Вспыльчивые и эксцентричные, поэтичные и импульсивные, умные и своенравные, Бретоны чувствуют врожденную, инстинктивную связь с подвижными силами магии и сверхъестественного. Множество великих чародеев произошли из родной провинции Бретонов, Хай Рока, и вдобавок к их быстрому и интуитивному пониманию магии, зачарования и алхимии, даже самые невзрачные и бесталанные Бретоны имеют сопротивляемость к разрушительным и подавляющим магическим энергиям.
Хай Рок объединяет в себе Великую Бретонию, Острова Деллеса, племена, населяющие долину реки Бьюлса, и, по традиции, Западный Предел. Разнообразные народности, населяющие эту провинцию, называют бретонцами лишь для удобства, так как бесконечное число городов-государств, княжеств, баронских и герцогских владений, а также королевств, которые и составляют Скалистые Земли, до сих пор сопротивлялось всем попыткам централизации в единое государство с общей культурой. Северяне Первой Империи полностью так никогда и не покорили Хай Рок; Сиродиил правил ими, но так и не смог подавить жестокое сектантство этих земель, которое возобновилось с новой силой в период Междуцарствия. И только теперь, под управлением Третьей Империи, зели Хай Рока вкушают прелести мира и единства, хотя отдельные бретонцы все равно недовольны непоколебимостью Тайбера Септима. Кроме Имперских законов, бретонцев объединяет еще лишь язык, место проживания, да древняя размолвка, отделившая их от их северных прародителей в Ночь Слез.
Хози в своих "Трактатах о Тамриэле" приводит полученный из первых рук отчет об "открытии" бретонцев группой охотников-северян. За десять поколений, проведенных в рабстве у эльфов, бретонцы так смешались с ними, что стали едва похожи на людей. Поэтому охотники, приняв их за какую-то новую породу алдмери и напали на них, остановив резню лишь когда один из самых старых начал просить пощады, выкрикивая мольбы на ломаном наречии северян. Когда весть об этом достигла Виндхелма, северяне решили, что "манмери", живущие за Пределом, на самом деле являются потомками людей, взятых эльфами в рабство во время уничтожения Саартала. Король Врэйг главной задачей своей Империи поставил освобождение своих натерпевшихся собратьев из Скалистых Земель. Его первое наступление достигло берегов Бьюлса, но в землях, лежащих за этим рубежом, Первой Империи так никогда и не удалось установить постоянное господство; хитроумные эльфы оказались сильны в магии, да и многие бретонцы помогали им, а не своим предполагаемым освободителям. По иронии судьбы, именно тирания Ордена Алессии в конечном итоге освободила Хай Рок от эльфийского владычества. Хотя алессианцы были разбиты в битве при Гленумбрийских полях, победа эта далась алдмери столь тяжело, что они уже не в силах были противостоять окрепшему дворянству Великой Бретонии, которое за двадцать лет, последовавших после разгрома Алессии, пришло к власти почти на всей территории Скалистых Земель.
Однако это восстание не являлось спланированным мероприятием, и поэтому, хотя большая часть Скалистых Земель к 500 г. Первой Эры была освобождена от эльфийской тирании, некоторые ее регионы еще надолго оставались под гнетом эльфов. Западный Предел, как это ни парадоксально, был одним из последних оплотов алдмери в Хай Роке, и его наследие дает о себе знать до сих пор (см. ниже). Бретонцы сражались за обе стороны в большинстве конфликтов, которые насчитывает история Тамриэля, включая Гленумбрийский конфликт; память об этих победах и поражениях до сих пор давлеет над взаимоотношениями между различными группами этого разрозненного народа. Обыватели Антиклера, например, и по сей день предаются воспоминаниям о битве возле Моста Данкрейт, окончившейся в 1427 г. Первой Эры "знаменитой победой" их герцога над деревушкой, принадлежащей Сенсфорду (это сражение, на самом деле, ни к чему не привело, так как обе деревни продолжают хвалиться своими правящими фамилиями с длиннющими родословными), и отмечают это событие ежегодным маршем по главной улице Сенсфорда. Действие это, если и не провоцирует короткую войну между "рыцарскими орденами" деревень, то всегда сопровождается ранами и ссадинами с обеих сторон.
На сегодняшний день социальная структура бретонцев разделена на бедный средний класс и нищенствующее крестьянство, элиту, состоящую из магов, и отделенную от этой убогости, и чаще несуразную мешанину из стоящих над всем этим дворян и правящих семей. Охарактеризовать данную ситуацию более точно не входит в намерения данного документа, так как даже местные жители затрудняются дать точные определения своим многочисленным лидерам. Старая бретонская шутка гласит: "Найди новый холм и стань королем", и многие восприняли ее всерьез. Молодежь всех профессий и ремесел Скалистых Земель проводит свое свободное время в погоне за рыцарскими подвигами, реальными или надуманными, совершая добрые дела и тому подобное, берясь за все без исключения, в тщетной попытке когда-нибудь получить дворянство. Эта одержимость подвигами более чем что бы то ни было послужила Скалистым Землям как национальное отличие, странная форма альтруизма и взаимного доверия, которая связывает этих людей вместе.
География Скалистых Земель столь же разнообразна, сколь и ее люди. Поросшие лесом пики Ротгарианских гор, населенные лишь пастухами, да редкими унылыми деревушками, отделяют Западный Предел от более плотно заселенного запада Скалистых Земель. Единственные настоящие города расположены вдоль залива Илиак, где несколько маленьких королевств разбогатели на торговле текущей через залив к реке Бьюлса. Дальше от берега земля поднимается, переходя в открытое всем ветрам плато Северной Камбрии, которое утыкано маленькими городками, сгустившимися в каньонах и долинах, выходящих в конечном итоге к северному побережью. Сельскохозяйственный пейзаж изуродован мрачными военными укреплениями, занимающими каждый вакантный холм или скалу, постоянное напоминание о беспрестанный войнах, биче провинции. Ранее каждый мелкий лорд, сидя в своем замке, обогащался тем, что брал пошлину с любого, кто пересекал его владения, что не позволяло развиваться коммерции. Тайбер Септим начал программу разрушения этих укреплений - мудрый шаг, направленный на улучшение благосостояния и уничтожение возможных убежищ для инакомыслящих.
Хотя бретонцы и разбиты на множество несовместимых группировок, иностранцу это не бросается в глаза вследствие единства в одежде и архитектуре. Бретонцы не обладают развитым воображением, что возможно является следствием эльфийских корней, от которых так просто не избавиться. Их деревни - это горсть наполовину рубленых одно-двухэтажных строений, с грубой таверной, парой магазинов, да, возможно с особняком лорда, который дополняет пейзаж. Путешественнику необязательно посещать множество поселений для того, чтобы уловить общий стиль. Люди также, несмотря на их обожаемый партикуляризм, очень похожи по имени, акценту и одежде во всей провинции. Возможно, эта непризнанная однородность сулит Хай Року гармонию в будущем.
Большинство бретонцев имеет способности к магии, что, без сомнений, объясняется кровосмешением с эльфами. Этот талант проявляет себя по-разному в различных внутренних культурах Скалистых Земель. В богатых, более плотно заселенных центрах на Илиакском заливе организован систематический отбор через иерархическую структуру гильдии магов. Дети в раннем возрасте проходят тест на магические способности и те, что преуспевают в этом, поступают на обучение спонсируемое самой гильдией или же из независимых источников. В более отдаленных регионах, таких как Гленпоинт или Ротгарианские горы, ведьмы и знахари, едва отличимые от шаманов орков, имеют влияние на суеверных крестьян используя природные и часто впечатляющие магические способности.