчество, несколько десятков компьютерных и приставочных игр — просто не поддается подсчету. Неудивительно, что поклонники "Звездного пути" стали одними из первых фанатов, получивших "фирменную" коллекционную карточную игру. В ноябре 1994 года, всего через год после появления Magic: the Gathering, компания Decipher выпустила Star Trek Customizable Card Game. ККИ повторила судьбу своего старшего телевизионного брата: полтора десятка расширений (общей суммой более 1600 разных карт), несколько редакций правил (последняя из которых вышла в августе 2000 года) и миллионная армия игроков во всем мире свидетельствуют об успехе игры. Трудно сказать, пришел ли этот успех благодаря игровой механике или вопреки ей. Если для обучения основам MTG или LotR TCG достаточно понаблюдать за ходом одной-двух партий, то желающему "въехать" в Star Trek CCG
предстоит несколько раз прочитать правила (в которые практически ежегодно вносятся дополнения), разобрать образец игры, а в перспективе — прочитать 50-страничный глоссарий, где собраны толкования игровых текстов отдельных карт, свойства и способности персонажей, особенности каждого из сообществ, специальные термины, дополнительные правила и многое другое — все, чем обросла игра за 8 лет своего существования.
Два игрока и двенадцать колод В Star Trek встречается довольно
большое количество рас, большинство из которых, правда, гуманоидные и отличается от людей только специфическими выпуклостями в районе лба и особенностями прически. В карточной игре эти расы представлены сообществами (affiliation), которых насчитывается 11 (Bajoran, Borg, Cardassian, Dominion, Federation, Ferengi, Hirogen, Kazon, Klingon, Romulan, Vidiian), нейтральными (Neutral) и неприсоединившимися (Non-Aligned) картами. Некоторые карты принадлежат к нескольким сообществам. Карты, относящиеся к одному сообществу, являются совместимыми (compatible), нейтральные и неприсоединившиеся карты совместимы со всеми остальными. Игрок может использовать карты как одного, так и нескольких сообществ. Стандартный "Звездный путь" рассчитан на двоих игроков (хотя вариант правил для мультиплеера также имеется). У каждого имеется от двух до шести (!) колод: одна подготовительная (seed deck), одна игровая (draw deck) и до четырех дополнительных (side deck). Каждая
партия состоит из пяти фаз: четырех подготовительных (seed phase) и одной игровой (play phase). Во время подготовительных фаз карта размещается (seed), во время игровой — играется (play). Большинство карт можно либо разместить, либо сыграть. В каждой подготовительной колоде должно быть шесть карт Миссий (Mission) — это планеты или регионы космоса, находясь в которых, можно выполнить то или иное задание. За выполнение миссий игрок получает определенное количество очков. Тот, кто первым набирает 100 очков, выигрывает. Также в подготовительной колоде может находиться до 6 карт Локаций (Site), используемых для постройки космических станций, и до 30 карт других типов: Дилемм (Dilemma), Артефактов (Artifact), Порталов
(Doorway) и прочих карт, которые могут быть размещены. Игровая колода состоит минимум из 30 карт, которые можно сыграть (а не разместить), кроме карт Тактики (Tactic), Трибблов (Tribble), Проблем (Trouble) и Q-карт (Q-icon card). Также игрок может пользоваться дополнительными колодами: колодой Q-пространства (Q-Continuum, только Q-карты), колодой Трибблов (только карты Трибблов и Проблем), Командным мостиком (Battle Bridge, только карты Тактики) и Q-Тентом (Q's Tent, любые другие карты, которые можно сыграть).
Что нам стоит мир построить? С помощью карт из подготовительной колоды игроки вместе создают ту область вселенной, в которой им предстоит играть. Первая подготовительная
фаза — фаза Порталов. Порталы необходимы, чтобы пользоваться картами из дополнительных колод. Во время этой фазы игроки выбирают из своих подготовительных колод соответствующие Порталы и размещают их лицом вверх на своих дополнительных колодах. Вторая фаза — фаза Миссий. Игроки перемешивают свои карты Миссий и, открывая их по очереди, выстраивают из карт линию посредине стола. Затем, во время фазы Дилемм, под разложенные на столе карты Миссий лицом вниз подсовываются карты Дилемм и Артефактов. Дилеммы — это дополнительные трудности, с которыми придется столкнуться персонажам при выполнении миссий. Артефакты, напротив, — полезные предметы, которые можно получить, выполнив миссию. Наконец, в четвертую фазу — фазу Сооружений
(Facility phase) — на столе размещаются космические станции, аванпосты и штаб-квартиры. Эти карты, относящиеся к типу Сооружений, "прикрепляются" к тем или иным миссиям (считается, что они находятся либо на планете, либо на ее орбите) — к каким именно, указано на самих картах Сооружений. Наконец, карты Локаций присоединяются к космическим станциям в качестве отдельных модулей (рабочий модуль, зона отдыха, жилая зона и доки).
