Порой в нашей жизни случаются удивительные, совершенно нелогичные и труднообъяснимые вещи: купленный на последние деньги лотерейный билет неожиданно оказывается выигрышным, девушка вашей мечты бросает преуспевающего кавалера и уходит к вам, а хрупкий субтильный паренек с одного удара отправляет в нокаут двухметрового амбала. Выход "Космических Рейнджеров" — событие, которое весьма органично вплетается в только что приведенный бредовый список. Вы когда-нибудь слышали о разработке этой игры? А название разработчика — Elemental Games — вам о чем-нибудь говорит? Вполне понимаю ваше недоуменное молчание. Но хватит таинственности: перейдем от абстрактного философствования к конкретной информации, которую можно втиснуть всего в одно предложение. Elemental Games сумели создать единственную в своем роде лучшую российскую космическую походовую RPG, которую не стыдно поставить на пьедестал с такими грандами, как Elite, Star Control и Master of Orion. Вот такая нехитрая теорема. Вам нужны доказательства? Они ждут вас дальше по тексту.
Enemy unknown: пришел, увидел, победил Так уж повелось, что выходу практически любой игры предшествует период массированной "артподготовки": анонсы, настойчивая реклама, предварительные обзоры, интервью с разработчиками, организованные и спонтанные "утечки" секретной
В таких ситуациях единственная надежда на спасение - скорость. информации и альфа-версий. О "Космических Рейнджерах" я узнал только в день покупки диска с игрой. Поэтому на кнопку Install я нажимал с огромным скепсисом, заранее гадая, оставляет ли игра после удаления мусор в реестре или нет — внутренний голос настойчиво убеждал меня в том, что я снесу сей непонятный "шедевр" отечественного игростроения в этот же день. К счастью, всего через несколько часов внутренний голос был вынужден позорно заткнуться, кавычки в слове "шедевр" пришлось убрать, а сами "Рейнджеры" заняли в каталоге Games все стратегически важные высоты, в два счета заставив отступить даже таких монстров-времяедов, как GTA 3. Более того: чтобы вы смогли прочесть этот обзор, мне пришлось мобилизовать все внутренние резервы, с огромным трудом заставив себя хотя бы на вечер оторваться от спасения галактики. "Рейнджеры" сразу ловят игрока в сети уникальным сочетанием новизны и стойкого дежа-вю. Сначала игра очень напоминает знаменитый Star Control 2: галактическая коалиция из нескольких рас, таинственный и беспощадный агрессор, "все для фронта — все для победы". И в голове постепенно вызревает мысль о клонировании. Однако это не клон: экономическая составляющая игры сразу вызывает стойкие ассоциации с серией Elite. И тут же замечаешь следы великого Master of Orion. Стоп. А в целом — что же это такое? Квесты?.. Аркадные вставки?.. Что это за коктейль такой? Но ты уже опьянен, ты уже не пытаешься определить жанр, поставить диагноз или повесить привычный ярлык. Ты просто играешь. Пропуская обеды и ужины, недосыпая, игнорируя будильник, телефонные звонки и другие внешние раздражители. По-моему, лучшего подтверждения тому, что игра удалась, просто не требуется. Играть в "Рейнджеров" — очень просто. Быстрому и безболезненному слиянию с игрой способствует продуманный до мелочей интерфейс (о нем — чуть ниже) и возможность выбора уровня сложности: легкий, нормальный, сложный, эксперт. От выбранного уровня напрямую зависит сложность пошаговых космических боев и доля вашего участия в освобождении галактики от захватчиков: к примеру, на самом легком уровне сложности все космические разборки, включая финальную, могут вообще закончиться без вашего вмешательства. Выбор расы и профессии определяет стартовую планету, сумму начального капитала, оборудование вашего корабля, характеристики вашего персонажа (меткость, маневренность, знание техники, торговля, обаяние, лидерство) и отношение галактических рас к вашей персоне. К счастью,
Звезды - самые лучшие союзники в битвах с клисанами: врага можно перехитрить и поджарить в протуберанцах. репутация — дело наживное, и не беда, если вас не любят в половине систем, — хороший послужной список может в корне изменить сложившуюся ситуацию. Итак, уровень сложности, раса и профессия выбраны, и в дело вступает генератор карты — в "Рейнджерах" галактика формируется случайным образом, что является несомненным достоинством. Каждая последующая игра будет хоть в чем-то отличаться от предыдущих.
