Никогда не думал, что буду любоваться обычными трубами. американской армии — что может быть смешнее?", "Апогей американского кретинизма!" — именно такие выражения подбирали отечественные геймеры, прочитав весть об анонсе новой мультиплеерной игры America’s Army. Правильно подбирали, в принципе. Прям как чувствовали, что американская армия хочет убить народного любимца Counter-Strike одним выстрелом ценой в семь миллионов долларов. Выстрел прогремел. Но завалить такого колосса, как "Контра", непросто, даже стреляя в упор из слонобоя. Он пошатнулся — но выстоял. Однако борьба началась. Пусть в распоряжении America’s Army пока на порядок меньше серверов, чем у Counter-Strike — за ней стоит вся мощь военного ведомства огромной страны. Что ж — тем интереснее интрига. Разведка боем Верные патриоты дядюшки Сэма выпустили первую, так называемую recon-версию своей пропагандистской игры в День Независимости США. Она содержала лишь пачку тренировочных уровней и несколько карт для
"Ну что, Джон, замочим подонка?" - "Нет, Билл, пусть лучше он нам сначала станцует!" мультиплеера. В первые же минуты по Сети разлетелось несколько сотен тысяч копий игры, а официальные сервера регистрировали по 500,000 обращений каждые 15 секунд. Оно и неудивительно — сам факт, что игра создается американской армией, обеспечил ей беспрецедентную по масштабам рекламу. Все мировые СМИ считали должным рассказать про America’s Army в своих репортажах (отечественные федеральные каналы — не исключение), а NVIDIA, как один из спонсоров проекта, развернула широкую агитационную кампанию. Ближе к началу августа был выпущен масштабный аддон, добавивший в игру снайперскую школу и новые карты, что, само собой, тут же подбросило акции America’s Army еще на несколько пунктов. А спустя некоторое время последовало обновление со школой десантников. America’s Army: Operations отправилась прямиком на "золото". Истинные патриоты теперь могут бесплатно получить диск с игрой в ближайшем военкомате, а остальные — скачать ее с официального сайта. Сейчас America’s Army насчитывает уже несколько сот тысяч зарегистрированных пользователей. То ли еще будет...
Солдат слева явно хочет научиться летать - только задавшись такой целью, можно стрелять из М82А1 на весу... А ты записался в армию, сынок? America’s Army встречает игрока весьма простеньким меню с ненавязчивой ссылкой на агитационный сайт www.goarmy.com. Это у нас в России "хвать за яйца, и пишите письма", а в Новом Свете в армию принято зазывать с помощью таких вот сайтов. Здесь счастливые лица американских солдат в любое время расскажут вам, сколько девок они вчера подцепили, катаясь на служебном "Хаммере", и непременно предложат стать настоящим солдатом. Ну а виртуальным солдатам предлагается пока просто зарегистрироваться на главном сервере America’s Army. Каждому игроку выдаются уникальное имя, пароль и заводится отдельный файл статистики, который игра запрашивает при каждом запуске. И вот почему... В бой новичков не пускают. Первым пунктом в армейском расписании стоит обязательное прохождение Курса Молодого Бойца. Мы направляемся в Форт Беннинг, штат Джорджия — ясли всей американской пехоты. Здесь нам
