Каждый раз, когда мне приходится сталкиваться с продуктами
отечественного предприятия "Звезда", все более возрастает удивление (скорее мистического, чем субъективного характера). Распечатывая очередную коробку с миниатюрами, не перестаешь удивляться простым, выполненным по классическим схемам и одновременно оригинальным решениям. Изучаешь инструкции по сборке и правила. Тестируешь, споришь с друзьями, играешь — словом, являешься частью занимательного процесса по вивисекции свободного времени. В общую массу монголов и русичей, греков и персов грозят влиться самураи, орки и легионы нежити. А где-то за горизонтом уже распахивает свои крылья могучий огнедышащий дракон.
Один маленький шаг для варгейма... Скажу по секрету, что в процессе создания продукта, предназначенного для проведения досуга в рамках дружеского или семейного круга, нет ничего сложного. Гораздо сложнее создавать подобные продукты в рамках требований, предъявляемых потребителями, и следовать нехитрому, но порой жесткому правилу: продукт должен увидеть свет вовремя. Иначе за ним закрепится сомнительная слава первой
ласточки или первого блина, место которому, как известно, в желудках всеядных бета-тестеров, либо такой продукт рискует оказаться в лучшем случае лишь первым среди равных — то есть рядовым представителем череды подражаний и откровенных клонов. Лет десять назад широкая аудитория была просто не готова воспринять такой жанр настольных стратегий, как исторический wargame. Пять лет назад неизбалованный геймер мог лишь восхищенно придыхать, услышав названия Warhammer или BattleTech, и скептически усмехаться над идеей создания отечественного аналога. Прошло почти три года с того времени, когда состоялось знакомство читателей "Мании" с системой стратегических игр от "Звезды". "Эпоха Битв" — это не только историчность, но и простота реализации, сопряженная с азартом коллекционирования. Правила практически универсальны, а армии дополняются путем приобретения коробок с очередной дюжиной воинов. Однако не стоит забывать и о той группе потребителей, которая историческим реалиям предпочтет свободу воображения, сказку-фэнтези. "Звезда" не забывает. Более того, новый варгейм "Кольцо Власти" лег на полки магазинов именно в тот момент, когда потребитель был готов его приобрести и распробовать. Если об "Эпохе Битв" писалось достаточно, то о фэнтезийном "Кольце Власти" была лишь ознакомительная публикация в №9 за этот год. Сейчас наступило время для того, чтобы разобрать скелет по косточкам.
...и большой шаг для отечественных игр Почему "Кольцо Власти" (по-английски — Ring of Rule) — игра
своевременная и востребованная? Легендарные западные военно-тактические игры в жанре фэнтези (прежде всего — Warhammer) приобрели в России устойчивую армию сторонников, несмотря на иностранный язык, забугорные цены, отсутствие в провинциальных магазинах и множество других "несмотря на"... При этом аудитория, любящая стиль фэнтези, неуклонно растет. Новые кадры куются в горнилах различных источников: компьютерные игры, литература, кино. Наконец, каждый год наша страна обогащается очередной сотней тысяч молодых людей, только-только вышедших из беззаботного детства и тянущихся к сказке. Время пришло. Уже не то старое время, когда появление на рынке очередного "первого отечественного настольного" продукта вызывало фурор лишь потому, что отсутствовали аналоги. Пришло время, в рамках которого сформировались тенденции развития игровой индустрии, игры рождаются уже внутри этих рамок, и пользователь (мы с вами) принимает их как нечто естественное и необходимое. И это хорошо.
"Дискавери" и "Буран": что лучше? Как известно, проект многоразового отечественного челнока был нерентабельным уже на стадии проектирования. Если у хитрых янки в рутинном цикле старт—приземление принимали участие практически все комплектующие, кроме топлива и парашютных систем, то схема "Буран" плюс "Энергия" жрала не только топливо, но и собственные компоненты. Да так, что после приземления от схемы оставался лишь самолетик с крошащейся керамикой. Однако принято считать, что "Буран" — "Энергия" была уникальной. Да, была. По уничтожению финансов, но не по
качеству. Аналогично, принято считать, что зарубежные варгеймы с миниатюрами — уникумы из того же ряда, проверенные годами. Миниатюры, чей внешний вид является отдельным стилистическим направлением. Правила, рода войск, герои, турниры, качество исполнения. Но последние несколько лет существования игровой индустрии там, за бугром, свидетельствуют лишь об одном: оригинальность уступила место реанимации старых идей путем электрошока, реальная поддержка потребителя — стремлению получить максимальную прибыль. Наконец, талантливые, выполненные от руки макеты — переработкой в 3D-Studio базовых костяков. Такой вот странный комплекс неполноценности: до тех пор, пока отечественное изделие уступает западному, все обрамляется лозунгами типа "наше — лучшее". Когда же действительно происходит так, что отечественный продукт не только не уступает иностранному аналогу, но и превосходит его, критики стыдливо отводят глаза и выдвигают тезис, что отечественное сугубо вторично. Подобную несправедливую точку зрения, в разных вариациях, мне приходилось выслушивать не раз и не два. Если читатель ждет сравнения игровых систем по каким-либо отдельно взятым параметрам, то такого сравнения не будет. Но в следующем параграфе я постараюсь четко изложить базисные элементы, на которых строится "Кольцо Власти".
Почему ракеты строят по ступенчатой схеме? "Кольцо Власти" прошло путь становления от "креатива" (идеи разработчиков) до физического воплощения в пластик. Ступень первая: Сеттинг.