Я получил эту роль В игре доминирует ролевая составляющая. И выражается она, вопреки распространенному заблуждению, вовсе не в прокачке параметров и "развешивании" оборудования по слотам космического корабля. "Рейнджеры" — это та игра, где главное ролевое таинство — отождествление себя с игровым персонажем — происходит с первых же минут игры благодаря великолепной игровой механике и удачному, хотя и не в первый раз эксплуатируемому сюжету. На дворе 3000 год. Галактическая коалиция, состоящая из пяти рас, неожиданно сталкивается со смертельной угрозой — клисанами, древней неизвестной формой жизни, которая без предупреждений и переговоров начинает методично уничтожать флотилии галактического союза и захватывать заселенные планетарные системы одну за одной. Цели клисан непостижимы: они не вступают в переговоры, не выдвигают требования, глухи к мольбам. Однако совершенно ясно, что если так будет продолжаться и дальше, от всех пяти рас коалиции останутся рожки да ножки. Позиционная война и масштабные сражения совершенно неэффективны в борьбе с клисанами, которые воспроизводят космические корабли биологическим способом при помощи корабля-матки Махпеллы. Единственный способ победить клисан — уничтожить матку. Но никто не знает, где она и как одержать над ней победу. В свете таких событий Галактический Совет вынужден прибегнуть к последнему способу, в чем-то безумному, в чем-то гениальному — использовать в борьбе с клисанами пилотов-добровольцев, дав им значительные льготы и "зеленый свет" по всей галактике: беспошлинную торговлю, возможность заработка средств любыми способами, а также полную свободу в выборе тактики и стратегии борьбы с захватчиками. Именно на рейнджеров возлагается последняя надежда. Разумеется, мы с вами играем за одного из этих бравых парней — космических рыцарей без страха и упрека. Впрочем, быть рыцарем вовсе не обязательно. Вы можете выбрать одну из трех профессий — воина, торговца или пирата. Да и во время игры
Вот так будет выглядеть Земля в 3000-м. ваша репутация, вычисляемая на основе ваших торговых, боевых и разбойных подвигов, не раз будет меняться с алчного "торгаша" на романтического "корсара", а затем — на уголовного "пахана" или грозного "воителя". Ибо, как говорили древние, "да воздастся каждому по деяниям его".
Галактические жидомасоны и другие жители планетарных систем Играть можно за любую из пяти рас, входящих в Галактический Совет. У каждой свои особенности, свои преимущества и недостатки, о которых стоит вкратце упомянуть. Гаальцы (дети Гаала). Самая древняя и технологически развитая гуманоидная раса в галактике. Гаальцы — большие любители побаловаться с генной инженерией для улучшения последующих поколений. Судя по результатам "баловства", которые можно оценить на скриншотах, расшифровку генетического кода человека лучше, пока еще не поздно, запретить, а уже полученные данные — засекретить. Дети Гаала в каком-то смысле — галактические американцы: у них самый мощный и технологически продвинутый флот, они со снисхождением относятся к остальным расам, всюду лезут с миротворческими миссиями и временами снисходят до непрошеных поучений и наставлений. Тем не менее, оружие и оборудование зачастую стоит покупать именно у них: Made in USA — это серьезно, хотя в большинстве случаев оборудование гаальцев довольно громоздкое, что негативным образом сказывается на скорости корабля и свободном месте в трюме. А большой объем свободного места в корабле — это первый залог успешной торговли и финансового процветания. Фейяне. Фейяне — гермафродиты, у них фасеточные глаза, фасеточный (!) мозг и хилое телосложение — в общем, природа явно обошлась с ними не самым гуманным образом. Но внешний вид часто бывает обманчив: представители этой расы — самые лучшие ученые в галактике. Любителям высоких технологий я рекомендую начинать игру именно за фейян. Если гаальцы вызывают ассоциации с нагловатыми янки, то фейяне — классические японцы: технари, трудяги и просто хорошие парни. По уровню технического развития фейяне практически не уступают детям Гаала, поэтому их индустриальные планеты ни в коем случае нельзя обходить стороной. Малоки. Про таких, как малоки, принято говорить: "сила есть — ума не надо". Эти гориллоподобные существа с древних времен проповедуют культ силы и экспансионизм: у них самый многочисленный в галактике флот,
