Многократно воспетая поэтами и прославленная художниками осень — не только момент торжества романтиков и время сбора урожая. С надеждой ожидают осени и многочисленные фанаты спортивных симуляторов, ибо именно в это время заигранные до дыр FIFA и NHL’ы обрастают еще одной долгожданной циферкой. А иногда и превращаются в новую полноценную игру. Сегодня как раз такой случай. Встречайте NHL 2003 — революционную, не побоюсь этого слова, версию знаменитой серии.
Interface Explorer 5.5 Первые сюрпризы начинаются еще до входа в основное меню. Товарищи, запаслись ли вы свежими версиями Internet Explorer? Нет? А, предпочитаете Opera?! Тогда вынужден вас огорчить: хоккей’2003 вы увидите только по телевизору. Интерфейс новой версии NHL полностью написан на HTML и XML со всеми вытекающими последствиями — к каковым относится не только необходимость ставить ненавистный браузер, но и более простая модифицируемость и расширяемость. Визуально интерфейс изменился до неузнаваемости, причем в худшую сторону. Самый главный недостаток — очень мелкий текст, который с трудом читается даже на 17" мониторе. Частично этот недостаток компенсируется удачной цветовой гаммой, оптимальной с точки зрения читабельности. Зато в функциональном плане новый интерфейс потрясающе удобен. Все важные для игрока функции собраны в одном
Момент отчаянья. месте. К примеру, редактирование состава всех линий происходит в одном окне, линии переключаются при помощи классических закладок, известных еще со времен первых версии Windows. Собственно, "виндовость" интерфейса — это его главное полезное свойство, благодаря которому вы почувствуете себя как дома: закладки, выпадающие списки, столбцы, кликнув на которые, можно изменить режим сортировки.
Физика твердого тела Бесспорно, самый важный аспект любого симулятора — игровой процесс, а точнее — хрупкий баланс между играбельностью и реалистичностью. Если вы считаете, что идеальный баланс был в NHL 2002, вы глубоко заблуждаетесь: на самом деле это была аркада. Чтобы убедиться в этом, стоит просто попробовать NHL 2003. Помните, как летала шайба в предыдущих версиях игры? Совершенно верно — строго параллельно игровому полю (наверное, она имела встроенные гироскопы). Теперь физика шайбы переписана с нуля: она кувыркается в полете, подпрыгивает лягушкой, катится, очень правдоподобно рикошетит и трепыхается в сетке ворот, как попавшая в силки птица. Физика остальных игровых объектов и персонажей также претерпела существенные улучшения. Есть и сюрприз из старых версий игры: пластиковое ограждение снова можно разбить мощным броском. Хоккеисты, управляемые компьютером, стали играть гораздо умнее: в атаке уже не пытаются забить броском из-за ворот, чаще пасуют в нападении, стараются выбрать удобный момент для паса или броска, уместно применяют обводки вратарей. Кстати, обводка тоже была дополнена новыми трюками: зажиманием шайбы между коньков, перепасовкой шайбы между ног на ходу и другими экзотическими телодвижениями. В результате выходы один на один с вратарем часто превращаются в захватывающее зрелище. Специально для таких красивых голов в игру были введены спецповторы: меняется освещение, начинает играть динамичная музыка, зрители на трибунах встают, камера выбирает самый красивый угол обзора, а сам момент гола повторяется несколько раз. Отдельного доброго слова заслуживают вратари. Наконец-то они перестали напоминать парализованных роботов-вертеров. В попытках поймать шайбу они совершают отчаянные прыжки, падают, поднимаются и даже пытаются отбить шайбу из положения лежа. Теперь после сильного удара шайба может просочиться между щитками и медленно поехать в сторону линии ворот — если голкипер
Шайба коварно прошла под щитком. увидит ее, он бросится назад и попытается накрыть ее телом. И еще одна новинка: при опасных атаках вратарь сам выбивает шайбу из зоны. Вообще, это сочетание "вратарь-штанга-шайба" может вызвать экстаз у настоящего фаната. Вот вам в качестве доказательства пример реального гола: после броска шайба ударяется в верхнюю штангу, подпрыгивает и падает вратарю на плечо, тот оглядывается в поисках шайбы, от этого движения шайба падает назад и вкатывается в ворота. Гол! Как и раньше, все параметры игрового процесса можно изменять: скорость игроков, трение шайбы, частоту драк, точность бросков, перехват пасов — одним словом, все, что душе угодно. Таким образом, любой игрок — от начинающего до опытного — может получить хоккей своей мечты, потратив всего лишь 2-3 минуты времени на настройки. Появившиеся в предыдущей версии NHL-карточки были убраны (шумный вздох облегчения). Но не совсем. Теперь эту читерскую гадость надо собирать в онлайн-играх, чтобы там же (в онлайн-играх) ее и применять. Вопрос на засыпку: захотите ли вы играть с читером? К счастью, при создании мультиплеерной игры карточки можно отключить. Единственный читерский фокус, который доступен при игре с компьютером, — Game Breaker, да и он при ближайшем рассмотрении оказывается самым обыкновенным slow motion (здравствуй, Max Payne!). Game Breaker можно активировать после набора определенного количества очков, которые дают за выигрыш вбрасываний, забитые голы и победу в драках. При активации Game Breaker время ненадолго замедляется, а камера приближается к полю, давая возможность более точного прицеливания. Увы, не обошлось и без недостатков, большинство из которых порождены самой обыкновенной кастрацией достоинств предыдущих версий. Ну какому идиоту в EA, скажите на милость, пришло в голову убрать повторы опасных моментов игры, а также вставки с информацией об игроках? И не просто убрать, но заменить на заранее отрендеренные ролики: "прыжок через вратаря", "че ты сказал, козел?!" и "ща как дам больно!". Все это смотрится очень красиво, но смертельно надоедает уже к третьей игре. Нет и обещанной разработчиками game history — повторов острых моментов из предыдущих игр. Практически без изменений оставлены убогие драки, глупости с травмами (жертву уносят, виновника травмы не удаляют) и жалкая breakaway-камера, которая больше мешает, чем помогает.
