Эпиграф: Что бы вы ни делали, у вас все равно ничего не получится. Закон Дженкинса
Как признался один из разработчиков легендарной серии SimCity, идея создания подобной игры пришла к нему случайно. На заре становления компьютерно-игровой индустрии он рисовал очередной уровень для некой вертолетной аркады. В один прекрасный момент он понял, что строить свой собственный город в разы интереснее, нежели потом над ним летать. Вскоре миру явилась SimCity, а через некоторое время и SimCity 2000 — разумеется, с улучшенной графикой и новыми возможностями. Потом были и автосимулятор Streets of SimCity, позволявший с ветерком прокатиться по улицам собственноручно отстроенного мегаполиса, и логическое продолжение серии под номером 3000, и, наконец, до сих пор лидирующий в чартах симулятор американской семьи (в представлении не нуждается). Долгое время игроков дразнили проектом SimsVille, однако последний благополучно загнулся — после чего господа из Maxis, не отрываясь от производства многочисленных аддонов для
Полный комплект простых человеческих радостей: извержение вулкана, тайфун и тропическая гроза. сами знаете чего, объявили о скором выходе SimCity 4. Внучок SC2000 и племянник The Sims родился красивым, упитанным и своенравным...
Сим-сим, откройся! Перво-наперво забудьте все то, что обещали разработчики и о чем писалось в разнообразных превью. Вместо развлекательного строительства с выполнением ненавязчивых заданий вас моментально ставят в жесткие экономические рамки, и выход за них чреват полным геймовером. Хотите соорудить аэропорт или презентовать соседям головную боль в виде АЭС? Забудьте — в ближайшие лет тридцать вам придется довольствоваться вонючей угольной электростанцией и парой автобусных остановок. Те, кто надеется увидеть город-мечту, могут сразу идти курить — или же с помощью читов добавлять себе на лицевой счет пару миллиардов условных единиц. Не думайте, что для нормальной жизни достаточно водонапорной башни и ТЭЦ. Весь игровой процесс сводится к попыткам ублажить многочисленных жителей, у которых на редкость пакостные нравы. Упаси Аллах им в чем-то не угодить — наиболее миролюбивые индивидуумы поспешат покинуть город, а самые бойкие начнут с забастовок, плавно переходящих в массовые беспорядки. Понизили зарплату ассенизаторам, чтобы хватило средств на красивую (но совершенно бесполезную) телебашню? Готовьтесь к тому, что на улицы вылезут толпы недовольных люмпенов, ровно половина из которых, в соответствии с правилами политкорректности, либо инвалиды, либо афроамериканцы. Игроку необходимо одновременно воспринимать и переваривать массу информации — о росте преступности в центре города, пробках на северо-западе и о том, что у некоего Сэма Бенжамина Пупкина рядом с домом нет приличного кабака. Ситуацию пытаются спасти советники и обширная система текстового "хелпа", однако за всем сразу не уследишь. Крайне рекомендуется при обдумывании всяких проблем ставить игру на паузу, благо такая возможность есть. Для тех, кому всегда мало, имеется ряд катаклизмов, вроде метеоритного дождя или нашествия роботов-убийц (вы что, какие шутки?). Истеричные особы могут нажатием одной кнопки взорвать весь город к свиньям собачьим — и это выглядит
Деловой центр города - офисы, банки, закусочные, стоянки... красиво. Армагеддон можно вершить по собственному желанию и совершенно бесплатно, правда, уничтожению подвержены только здания. Помнится, по старой ролевой привычке я решил было припугнуть толпу зевак файерболом... и был неприятно удивлен, когда из-под руин целого квартала начали разбегаться целые и невредимые дармоеды.
