Эпиграф: "В последние годы им пищи хватало, — думал Гребер, — повсюду, где мы побывали, им было раздолье. Для червей Европы, Азии и Африки наступил прямо золотой век. Мы оставили им целые армии трупов. В легенды червей мы на многие поколения войдем как добрые боги изобилия." Эрих Мария Ремарк "Время жить и время умирать"
В рассказе Александра Покровского "Секретное оружие" лейтенант Саня и минер Петя планировали разделить корову на две половины с помощью нескольких килограммов взрывчатки. Battlefield 1942 сотворила нечто подобное с моим сознанием. Одна половина очень хотела игру ругать, а другая — совершать прямо противоположное, то есть хвалить. Поскольку зело двойственное создается впечатление. Усилиями спецгруппы медиков разбежавшееся сознание удалось воссоединить, заставить прийти к консенсусу и выработать общее мнение. Оно-то и будет озвучено в конце статьи. А пока — выслушайте обе стороны. Бессюжетица Итак, Battlefield 1942. Угроза свободному и рабочему времени
Прикрываясь танковой броней, идем брать вражескую позицию. геймеров. Экшен в антураже Второй мировой. Игра, которую ждали. И от которой многого ожидали. Идея, положенная в основу игры, напоминает режим Domination из Unreal Tournament. В Battlefield 1942 имеются две стороны — Союзники (Allied, в них входят Россия, Англия и США) и страны Оси (Axis: Германия и Япония). Карты, где сражаются команды вышеуказанных сторон, по структуре похожи на карты из Domination: те же самые позиции, которые нужно захватывать и удерживать. Удерживающая больше позиций команда получает преимущества — как тактические (захваченная позиция по совместительству является респавном), так и по оружию и боеприпасам, которыми обильно насыщены многие позиции. Каждая команда начинает игру с определенным количеством билетов (tickets), а также как минимум с одной позицией (на каждом уровне есть две особые — "тыловые" — позиции, которые не могут быть захвачены противоположными сторонами). Дальше начинается выяснение территориальных отношений с помощью стрелкового оружия, тяжелой бронетехники и разноцветных флагов, вздымаемых над захваченными высотами и строениями. Следствием вышеописанных действий является стремительное сокращение принадлежащих командам билетов. Уменьшение их количества, в зависимости от установленных на карте правил, происходит либо в качестве компенсации за респаун боевых товарищей, либо когда противник контролирует более половины захваченных позиций. Полное обнуление билетов у одной из команд ведет к поражению. Вот на такой оригинальной системе основывается геймплей Battlefield 1942. В мультиплеере этот принцип известен давно — со времен, как я уже сказал, Unreal Tournament, да и в сингл он был перенесен там же. Правда, в UT сингл был штукой глубоко вторичной. А вот Battlefield 1942 позиционируется как игра, интересная в равной мере и обладателям локальной сети на полтора десятка человек с мощным Интернет-каналом, и тем несчастным, кто все еще выходят в Сеть с помощью натужно кряхтящего модема. Первые, естественно, давно привыкли получать наслаждение от мультиплеера, вторым же куда больше нравится прохождение сингла. И эти вторые, скорей всего, будут разочарованы — за пунктом Campaign главного меню скрывается, пожалуй, самая слабая часть игры. Помните кампанию Operation Flashpoint? Как
На вооружении местного ПВО, конечно, далеко не С-300, но отгонять чужие самолеты можно и так. она цепко хватала могучими лапами зазевавшегося геймера и крепко держала его на протяжении сорока с лишним миссий, а потом еще и ловко передавала бедолагу по эстафете в стальные щупальца Red Hammer и Resistance? Эти кампании обладали одной замечательной чертой: их прохождение было мотивировано. Интересный сюжет, яркие, запоминающиеся персонажи — и вот уже геймер, надежно припаянный к мыши и клавиатуре, пропускает свидание с девушкой, пиво с друзьями, сон, пиво с друзьями, занятия в институте, пиво с друзьями, работу, пиво с... И так далее, вплоть до завершения кампании или взрыва на местной подстанции. Так вот, усаживаясь за Battlefield 1942, можете быть спокойны, — ни сон, ни