Call Of Duty 2: Прохождение
Когда-то, в 1918 году неизвестный взводный на неизвестной войне дико закричал, поднимая солдат в атаку: «А ну, вперед, обезьяны! Или вечной жизни захотелось?!» В 1957 году, Роберт Хайнлайна использовал это выражение (а может, придумал — кто его знает?) в эпиграфе к замечательной книге «Звездный десант».
Так вот. Обезьяны, решившие жить вечно, — сюда не допускаются. Здесь развлекаются приматы, посчитавшие, что жизнь слишком скучна. Чтобы породе обезьян было еще веселее, им вручили гранаты, стрелковое оружие и посадили в танки. Еще их одели в советскую, американскую, британскую и немецкую форму, разбросали в разных частях света и придали человеческий облик. Мартышки, взбешенные впрыском адреналина в кровь, рвутся в бой и грызут от ярости тельняшку. До начала остаются считанные секунды. Три... Две... Одна... Поехали.
Call of Duty 2 — продолжение известного боевика по Второй Мировой войне. Как и в предыдущей части, историческая правда и реалистичность отправлены в долгий отпуск. Вместо этого нам предлагают великолепным аттракционом. Игра напоминает все голливудские блокбастеры разом. Вокруг постоянно что-то взрывается, кого-то убивают, пехота рвется в бой, дымятся танки, проносятся самолеты. Происходящие на экране настолько наполнено действием, что кажется — вокруг разыгрывается шоу для одного зрителя. Так оно и есть. Игра-шоу. Игра-аттракцион. Игра-зрелище. Лично для вас. Дорогая постановка, которая не даст вам скучать.
Оружие
SVT40
Полуавтоматическая винтовка с обоймой на десять патронов. Хорошее оружие на средних дистанциях. Пускай не обладает точностью и убойной силой, как Mosin-Nagant и Kar98k, — но если нужно обстрелять группу противников, а автомат уже не может достать... Тогда советую обратить внимание на эту модель.
PPSH
На мой взгляд, самый удачный из автоматов. Пускай у него невысокая точность (а у какого автомата она высокая?) и не самый мощный заряд, но скорострельность и обойма на 71 патрон (она больше, чем в ином пулемете) перекрывают эти минусы. То есть не нужно постоянно менять рожки, как, например, у автомата Томпсона. Что очень важно.
PPS42
Эта модель, в принципе, мало отличается от предыдущей. Магазин меньше, но выше точность и чуть-чуть мощнее патрон. Использовать можно, но ППШ выглядит намного приятней. В целом если и применять, то на средних дистанциях. Кстати, это оружие можно добыть только с тел погибших бойцов.
Mosin-Nagant
Стандартная винтовка. Обойма на пять патронов, высокая точность и безобразная скорострельность. Использовать только на больших расстояниях и желательно против пулеметчиков. В остальных случаях она вряд ли пригодится. Еще есть вариант с оптическим прицелом. Такая же малина, только стреляет дальше. Ах, да. Небольшой плюс, патроны вставляются не по одному — а по пять штук.
MP40
Этим автоматом вы будете пользоваться чаще всего. Обычно патроны заканчиваются быстро, и приходится искать трофейное оружие. Вот с ним таких проблем не бывает. Второй автомат в списке лучших. 32 патрона, точность немного выше, чем у ППШ, такая же пробивная сила — но зато практически нет отдачи.
MP44
Немного странное оружие. Вроде автомат. Но скорострельность низкая. Зато высокая дальность. Я использовал его на средних и дальних дистанциях. Конечно, по точности уступает винтовкам, но возможность вести огонь очередями тоже дает свои плюсы. На близких дистанциях она неплоха, но могут возникнуть проблемы из-за скорострельности. Редко встречается в игре, и найти патроны — большая радость.
Kar98k
Почитали про Mosin-Naganta Вот Kar98k — то же самое. Только патроны вставляются по одному. И также бывает модель с оптикой. Иногда имеет смысл использовать именно ее. Причина простая: легко достать, и нет проблем с боеприпасами.
Gewehr 43
Аналог американской винтовки M1 Garand (о ней читайте ниже). Gewehr 43 обладает точностью Kar98k, но может вести огонь в автоматическом режиме. Мощный патрон гарантирует смерть при попадании в голову. В другие части тела потребуется два или три выстрела. Еще есть модель с оптическим прицелом. И это единственная снайперская винтовка с автоматическим режимом стрельбы. Рекомендую. Правда, ее трудно найти. Но если поискать...
Panzerschrek
Единственное противотанковое оружие в игре. За пазухой одновременно умещается до четырех зарядов. В основном используется против бронетехники, но также можно применять против пехоты. Особенно если солдаты стоят толпой. Или уничтожать пулеметчиков. Быстро, надежно и безопасно.
Lee-Enfield
Из всех винтовок, пожалуй, самая лучшая. Скорострельность, точность и убойная сила — такая же, как и Mosin-Nagant/Kar98k. Но зато обойма на десять патронов. Скорость перезарядки немного ниже, чем у аналогичных моделей, но, право, это не так уж страшно.
Sten
Один из самых массовых автоматов во время Второй мировой войны разработчики превратили в ужасное нечто. Скорострельность, пробивная сила в норме... Но что они сделали с точностью? Чтобы попасть, нужно подбежать чуть ли не вплотную к противнику. Если начали миссию с этим оружием, постарайтесь избавиться от него как можно быстрее. Лучше возьмите MP40.