Всех построю! Перейдем, однако, к самому приятному — к строительству. Как и в предыдущих сериях игры, собственноручно дозволяется возводить только служебные постройки, как то: электростанции, полицейские участки, тюрьмы, школы, больницы и вокзалы. Для остальных зданий можно только создавать отдельные зоны, где они со временем вырастут сами. Можно определять только типы построек — жилые, коммерческие или промышленные — и их уровень. Например, для жилых кварталов low — это одноэтажные халупы и вагончики, medium — многоквартирные дома, а high — шикарные виллы. Отдельные зоны, подальше от основных, можно выделять под сельскохозяйственные угодья, свалки (где впоследствии устанавливаются мусоросжигатели или даже "мусорные" электростанции), морские и аэропорты. Со временем здания реконструируются и, при благоприятном стечении обстоятельств, какой-нибудь обмен валюты постепенно мутирует в центральный банк, а ветхая избенка — в весьма приличный коттедж. Все инфраструктуры и здания тесно взаимосвязаны, поэтому от вас требуется повышенное внимание к планировке. Крайне не рекомендуется устраивать свалку рядом с фруктовыми садами или втыкать дурно пахнущий нефтяной заводик посреди элитного района. Хит сезона — детская площадка под высоковольтной линией. Необходимо позаботиться об электрификации
Пожар на химическом заводе ничем хорошим не кончится. Зато красиво... и водопроводе, о транспорте, безопасности, развлечениях, образовании и медицине. Грамотно спланированный город может, в общем-то, успешно функционировать и развиваться без вашего участия. Основополагающий принцип — максимально возможная удаленность жилых районов от индустриальных. В наличии всегда имеются также достопримечательности (Landmarks), которые стоят немыслимых денег, но зато повышают престиж города. Среди прочих замечены: Храм Василия Блаженного, пирамида Хеопса и знак "HOLLYWOOD". За различные достижения игра дарит призовые здания, вроде прижизненного памятника вам, любимому, а вот за провинности приходится выделять площадь вовсе не под парк имени пионера Вити Черевичкина. Не отдали вовремя кредит — извольте разместить у себя ракетную базу или большое кладбище. Трехмерный рельеф поддается практически неограниченной модификации. При закладке города это процесс совершенно бесплатный, а вот если потом возжелаете что-то перекроить — извольте выложить порядочную сумму. Копаем реки, насыпаем горы, рисуем каньоны и долины, сглаживаем неровности, устраиваем рукотворную эрозию почвы... Злоупотреблять терраморфингом, впрочем, не советую, ибо расположенные на крутых горных склонах здания выглядят несколько странно, а подвести к ним коммуникации и вовсе невозможно. Весьма интересна новая система создания городов, позаимствованная из The Sims — на общей карте мира отображаются все созданные вами города, и в любой момент можно переключиться с одного на другой. Все изменения рельефа тоже видны на главной карте. Когда активен один город, другие тоже не стоят без дела и вполне могут, например, закупить у вас немного киловатт/часов или попросить поделиться водой. За что, разумеется, будет заплачено. Уникально для серии то, что соседние города теперь играют роль не конкурентов, а городов-спутников — или даже районов одного мегаполиса. Отсюда понятным образом меняются принципы взаимодействия.
Экономика должна быть экономной От самого приятного переметнемся к самому страшному — к экономической части игры. На первый взгляд, сложностей нет. Ни торговли, ни производства — не говоря уж об акциях и биржевых торгах. Назначаются налоги с коммерции, производства и арендная плата для жилья. Отдельно определяется финансирование для отраслей и каждого служебного здания. Сдвинете ползунок вправо в настройках госпиталя — увеличится зона обслуживания и количество койко-мест, а поставите ползунок на ноль — скорые будут ездить в пределах больничного двора, а доктора объявят сухую голодовку. Для организации
Вся статистика представлена в виде простых графиков. Информационная система проработана отлично. поступлений в бюджет и управления жизнью города можно также проводить различные акции. Скажем, легализация азартных игр приносит определенный доход, но повышает уровень преступности (зато местные братки дарят губернатору казино), а месяц борьбы с курением требует денег, зато снижает риск возникновения пожаров до минимума. Каждому зданию необходимо ежемесячно выделять энную сумму денег на поддержку — в зависимости от финансирования отрасли, к которой оно принадлежит. Весь интерес (и сложность!) в том, что однозначной стратегии развития не существует. Недостаток средств у полиции не получится компенсировать количеством полицейских участков — дороже выйдет. А вот снизить расходы на образование при наличии развитой системы безопасности вполне можно — но только на время. Оперируя ползунками, вовремя повышая и понижая налоги, можно с грехом пополам добиться положительного баланса. Главное — не растрачивать казенные средства в самом начале. Денег всегда очень мало, а любые постройки стоят очень дорого. Не удивляйтесь, если после прокладки железной дороги симпатичная менеджерша заявит, что-де вашему бюджету капут (именно капут — советники обожают глумиться над вашими неудачами), и можно все начинать сначала... Прежде чем вы найдете свою уникальную успешную стратегию развития, немало городов пострадает от ваших экономических экспериментов. Впрочем, такова участь любого, кто взялся играть в экономический градостроительный симулятор. На случай, если вы совсем уж темны в экономике, имеется два великолепных туториала.