Радость пилота: в магазин завезли новые корпуса и радары. наибольшее число планетарных систем и самое многочисленное население. В то же время по научно-техническому развитию малоки являются самой отсталой расой галактики. Однако комбинация малок-воин для космических разборок даже в самом начале игры подходит как нельзя лучше. Раз уж я навесил национальные ярлыки на гаальцев и фейян, то не могу обойти вниманием и малоков. Пожалуй, для этого случая лучше всего подойдут китайцы. Н-да, крупноватые нынче китайцы пошли... Люди. Как это часто бывает в компьютерных играх, люди вынуждены нести на себе непривлекательный ярлык с надписью "ни рыба — ни мясо". Так и здесь: они не являются лидерами ни в технике, ни в военных технологиях, однако человеческие рейнджеры получают в компенсацию более высокий стартовый капитал. По сюжету, люди — лучшие политики и психологи галактики. И еще: люди — это единственные "русские" в игре. Патриотам — рекомендую. Пеленги. Не обошлось в коалиции и без паршивой овцы, роль которой с успехом исполняют пеленги — классические галактические жидомасоны (не удивлюсь, если галактику клисанам тоже они продали). Эти жабродышащие (читай — пархатые) твари, несмотря на мирные соглашения, продолжают плести интриги, шпионить за соседями и саботировать буквально все, до чего дотягиваются своими погаными лапками. Кстати, пиратство у пеленгов в большой чести — это давняя культурная традиция, и быть пиратом в представлении среднестатистического пеленга — очень почетно. Будьте уверены — эти зеленые человечки не раз предложат вам заняться контрабандой наркотиков, алкоголя и оружия. Впрочем, лично меня и упрашивать не приходилось: "сам себе контрабандист" — это очень доходная философия.
Из мусорщиков в генералы Новоиспеченный рейнджер получает в начале игры космический корабль. На первых порах эта жалкая посудина имеет слабенькое вооружение и пригодна лишь для перевозки маленьких партий товаров на небольшие расстояния, так как дальность гиперпрыжка напрямую зависит от крутизны двигателя. В дальнейшем только ленивый или бестолковый игрок не превратит свой корабль в самую настоящую машину смерти, оснащенную быстрым двигателем, прочным вместительным корпусом и мощным дальнобойным вооружением. Ориентироваться в событиях помогает служба галактических новостей: новостные терминалы установлены на всех базах и планетах.
Вот что может случиться, если много читать, пренебрегая физическими упражнениями. Внимательно следя за новостями, можно узнать о местах закупки дешевой продукции, дефиците товаров на планетах (а где дефицит — там всегда хорошие цены) и о месте и времени проведения военных операций. Кроме новостного терминала, на любой планете можно найти торговый центр, космопорт, в котором можно заправить бак и починить корпус, магазин оборудования и представителей правительства планеты, у которых можно получить прибыльное спецзадание или тюремный срок (если вы, к примеру, отличились на этой планете продажей крупной партии наркотиков). Перемещение между планетами и станциями в пределах одной планетарной системы осуществляется походово: кликаем мышью на пункте назначения, жмем на пробел (конец хода) и летим. В процессе перемещения можно в любой момент нажать на паузу для остановки. Также остановка происходит при возникновении ключевого события, например, если вас атакуют. Для атаки любого корабля нужно просто выбрать необходимое оружие (в корабле имеется 5 отсеков для бортовых "пушек") и кликнуть на врага. Атака (если позволяет дальность вооружения) будет произведена сразу же после передачи хода. Есть также 4 автопилотных режима: преследовать корабль, атаковать корабль, преследовать и атаковать на максимально возможной дистанции (обстреливать дальним вооружением), преследовать и атаковать на минимальной