Удивительная индустриальная метаморфоза: самое темное время в истории человечества отзывается самым переливчатым звоном в компьютерно-игровых сюжетах. Бедное средневековье растащили на части и любители фэнтези, и хитромудрых квестов, и глобальных стратегий, и экшенов всяких. С сектой же экономических стратегий, как всегда, сложнее. Patrician и Patrician II (в русском перекладе "Негоциант") от немцев из Ascaron были играми замечательными во всех отношениях, но слишком уж однобокими. Торговля-торговля-торговля, атрофированное производство и, в качестве маленького бонуса, немножко внешней политики. Сказать, что кто-то пытался повторить их успех
Книгопечатная мастерская при церкви. Заглянувший на огонек настоятель приготовился выдать сотрудникам ободряющих пинков. — значит погрешить против истины. Сказать, что кто-то всерьез ожидал от Europa 1400 каких-то тектонических жанровых сдвигов — значит жестоко обмануть доверие читателя. Это тот самый эмпирический золотой из кучи производственного навоза, непредвиденный шедевр, потерпевший кораблекрушение, случайно обнаруженный на необитаемом острове эскадрой JoWooD. После двухчасовой бани под задубевшим робинзоньим рубищем вдруг обнаружился принц благороднейших кровей. Случай хоть и не уникальный, но исключительно редкий в нашей старательской практике.
Симулятор Назвать The Guild просто "экономической стратегией" не поворачивается язык: это самый настоящий симулятор суровой европейской жизни образца 1400 года. Симулятор сложный в освоении, но крайне простой в использовании. И подобно настоящим симуляторам, он требует исключительно серьезного к себе отношения. Без информации о назначении определенных рычагов вы еще сможете с горем пополам вывести самолет на взлетную полосу и под рев моторов взмыть в небо, но вот удержаться в воздухе и не сорваться в штопор — это уже вряд ли, тут нужно стопроцентное знание предмета. Но это все присказка, настоящая же сказка начинается, когда вы, сформировав свой персонаж по ролевому образу и подобию, с головой ныряете в бурный омут средневековой городской жизни. Открывшаяся картина мутит взор и расшатывает сознание. Торговцы переругиваются на рыночной площади, ночной патруль марширует на отдых, уличные поэты зашибают свою трудовую деньгу, из таверны выходит подпивший камнетес, ганзейские модницы неспешно шествуют по тротуару, а крестьянин с телеги костерит вставших на мосту носильщиков. Город вполне успешно
Лесная стоянка братьев- разбойничков - логово всей местной организованной преступности. справляется с бременем жизни и существует в своем полигональном пространстве без нашего участия — это первое, хотя и не слишком удивительное открытие, сделанное нами в Europa 1400. Второе же куда интереснее. Жизнь по ту сторону монитора — не просто отличная имитация (как, например, в незабвенном GTA3), а самое что ни на есть замкнутое пространство, существующее по сложным, но вполне постижимым законам. У всякой гужевой повозки есть водитель, носящий имя, фамилию, обладающий несколькими рабочими навыками, сварливой женой и оравой крикливых младенцев. Но нас в нем интересует лишь одно — кто его хозяин. Кто платит за ренту телеги, какими товарами нагружает, что за материалы и по какой цене покупает на рынке, нанимает ли охрану у префекта или приплачивает местному принцу воров... Так-так, стоп! Это уже не "одно". Каждый обитатель города (а их общее число может доходить до пяти сотен человек) — совершенно уникальная личность, которая рождается, работает, участвует в общественной жизни, плодит потомство и мирно помирает. И, что самое удивительное, вы — один из этих человеко-муравьев. Реальное время не перестает тикать ни на секунду, день сменяет ночь, а после одиннадцати часов каждого вечера игра впадает в длительную кому и пробуждается ровно через год. И пока ваше альтер-эго седеет и теряет последние зубы, вы собираетесь с мыслями, а часы в правом углу экрана неумолимо отсчитывают минуты виртуальной жизни. Пока вы заняты созерцанием собственного экрана статистики и грызетесь с согражданами за наиболее теплое местечко под солнцем, где-то под боком происходят тысячи незаметных историй: рождаются и умирают люди, бурлят династические заговоры, присваиваются и отбираются титулы, в пылу пожарищ сгорают
Рыночная площадь - центр общественной жизни. целые жилые кварталы, а на пепелища торговых империй сбегаются дельцы и менялы из окрестных городов. Масштабность, с которой по силам тягаться только самым продвинутым RPG.