институт, ни ритуальное пиво вы не пропустите по причине того, что пагубное влияние мотивации здесь напрочь отсутствует. Кампания в Battlefield 1942 — это претендующие лишь на роль разминки перед сетевыми баталиями забеги с ботами, имитирующие наиболее известные операции второй мировой. Неугодные миссии можно проигрывать, но после пары поражений компьютер безапелляционно заявит, что кампания провалена. Единого сюжета нет. Есть только коротенькие брифинги, за которыми можно скоротать время загрузки. Бегающие сворой по карте Петруша Герасимов, Дуглас Мак-Дугал, Майкл Булл, а также некто с именем Player похожи скорее не на героев, а на пушечное мясо, призванное многократно погибать под пулями и возрождаться на респаунах. Завершает избиение режим Instant Mission, позволяющий отыграть любую миссию, не утомляя себя последовательным прохождением предыдущих. А вот сами миссии очень даже ничего. Карты проработаны на удивление грамотно: неприступные оборонительные позиции, системы окопов, тайные лазейки в тыл, снайперские лежки... Впрочем, про это ниже. Приплюсовываем ко всему пять классов персонажей и возможность использовать разнообразную военную технику — получаем на выходе весьма и весьма широкие возможности для тактической игры. Пивовар Таранов, его друзья и его "Студебеккер" Итак, в Battlefield 1942 можно быть скаутом, пехотинцем, гранатометчиком, медиком и инженером. Предназначение первых трех классов можно понять и без объяснений. Медик обладает более слабым, чем
При поддержке с воздуха японцы стремительно продвигаются вглубь острова. пехотинец, вооружением, зато может лечить себя и своих товарищей. Инженер умеет чинить любую военную технику и, кроме того, наделен талантами подрывника. Любой боец умеет использовать военную технику, которая щедрой картодельческой рукой разбросана по большинству позиций на картах. Всего в игре аж тридцать пять видов урчащих двигателями, лязгающих гусеницами и плюющихся огнем смертоносных машин. Местный парк укомплектован намного лучше, чем даже в Operation Flashpoint! Практически на каждой карте обязательно есть джип, бронетранспортер, пара танков, самоходная артиллерийская установка и самолеты. Во время морских миссий ко всему этому добру добавляется береговая артиллерия, вооруженные торпедами самолеты и плавсредства различного калибра — от подлодки до авианосца. Модель управления упрощена до предела. Т-34 покорно слушается одного человека вместо положенных по инструкции четырех. Перемещения наземной техники в пространстве не так ужасны, как в Operation Flashpoint — на горки танчики-броневички лазать не умеют, по ухабам движутся с недовольством и, потакая ошибкам водителя, легко заваливаются на бок. А вот стрельба из танковых пушек поначалу шокирует — вылетевший из дула снаряд поступает в распоряжение местной баллистической модели, которая, наплевав на все учебники физики, начинает клонить набитую толом болванку к земле, не дав пролететь прямо даже маленького отрезка пространства. В итоге уже во время стрельбы по объектам на расстоянии более пятидесяти метров приходится брать выше цели. Еще хуже дела обстоят у самолетов. Им простота управления и летной модели явно пошла в минус. Если в тех же WWII Fighters и "Ил-2" требовалось четко освоить управление, чтобы вытворять в воздухе чудеса, то здесь... Battlefield 1942 с самолетами на четырех с половиной кнопках и мыши, да еще при полном отсутствии приборов, не требует учить управление — к нему надо приспосабливаться. И даже после завершения этого мучительного процесса на высокий класс в воздухе можете не рассчитывать. Не разбились — хорошо. Сумели подбить какую-то цель — еще лучше. В принципе, практически все вольности игровой физики можно списать на то, что Battlefield 1942 даже в самых смелых мечтах не мнила