дистанции (обстреливать всем имеющимся вооружением). При включении одного из автопилотных режимов курс корабля прокладывается не вручную, а автоматически, с учетом смещения корабля-цели. Выбор режимов предельно прост — они циклически перебираются при нажатии левой кнопки мыши на цели. В паузах можно также осуществлять и другие действия, например, вести радиопереговоры с кораблями, которые находятся в радиусе действия вашего радара. Радиопереговоры — это очень важный элемент игры: с их помощью можно запрашивать помощь в борьбе с пиратами и клисанами, совместно грабить мирные суда, шантажировать пилотов беззащитных транспортников, откупаться от атакующих вас пиратов — одним словом, почти все, что душе угодно. Идеология управления "Рейнджеров" удивительно проста и удобна: в паузе раздаем необходимые команды, передаем ход, оцениваем изменившуюся ситуацию, снова раздаем команды и т.д. Перемещение между планетарными системами осуществляется еще проще: вызываем галактическую карту, выбираем точку назначения и совершаем гиперпрыжок (если позволяет запас топлива и "дальнобойность"
Звездная карта каждый раз генерируется случайно. двигателя). Одно из самых главных достоинств игры — широчайшая свобода действий, которая, кстати, вовсе не связана с выбранной профессией. Никто не мешает пирату с самых первых дней перевоспитаться в защитника слабых и обездоленных, сиречь — транспортов и лайнеров. Разумеется, одна из первых задач любого рейнджера — собрать кругленькую сумму галактических кредитов для покупки более совершенного оборудования: мощное вооружение позволит постоять за себя в открытом космосе, быстрый двигатель поможет удрать в критической ситуации и увеличить дальность гиперпрыжков, а большой вместительный корпус позволит перевозить огромные партии товара и получать немалый навар от торговли. В магазинах оборудования есть и другие полезные вещицы: генераторы защитного поля, сканеры, радары, дроиды для починки корпуса, захваты для сбора трофеев в открытом космосе и т.д. Более того, есть и нестандартное оборудование, которое можно добыть только в бою, в черных дырах, в гиперпространстве — или же получить в подарок за особые заслуги. Техники не просто много — ее очень много. Разные устройства отличаются не только параметрами, но и весом. Ибо корпус вашего корабля — отнюдь не резиновый. Скорость у перегруженных посудин падает весьма ощутимо, да и о свободном месте для товаров и трофеев тоже забывать нельзя. Поэтому вопрос "крутизна или компактность?" будет остро стоять перед вами на протяжении всей игры. Итак, как же заработать кредиты, чтобы получить хотя бы частичку всего этого технического великолепия? Тут уж все зависит от ваших способностей, пристрастий и вашей фантазии. Самый примитивный способ, который можно практиковать даже при полном отсутствии стартового капитала, — сбор космического мусора и охота за астероидами, которые содержат минералы. При наличии капитала и большого объема свободного места в трюме выгоднее заняться торговлей. Или подкупить оружие помощней, и вперед — грабить беззащитные транспорты и пассажирские лайнеры. Или, наоборот, открыть сезон охоты на пиратов. Можно с самого начала заняться основной целью — борьбой с клисанами. В одиночку с ними в начале игры тягаться бесполезно, но можно прилететь на место проведения армейской операции (следите за галактическими новостями, товарищи), под шумок пристрелить отбившийся от основной группы корабль и собрать ценные трофеи и протоплазму, которая остается после уничтожения клисан. Протоплазма, сданная на
