Помните ли вы лето 2001 года таким, каким помню его я? В раскаленном до предела московском воздухе наряду с десятками элементов таблицы Менделеева витало чувство неподдельного геймерского восторга. Восторга от Grand Theft Auto III — игры, которая ворвалась в наш мир подобно тунгусскому метеориту и прочно засела в сотнях тысяч геймерских сердец. И вот, полтора года спустя, разработчики GTA3 готовятся снова забросить в сердца фанатов водородную бомбу GTA. Встречайте — Vice City!
Встреча по одежке С самого начала хочу сделать два важных замечания. Первое: Vice City — это не сиквел, не приквел и даже не аддон для GTA3. Это стоящая особняком игра во вселенной GTA; вселенной, которой обзавелась серия с выходом третьей части. И второе замечание: о Vice City не нужно рассказывать как об абсолютно новой игре. Ее просто необходимо сравнивать с GTA3. Почему? Дочитайте эту статью до конца и поймете. Итак, приступим к вычленению основных отличий и
Ну, тут слова излишни... нововведений. Действие GTA: Vice City разворачивается в 1986 году. Восьмидесятые по-американски — это Рейган, разноцветные гавайские рубашки, неоновые вывески, большие машины и расцвет уличной преступности. Нам предлагается сыграть роль Томми Верчетти, правой руки Санни Форелли. Отсидев пятнадцать лет в тюрьме во имя спасения членов Семьи, Томми выходит на свободу. А поскольку Томми мотал отнюдь не свой срок, его бывшие товарищи захотели ему помочь. Но в Либерти-сити, среди закоренелых законников, у Томми нет никаких перспектив, так что ему волей-неволей приходится перебраться на новое место — в Vice City. Со временем дела у Томми налаживаются. Он, как и планировалось, расширяет бизнес Семьи, и все бы ничего, но, как это часто бывает с гангстерами, — нашего героя кто-то подставляет. В результате исчезает большая сумма денег и партия наркотиков. Теперь у Томми одна забота — найти предателя, чтобы вернуть деньги и свою репутацию. Как видите, история главного героя в Vice City пусть и не разительно, но все же отличается от сюжета GTA3 (как-никак около тысячи страниц сценария в Vice City против 400 в GTA3). Да и сам главный герой предстает перед нами уже совсем не мальчишкой, решившим пробить себе путь наверх, а матерым гангстером. Более того, у него наконец-то прорезался голос — и какой! Озвучивал главного героя не кто-нибудь, а Рэй Лиотта — известный американский актер, снявшийся в таких фильмах, как John Q, Hannibal, Heartbreakers, Turbulence, Goodfellas и многих, многих других. Нужно сказать спасибо Rockstar за подобный выбор. Рэй отлично играет плохого парня по ту сторону экрана. Любая сцена, любой диалог с участием главного героя автоматически превращается в настоящее пиршество для ушей. Тем не менее, известно, что слишком много болтать — не только бессмысленно, но и вредно, особенно в мафиозных кругах. Поэтому Томми по большей части будет заниматься делом. Разработчики решили не изобретать велосипед и взяли за основу географии Vice City город Майами. Команда разработчиков из Rockstar в полном составе посетила Майами, отдохнула душой и телом, ну и, конечно же, Да, есть девушки в наших поместьях. Жалко, плавать не умеем, а то б искупались за компанию. собрала массу всевозможной информации: ребята сделали сотни снимков и отсняли несколько видеокассет. И хотя кое-что все же было изменено (чай, не Microsoft Flight Simulator ваяют), общее стремление к достоверности похвально. Прямо-таки тенденция (вспомним Hitman 2 и Санкт-Петербург, Max Payne и Нью-Йорк, Duke NukemForever и Лас-Вегас, который мы, правда, пока не видели...). Решительно всех интересует количество квадратных метров, составляющих Vice City. Так вот: их свыше четырех миллионов. Для тех, кто плохо ориентируется на картах, скажу, что это в два раза больше размеров Либерти-сити. И что самое приятное — весь город открыт для нас практически с самого начала. Почему практически? Просто из-за штормового предупреждения мосты на прилегающие острова были разведены, но не пройдет и трех часов от вашего первого знакомства с Томми, как все встанет на свои места. Кстати, время в игре синхронизировано с часами вашего компьютера. Идея, конечно, не нова, но ее реализация в GTA не может не радовать. Игроки смогут хоть как-то себя контролировать и делать короткие перерывы на еду и сон. Помимо увеличения общей площади города, возрос и, скажем так, его объем. Отныне и вовеки веков Томми может зайти практически в любое здание, будь то отель, стриптиз-клуб, частный дом или пивной бар. В связи с этим существенным нововведением разработчики подкинули нам целый набор миссий, происходящих внутри зданий или включающих одновременно погони по кварталам и визиты в дома горожан и увеселительные заведения. Заселен Vice City куда более плотно, нежели город из третьей GTA. Во многом этого удалось достичь благодаря натасканному до безобразия AI местных жителей. Не раз, прогуливаясь по какой-нибудь относительно тихой улочке на окраине, вы вдруг станете свидетелем погони полицейских за преступником или, того хуже, — перестрелки с участием нескольких бандитских группировок. А может, вас просто собьет какой-нибудь лихач. Про банальные драки на улицах я вообще молчу. И это лишь некоторые примеры трюков, которые будет откалывать поумневший компьютер. А вы думали, в 80-х не было красивых спортивных машин? Дудки! все — этот город действительно живет своей жизнью.