Торжество современных технологий! На GF2 вы такой картинки не получите. предстоят девять недель усиленных тренировок. Стрельбище, полоса препятствий, артиллерийский полигон — все это лишь начало нашей карьеры. Мы научимся стрелять из М16А2 и М249 (aka "5-1"), познаем пользу от подствольного гранатомета М-203 и различных типов гранат. Личные результаты тут же отсылаются на главный сервер. Успешно пройдя начальную подготовку, солдат может пойти служить в 172nd Sep. Infantry BDE (подразделение армии США на Аляске) и 10th Mountain Division (те самые ребята, что помогали выбираться рейнджерам из Сомали в 1993), либо же продолжить обучение. Я бы в снайперы пошел... Так, например, игрока, показавшего высокие результаты на стрельбище (36 мишеней из 40 — не самая простая задачка), с радостью примут в Sniper School. Здесь он научится обращаться с винтовками M24 Sniper Weapon System (сложно) и М82А1М Semi-Automatic Anti-Materiel Rifle (невероятно сложно). После успешного окончания курса ему будет позволено брать их с
Красиво. Но, сдается мне, такое мы увидим не раньше выхода America's Army: Soldiers. А может, и в ближайшем обновлении. собой на боевые операции. Кстати, наличие М82 в арсенале игры — настоящая загадка. Эта зверская махина легко может продырявить бронированный джип, да и вертолет ей по зубам... Однако в АА просто-напросто нет миссий, где ее можно было бы достойно применить, а на официальных серверах М82 и вовсе "вне закона"... Все это невольно наводит на размышления: не ждет ли игроков аддон с техникой? Также виртуальный солдат волен отправиться на обучение в Airborne School, дабы стать десантником (!). Для начала его ждет учебный полигон с 250-метровой башней, а затем и прыжок с самолета! На самом деле, очень сложный процесс, требующий недюжинной сноровки. А служба в 82nd Airborne (известное десантное подразделение — первым из войск НАТО высадилось в Косово летом 1999) и вовсе не из легких. Ну и на закуску предлагается элитная Rangers School c последующей службой в 75th Ranger Regiment (именно они 3 октября 1993 года провалили операцию по свержению правительства Сомали, где потеряли несколько вертолетов Black Hawk и
Перекрестный огонь - море острых ощущений. положили 1200 сомалийцев). В общем, простому игроку есть куда податься. Они написали убийство В чем причина такого успеха America’s Army? Почему так сложно найти свободный сервер для игры? А вы представьте на секунду такую абсурдную ситуацию: наша родимая армия берет (не знаю, откуда) и выделяет 7 миллионов долларов на создание бесплатной компьютерной игры на основе последней версии технологии Unreal, которая не только идейно развивает Counter-Strike, но и, по некоторым оценкам, превосходит его. Во что бы вы стали играть? Впрочем, у нас не Америка. Да и превосходство America’s Army — штука спорная, хотя
кое-какие вопросы разработчики решили по-своему и, надо сказать, элегантно. Например, узаконили кемперство и назвали вещи своими именами. В АА на открытых пространствах основной отряд обязательно должен кто-то прикрывать. Проблема одна — любой кемпер на раз вышибается из своего гнездышка подствольным гранатометом, а идеальных "нычек" на картах практически не существует. В закрытых же помещениях разработчики ставят игрокам ряд условий, которые вынуждают их двигаться навстречу друг другу. Но все это лишь верхушка айсберга под названием "игровой дизайн America’s Army". Каждая карта накладывает определенные ограничения для команд. Например, в атакующем отряде могут находиться лишь двое гранатометчиков и один снайпер, тогда как у защищающихся все наоборот... Никаких неуправляемых закупок оружия в АА нет и в помине. Все это весьма положительно сказывается на игровом балансе. Что до дележа оружия, все споры решаются просто: если сразу трое игроков записались в снайперы, то в случае смерти они будут сменять друг друга по очереди. Многогранностью геймплея America’s Armyобязана миссиям. Каждая карта обладает уникальной атмосферой и игровым процессом. А в отдельных случаях даже выбор стороны в корне меняет геймплей. Позволю себе несколько примеров. Pipeline —своеобразный ремейк