Светлое будущее всего... Однако не нужно забывать, что мы пришли сюда не философствовать, а заниматься вполне конкретным делом, а именно — наживать богатства. От обилия способов сшибить свой праведный франк, гульден или фунт поначалу, натурально, глаза разбегаются. Можно податься в спекулянты и гонять обозы из Парижа в Берлин и обратно, или заделаться управляющим таверны и кормить от пуза возвращающийся с трудовых подвигов плебс. Можно стать настоятелем церкви, жить на процент от продажи индульгенций и силами писчей артели издавать рукописные книги — или же заделаться воровским бароном, грабить беспечных парижан, похищать с целью выкупа знатных вельмож и совершать дерзкие налеты на торговые караваны. История, подобно всему великому, начинается с малого. И вы, прибыв в большой город безымянным отроком двенадцати лет, можете начать восхождение по любой карьерной лестнице. Всего существует двенадцать основных профессий и бесчисленное количество дополнительных занятий, которым можно посвятить все оставшееся время. По всем правилам первоначального накопления капитала, первые лет двадцать придется закладывать основы производства и управления кадрами. Если вы задумали начать карьеру... ну, скажем, знатного парфюмера, уж будьте уверены — методом проб и ошибок вы научитесь отличать шалфей от мяты, сумеете поставить четкое производство ядов и духов, будете лично раздавать пинки нерадивым работникам, снаряжать отряды в походы за полевыми цветами, ремонтировать прохудившуюся крышу
мастерской, закупать редкие дистилляты и биться за каждый пенни с местными оптовиками. Когда мастерская будет доведена до высшей ступени совершенства, а производство духов и ароматизаторов для фонтанов встанет на поток, придется волей-неволей расширять бизнес, покупать новую факторию или же переключиться на другие рыночные ниши. Ваше благосостояние растет, список запланированных на день дел уже переваливает за двадцать пунктов, предприятие насчитывает сорок наемных рабочих, в торговой лавке вас обсчитывает хитрый скупщик, а на обоз нападают оголодавшие крестьяне с окрестных полей. Рук, глаз и иных органов элементарно не хватает, чтобы уследить за всеми насущными делами, и вы, скрепя сердце, нанимаете управляющих. Искусственному интеллекту, принимающему дела из человеческих рук, не хватает предпринимательской жилки и элементарной смекалки, но тем не менее, сбросив с плеч обязанности по самоличному контролю за процессом чистки котлов и переплавки железа на инструменты народного хозяйства, вы сможете полностью посвятить себя самому интересному... политике!
Белый пиар Восхождение из придорожной рабоче-крестьянской грязи в настоящие средневековые князья обставлено со всей возможной пышностью и благолепием. Даже самый маленький канцелярский пост при городской управе сулит, помимо небольшого жалования, открытие широчайших путей для пополнения персональных золотовалютных запасов. Станьте судейским и получайте взятки от многочисленных городских истцов; или городским префектом — и продвигайте законопроект о снижении налогов на ваши предприятия; изберите религиозную карьеру и насылайте летучие отряды испанской инквизиции на ненавистных конкурентов и членов
Святая святых - пивоварня. Вон тот толстяк, что к нам спиной, - местный управляющий. их семей... Пробиться во власть тяжело, но еще тяжелее удержаться на месте. Тут не стоит рассчитывать только на власть золотого тельца. Если до того у вас отлично получалось понукать тупоголовую рабсилу, то после первого же публичного осмеяния на риторическом поединке впору будет задуматься о самообразовании. Проведя год в библиотеке и взвинтив личный параметр "риторики" до заоблачных высот, вы сможете одолеть любого наглеца. Поднаторев в "скрытности", наняв шпионов и соглядатаев и скопив основательный компромат, садитесь писать недругу пачку угрожающих писем, едкий памфлет или анонимку в судейскую управу. Наконец, в совершенстве изучив воинскую науку и искусство владения шпагой, вы сможете нанять костоломов и хорошенько отметелить гадкого конкурента в каком-нибудь мрачном проулке. А как вы смотрите на киднеппинг? Нет проще способа убрать начальника, чем выкрасть его из собственного офиса и пару лет продержать в сыром чулане с миской мутной бобовой похлебки. Как спастись от ревизии? Перевести капитал в золото и спрятать в винном погребе. Как избавиться от офисного хитрюги-кляузника? Элементарно — выставить его прежде, чем он выставит вас. Решить вопрос на общем голосовании, предварительно задобрив коллег звонкой монетой. Как защититься от агрессора? За большую взятку получить у королевского советника охранную грамоту. Как возвратить долг прилипале-ростовщику? Выслужить титул барона, сулящий долговременную отсрочку по всем негосударственным платежам... Тернистая тропа в кулуары вымощена грехами всевозможной степени тяжести. На пути наверх приходится, плюнув на основы христианской морали, устраивать ночные оргии для начальства с дичью, вином и специально нанятым оркестром
Встреча на мосту. Через пару секунд наша разбойничья банда "синих плащей" без труда расправится с превосходящими силами противника. гусляров, ежегодно отстегивать стотысячные взятки наличностью и борзыми щенками, без устали сочинять гадкие куплетики на наиболее ретивых оппонентов, запугивать недвусмысленными письмами сотрудников по офису и даже крутить прелюбодейские амуры с сотрудницами. Последнее, впрочем, может обернуться весьма плачевно. Так, один мой неразумный потомок, оставивший за плечами Сорбонну и Мадридский университет светских манер, после неосторожных любовных маневров был вынужден жениться на старой ведьме без роду и племени, да еще и прижил от нее троих детей, один из которых болел зловонной чесоткой, второй пневмонией, а третий, простите, страдал хронической диареей и все время кретински похихикивал.
