Мы продолжаем публиковать на страницах "Мании" мини-обзоры редакторов к новым и старым, но популярным играм. Основная цель данных материалов — сориентировать вас в море уже вышедших редакторов. Дать базовый уровень знаний, достаточный для начала работы по созданию собственных карт.
Star Wars Jedi Knight II: Jedi Outcast Редактор: JK2Radiant, GtkRadiant v. 1.2.8-jk2
Где взять: Редактор JK2Radiant входит в состав набора инструментов, выпущенных Raven Software. Их можно скачать по адресу www.planetmirror.com/pub/bluesnews/jedioutcast/tools/jk2editingtools.zip. С GtkRadiant ситуация следующая. Можно установить новую версию с адресов, указанных на страничке www.qeradiant.com/?data=files&files_id=37. Если у вас уже установлена версия GtkRadiant 1.2.7 для Quake III Arena и Return to Castle Wolfenstein, то можно установить скачанное обновление поверх нее, и тогда вы сможете продолжать работать с любой из этих игр. Возможности: 80% игровых Описание возможностей: Оба редактора позволяют создавать карты для одиночной и для многопользовательской игры. JK2Radiant является модификацией известного редактора Quake 3 Radiant. Об этом прямо указано в пункте меню Help/About JK2Radiant. Но даже если бы не было указано, их связь станет очевидной, как только вы посмотрите интерфейс JK2Radiant. Поэтому и возможности этих двух редакторов во многом одинаковы. Второй редактор тоже в представлении не нуждается. GtkRadiant v. 1.2.8-jk2 отличается от предыдущей 1.2.7 только добавлением возможности работать с картами для Jedi Knight II: Jedi Outcast. По сравнению с предыдущей версией 1.2.6, в 1.2.7 ничего кардинально нового добавлено не было (ни поддерживаемых игр, ни новых возможностей). Основные нововведения: улучшена работа с файлами создаваемой вами модификации, устранены некоторые ошибки работы с выделенными областями, в меню File добавлена возможность проверить обновления на сайте. Версия 1.2.7 потребовалась для устранения выявленных ошибок предыдущей версии. Остальное: При выборе редактора нужно руководствоваться следующими соображениями. JK2Radiant поставляется вместе с комплектом дополнительных утилит, в которые входят: ShaderEd2 — "шейдер", программа построения теней, обеспечивающая и редактирование, и просмотр; sof2map — компилятор, используется самим редактором карт JK2Radiant без вашего непосредственного участия; MD3View — программа для просмотра моделей формата md3; ModView — программа для просмотра моделей формата glm; carcass — компилятор для моделей, используемый для конвертации root.xsi в model.glm; Max4tools\xsiimporter.dli — дополнение к Max4, для загрузки в него и сохранения файлов в формате xsi. Четыре последних используются для работы с моделями и просто необходимы, если вы будете "заселять" свои уровни новыми или обновленными персонажами. В пользу GtkRadiant v. 1.2.8-jk2 то, что этот редактор позволяет создавать карты к нескольким играм. Кстати, в новых версиях планируется подключить к нему возможность редактирования таких игр, как Soldier of Fortune II и Medal of Honor. Мнение автора: Если вас интересует редактирование именно Star Wars Jedi Knight II: Jedi Outcast, то я бы советовал качать набор инструментов с JK2Radiant. Возможностей больше, да и качать 4 Мб лучше, чем 6.4, если это вас, конечно, волнует. Сложность: Высокая для начинающих. Оценка "Мании":4/5 (5/5 для специалистов)
Ground Control, Ground Control: Dark Conspiracy Редактор: GenEd Где взять: После установки игры найдете файл GenEd.exe в папке Data Возможности: Исходные — 40%, после установки дополнительных инструментов из SDK2 — 85% игровых. Описание возможностей: Ситуация с редактором GenEd довольно интересная. Вы уже обратили внимание на большую разницу в цифрах, описывающих возможности этой программы. Редактор, поставляемый в комплекте с игрой, один, и в поле совсем не воин. Он годится только для изучения принципов и методов создания миссий для Ground Control. Именно создания, а не редактирования. Дело в том, что редактор умеет открывать только карты, сохраненные в формате map, но вы не найдете таких файлов в папках с игрой. Так что им можно делать миссии с нуля, но нельзя вносить изменения в уже существующие. Минусы понятны. Ведь с чего начинается картостроительный процесс? С глубокомысленного почесывания в затылке — "Как-то у них в этой миссии все вяло". С бодрого закатывания рукавов — "Дай-ка добавлю вот сюда пяточек танчиков, а из-за горы, в тыл, ударим пехотой"... В любом случае, всегда полезно посмотреть, как устроены карты в самой игре. На приемы и методы, которыми разработчики воплощали свои идеи. Может быть, тогда и свои собственные появятся, а если в них недостатка нет, то станет ясно, как претворить их в жизнь. Чтобы получить возможность и посмотреть, и