Труба зовет Подготовительные фазы наконец-то закончились, и можно приступать собственно к игре. Игроки берут стартовую руку (по 7 карт) и начинают ходить по очереди, пока один из них не выполнит миссий на 100 очков и не станет победителем. Каждый ход делится на три этапа. В начале
хода игрок может, если желает, сыграть одну и только одну карту с руки. Впрочем, на некоторые карты (например, Прерывания (Interrupt)) это ограничение не распространяется — их можно сыграть сколько угодно. Затем наступает время для выполнения различных действий — можно перемещать корабли и персонажей, браться за миссии и даже сражаться с противником. После всего этого в знак завершения своего хода игрок берет в руку карту с верха игровой колоды. Чтобы успешно выполнить миссию, нужны персонажи, которые за нее возьмутся. Чтобы доставить этих персонажей к месту миссии, необходим космический корабль. И, наконец, не мешало бы снабдить персонажей подходящим снаряжением. Все эти карты — Персонажей (Personnel), Кораблей (Ship) и Снаряжения (Equipment) — можно сыграть в свой
ход. Персонаж, помимо значка принадлежности к тому или иному сообществу и названия, обладает классом (например, офицер, инженер или медик), тремя способностями (integrity, cunning и strength), а также рядом специальных умений (например, навигация, геология, лидерство, экзобиология и т. д.). Сами по себе все эти характеристики (за исключением strength) не используются, зато бывают полезными при выполнении миссий или преодолении дилемм (например, карта может потребовать присутствия экзобиолога и астропсихолога). Фактически еще одной характеристикой является пол персонажа (некоторые карты действуют только на мужчин или только на женщин), однако на карте он нигде не указан. Приходится руководствоваться художественным текстом или картинкой, по которой (особенно в случае с не-людьми) часто и не
скажешь, представитель какой половины не-человечества перед тобой. Корабли характеризуются названием, принадлежностью к сообществу, тремя способностями (range, weapons и shields), значками необходимого персонала и списком установленных устройств (типа притягивающего луча, системы маскировки и т. д.). Корабли и персонажей можно играть только на совместимых с ними сооружениях. Карты Снаряжения можно играть практически где угодно, поскольку они изначально ни к какому сообществу не принадлежат. Впрочем, если вы считаете, что уже укомплектовали свою команду, можно потратить возможность сыграть карту, чтобы расширить вселенную (выложить сооружение или локацию), использовать любую другую карту, которую можно сыграть, и даже углубиться в прошлое,
выложив на стол карту Места во времени (Time Location), отражающую некоторое состоявшееся событие (например, мирные переговоры между Федерацией и Клингонской империей на Хитомере в 2293 году).
К делу! В ваш ход вы можете заставить своих персонажей и корабли делать практически что угодно, однако здесь мы рассмотрим два главных действия — выполнение миссий и сражение. Алгоритм выполнения миссии прост: собрать команду, загрузить ее в корабль, долететь до нужной планеты, высадиться, провернуть необходимые действия и положить честно заработанные очки (а может быть, еще и артефакт) в собственный карман. Конечно, противник будет вовсю кидаться прерываниями с руки (пожалуй, это единственное,
что он может сделать) и гадить другими способами, но ведь кто не рискует, тот не пьет шампанского! Итак, наш экспедиционный корпус садится в корабль. Заметьте, что все персонажи должны быть совместимы с кораблем, более того, на борту должно присутствовать необходимое количество персонала (см. специальные значки на карте корабля). Разобравшись с этим, выбираем направление и летим. У каждой миссии есть своя "длина" (число внизу карточки). Она показывает, сколько очков range тратит корабль на пролет мимо этой миссии. Если весь range израсходован, придется остановиться и ждать следующего хода. Когда мы наконец долетаем до пункта назначения, можно приступить к миссии. По очереди заглядываем в карточки, подложенные под карту Миссии, и преодолеваем все дилеммы. Если же среди дилемм найдется такая,
что нам не по зубам, придется отложить дальнейшие действия до следующего хода. Наконец, выполняем саму миссию и получаем причитающиеся интересности. Сражение проходит между персонажами или между кораблями. Персонажи дерутся с помощью способности strength. Каждый игрок собирает своих участвующих в бою персонажей в стопку, тасует ее, а затем верхние карточки стопок открываются одновременно (как в известной карточной игре "Пьяница"). У кого больше силы, тот и прав. Может быть, это несколько примитивная система, зато она здорово отражает общую суматоху и неразбериху сражения на корабле или на космической станции. Стоит свернуть не в тот коридор, и тебя пристрелят. В космическом бою сравниваются показатели weapons атакующего и shields защищающегося. Также во время
космического боя можно использовать карточки Тактики из дополнительной колоды, которые дают модификаторы к weapons и shields. Полагаю, о том, как добирать карту под конец хода, подробно рассказывать не надо, лучше остановлюсь на дополнительных колодах. Q-пространство — это место происхождения разных гадостей (называемых Q-картами). Противник будет играть эти карты на ваших персонажей и корабли. Для защиты от Q-пространства вы можете воспользоваться картами из Q-тента. Из колоды Трибблов можно играть карты Трибблов, а потом уже накладывать на трибблов карты Проблем.
И под конец — один деликатный момент... После спетых мною дифирамбов популярности Star Trek CCG предвижу удивление матерых
игроков в ККИ, которые, вероятно, о такой игре и не слышали. Действительно, в России и сам сериал про "Энтерпрайз", и сопутствующие продукты еще мало известны. Мое знакомство с "Треком", например, началось с фирменной жевательной резинки. Однако лед помаленьку трогается. Один из российских каналов взялся показывать телесериал, а в январе следующего года в наши кинотеатры поступят киноленты десятого по счету художественного фильма. Уже несколько лет действует российский фан-клуб треккеров. И наверняка на просторах нашей необъятной родины встречаются люди, знакомые со старой и интересной Star Trek CCG. А после настоящей статьи их станет еще больше... * В России игру распространяет компания "Хобби-игры" (www.hobbygames.ru) и клуб "Лабиринт" (www.rolemancer.ru/labyrinth).