Рыцари и города средневекового острова. Колонизаторы острова Катан
Всем нам с детства знакомы настольные игры. Кто-то начинал с отечественных лото или "Приключений Буратино", а кто-то — с продвинутых заграничных "Монополий" или ее многочисленных перестроечных клонов ("Менеджер", "НЭП" и т.д.). Но эти продукты не могли заинтересовать серьезных игроков, так как предназначались для детей. * Settlers of Catan (они же Die Siedler von Catan в Германии), напротив, принадлежат к классу настольно-печатных игр, в которые с удовольствием играют и серьезные люди. Известный немецкий геймдизайнер Клаус Тойбер в 1994 году разработал эту игру для немецкой же фирмы Kosmos. Сам создатель известен как в Германии, так и за ее пределами благодаря не только "Сеттлерам", но и еще более чем 20 другим популярным играм. Уже в 1995 году "Сеттлеры"получили мировое признание на престижных выставках игровой индустрии. Одним из полученных титулов стал "Игра года 1995" (Spiel des Jahres, самый престижный в Европе конкурс настольных игр). А в следующем году англоязычная версия завоевала подобный же приз на просторах Америки, на крупнейшей выставке Origins. На родине "Сеттлеров"игра стала культовой, ибо пришлась по душе
деловитым и хозяйственным немцам. В одной только Германии она разошлась тиражом, на настоящий момент превышающим 2,5 миллиона коробок. После этого она была издана на французском, голландском языках, стала самой продаваемой стратегической игрой в мире. И вот теперь, наконец, "Сеттлеры" добрались и до России. У нас ее под агрессивным названием "Колонизаторы" издала компания "Хобби-игры", по лицензии все того же немецкого издательского дома Kosmos. Если вы помните, "Игромания" кратко рассказывала о западном издании "Сеттлеров" в №2 за 2002 год. Сегодня мы рассмотрим русские правила "Колонизаторов".
Так рождаются острова Что же это за игра и в чем ее особенность? Начать надо с того, что это — полноценная экономическая стратегия. Вы играете за поселенца, осваивающего территории острова Катан, название которого звучит в европейском издании игры. Вместе с вами этим же нелегким делом заняты еще несколько игроков (всего может быть до четырех участников). Тот, чье развитие будет более успешным и быстрым, станет победителем. Первым делом вы создаете карту острова из гексагональных составляющих — шестиугольников ландшафта. Их всего 19: по 3 — холмов и гор, по 4 — лесов, пастбищ и полей, да еще одна пустыня. Эти шестиугольники вначале тщательно размешиваются, а затем составляются в 5 вертикальных рядов, формирующих большой шестиугольник — остров Катан. Затем получившееся поле окружается девятью пустыми морями и девятью портами, представленными такими же шестиугольниками. Основные события будут происходить на 19-ти "сухопутных" клетках, так
что теперь вам предстоит определить их собственную ценность. Для этого надо разложить по определенным правилам 18 жетонов, на которых обозначены первые 18 букв алфавита и числа от 2-х до 12-ти (за вычетом семерки). Эти числа соответствуют числам, выпадающим при броске двух шестигранных костей. Все числа, кроме 2 и 12, повторяются дважды на ваших карточках. 18 их потому, что пустыня остается без жетона — в игре этот гекс не будет плодоносить. Остров готов к заселению. Некоторые необходимые пояснения: первые пять видов местностей соответствуют пяти производимым ресурсам игры: холмы — кирпич, горы — руда, леса — древесина, пастбища — овцы, поля — зерно. Как видно из процесса создания карты острова, каждый раз она будет выходить разной. Всего различных вариантов только одних разложений первых 19-ти карточек местности — порядка миллиарда. Так что разнообразие партий обеспечено.