Анархия — мать победы Большие изменения
Дэйв Андрейчук: снайперский бросок ветерана лиги. произошли в тактике и стратегии игры. Во-первых, теперь для четырех атакующих троек стратегия игры устанавливается раздельно. Рисуем огромный жирный плюс. И тут же рядом — рисуем минус: варианты атакующих стратегий урезаны вдвое. Остались: overload, crash the net и behind the net. Список стратегий игры в большинстве также был сокращен. В принципе, причина ясна. AI даже сейчас не дотягивает до такого уровня, чтобы адекватно отыгрывать все атакующие варианты. С другой стороны, выбор нападающими позиций для получения паса — выше всяких похвал: хоккеисты маневрируют, пытаются уйти с линии перехвата и уворачиваются от защитников. Наконец-то форварды научились входить в зону пробросом шайбы к дальнему бортику, а также освоили перепасовку броском через стенку за воротами. Красота! Самый результативный способ забить гол — создать кучу-малу перед воротами противника. Пас, удар, подбор шайбы, снова пас, снова удар. Если защитники не сумеют прервать этот порочный круг, взятие ворот гарантировано. Вторыми по эффективности голами остались ван-таймеры, т.е. удары после паса без обработки шайбы. Единственный нюанс: бросать шайбу лучше с минимально возможной дистанции. Также приносят результат и фронтальные прострелы игроками с сильным ударом. Только теперь шайба чаще всего не влетает в открытые ворота (вратари поумнели), а зверски рикошетит от штанг и щитков голкипера. И последняя хорошая новость: похоже, EA удалось-таки избавиться от парашютов — этого бича предыдущих версий. Теперь угловые навесные броски в девятку не проходят. Да здравствует реализм!
Гоблины на льду Переходим к печальному — к графике. У меня возникло подозрение, что ее делали в последний момент и поэтому не довели до ума. Графический движок игры был переписан с нуля и явно имеет большой потенциал. Для этого достаточно оценить анимацию игроков (она превосходна) и модели лиц ключевых игроков лиги (выглядят как живые). Лица менее известных хоккеистов напоминают результат неудавшегося евгенического эксперимента. Масла в огонь подливает отлично реализованная мимика: анимированный гоблин с выразительной мимикой — это гоблин в кубе! Удивляюсь, как до сих пор никто из игроков лиги не подал на EA в суд за оскорбление человеческого
Игроки на скамейке тоже болеют. Судя по лицам, даже несколько сильнее, чем хотелось бы. достоинства. Также отвратительно смотрится и форма игроков — в NHL 2002 было однозначно красивее. Единственное, что немного утешает — самостоятельно созданные игроки. Помните носатых уродов, которые генерились в NHL 2002? Теперь создаваемые игроки получаются красавцами хоть куда, не чета гоблинам. К сожалению, трибуны остались такими же убогими, зато зрители стали поживее: теперь они не только жрут попкорн, запивая его колой, но и трубят в горны, рвут на себе волосы, общаются между собой и даже утешают друг друга. Звуки тоже капитально обновились. Впервые в серии NHL они похожи на реальные: рикошеты, удары шайбы о борт, звуки падающих тел — все очень правдоподобно. Очень порадовала толпа, которая звучит динамично: когда положено, недовольно гудит, когда надо — радостно орет. Иногда можно услышать отдельные выкрики: "Пасуй! Ну пасуй же!", "Бросай!", "Откройся! Уйди с линии!". Все это слушается просто здорово. Комментаторы в игре все те же: Дон Тэйлор и Джим Хьюсон. Хьюсон опять играет роль клоуна и в течение всей игры сыплет шутками. Одним словом, к звуку претензий нет. Зато есть к музыке, которой, на мой взгляд, не хватает динамики и энергичности. Не драйвовая это музыка, не хоккейная. К счастью, ее можно заменить на свою, предварительно скачав с сайта игры утилиту Dirty Importer.
В хоккей играют настоящие мужчины Новая NHL, вне всякого сомнения, удалась: превосходный геймплей, потрясающий реализм вкупе с играбельностью, замечательное звуковое сопровождение, приличная графика. Как обычно, не обошлось и без недостатков, но все они меркнут на фоне достоинств. Если вы фанат серии, вы купите эту игру без всяких обзоров. Но благодаря удобному интерфейсу и потрясающей настраиваемости NHL 2003 идеально подходит и новичку. Геймплей: 10 Графика: 7 Звук и музыка: 9 Интерфейс и управление: 9 Новизна: 6 Рейтинг "Мании": 9 Дождались? Как известно, нововведения в серии NHL очень строго дозируются разработчиками. Но NHL 2003 — самый настоящий передоз: практически новая игра. Оправданность ожиданий: 95%