Эпиграф: С самого начала мы хотели показать игрокам голливудскую версию той войны, которую они ежедневно видят по телевизору, — и мы гордимся результатом. Марк Скэггс, руководитель проекта
11 февраля. День "Х". Толпы фанатов
В EA Pacific явно смотрели "Армагеддон" Майкла Бея. Правда, вместо метеоритов летят боеголовки с химическим оружием. выстраиваются у прилавков, вопрошая продавцов о заветных коробочках с надписью "Command & Conquer: Generals". Особо ретивые уже сделали предзаказы, сидят дома и ждут, когда почтальон постучит в дверь и вручит им эксклюзивные DVD-боксы с изображением трех сторон и членским билетом в "офицерский клуб". Журналы тоннами страниц печатают статьи с впечатлениями, сайты гигабайтами выкладывают видеоролики геймплея, но никто так и не может понять, чего ждать от нового C&C. Ожидание сменяется трепетом, трепет — беспокойством... Ну, когда же, когда? А вот сейчас. Конфликт Мы столько раз рассказывали о Generals, что я начинаю писать обзор в несколько смешанных чувствах. Писали вот, писали, а тут и релиз подкрался незаметно... Странное чувство. Вроде — об игре уже известно все, мультиплеерная бета заиграна до дыр; и, в то же время, — непонятно, чего ожидать от полной версии. А ведь и вправду оказалось совсем не то, чего мы ждали — даже после беты... Для тех, кто не в курсе: в отдаленном будущем террористическая организация Global Liberation Army (что по-русски гордо звучит как "Всемирная армия освобождения") развяжет полномасштабную войну с Китаем, который, хоть и под красными знаменами и ядерное оружие любит, но все же очень хороший и цивилизованный. Китай, конечно, покажет фигу злодеям, но те ответят еще большей фигой — захватят Байконур и запустят ракету, доверху груженую всякими нечистотами из ближайшей канализации. От резкого запаха вымрет целый город. Конечно, после проявления такого хамства и бескультурья американские ковбои оторвут от стульев свои звезднополосатые седалища и, покончив со взятием Багдада (целых три дня брали, бедные!), пройдут победоносным шествием по территории GLA. Вот и все. Да, это весь сюжет Generals. Не предыстория, а сюжет. От начала и до конца. Укладывается в четыре предложения. Четыре. Другими словами, его фактически нет. Generals исповедует совсем другую философию. EA Pacific максимально дистанцировались от продукции коллег из Westwood и Blizzard, создав как раз тот "modern global warfare", о котором столько говорили... Просто война. Современная война. И игрок — всего лишь полевой командир. За него все решают политики и то, какова обстановка на поле боя. Ему не нужны мотивы — он должен действовать. А посему каждая миссия — это отдельный сюжет в этой выдуманной войне. Нам просто сообщают, что, дескать, вот плохие дядьки захватили химзавод и сейчас начнут глушить рыбу в важной водной артерии страны. Эскадрилья китайских МИГов уже в воздухе, и в эффектном скриптовом ролике она атакует злосчастный комплекс, но... американские стингеры на службе GLA работают лучше краснознаменных асов. Тут же в горы забрасывается десант для расчистки пути. Наконец, стингеры пылают в огне. Снова красивейший ролик — и завод взлетает на воздух. Все, забыли — впереди следующее задание, с не менее шикарными роликами. И так 23 раза. Семь раз за Китай, восемь за GLA, снова семь за США и одна тренировка. Генеральное отличие Раз уж речь зашла о миссиях, стоит достать из загашника побольше лестных слов. Если взять отдельно сингл, то все грандиозные изменения в геймплее, о которых мы так много говорили в прошлом номере (рубрика
Высадка в Нормандии на современный лад. Войска противника гибнут под ударами авиации, укрепления на побережье выносит артиллерия. "В центре внимания"), будут здесь малозаметны или — что скорее — не так ярко выражены. Но вот сами миссии... Пожалуй, такого ассортимента в жанре еще не было. Заданий вроде "отстрой хибару и покажи соседу, где проходит его забор" — меньшинство. Очень разнообразно. Очень. Как сами задания, так и ситуации... Китайские войска отступают вверх по реке. Единственный путь для спасения — взорвать плотину. Вот огромная стена медленно покрывается трещинами, потом разваливается на куски, и через мгновение неостановимо мощный поток несется вниз по руслу реки, смывая рыбацкие деревушки и вражеские войска. Но выше по течению — еще одна база врага. Уровень воды в верхнем русле стремительно понижается — войска готовятся к переправе. Защищать базу придется совсем с другой стороны... Или: в Казахстане работает миссия ООН. Ее конвои всегда проходят через один маленький городок. Чем не повод устроить засаду и ограбить "неверных"? Один конвой, другой... счет пополняется. Но наглые мирные жители растаскивают добычу... Ничего, проучим! На территорию города стягиваются американские войска. Но ведь духовный лидер приказал собрать 40 тысяч баксов, а не 20! Придется сбить еще парочку американских транспортных самолетов. Все, собрали? Смываемся!.. Вообще, конечно, самые оригинальные миссии достались GLA. Только погром города "мирными жителями" чего стоит! Или испытание химического оружия на "братьях", сдавшихся китайцам... Отличия трех сторон друг от друга (все-таки гляньте предыдущий номер) проявились и в кампаниях. На долю Китая приходится массовая резня. GLA — сплошные теракты, борьба с предателями и всяческие издевательства над мирными жителями. США — бой с применением высоких технологий, патриотические заезды подразделений "хаммеров" в город ради спасения трех пилотов (прямая цитата из Black Hawk Down) и много-много ковровых бомбардировок. Самое печальное в сингле Generals — это его размеры. Этих великолепных роликов, замедленных съемок, стильных монтажных приемов (черно-белый снимок со спутника плавно переходит в цветное изображение) — элементарно не хватает. Их просто мало, катастрофически мало. Семь миссий — ну куда это годится? Только начинаешь ловить кайф, играя за одну сторону — как на тебе, все кончилось, пора воевать за другую. Резкая смена декораций и контраст впечатлений отравили мне всю
Американские войска с позором бегут от GLA. "Команчи" прикрывают отступление. Generals-æèçíü. Остается лишь находить утешение на рыцарских турнирах в Сети. О мудростях В прошлой статье я обещал рассказать обо всех прелестях движка Sage. Но обо всех не буду — считайте, что соврал. Это не передать на бумаге — как громадный и яростный поток воды смывает мосты, словно спички. Как пригибаются к земле деревья под ураганом ядерных взрывов. Как взметаются вверх целые гектары земли, развороченной страшными, ослепительными взрывами. И как от каждой крошечной антенны на башне танка в строгом соответствии с временем суток убегает крошечная тень. Да, много вам открытий чудных готовит C&C’шный Sage... Несомненное достоинство игры — карты. Природные и урбанистические ландшафты невероятно красивы. Настоящие города — с жителями, машинами, поездами, мостами. Живописные арабские поселения и заснеженные горы. Златоглавые минареты и пальмы над синими каналами. Убеленные морозом елки и мосты через реки и каньоны... К озвучке EA Pacific подошли c юмором — по заветам Blizzard, так сказать. Рабочий GLA просит новые ботинки и между делом предлагает: "Слышь, а может мы... того — забьем на войну-то?". Вооруженные "подствольниками" солдаты (они уничтожают забаррикадировавшихся в зданиях врагов) убийственно вежливы: "Тук-тук, есть кто дома? Служба дезинсекции". Впрочем, с юмором у разработчиков все в порядке не только по части озвучки. Танковый отряд американцев бежит от войск GLA. Но тут авиация наносит по ним удар, и еще недавно удиравший танкист разворачивает свою развалюху в погоне за единственным уцелевшим после бомбежки пехотинцем... Саундтрек шикарный. Достопочтенный мистер Клепаки ушел в вольное творчество и уже выпустил первый альбом. Так что композитор у нас новый — Билл Браун. Но не подумайте, что Билл салага в этом деле. Его "перу" принадлежит музыка в Anachronox, Return to Castle Wolfenstein, Quake III Arena, всех частях Rainbow Six, Ghost Recon, Undying, кинофильмах "Али", "Найти Форрестера" и др. В Generals у каждой из враждующих сторон — свой музыкальный стиль. Билл даже просил Electronic Arts выпустить саундтрек отдельным диском, но его инициативу, увы, не поддержали.
Сбылась мечта Буша - танковая колонна в Багдаде. В будущем О том, что разрабатывается аддон, стало известно еще до релиза самих Generals. Конечно, никто не сомневается в успехе игры, но уж больно ситуация смахивает на "не успели к релизу, теперь доделываем". Уж больно короток в ваших Generals сингл, господа из EA Pacific. А вообще — не успевали многое. Например, последние корректировки баланса (по результатам тестирования) вносились за несколько дней до отправки игры в печать, и сами тестеры даже не успели их опробовать. Дорабатывать придется игрокам. Впрочем, кто бы сомневался. Да и вообще, сомневаться ни в чем не приходится — EA Pacific и так пошли на рекорд. Они сделали совершенно новую игру менее чем за 1,5 года! Монстры, одним словом. С игрой поставляется редактор карт. В том, что вокруг Generals развернется бурное народное творчество, сомневаться тоже не приходится. Хотя бы потому, что фэны расковыряли игру до байтов еще на стадии беты и уже спокойно заменяют модели и текстуры. Как оказалось, у движка очень открытая архитектура, и создавать новые моды не составит особого труда. Что касается мультиплеера, то о нем мы подробно рассказали в предыдущем номере. Оригинально, увлекательно, толково — вот так, если вкратце. Подробности наверняка появятся в рубрике "Deathmatch". Нам остается лишь поблагодарить компанию "Софт Клаб"за любезно предоставленную копию игры и констатировать факт: C&C снова в форме. P.S. И все же предыдущая работа EA Pacific дала о себе знать — в Generals есть налет несерьезности. Не такой толстый, как в Red Alert 2, но есть. И не могу понять — к лучшему оно или нет. Геймплей: 9 Графика: 10 Звук и музыка: 9 Интерфейс и управление: 9 Новизна: 9 Рейтинг "Мании": 9,5 Дождались? Generals — это стильно, красиво, очень разнообразно, интересно, оригинально, но... преступно коротко. С нетерпением ждем аддона и наслаждаемся шикарным мультиплеером. Оправданность ожиданий: 95%