А вот и "Студебеккер" Таранова! Расчищает залпами "Катюши" мост, по которому должны пройти однополчане. себя варгеймом. Аркада — она и во время второй мировой не превратится в сим. Но некоторые недоработки не лезут ни в какие ворота. Местами это бесит — например, когда при бомбометании из пикирования самолет банально подрывается на собственных бомбах. Местами веселит — когда вражеский пехотинец, которого вы только что нагнали на своем грозном "Тигре", вместо того, чтобы покорно намотаться на гусеницы, нагло едет на лобовой броне. Местами позволяет вытворять архизабавные трюки: я минут десять медиком летал на крыле японского "Зеро". Потом спрыгнул с небольшой высоты на базу, подлечился — и побежал дальше! Это, сами понимаете, из разряда фантастики, причем далеко не научной. Мичуринскими тропами Приняв за основу игры подобную систему, разработчики автоматически удалились от исторического правдоподобия. Поэтому многие эротические фантазии вроде Курской дуги, которую лениво скребут гусеницами шесть танков на две команды, или пустынного (!) пляжа Омаха, — легко простить. А вот что трудно — так это реализацию военной техники, где неточностей как ошибок в диктанте школяра-скинхеда. Возьмем, например, вооружение советской армии. Что за странный такой пистолет-пулемет — MP-18? Больше всего данный образчик похож на английский "Стэн", который вполне мог поставляться в СССР по ленд-лизу. Вместе с кольтами, базуками и Bar 1918... Создается впечатление, что за Сталинград, Курск, Харьков и Берлин бились, к примеру, американцы. Ан нет — красные флаги над респаунами и не менее красные звезды над техникой убеждают нас в обратном. Так за что же так обидели с техникой? Какие базуки у Советов в начале 40-х? Где бородатые мужики в ушанках со связками гранат и бутылками зажигательной смеси? Где винтовки Мосина и автоматы ППШ, я вас спрашиваю? Нету... Впрочем, обидели не только русских — самураи в игре щеголяют с StG44, которых даже немцы почти не видели. Далее — модели техники. Подходим к "Студебеккеру", на который взгромоздили гвардейский миномет "Катюша", и считаем направляющие для пуска ракет. Один, два, три... шесть. А где еще две? Наверное, прапорщик Наливайко отпилил, чтоб продать немецким шпионам. Но самый ужасный ужас я встретил в Сталинграде — в виде двух танков Т-34-85, весело ожидавших меня на респауне. Приветствуем вас, дорогие гости из будущего! Как там дела, в конце 44-го года, когда вас должны были поставить в армию? У нас, на рубеже 42-го и 43-го годов, если честно, так себе. Вот, Сталинград отстоять пытаемся. Ой, а что это там у вас на башне такое, чертежам не соответствующее? Пулемет зенитный? Это что, доработка фронтовых самоделкиных? А как вы тогда объясните тот факт, что танки этой модификации буйными стадами носятся по Курску, Харькову и Берлину? А можно посмотреть поближе, устройство изучить? Ой! Так это же... это же... MG42 германский! Да на советском танке! Воистину, чудеса гибридизации! Завод ойных тиков Такую надпись мне недавно
Omaha мать его beach. И здесь не обошлось! посчастливилось лицезреть из окна затертых в пробке "Жигулей". Естественно, в названии были и другие буквы, но они предательски запрятались за деревьями. Над тем, что в результате получилось, я долго и искренне гоготал. А потом детище волжского автозавода наконец-то сдвинулось, выставив на обозрение надпись во всей своей серьезности — "завод многослойных пластиков". От великого до смешного один шаг, да. А мы сейчас проделаем подобный финт с игрой. Для начала сменим в настройках количество бойцов с 75% на 150% или, еще лучше, на 200%. В результате на поле боя сражается уже не по шесть человек в команде, а по полтора десятка. Это делает игровую действительность похожей на кадры военной хроники. Солдаты с энтузиазмом расцвечивают вверенный им участок местности, массивные туши танков разгоняют пехоту по укрытиям. Залп поддерживающих пехоту кораблей в буквальном смысле слова закапывает в землю небольшое подразделение противника. Наверху тем временем делят воздушное господство. Сторона, получившая при дележке больший кусок, тут же направляет свои торпедоносцы на вражеский авианосец, и он, подбитый, начинает под рев сирены крениться на бок. По палубе к спасательным шлюпкам бежит команда... Красота! Карты восхитительны. Market Garden, например, повторяет антураж фильма A Bridge Too Far. Так же прыгаем с парашютом, стараемся захватить и удержать мост, заодно
