Эпиграф: Ни один план не переживает столкновения с противником. Граф Гельмут фон Мольтке
Ситуация из серии "атлас истории для четвертого класса".
Парад по захваченному городу. Не пробуйте делать это в боевых условиях! Интервью разработчиков Combat Mission: Barbarossa to Berlin одному крупному американскому сайту. Журналист (искренне недоумевая): "Почему это для продолжения Combat Mission вы выбрали Восточный фонт? Ведь есть же столько интересных тем — операции на Тихом океане, боевые действия в Северной Африке?" Разработчик (не менее удивленный): "Ну, там были такие интенсивные бои... Мы просто не могли это проигнорировать". Но мы-то с вами знаем, что Вторая мировая была выиграна американскими войсками в Нормандии, в 1944-м. Неужели мы ошибались? Картина навсегда "Вставай, мать твою!" — орет сержант. Но пехота старается еще глубже зарыться в землю — пулеметчик на колокольне способен успокоить любого. Атака захлебывается лишь ровно до того момента, пока Т-34, ведомый лейтенантом Елагиным, не заставляет пулемет замолчать. "Тридцать четвертый" доезжает до окраины городка... и оказывается практически нос к носу с Panzer III. Тот, похоже, тоже ошарашен происходящим, и вот два танка начинают невыносимо медленно разворачивать свои орудия. Кто успеет первым? Кто?! Повторение пройденного Combat Mission: Barbarossa to Berlin — это такая золушка в мире компьютерных игр: днем готовит обед, стирает белье и ухаживает за скотиной, а в свободное время блистает на балах и разбивает сердца принцам. У нее нет крупного, жирного издателя, практически нет рекламы, она продается только через интернет, на сайте разработчиков (по крайней мере, за пределами нашей любимой Р.) И что же? Крупнейшие западные сайты хвалят ее наперебой и бросают к ее ногам разные Editor’s Choice’ы и Golden Award’ы. В чем же дело? Во многом успех Barbarossa to Berlin объясняется тем, что игра является творческим переосмыслением первой части — Combat Mission: Beyond Overlord. В частности, никуда не делась знаменитая (и вызвавшая столько споров) система turn-based/real-time: приказы по-прежнему отдаются в режиме паузы, после чего нажатие на кнопку "конец хода" превращает игрока из стратега в простого зрителя. И этот дуализм до сих пор обладает сильнейшей притягательностью: контраст между абсолютным контролем и полной беспомощностью кажется глотком свежего воздуха. Скажем больше — в мутном потоке тупых "стратегий" последнего времени Barbarossa to Berlin выглядит крупным золотым самородком. Что новенького? Придется приложить немало усилий, чтобы "отыскать десять отличий" между двумя частями Combat Mission. Учитывая крайнюю консервативность жанра варгеймов, можно быть уверенным в том, что эволюция будет долгой и мало заметной глазу. Кое-какие изменения в Barbarossa to Berlin видны сразу — как вы уже догадались, место действия — тот самый "Восточный фронт". Место действия — от Финляндии до Черного моря, от июня 41-го до мая 45-го. В игре более 50 сценариев, а также несколько "операций", которые представляют собой отдельные связки миссий.
Обратите внимание на состояние брони - "железный конь" готов рассыпаться от малейшего прикосновения. Приятно удивляет разнообразие ситуаций — здесь можно увидеть практически все, от городских боев до масштабных танковых сражений "в чистом поле". Разумеется, каждый сценарий можно пройти за обе стороны. Присутствуют также традиционные для варгеймов режимы hotseat и игра по электронной почте (PBEM). В принципе, это более чем достаточно для 90 процентов играющей публики, но для особо продвинутых имеется весьма симпатичный редактор, с помощью которого можно, например, сделать подарок любимой учительнице истории, кампанию "Москва 41 — Прага 45". Глоток реализма "Если это было в жизни, это будет и у нас в игре!" — похваляются разработчики. Ну, не знаю, заградительных отрядов НКВД мне (пока) обнаружить не удалось... Но. Что вы скажете о правдоподобной (и понятной!) модели морального состояния наших солдат? На мораль подчиненных благотворно действует командир, в его присутствии юниты быстрее и точнее выполняют приказы. Кстати, русские солдаты в Barbarossa to Berlin реагируют на приказы заметно медленнее — они были замедлены специально, чтобы отразить нехватку раций в Красной армии. Как вам понравится детальная (еще раз — детальная!) модель баллистики? Обсчет повреждений, между прочим, включает в себя тип орудия и снаряда, расстояние до цели, толщину брони и угол контакта снаряда с броней. Наконец, игра радует стремлением соответствовать исторической правде. Так, в некоторых миссиях (особенно относящихся к лету 41-го) советские войска выдаются изрядно потрепанными — пехота боеспособна лишь наполовину, и танки готовы вспыхнуть от первого же попадания. Достоверно? Не то слово. Хотите проверить — отлично, ко многим "историческим" миссиям прилагаются ссылки на исторические же источники. Командовать парадом буду я? Интерфейс в походовой игре, теоретически, может быть любым — желающие разобраться в нем имеют все шансы это сделать. Тем приятнее тот факт, что разработчики не стали заново изобретать велосипед и оставили практически идеальный интерфейс Combat Mission: Beyond Overlord. Отдать приказ юниту? Все по классике — один клик
