Слон, как известно, животное мощное и выносливое. Изначально приручать слонов стали в Древней Индии, их использовали и в работе, и на охоте. Такое большое и сильное животное демонстрировало вполне покладистый нрав и слушалось своего погонщика.
В какой-то момент у людей возникла необходимость в мощной боевой единице - надо было тащить грузы в дальние походы, передвигаться с хорошей скоростью, подавлять противника напрором. И они подумали, почему бы не использовать для этой цели слонов? Ведь слоны обладали всем необходимым набором замечательных боевых качеств: мощью, массивностью, скоростью, поворотливостью, послушанием и даже умом.
В первой половине I тысячелетия до нашей эры "слоновий" род войск занял ведущее место в армиях государств Индостана. Слон был престижным животным, он олицетворял собой божественную силу, которая давалась в руки его властителям. Чем больше было в армии слонов, тем могущественнее считался ее предводитель.
Индийский слон может переносить на спине по ровной местности порядка пятисот килограммов. На буксире один-два слона могут спокойно волочь тяжелые грузы. То, как ловко рабочий слон переносит и перекладывает стволы деревьев, а бивнями разворачивает штабеля бревен, натолкнуло людей на мысль, что он может быть опасным орудием при штурме крепостей. Кроме того, слон полезен и при обороне - например, в качестве пожарного, ведь в хоботе у слона помещается чуть ли не ведро воды, и он способен с точностью и дальнобойностью поливать ею на огонь. Удар слоновьего бивня может убить на месте даже носорога, а удар ноги с легкостью раздавит человека.
Слон не только силен, но еще и достаточно вынослив. С нагруженной боевой башней, вьюками или орудием, он способен размеренным шагом ежедневно преодолевать 60-80 километров! А большинство лошадей на такие подвиги не способны! Войско кочевников может перекрыть это достижение за счет запасных коней (перемещаясь примерно на 100 километров в сутки), а у европейской кавалерии даже 50 километров в день считались отличным результатом.
Слоны не очень хорошо ходят по горам, зато великолепны на болотах, а это часто оказывается немаловажно в условиях войны. Слоны легко могут ходить по брюхо в воде, а при необходимости даже плывут с грузом. В древних индийских книгах по тактике сражений писали: «На равнине используй в битве колесницы и конницу, в лесах и кустарнике — луки, в холмах — мечи и щиты, в воде сражайся на лодках и слонах».
Войска имели от нескольких десятков до нескольких сотен слонов. Их использовали, в основном, против конницы, потому что лошади боялись слонов и бежали с поля боя. Слонов выстраивали в линию на расстоянии около 30 метров друг от друга, а за ними в промежутках ставили пехоту, так что строй выглядел подобно стене с башнями.
Защитного вооружения слонам в Индии не полагалось, зато их богато украшали металлическими побрякушками и цветными попонами.
Слоны в бою были довольно опасны, причём не только для врагов, но и для своих. При удачном стечении обстоятельств они наносили страшный урон противнику, но если удача была на стороне противника, то слоны могли прийти в замешательство и перетоптать своих войнов. Враги знали об этой особенности слонов и старались по-возможности воспользоваться этим. Они стреляли не в погонщиков, а в самих животных, старались ранить их, чтобы от боли слон разъярился и стал топтать всех вокруг, не разбирая, где свои, а где чужие.
Высоко в Индии ценилось искусство выучки и вождения слонов. Хороший погонщик мог управлять даже раненым слоном. Этому искусству непременно обучались все индийские царевичи.
Интересный факт: у индийских погонщиков для общения со слоном существует целый язык, который некоторые специалисты считают древнейшим на земле. Слон способен понимать около сотни команд, не только простых, но и сложных. При этом многие действия он в состоянии выполнить в отсутствие погонщика. Минимальное количество команд, которые запоминает слон - 25-30. Это больше, чем дрессированная собака!