Сюжет и акценты "Кольца Власти" построены по уже устоявшейся классической фэнтези-схеме. В основе лежит некая сказочная реальность, поросшая лесами и прорезанная реками. Ее население следует стереотипам и состоит из таких культурно-социальных групп (по традиции они называются расами), как люди, орки, варвары, некроманты, драконы... Расы кучкуются в государствах, общий уровень развития которых соответствует широкому периоду от темных веков до начала Возрождения. Каждая из группировок занимает собственную экологическую нишу и имеет ряд претензий к остальным, что выражается в диверсионных рейдах в тыл противника, крупных военных кампаниях и магических поединках. Ступень вторая: Войска. Рядовые воины обладают всеми характерными чертами родной расы, а в сумме с быстрыми для освоения, но подробными правилами по боевому взаимодействию гарантируют, что один и тот же сюжет может переигрываться множество раз. Ступень третья: Героика. "Кольцо Власти" — это не только кровавая баня для Легионов Проклятых и Королевской Пехоты. Это и прославленные полководцы, руководящие битвой, и подчиненные офицеры, отвечающие за локальное взаимодействие с противником на уровне полков. Это закаленные в боях берсерки, каждый из которых по силе не уступает пехотному десятку. Наконец, это маги и некроманты, променявшие тишину лабораторий и склепов на колдовство в бою. Ступень четвертая: Волшебство. Лишь в исторических варгеймах отсутствует магия, как тактическая, взаимодействующая с отдельными бойцами, так и стратегическая, влияющая на
расклад сил на уровне армий. В фэнтези магия на поле боя — такая же органичная составляющая, как сыр в пицце. "Кольцо Власти" замечательно тем, что в рамках единой игровой системы разработчикам удалось совместить две принципиально различные по стилю и способу воздействия магические схемы, обойдя возможные противоречия. Единственному некроманту вполне по силам одолеть одиноко слоняющегося по оврагам и кустам мага. Более того, у некроманта еще останутся силы на то, чтобы пожурить пару вражеских пехотинцев. Однако у него ограничен первоначальный запас сил, которые не восполняются. Единственный выход — заставить магов смерти проводить ритуалы, позволяющие конвертировать жизненную силу убитых противников в очки магии. Королевские маги имеют четкое разделение сфер влияния (огонь, вода и т.п.). Кольцо власти, составленное из пяти различных магов, способно с легкостью разделаться с пятеркой разрозненных некромантов. Наконец, список доступных заклинаний варьируется от школы к школе и от магов к некромантам, что, в совокупности с гибкой схемой комплектации полков, дает уникальные тактико-стратегические решения. Ступень пятая: Вариативность сборки. Если открыть любую коробку с миниатюрами, первое, что бросается в глаза — многовариантность склейки каждой фигурки. Игрок не привязан к рамкам пресс-форм, и можно собирать воинов из нескольких составных частей, менять оружие (а значит, и характеристики бойца). Реализовано это просто: в литниках представлены раздельно ноги с подставками, туловища и оружие. Придумываем схему сборки по вкусу и тянемся за клеем. На сборку уйдет больше времени, но и
удовольствия больше! Ступень шестая: Физическое воплощение. Все миниатюры штампуются из качественного полистирола. Значит, нет необходимости в предварительной грунтовке и снижается время высыхания акриловой краски. Чаще всего после получаса просушки миниатюры готовы для установки на игровой стол. Части миниатюр легко отделяются от литника. Хочется абсолюта в малом? Не вопрос, достаточно приобрести набор инструментов для резки и зачистки. Из аксессуаров можно упомянуть подставки для полков, памятные по "Эпохе Битв",и пластиковые основы для знамен полков (сами знамена вырезаются с картонного листа и наклеиваются поверх основы). Навевает ностальгию по детству такая деталь, как лист переводных картинок с эмблемами полков на щиты воинов. Ступень седьмая: Правила. Они оценены в предыдущей статье. Замечу тем не менее, что они легки для освоения, операции с величинами больше не сводятся к сложению и вычитанию, а все решается характеристиками воинов и двадцатигранным кубиком, бросок которого унифицирован для всех расчетов.
Три месяца: полет нормальный "Кольцо Власти" — игра молодая, но бурно развивающаяся. Она успела прочно обосноваться в умах и на столах варгеймеров. Главный минус проекта — недостаточное, на мой взгляд, информационное обеспечение. Поэтому данная статья — не последняя в серии. Будем ждать новых боксов, тестировать и играть, проводить турниры. Будем читать письма и отвечать на вопросы, ломать стереотипы и руководствоваться объективными данными: "качественное — значит лучшее". До встречи! Официальный сайт: http://ageofbattles.ru. В рамках "Кольца Власти" произведено большое — для системы, которой едва исполнился год — количество наборов миниатюр и воинов класса "герой". Не меньшее количество проходит обкатку в клубах "Звезды". Сначала перечислю то, что уже есть: 1. Возвращение Проклятого Легиона. Большая коробка, внутри которой можно найти необходимый стартовый минимум: наборы миниатюр Королевской Пехоты и Проклятого Легиона, правила по боевому взаимодействию, отдельный буклет с художественной повестью по мотивам сеттинга, листы боевых характеристик, линейку, двадцатигранный кубик, подставки для полков и другие приятные мелочи. 2. Наборы миниатюр Королевская Пехота и Проклятый Легион (нежить). Не хватает воинов в армии? Покупаем, клеим, красим — и пополнение готово встать в строй. 3. Некромант, Берсерк и Маг — отдельные коробки с героями. В ближайшее время линейка продуктов пополнится. Выйдут Артиллерия — набор боевых и осадных машин, Королевская Конница,Орки — куда же без них в фэнтези, Кольцо Власти и Кольцо Смерти — наборы из пяти магов или некромантов, Дракон — его ждут все. Кроме того, ряд продуктов, изданных для "Эпохи Битв", также можно использовать с новой системой. В частности, это касается фортификаций.