Их разыскивает милиция От самого страшного перейдем к просто ужасному. Речь пойдет о тех негодяях, которые населяют ваш город. Как было сказано выше, у всех у них отвратительные характеры и непомерные аппетиты. Бюргеры требуют круглосуточной подачи воды, чистого воздуха, спортивных площадок и тишины после 11 часов вечера, но при этом не желают платить налоги и громко возмущаются из-за любой ерунды. Дело в том, что многие "продвинутые" здания доступны только после привлечения определенного количества жителей — но чтобы довести это количество до требуемого, нужно обладать нечеловеческим терпением. Любое ваше
Типичный жилой квартал недалеко от центра. Многоквартирные дома среднего уровня, десяток коттеджей и несколько богатых особняков. действие, как уже было сказано, определенным образом влияет на общественность, ваш рейтинг и многочисленные таблицы/графики, а в конечном итоге все банально сводится к деньгам... Для истинных мазохистов имеется позаимствованная из SimsVille (царствие ему небесное) возможность добавлять в игру симов — тех же жителей, только с более высоким уровнем самоосознания. Мерзавцы (общим количеством, к счастью, не более пяти) считают нужным держать вас в курсе всех своих дел, включая работу и развлечения, постоянно жаловаться на соседей и полицию (или ее отсутствие), переселяться из виллы на побережье в трущобы, потому что оттуда ближе к метро, и с обидой на лице переезжать в соседний город, так как в этом, видите ли, нет библиотеки!
Красота спасет все! Коварный пожиратель времени и нервов выглядит на редкость миловидно. Несмотря на то, что с полным 3D нас снова надули (я знал!), игра более чем красива. По ходу развития города ландшафт покрывается четкими реалистичными текстурами. Спрайтовые здания нарисованы тщательно и с любовью — их разновидностей замечено не менее пяти сотен, от вагончиков-трейлеров
Потенциальные жители нашего мегаполиса. Морды лица и характеристики, кстати, перекочевали прямиком из The Sims. до средневековых замков или небоскребов. А уж эффекты вроде взрывов стоят того, чтобы разнести полгорода эстетического удовольствия ради. Анимировано все, что только можно, любое событие можно наблюдать собственными глазами во всех подробностях, будь то тушение пожара или приземление авиалайнера. По улицам ездят сотни машин, останавливаясь на красный свет, толпы сытых пешеходов спешат по своим делишкам, ходят поезда, в порту разгружают баржи... Ночью зажигаются фонари и окна, а городские достопримечательности красиво подсвечиваются. В глаза бросается характерная для игр от Maxis "стерильность" и тускловатые цвета, но раздражения это не вызывает. Чего, впрочем, нельзя сказать о работе движка. Полностью отстроенный город средних размеров имеет свойство ощутимо подтормаживать на машине, характеристики которой в пару раз превышают рекомендуемые системные требования. При максимальном удалении игра может выдавать по кадру в секунду! Ждем патчей... Звук — на уровне. Часть сэмплов без изменений перекочевала из третьей части, хотя и свежих хватает. Городские шумы соответствуют реальности и меняются в зависимости от точки обзора. Разумеется, поддерживаются всевозможные модные технологии вроде EAX. Музыка оставляет самые приятные впечатления — профессионально написанная и разнообразная, не напрягающая, но и не особо запоминающаяся. И эмбиент, и джаз, и психоделические темы в духе "Энигмы"... Некоторые мелодии вполне годятся для прослушивания вне игры, хотя, конечно, до шедевральных треков GTA3 или "Безумного Маркса" не дотягивают. Впрочем, при желании все треки можно заменить на свой любимый Infected Mushroom или Necrocannibals — достаточно закинуть нужные файлы в соответствующую директорию. * * * Абсолютно уравновешенный человек садится играть в SimCity 4... и через полчаса он уже отчаянно материт граждан-негодяев-симов и мечтает зверски прикончить хотя бы одного из них, бьет ногами по монитору, когда банковский счет уходит в минуса, а через недельку хватает бензопилу и идет шинковать случайных прохожих. Ему не дали побыть богом... Господа разработчики! Включите в аддон возможность массовых расстрелов забастовщиков и запуска спор сибирской язвы в водопровод — иначе впечатлительные игроки начнут буянить вне виртуального мира. P.S. Да, впервые на арене — онлайновая игра! Нам интернет и строить, и жить помогает. Геймплей: 9 Графика: 9 Звук и музыка: 9 Интерфейс и управление: 8 Новизна: 7 Рейтинг "Мании": 9,0 Дождались? Чертовски красивый симулятор мэра-неврастеника. Идеально проработан, но малость переусложнен. Не прошедшим огонь, воду и медные трубы предыдущих частей грозит легкое умопомешательство с тяжелыми последствиями. Оправданность ожиданий: 80%