Средства передвижения Автопарк Vice City состоит примерно из 120 (точная цифра пока неизвестна) различных машин. Здесь есть и старички, вроде Stallion, Voodoo, Banshee, и еще не обкатанные Oceanic, Perennial, Caddy и многие, многие другие. Для сравнения — в GTA3 было "всего" 50 машин. Все, наверное, помнят, какое разочарование постигло геймеров по всему миру, когда они не увидели мотоциклов на улицах GTA3. Но теперь мы можем вздохнуть спокойно — железные кони снова с нами. Всего в игре представлено четыре вида мотоциклов: от обычного скутера до стильных байков вроде "Харлея". Естественно, что разбиться на мотоцикле куда проще, нежели на авто. Зато в плюсы железному коню можно записать повышенную маневренность и возможность исполнять головокружительные прыжки со специально подготовленных площадок или даже... крыш домов. На этот раз разработчики не поскупились и от души снабдили нас всевозможными трамплинами (если помните, за эффектный прыжок с такого трамплина в GTA3 давали немало очков). Более того, многие крыши рядомстоящих домов теперь имеют соединительные перекрытия, так что кое-где на мотоцикле можно будет проехать целый квартал поверху, а потом эффектно сигануть кому-нибудь на голову. Но на одних лишь мотоциклах ребята из Rockstar решили не останавливаться. Во-первых, в нашем распоряжении снова будут полюбившиеся многим моторные лодки. Только теперь их стало больше. Да и водное сообщение в Vice City налажено прилично. Не Венеция, конечно, но жить можно. А во-вторых, и это куда более важно, у нас появится возможность управлять вертолетами. При этом никто не запрещает пилотировать небольшие самолеты (в том числе и амфибии). С высоты птичьего полета Vice City выглядит просто восхитительно. Не стоит забывать и про практическую сторону дела. Если сажать самолет посреди улицы, мягко говоря, неудобно (о безопасности речь не идет), то с вертолетами все обстоит гораздо проще. Нашли ровную крышу или небольшую открытую стоянку — сели. Стоит заметить, что долго приноравливаться к управлению не придется — полчаса свободного полета, и вы — ас.
Средства заработка Скажите, чем обычный мафиозо зарабатывает себе на жизнь? Правильно, незаконными видами деятельности. И, будь то банальные разбои и грабежи (теперь вы можете грабить магазины!), продажа наркотиков или ограбление банка, — при любой "операции" понадобится оружие. В Vice City его, естественно, много (почти в три раза больше, чем в GTA3). Правда, большинство новинок вызывают смешанные чувства. И если практическое применение бензопиле еще можно найти (здравствуй, Doom), то вот насчет отвертки или молотка я сомневаюсь. Можно, конечно, попробовать затыкать врага насмерть, а потом контрольным ударом по черепной коробке констатировать смерть, но лично я предпочитаю менее садистские и более эффективные способы устранения. Огнемет, например. Или тяжеленную M60. Оружие теперь делится на классы, так что утащить на себе все сразу никак не получится. Придется выбирать конкретный набор "игрушек" под конкретное задание. Настрелявшись вдоволь и заработав Томми вечно попадает в какие-то передряги: то от полиции бегает, то отстреливает прохожих на улице. кучу денег, игроки захотят узнать — а что, собственно, теперь с ними делать? И тут на помощь приходит очередное и, не боюсь этого слова, гениальное нововведение Rockstar — возможность покупать недвижимость! Времена, когда нашему герою приходилось ставить краденые авто в гараж а-ля спичечный коробок и ютиться в узенькой комнатушке а-ля кладовка, теперь уходят в прошлое. Забудьте и о головной боли, когда для того, чтобы сохранить игру, приходилось ехать на другой конец города в свою берлогу. Просто-напросто купите одно из понравившихся зданий и живите там на здоровье. Естественно, продается далеко не все, но вам хватит. Здоровенные особняки, отели, причалы и еще бог знает что — все это может стать вашим за определенную сумму. В каждом здании есть хотя бы один гараж (а то и пять-шесть) и может оказаться вертолетная площадка (в случае с причалом — место для катера или самолета-амфибии). Естественно, не забыта и возможность сохраняться у себя дома (или в резиденции, если хотите), а в некоторых местах вы даже сможете получать новые