Первопроходцы земли необитаемой Последний предварительный этап — постройка начальных поселений. Каждая из местностей представляет собой шестиугольник, к вершинам которого примыкают еще по два таких же шестиугольника. Поселение можно строить только в этих вершинах, и только если в соседних вершинах нет другого поселения. По сторонам этих шестиугольников можно прокладывать дороги, берущие свое начало в поселениях. В дальнейшем города можно будет строить только в тех вершинах, к которым уже ведут дороги вашего цвета. Каждый игрок получает на старте 2 города и 2 дороги. При помощи кубика определив, кто начинает первым, игроки по очереди ставят свое первое поселение и исходящую из него дорогу. Последний освоитель новых территорий
вслед за первым своим поселением сразу же ставит и второе, вместе со второй дорогой. Далее, на этот раз в обратном порядке, остальные игроки строят свои вторые стартовые поселения. Затем, определив, кто же будет ходить первым, вы приступаете к колонизации Катана.
Шаг за шагом к победе Ход каждого игрока состоит из фазы броска кубиков, фазы обмена и фазы строительства. В первой фазе вы кидаете два кубика и получаете число от 2-х до 12-ти. Если это не число 7, то вы ищете шестиугольники, на которых лежат жетоны с таким же числом, и смотрите, есть ли в вершинах этих местностей чьи-либо постройки. Если есть, то их хозяева получают ресурсы, производимые этим типом местности. Если же выпало число 7, то, во-первых, все игроки пересчитывают карты ресурсов в своих руках, и если у кого-то их больше, чем 7, то этот игрок выбирает и сбрасывает половину. Во-вторых, выбросивший семерку должен передвинуть фигурку Разбойника на новую территорию, и если в ее вершинах стоят города других игроков, то еще и лишить одного из них случайной карты из его руки (шестиугольник, на котором стоит Разбойник, временно не производит ресурсов). Далее происходит фаза торговли, в которую нужно активно меняться ресурсами как с другими игроками (по выгодному для вас курсу), так и с банком (по курсу фиксированному). Именно торговля придает "Колонизаторам" неповторимое чувство постоянного общения между игроками. Последняя фаза — строительство. Если у вас хватает ресурсов, то можно осуществить одну из следующих грандиозных строек: поселение, город или участок дороги. Также не возбраняется приобретение карт
развития. Реализация этих замыслов обходится в разную стоимость (в ресурсах). Так, например, город стоит 3 "руды" и 2 "зерна" и может быть построен только на месте поселения.
Мы строили, строили и наконец!.. Цель игры — стать самым успешным колонизатором. "Успешность" определяется накапливанием 10 победных пунктов. Они даются за следующие достижения: поселение — 1 пункт, город — 2, самая длинная дорога — 2, самая большая армия — 2. Есть еще определенные карты развития, дающие 1 пункт. Самой длинной дорогой считается непрерывная и не разбитая чужими городами дорога, которая длиннее четырех участков и превосходит по длине "магистрали" всех других игроков. Самая большая армия должна насчитывать не менее трех рыцарей. Рыцари — это выкладываемые на стол специальные карты развития (приобретаемые в фазу строительства), которые, кроме подсчета численности армии и однократного переставления фигурки Разбойника, ничего страшного не делают. Так, в общих чертах, выглядит процесс игры.
Сравним первопроходца и буржуя Как показывает практика, условие победы, требующее наличия чего-либо (как в "Колонизаторах"), достигается намного быстрее, нежели условие отсутствия чего-либо у противников — как, например, банкротство соперников в "Монополии". К тому же, созидать все же приятнее, чем разрушать, что бы там поклонники жанра kill'em all ни кричали. В "Колонизаторах", как и почти во всех знакомых мне экономичках, нет способов военного воздействия на противника, даже ваша армия призвана лишь угрожать, но не
ходить в яростный поход. Вам не придется считаться с военной угрозой и самому планировать оборону и приобретение новых боевых единиц. Однако методы экономической и географической войны создают вполне достойную замену для тех, кто обожает силовую конфронтацию с противником. Например, если все ваши выпавшие семерки и храбрые рыцари бьют по одному и тому же противнику, то подобное поведение может сильно осложнить его жизнь. Торговый бойкот или отрезание дорогами от ценных территорий тоже могут сослужить хорошую службу в подобной борьбе. Взаимодействие между игроками в "Колонизаторах"имеет гораздо большее значение, чем все в той же "Монополии". Обычно объединение происходит по территориальным интересам: часто складывается ситуация, когда на поле вокруг одной важной клетки стоят постройки двух игроков, а вокруг другой — двух других игроков. Тогда Разбойник начинает скакать по этим двум клеткам, мешая их производству ресурсов, следуя указаниям то одной, то другой пары. Территориальные же интересы служат и поводом к вражде: если два игрока бьются за одну часть карты, то каждый из них будет использовать любую возможность для ухудшения жизни своего противника, как то: торговые сделки не в его пользу, перемещение Разбойника на его ключевую территорию, постройка поселений на пути его развития. Напряженности добавляет и то, что как только один игрок сильно вырывается вперед, все остальные объединяются, чтобы не дать ему заработать десятое, победное очко. По собственному опыту знаю, что при таком раскладе можно сидеть несколько кругов на восьми, а то и девяти очках, в полушаге от победы, и так и не выиграть!