отредактировать имеющиеся карты, нужно скачать дополнительные инструменты из SDK2. Например, по адресу www.massive.se/gcdownload/GC-SDK2.exe. В состав SDK входят следующие утилиты: SDFextract — для извлечения на свет божий игровых ресурсов из архивов Ground Control; PackMod выполняет обратную операцию, пакует ресурсы вашего мода; SDFman — менеджер файлов, которые вы собираетесь поместить в архив; Mp3ToMpd — конвертер, предназначенный для преобразования mp3-файлов в формат mpd. Делайте свою музыку, господа! Остановимся немного на установке SDK, не все там просто. После запуска инсталлятора программа создает в папке с игрой (путь указываете сами) специальную директорию — Testbed. Это ваша экспериментальная база. В ней вы обнаружите массу пустых папок. Их названия строго структурированы в соответствии с требованиями Ground Control к будущему моду. Кстати, все перечисленные выше утилиты тоже будут находиться там. Затем копируете содержание папки Data из корневой директории игры (Ground Control\DATA) в одноименную папку из каталога Testbed (Ground Control\Testbed\Data). Следующий этап — получить прямой доступ к ресурсам игры. Для этого нужно "распустить" игровые архивы, которые представлены в формате sdf. Сделать это можно двумя путями. Во-первых, можно воспользоваться пакетным файлом gcmod_execute.bat. Он развернет все имеющиеся в папке sdf файлы. Во-вторых, вручную обрабатывать отдельные архивы, используя программу SDFextract. Никакой настройки параметров для работы с SDFextract не требуется. Просто в командной строке, после имени программы, указываете имя обрабатываемого sdf-файла. Первый вариант проще, зато во втором вы полностью контролируете ситуацию и не заваливаете свою базовую папку всяким хламом. Если решили использовать SDFextract, то предупреждаю — у разработчиков не дошли руки до сообщений о результатах работы программы. Отсюда две неприятных особенности: 1. При обработке очень крупных архивов (работа идет в DOS) вы очень долго видите черный экран с замороженной информацией о запуске программы, и возникают подозрения о зависании компьютера. Просто следите за красненьким светодиодом контроля работы HDD на корпусе компьютера. Моргает — значит, все идет по плану. 2. Если вы начнете обработку прямо в вашей экспериментальной папке, то останетесь в полном недоумении, что же, собственно, вы вытащили из архива, а главное — где оно? Чтобы не разводить в растерянности руками, предлагаю сделать следующее: организуйте в Testbed временную папку, в которую поместите SDFextract. Затем копируйте туда нужный вам sdf-архив (например, DATA2.sdf). По окончании процесса вы обнаружите плоды обработки в этой же папке. Убедившись в результативности, вырезаете полученное и вставляете обратно (уже в раскрытом виде) в папку Testbed. На недоумение Windows по поводу одноименных файлов смело отвечаете — "Переписать все". Исходные архивы больше не нужны, поэтому их можно уничтожить (понятно, что это не касается папки Ground
Control\DATA). Для нормальной работы GenEd вы должны распаковать архивы DATA2.sdf, DATA1.sdf и DATA0.sdf, причем разработчики по каким-то им одним известным причинам рекомендуют именно такой порядок. Остальные — на ваше усмотрение. Поручая работу gcmod_execute.bat, убедитесь, что у вас на диске свободного места более 1 гигабайта. Покончив с предварительными работами, можете запускать GenEd.exe и устраивать засады, проводить конвои, высаживать десанты. Сложность: Средняя Остальное: Придется остановиться на некоторых технических проблемах. Редактор не будет работать, если не установить режим экрана в 16-битный цвет (кстати, не забудьте это сделать). Нормальная работа редактора версии 3.603 обеспечивается папкой GenEdData, из которой он черпает данные, прописанные по умолчанию. Граждане игроделы и картоваятели, учтите, что бородатые личности, выпиливающие лобзиком в подполье "чиста лицензионные диски", выкинули каталог GenEdData со своих компактов. Видимо, посчитали удовольствие редактирования лишним, за 70-то рублей. Так что — вот вам лишний повод покупать только лицензионные игры. Впрочем, даже бессовестные пользователи пиратской версии игры смогут попользоваться редактором, скачав с www.massive.se/gcdownload/gened_3604.zipновую версию редактора. К счастью, разработчикам пришла в голову мысль отказаться от использования каталога GenEdData. Новая версия 3.604 использует архивные файлы GenEdData.sdf и GenEdData1.sdf., которые идут вместе с ней. Даже если у вас все нормально работает, есть смысл установить обновление, оно устраняет некоторые ошибки предыдущей версии. Предупреждение: после установки новой версии уничтожьте папку GenEdData! Во-первых, она больше не нужна, а во-вторых — редактор может работать некорректно. Мнение автора: Дополнительный инструментарий из SDK2 поразил меня еще до того, как я им воспользовался. Поразил небрежностью внешнего исполнения. Например, менеджер sdf-файлов (программа SDFman.exe) глядит на нас до боли знакомой всем программистам иконкой, которая устанавливается всем программам, выполненным в MSVC++, по умолчанию. Обычно программисты не обращают внимания на внешний вид своих программ, пока они работают с кодом. Внешнее оформление откладывается на последний этап. Но этот этап должен быть, если продукт не предполагается только для внутреннего пользования. Увидев синенькую иконку MFC, я, признаться, даже заглянул в свойства (может, это сторонний продукт?) — нет, все верно, авторские права Massive Entertainment. Похоже, разработчики выложили свои внутренние утилиты, с помощью которых работали над игрой. Да и сам редактор выглядит как результат творчества в MSVC++. Я, конечно, понимаю, аскетизм, спартанский стиль, — но это уже какое-то пещерное отшельничество! Но по одежке только встречают. А "прощался" я с редактором часов в 5 утра, после первого знакомства. Захватывает. Оценка "Мании":4/5