cs_assault. Нефтеперерабатывающий завод захвачен террористами, бомбы заложены, таймер тикает. Задача атакующей команды — предотвратить катастрофу. Вариантов решения проблемы две — убить террористов либо перекрыть подачу нефти, закрутив три вентиля в разных частях сооружения. Довольно большая и очень продуманная карта. Атакующая сторона направляется к вентилям, тогда как террористы вовсе не сидят на месте, а пытаются им помешать. Bridge — простой замысел, гениальный дизайн. Самая интересная карта для любителей мяса... Большой мост. На нем три башни (две по краям и одна в центре), везде разбитая техника. Плохая видимость. В башнях — хорошие огневые позиции. Две команды заходят с противоположных сторон. Начинается бойня. Море адреналина, верх удовольствия. А все благодаря необычной конструкции моста и тикающему таймеру, который не дает игрокам сидеть сложа руки. Insurgent Camp — своеобразный вариант cs_mansion. Пустыня. Ночь. Тренировочный лагерь террористов. Плохие дядьки засели в здании, а хорошим
необходимо добраться до главного компьютера на втором этаже. Из здания выходит подземный туннель. Наступающая сторона легко заметна через приборы ночного видения, но по ней неудобно вести огонь из-за холмистого рельефа и малого размера окон в здании. Наступающей же стороне мешают прожекторы — в приборах ночного видения сложно что-либо разобрать. Огненные вспышки в ночи, обмен любезностями из подствольников, огромное разнообразие ситуаций и тактик... FLS Assault — ночь. С неба на аэродром обрушивается толпа десантников. Их задача — захватить ангар. Основная проблема (не считая приземления) — огромные прожекторы, раскиданные по ВПП. Приземлившиеся десантники не могут ничего разглядеть через приборы НВ — малочисленные защитники аэродрома начинают поливать их огнем из М249 (другого не дают)... Карта предоставляет игроку массу острых ощущений, особенно если он влез в шкуру десантника. Mountain Ambush — своеобразная "зарница". Огромные площади, холмистый рельеф и две команды с противоположными задачами.
Swamp Raid — болото, ночь. Посреди карты — лагерь. В лагере документы. Их нужно выкрасть. Казалось бы, обычное дело... Но лишь один дизайнерский ход в корне меняет геймплей — у обороняющейся стороны нет приборов НВ. Тишина, звуки природы, напряженное вглядывание в глубину леса... Неповторимая атмосфера. Я вот говорю, что, дескать, "вот там засели плохие дядьки, а здесь — хорошие", а ведь это неправильно. America’s Army — игра патриотическая, и потому "плохих дядек" в ней просто нет. Проблема решена просто и изящно — для каждой команды написано два противоположных текста, в которых противоборствующая сторона названа "террористами". В игре аналогично — мы всегда видим "своих" в обличье американских десантников, а враги предстают бен-ладенами. Поначалу непривычно, но со временем осознаешь — так играть намного удобнее, ибо не нужно судорожно вспоминать, в какой ты команде и как выглядит твой враг. Да и разнообразие от этого не страдает — модели врагов и американских солдат для каждой карты свои.