задания. Прелесть Vice City еще и в том, что выполнять все задания далеко не обязательно. Конечно, в начале нам все же придется попотеть, чтобы, во-первых, "открыть" весь город, а во-вторых, сделать возможной покупку недвижимости. Но потом игрок волен делать все, что захочет. Хотя, даже если четко придерживаться сюжета, скучать не придется. Разработчики составили большой набор обязательных миссий, к каждой из которых предлагается по несколько дополнительных. Так, например, после очередного сюжетного задания нам могут спокойно предложить заняться развозом пиццы. А что, деньги лишними никогда не бывают... Что же касается сложности миссий, то прослеживается тенденция к ее снижению. Но уж если миссия должна быть сложной, то, уверяю вас, она такой и будет. И в такие минуты самые труднопроходимые миссии в GTA3 покажутся ерундой по сравнению с жестокими драмами, которые разыграются в Vice City. То бишь — в целом все просто, но коль наткнулись на мозгодробилку, закипания серого вещества не избежать. Может, оно и к лучшему, ведь многие (ваш покорный слуга в их числе) жаловались на возможность слишком быстрого прохождения GTA3.
Технологический ликбез Что ни говорите, а удержать себя от рассказа о технологических Вглядитесь в это спокойное лицо, потом в бензопилу. Повторять до полного успокоения. особенностях игры я не могу. Начну с главного — с физики и, если хотите, пластики. Разработчики решили научить Томми ползать/пригибаться, а также показали ему несколько боевых приемчиков (не все же тупо кулаком в морду долбить). В то же время Rockstar’овцы ни слова не говорят об умении плавать. Видимо, нашему герою суждено вечно тонуть на метровой глубине. К счастью, этот серьезный минус компенсируется двумя не менее серьезными плюсами. Во-первых, теперь мы можем простреливать стекла автомобилей. Так что неуязвимых янки в авто более нет и не будет. Один выстрел из снайперской винтовки — и клиент готов. Во-вторых, шины также подвержены воздействию пуль. Поэтому остановить движущийся автомобиль станет гораздо проще — как вам, так и назойливым копам. Далее... что касается графики. Увы и ах, но движок в игре остался прежним. Его, конечно же, немного доработали, но как была графика GTA3 на не слишком высоком уровне, такой она и осталась в Vice City. Только не подумайте, что я имею что-либо против живописных картинок GTA3. Ни в коем случае. Для такой игры с таким огромным миром — все просто отлично. Тем более что в Vice City нам обещают эффектные отражающие поверхности, существенно усложненную работу с тенями и действительно активное использование текстур высокого разрешения. И хотя официальные требования к железу пока неизвестны, я бы не стал зачехлять четвертый GeForce — он наверняка пригодится. Напоследок хочется затронуть звуковую тему, ибо здесь Rockstar есть чем похвалиться и утереть нос кому угодно в игровой индустрии. И речь даже не о восьми тысячах строк диалога и даже не об участии Лиотты в озвучке Томми. Речь идет прежде всего о девяти (!!!) часах музыки всех направлений в исполнении знаменитых групп восьмидесятых. Тут вам и металл, и панк, и рэп, и танцевальная музыка, и еще море стилей. На радостях Rockstar совместно с Epic Records даже выпустили сборник из семи компакт-дисков с этой самой музыкой. Помните, как в GTA3 многие после нескольких дней игры меняли всю музыку подчистую с помощью встроенного MP3-плеера? Так вот, в случае с Vice City, как мне кажется, так поступать не придется — не те объемы. * * * Не стоит ожидать, что с выходом Vice City на PC игровая индустрия опять, как когда-то в 2001-м, встанет с ног на голову. Почему я так уверен в этом? А потому, что на треклятой PlayStation 2 игра давно уже вышла. Да, DVD-боксы в мгновение ока смели с прилавков магазинов, и в карман Rockstar рекой потекли кругленькие суммы. Игра нравится, ее есть за что хвалить. Но она уже не шокирует своим размахом и не удивляет своей прямолинейностью. Она всего-навсего полностью соответствует, а где-то даже превосходит стандарт качества, который поставила GTA3. Достойный последователь традиций самой безбашенной игры 2001 года скоро появится и на PC. Поиграем, похрюкаем от радости и будем снова ждать революции, как дождались ее в 1998-м и 2001-м.