Получите и распишитесь! правой кнопкой, выбор команды и ее "точки приложения". Правда, было добавлено несколько команд, что сделало управление еще удобнее. Нововведения можно поделить на три вида — "для танков", "для пехоты" и "для всех". Ну, и замечательным изобретением оказалась команда "Advance to contact" — теперь юниты могут останавливаться, едва завидев противника. Юнитам можно назначить "зону обстрела", которую они будут контролировать. Теперь они могут наступать прямо под огнем противника, перебегая из одного укрытия в другое. Советская пехота отлично понимает команду "human wave" — закрываем амбразуры телами, но это исключительно на тот случай, если мы решаем поиграть в массовый героизм и самопожертвование. Что, вообще говоря, в Barbarossa to Berlin является страшной расточительностью — юниты здесь товар редкий и штучный. Танкам подарена прекрасная команда "shoot and scoot". В этом режиме танк может выдвинуться на позицию, выстрелить по цели и затем отступить в укрытие. Кроме того, появилась полезнейшая команда "hull down", получив которую, танки начинают вести огонь по противнику из-за подходящего пригорка.
Стоит распределить роли и нажать кнопку "Конец хода" - и мы уже ничему не сможем помешать. В Barbarossa to Berlin нужно не просто думать, а думать заранее. Крепкие задним умом здесь долго не живут. В общем, доступных команд много, нужно только суметь ими правильно воспользоваться. Гораздо хуже, если отдан неправильный приказ. Тогда остается только надеяться на тактический AI — тот, который определяет реакцию юнита на возникающие неожиданности. Этот "дружественный" AI весьма неплох, и выглядит просто орлом на фоне своего собрата из G.I. Combat (см. обзор совсем рядом). Не отстает от него и AI противника. Нет, до Суворова, Наполеона и Клаузевица ему еще далеко, но уже он неплохо выстраивает эшелонированную оборону, организует грамотные засады и не стесняется обходить с флангов. Единственно, в чем можно упрекнуть компьютер, так это в том, что он гораздо лучше справляется с обороной, нежели с атакой. Впрочем, эта проблема решается путем нескольких изменений в настройках. Аудио-видео Теперь позвольте пару слов о том, что говорит и показывает Barbarossa to Berlin. Дело в том, что игру можно довольно легко разделить на составляющие; это конечно, недостаток, но так уж получилось, что разница в классе между графикой и звуком очень велика. Фанаты Combat Mission, правда, радостно утверждают, что графика стала "значительно лучше". Бесспорно. Что не мешает ей, графике, оставаться абсолютно условной, "картонной". То же относится и к изображению солдат и техники — пехотинцы все так же напоминают марионеток со странной, дерганой анимацией. При всем при этом графика Barbarossa to Berlin ухитряется оставить за кормой уже упомянутый G.I. Combat — дело в том, что здесь боги вдохнули жизнь в обыкновенных игрушечных солдатиков; это — те самые солдатики, о которых мы и мечтать не могли в детстве. Поэтому-то в игре так кстати возможность бесконечно долго прокручивать каждый отдельный ход и рассматривать происходящее под разными углами. Об озвучке Barbarossa to Berlin можно говорить долго, а можно не говорить вовсе: она великолепна. Каждый звук воспроизведен с удивительным вниманием к деталям, все ярко, сочно и на своем месте. Кстати, знатоки иностранных языков смогут проверить свой словарный запас, прослушивая реплики на немецком, финском, итальянском, румынском, венгерском и польском; а вот любители "клюквы" будут разочарованы — к репликам бойцов Красной армии не придрались бы даже товарищи Жуков и Буденный. Осколочным — заряжай!! Новый фронт, новые юниты, новые сценарии, две новых команды, три новых характеристики. В некоторых случаях сеанс патанатомии не позволяет объяснить, каким образом достигается эффект погружения. Анализ бессилен. Это нужно видеть и слышать. Ваш покорный слуга оказался смят, разбит и контужен данной игрой. И ничуть об этом не сожалеет. Рейтинг: Геймплей: 9.0 Графика: 7.0 Звук и музыка: 9.0 Интерфейс и управление: 8.0 Новизна: 6.0 Рейтинг "Мании": 9.0 Дождались? Восточно-фронтовое, "русское" продолжение первого трехмерного вогрейма. Живая и, возможно, бессмертная классика. Оправданность ожиданий: 90%