Куда девали деньги Как я уже говорил, America’s Armyсоздавалась на основе последней версии технологии Unreal. Выбор, безусловно, правильный. Это единственный современный движок, который может предоставить разработчикам разом и огромные открытые пространства, и детализированные помещения, и отличные модели персонажей, и реалистичное освещение, и правдоподобную физику... Каждая карта здесь — произведение искусства. Везде
выдержан архитектурный стиль, бережно наложены текстуры... Нефтеперерабатывающий завод правдоподобен, трубы выглядят как настоящие (пресловутые кривые поверхности), а здешний лес вы никогда не спутаете с забором... Даже внутренности десантного самолета С-17 Globemaster III выделаны вплоть до трехмерных ручек и лампочек! Все тренировочные полигоны в игре — точные копии реальных площадок форта Беннинга. А какие здесь стволы... Да, надо было всем сердцем любить такой отстой, как М16А2, чтобы сделать столь шикарную модель! Каждую детальку отрисовали феноменально... Вообще, реализм в игре на очень
высоком, я бы сказал — беспрецедентном уровне. Даже в моем любимом Operation Flashpoint такого не было. Стрелять нужно обязательно на выдохе, обойма тает за две секунды, смена режима стрельбы — отдельный процесс, занимающий свое время. Винтовка может заклинить в самый неподходящий момент, а граната — дать осечку. Да, а гранаты... Простите за тавтологию, но гранаты в America’s Army— действительно гранаты. Световая шашка мгновенно ослепит вас, вдарит по ушам проникающим свистом и наглядно покажет "походку контуженного"... Дымовая — заполонит все окружающее пространство (пинок в сторону CS), чем непременно поможет вашей команде... Столь любимый поклонниками Counter-Strike пулемет М249 во время стрельбы удержать в руках невозможно — нужно обязательно лечь или — еще лучше — установить его на сошки. Каждое движение солдат сопровождается отличной анимацией — разработчики даже предусмотрели "сигнальную систему" спецназа. Только кому она нужна, когда есть поддержка голосовой связи... Апогей реалистичности America’s Army — это звук. Такого звука игры, если хотите, еще не слышали. Когда лежишь — один, когда стоишь — совсем другой. Пулю, пролетевшую у виска, вы всегда отличите от той, что прошла в метре от вас. Прибавьте к этому еще поддержку Dolby Digital 5.1 и EAX Advanced HD — и море впечатлений обеспечено. * * * Самое феноменальное в America’s Army — то, что при всех глобальных изменениях в игровом процессе и
тотальной реалистичности разработчикам удалось каким-то образом сохранить в игре дух оригинального Counter-Strike. Тот беззаботный азарт, что окутывает игрока во время игры и заставляет его играть снова и снова... America’s Army: Operations понравилась как фанатам CS, так и поклонникам серьезных тактических симуляторов. Но это лишь начало пути. Вскоре нас ожидает полноценная сингл-игра — America’s Army: Soldiers. С закрученным сюжетом, своими героями, победами и поражениями. Будем ждать? Непременно. Что же касается развития интриги, то... Скажем так, есть объективные причины, по которым позиции "Контры" можно пока считать непоколебимыми. Прежде всего — Counter-Strike был первым, первым он и останется. Была масса игр, которые пытались "развивать его идеи" — и где теперь эти игры? Конечно, у America’s Army куда больше очевидных козырей, да и такого качественного уровня еще никто не достигал. И тем
не менее — опрометчиво было бы заявлять о революции в сознании игроков. Массовое сознание, как известно, штука неподатливая, а у "Контры" все шансы задержаться там еще лет на двести. Игра освоена до мелочей, не требует предварительной подготовки, не надо проходить никаких "школ", не нужен мощный компьютер. А главное — за годы прикрепившийся к Counter-Strike титул "народного любимца" не так-то просто отнять. Я бы сказал — нужны сверхчеловеческие усилия. P.S. Удивляют системные требования. Видимо, код движка Unreal 2 вылизан просто до блеска. Конечно, на GeForce 2 MX вы не увидите такой картинки, как на GeForce 3, но количество fps вряд ли упадет ниже приемлемой отметки. Кстати, и на самом первом GeForce 256 игра бегает довольно шустро. А вот владельцев TNT2 придется огорчить — АА работает только на картах с поддержкой T&L. В отличие от "Контры"... P.P.S. Для озадаченных проблемой трафика America’s Army станет настоящим сюрпризом — в час игра "делает" не больше 4-5 мегабайт. Рейтинги Геймплей: 9 Графика: 9 Звук и музыка: 10 Интерфейс и управление: 9 Новизна: 5 Рейтинг "Мании": 9,0 Оправданность ожиданий: 100% Дождались? Отшлифованная до блеска концепция Counter-Strike, высокая реалистичность игрового процесса, большая доля оригинальности — и все это на великолепном движке Unreal 2! Эх, и когда у нас в армию будут зазывать с помощью ТАКИХ вот игрушек?