Трехмерные шахматы на ролевой основе?
Игра рассчитана на широкую публику. В ней нет глубинной литературно-исторической подоплеки, заставляющей читать тома литературы лишь для того, чтобы понять, какое место занимает тот или иной игрок в мире. Нет в ней и глубоких математических выкладок, засунутых в фолианты заковыристых правил, в которых путаются даже сами авторы. Все, что нужно для победы, — это здравый смысл, внимание и немножко удачи. К тому же, несмотря на кажущуюся сложность правил, игра проста и позволяет новичкам быстро набирать опыт. Свою первую попытку поиграть в "Колонизаторов" я завершил победой над гораздо более опытными игроками. А однажды мне довелось наблюдать, как человек, севший впервые за "Колонизаторов", выиграл из десяти игр подряд больше половины.
Недалекое прошлое и светлое будущее За свою уже восьмилетнюю историю игра была
переведена на многие языки мира, произвела на свет несколько клонов, а также порадовала любителей-ветеранов дополнительными расширениями и введением турнирной системы. И вот, спустя годы после своего выхода, "Колонизаторы" ступили и на наши просторы. Около года назад в московском клубе "Лабиринт", а затем и в других клубах как в столице, так и за ее пределами, появились первые экземпляры этой игры. Единственными препятствиями к распространению стала немаленькая цена (около 40 долларов в американском издании от Mayfair Games) и совсем не русский язык правил. Компания "Хобби-игры"уже локализовала игру на русском языке, причем все ее компоненты, кроме кубиков, сделаны в России, причем в том же качестве, что и на Западе. Надеюсь, что спустя некоторое время ей найдется место во многих домах и станет меньше людей, которые бы не знали, что такое "Колонизаторы". Поверьте, игра достойна подобного внимания. А бесконечные тонны детских бродилок и "монополек" пусть займут свое место на антресолях... Официальный сайт игры: www.rolemancer.ru/settlers Сайт производителя: www.hobbygames.ru Азы стратегии Кроме чисто вероятностных расхождений от партии к партии возможны и смены стратегий. Контроль над разными видами ресурсов позволяет двигаться в разных направлениях. Допустим, владение большим количеством руды и пшена позволяет развивать строительство городов и поддерживать себя картами развития. А прочная база каменно-дровяных ресурсов дает возможность с помощью сети дорог и поселений быстро расширять владения. Также можно пытаться охватить все ресурсы разом, но подобная стратегия не "сфокусирована", и потому вы рискуете оказаться с бесполезным набором карт в руках. Место для стратегических решений остается и при стартовой расстановке поселений. Самым простым способом выбора места является подсчет "веса" вершины — складывание вероятностных значений, связанных с числами граничных полей. Так, числа 2 и 12 имеют в таком подсчете вес 1; 3 и 11 — 2; 4 и 10 — 3; 5 и 9 — 4; а 6 и 8 — 5. Но, кроме погони за статистической наживой, можно определить, какой регион, исходя из первых построенных поселений, останется свободным от других колонистов. Возможность развиваться без давления со стороны конкурентов стоит дорого!
953 Прочтений • [Рыцари и города средневекового острова. Колонизаторы острова Катан] [19.05.2012] [Комментариев: 0]