Династия К продолжению рода стоит отнестись со всей ответственностью. В случае вашей непредвиденной кончины наследство сможет принять только кто-нибудь из детей старше двенадцати лет. Жена, братья, сестры и все прочие родственники — не в счет. Планирование знатной семьи куда сложнее однообразного торгашеского существования или нудного прорабского труда. Ребенок унаследует основные черты обоих родителей, поэтому лучше с самого начала выбрать достойную жену, чем потом тратить бешеные тысячи на перевоспитание нерадивого отрока в университетах. Также неплохо помнить и о здоровье потомства, ибо младенец, зачатый в глубокой старости (а глубокая старость, по средневековым понятиям, начинается сразу после сорока), в лучшем случае родится инвалидом и протянет до пятнадцати лет. Женщины живут на порядок дольше мужчин, однако к тридцати годам теряют способность к деторождению, потомок знатного рода не сможет взять в жены простолюдинку, лихой принц
Непорядок на производстве! Середина рабочего дня, а народ уже стягивается к пивной. воров не станет крутить шашни с набожной дочкой священника, вероятность союза истового католика и гугенотки стремится к нулю — и так далее и так далее... Мозг медленно наливается кровью, а от тысячи и одной мелочи пухнет голова. Но созерцание собственного столетнего геральдического древа из пятнадцати ветвей приносит ни с чем не сравнимое удовлетворение. Целый род, настоящая благородная династия!.. Поистине, тут будет чем потешить неудовлетворенную гордость, особенно если вы не в состоянии вспомнить фамилию своей настоящей бабушки.
Бульварная пастораль Интерфейс на редкость прост и лаконичен. Из всех занудных графиков наличествует только один — прироста городского населения. А уж что касается внешнего оформления, то и здесь конкурентов The Guild не увидеть даже в бинокль с троекратным увеличением. Картинка на экране завораживает так, что временами забываешь свести дебет с кредитом, и после часа непрерывной медитации на берлинский снегопад 1422 года со смущенной физиономией виновато давишь "Restart". Солнце медленно взбирается вверх по небосводу, и тусклый город потихоньку набирает краски, тень от стола в домашнем кабинете медленно ползет от серванта к камину, а огонь факела на стене подземелья отражается в начищенных до блеска латах стражников. Городская пастораль проходит через несколько ощутимых метаморфоз, от грусти зимней ночи до беспричинной радости желтых красок осеннего утра. Из труб кузнечных мастерских валит густой черный дым, в грязи копошатся чумазые свиньи, деревья в лесопарковой загородной зоне лениво покачиваются на ветру, а крошечные человечки суетятся где-то внизу, ходят, бегают, возят повозки и гремят шпорами по булыжной мостовой. Конечно, при ближайшем
рассмотрении ладные человеческие фигурки обнажают некоторый буратинизм, а неподвижные физиономии навевают священный ужас — но. Вспомните о масштабах, а еще лучше о количестве мегабайт на борту вашего походного "жифорса". Пожалуй, Europa 1400 — самый требовательный к "железу" представитель жанра. * * * The Guild трещит по швам от напора информационных потоков и ежеминутно грозит лопнуть, похоронив бедного игрока под грудой все новых и новых деталей. Однако основная прелесть этой игры в том и состоит, что вы можете заработать огромные виртуальные капиталы, так и не узнав, где в окне интерфейса находится кнопка "политические интриги". А можете добраться до вершин городской карьеры и титула соверена, ни разу в жизни не заглянув в цеха собственных мастерских и артелей. Щедрые немецкие руки подарили нам настоящий конструктор собственной параллельной жизни. А уж какие хитрые фигуры расставлять из его кубиков — решать только нам самим. P.S. Мы не упомянули замечательное музыкальное сопровождение игры. Опустите глаза чуть ниже и посмотрите на рейтинги — иногда они говорят куда больше любых слов. Рейтинги Геймплей: 9 Графика: 8 Звук и музыка: 10 Интерфейс и управление: 9 Новизна: 8 Рейтинг "Мании": 9.0 Оправданность ожиданий: 80% Дождались? Вершина долголетней эволюции экономических симуляторов — конструктор собственной параллельной жизни. Умная, красивая, интригующая и захватывающая игра.