Нас не догонят: ради облегчения корабля пришлось пожертвовать некоторым оборудованием. рейнджерских базах, конвертируется в очки опыта, которые тратятся на повышение характеристик персонажа. Один из интереснейших способов повышения благосостояния — работа на правительства разных рас. Взорвать нелегальный завод по производству оружия, наловить редкой рыбы для биологических опытов, отыскать следы пропавшей экспедиции и даже отсидеть в тюрьме — вот только крошечная часть списка сложных и остроумных текстовых квестов для самых любознательных рейнджеров, и это — не считая простеньких миссий по доставке товаров, заказных убийств пиратов и патрулированию систем. Но не только на деньгах свет клином сошелся. Воевать вас заставят в любом случае — не пряником, так кнутом. Во-первых, враг не спит и продолжает методично захватывать систему за системой. И если на легких уровнях сложности еще можно пустить дело на самотек, предоставив всю грязную работу военным и рейнджерам, а самому лишь явиться под занавес на финальную битву, то на высоких — доля вашего участия в освобождении галактики существенно возрастает. Во-вторых, вас не для того в рейнджеры звали, чтобы вы набивали свой кошелек: рейнджер, злостно пренебрегающий своими обязанностями, имеет все шансы стать изгоем, которого не примет ни одна планета. Кроме того, на военных базах ведут учет ваших побед над клисанами и пиратами, начисляя очки за каждый сбитый корабль. Набрал определенное число очков — получил звание и подарок в виде полезного устройства. Помимо рейнджерских и военных баз, в некоторых системах есть научные станции, на которых принимают клисанские трофеи, помогающие разрабатывать новое оборудование, в том числе — для установки контакта с кораблем-маткой клисан, Махпеллой. Также на научной станции можно усовершенствовать оборудование своего корабля, разумеется — не бесплатно. Есть также и пиратские базы, которые предлагают рейнджерам весьма интересный пакет услуг — от подделки документов до продажи фальшивой протоплазмы. Одним словом, "Космические Рейнджеры" — это пьянящая свобода везде и во всем. Хочешь — летай один, хочешь — развивай лидерство и бери под свое начало нижестоящих по званию коллег-пилотов. Благодаря полной свободе и удачному балансу игру можно с интересом пройти не раз и не два. И каждый раз — по-разному. Авторы сделали реверанс даже в сторону любителей переключить управление с головного мозга на спинной. Речь идет об аркадных боях с пиратами в
Военная база: здесь всегда можно получить как оперативную сводку о ходе кампании, так и новое воинское звание. гиперпространстве и с неизвестными чужаками в черных дырах. На мой взгляд, это — уже излишество, которое игру совсем не красит. Впрочем, при желании можно поручить аркадный бой автопилоту и клавишам Save/Load или же вообще не использовать эту возможность.
Фуга "Космос 2D" с оркестром Графика "Рейнджеров" почти идеальна для игр такого жанра. Полигоны, текстуры, T&L и прочая смесь шаманства с сексуальными извращениями здесь совершенно не к месту. Звуки и музыка — превосходны. Музыкальные треки напоминают Star Control 2. Семь баллов за звук и музыку я поставил из-за полного отсутствия озвучки диалогов и сообщений в игре. Я, безусловно, понимаю, что такое количество текста можно озвучить только на 10 компактах, и даже MP3 Pro не спасет. Да и постоянно выслушивать огромные звуковые монологи — это занятие, мягко говоря, на любителя, но все же какую-то часть текста можно было бы продублировать речью.
Что осталось за кадром? Клянусь двигателем последней модели, я резал и сокращал обзор изо всех сил. Но... Все равно не смог втиснуть в текст все, что хотел. Поверьте, о таких играх надо писать как минимум сразу брошюру. За кадром остались многие интересные вещи, касающиеся великолепного игрового мира "Космических Рейнджеров". Я не смог рассказать обо всех стратегиях и возможностях игры, но, возможно, это и хорошо — вам, будущим рейнджерам, останется больше сюрпризов и тайн. И последнее: есть все основания считать, что после сногсшибательного успеха этого проекта через некоторое время нас будет ждать встреча со второй частью игры — дополненной и улучшенной. Это как раз тот случай, когда слово "аддон" звучит не как ругательство, а как молитва. Геймплей: 10 Графика: 9 Звук и музыка: 7 Интерфейс и управление: 10 Новизна: 7 Рейтинг "Мании": 9 Оправданность ожиданий: 100% Дождались? Самый неожиданный сюрприз отечественной игровой индустрии в этом году. Безумно приятно сорвать джек-пот, не только не надеясь на выигрыш, но даже и вовсе не догадываясь о его существовании.