Затяжная танковая дуэль на улицах Сталинграда. подтянув танки из тыла. Штурм острова Иводзима, когда с моря американский линкор обрабатывает берег пятью стволами главного калибра, не разбирая своих и чужих. Или Берлин, который на радость историкам берут все же русские. Или... Впрочем, лучше сами посмотрите — незабываемые впечатления гарантированы. Если, конечно, не придут боты, способные опошлить самую удачную миссию. Нет, не поймите меня неправильно — местами эти товарищи очень даже сообразительны. Но сообразительность легко сменяется приступами дремучей тупости. Зарисовка номер один. По дороге не спеша едет танк. Следом за ним бегут три товарища, которые с усердием занимаются общественно-полезным делом. А именно: по очереди запрыгивают на броню у зенитного пулемета, несколько секунд вертят дулом и слезают, чтоб уступить место следующему. И так много раз. Зарисовка номер два. Подъезжаю на "Тигре" к мосту. Навстречу, в сопровождении пехоты, гуськом едут два танка. Первый — точно такой же "Тигр", как и у меня. Значит, согласно логике, и второй — наш. Однако логика тут и не ночевала: меткий залп оставляет от моего танка дымящийся остов, мимо которого сначала проезжает родной немецкий танк в сопровождении родной же пехоты, а потом — английский "Шерман". Вот такие вот комиксы Репина. Так что играйте в мультиплеер, господа. После пары дней сетевых разборок осознаешь — вот она, бушующая стихия войны! На замысловатых, с обширными возможностями для тактического маневра картах игра с живыми оппонентами доставляет подлинное удовольствие и, как это сейчас говорят, "отрыв". Если, конечно, не заморачиваться на логических промахах, несовершенстве физической модели и общей аркадности происходящего. Но радость мультиплеера следует познавать только при наличии хорошего коннекта (на позавчерашние модемы у местного сетевого кода аллергия) и только с достойными оппонентами. Battlefield 1942 не терпит новобранцев — тут вам не Unreal Tournament с его "красной" и "синей" командами. Тут все зеленые — и свои, и чужие. При подобном раскладе ваш тиммейт с мозгами Буратино способен учинить в своем тылу кучу неприятностей. А поскольку на игровых серверах таких — подавляющее большинство, следует относиться к подбору коллег по игре с особой тщательностью. Зер гут? Графический движок соответствует
Пересекаем мост. Только бы не жахнули с воздуха! последним стандартам. Деревья, согласно новой моде, колышутся на ветру, катки в ходовой части танков занимают положение, соответствующее рельефу местности. Модели техники, несмотря на некоторую вольность трактовки, сделаны с душой, и отличить "Тигр" от "Шермана" не составит никакого труда. А вот чего движку катастрофически не хватает — так это интерактивности. Местные дома заставили бы удавиться от зависти Растрелли — построены на века и не рушатся даже от прямого попадания фугаса. Проезжающие по мосту танки можно подрывать в любых количествах, но вот поднять на воздух сам мост, увы, нельзя. Про исполнение мечты детства — лесоповал верхом на танке — я даже и не заикаюсь. И звук разочаровывает — танки, вместо того чтобы громко лязгать траками, распугивая ботов и фауну, всего лишь скромно жужжат двигателями. При стрельбе из зенитного пулемета иногда пропадает звук — ствол дергается, пули летят, самолеты падают, оставляя на память небу роскошный черный шлейф, а звука нет (впрочем, это баг и это к доктору. В смысле, патчем можно вылечить). Зато не схалтурили на озвучке солдат — представители каждого этноса говорят на подобающем им языке, причем говорят чисто, без всяких там криво-китайских акцентов. * * * А еще у солдат очень живые и выразительные лица — самые живые из всех когда-либо посещавших мой монитор. Жаль только, в пылу боя обычно не успеваешь в них всмотреться. Геймплей: 8.0 Графика: 9.0 Звук и музыка: 7.0 Интерфейс и управление: 8.0 Новизна: 7.0 Рейтинг "Мании": 8.0 Дождались? Перепаханное снарядами поле битвы ждет поклонников лихого мультиплеера и по совместительству фанатов Второй мировой. Вход зубрам войны в стиле Flashpoint разрешен только в дни отпусков. Оправданность ожиданий: 85%