Bren LMG
Наконец-то добрались до тяжелого оружия. Пулемет Bren нужно использовать из сидячего или лежачего положения. Иначе точность будет хуже некуда. В основном эта модель используется во время обороны. Идти на штурм с такой махиной достаточно проблематично.
Colt .45
Кому он нужен? Никому. Зачем он нужен? Низачем. Дается всего один раз за всю игру и выкидывается при первом удобном случае. Еще есть такой же бесполезный «Люггер» (а также Webley, TT-33), которым обычно отстреливаются немцы при смерти. Пистолеты в Call of Duty 2? Вот глупость.
M1A1 Carbine
Винтовка, которой пользовались американские десантники. Неплохая дальность стрельбы, магазин на 15 патронов, полуавтоматический режим ведения огня. Только подкачала пробивная сила. Пока кого-нибудь застрелишь, можно посинеть от усердия.
Grease Gun
Считайте, полный аналог английского автомата «Стена». Такой же паршивый урон, средняя точность. Единственный плюс: невысокая отдача. Но зачем? МР40 намного лучше, и для него легко найти патроны. Ради интереса можно использовать, но это далеко не самая удачная модель.
M1 Garand
Великолепная винтовка. Высокая дальность стрельбы, малый разброс и мощный патрон делают M1 Garand более чем привлекательной. Чтобы попадать еще лучше, старайтесь стрелять из положения сидя или лежа. Только помните об особенности оружия. Оружие перезаряжается автоматически, когда закончатся патроны в обойме. Самостоятельно перезарядиться не получится.
Thompson
Хороший автомат. Скорострельный, точный (для автомата, естественно), и неплохая пробивная сила. Впечатление портит обойма на 20 патронов. Нужно постоянно перезаряжаться, и зачастую этот момент наступает в самое неподходящее время, когда неподалеку стоит пара немцев, уже нацеливших оружие.
Browning Automatic Rifle
Тяжеленная винтовка. Стоит взять в руки — и игрок начнет передвигаться со скоростью черепахи. Из плюсов — мощный патрон, который выбивает противника с одного-двух попаданий, высокая точность.
Но обойма всего на 20 патронов. Существенным недостатком это вряд ли можно назвать. Все равно стрелять очередями не получится. Слишком большая отдача. Поэтому используйте так: хорошенько прицелились и сделали точный выстрел. В ближнем бою вряд ли пригодится. Слишком снижает маневренность, да и про отдачу не стоит забывать.
M1897 Trench Gun
Это оружие доступно только в сетевой игре. Обычный дробовик. Используется на небольших дистанциях. Один выстрел гарантирует смертельный исход. С ним удобно зачищать бункера, дома и прочие здания, где нет места для маневра. Также можно применять для засад. Например, караулить противника у двери.
Springfield
Очередная снайперская винтовка. Теперь американского образца. Главный недостаток: при перезарядке вставляет по одному патрону. И происходит это достаточно долго. То есть нужно спрятаться, подождать, когда она перезарядится, потом опять выходить на позиции. А за это время могут убить. Неудобно, одним словом.
Как выжить в игре
В Call of Duty 2 интересно сделана система здоровья. Больше нет полоски жизни. Теперь в зависимости от уровня сложности игрок может выдержать определенное количество попаданий. Когда состояние станет критическим — на экране появится предупреждающая надпись. Тогда нужно спрятаться и переждать несколько секунд, чтобы зажили раны. Хорошо это или плохо — разговор отдельный. Так есть. Поэтому приспосабливайтесь.
Еще противник научился метко бросать гранаты. Если в первой части до немцев по полгода доходило, что гранаты, висящие на поясе, не только чтобы орехи колоть, — то сейчас все изменилось. Закидывать будут постоянно и с удовольствием.
Если граната упала рядом с игроком, то на экране появится соответствующее изображение, показывающее стрелочкой, с какой стороны она лежит. Когда заметите подобное, сразу бегите. Вне зависимости от уровня сложности взрыв убивает сразу.
Также возросла необходимость самому использовать гранаты. Только перед броском немного подержите в руке, чтобы уменьшилось время до взрыва. Иначе есть вероятность, что противник заметит прилетевший подарок и бросит обратно. Ваши товарищи тоже умеют кидать обратно — а главный герой, увы, подобным трюкам не обучен. Кстати, теперь гранаты можно не экономить. Практический каждый третий несет с собой мешок, полный stielhandgranate. Зачастую не успеваешь выкидать свои, как противник уже подбросил новую партию.
И несколько слов об управлении. Его серьезно доработали. Игрок может нести не более двух видов оружия. Чтобы переключиться между ними, достаточно нажать 1 или 2. Вроде мелочь, но как удобно! Прицеливание, как и раньше, «висит» на правой кнопке мыши. Огонь — на левой. Средняя кнопка — бросить гранату (она также продублирована клавишей G). А вот дымовые гранаты поставили на клавишу 4.
Персонаж может перемещаться стоя, сидя или ползком. От положения зависит скорость передвижения и точность стрельбы. Стоя герой двигается быстрее всего, но стреляет с разбросом в полкилометра. Лежа — с точностью до наоборот.
Еще одно серьезное нововведение — дымовая шашка. Она используется, чтобы преодолеть опасное место. Например, нужно перебежать площадь, которую простреливают несколько пулеметчиков. Если попытаться пройти на дурака, то проживете примерно 3-4 секунды. Особенно это актуально на сложном уровне.
Какой выход? Нужно бросить дымовую шашку. Подождите, когда дым расползется по округе, — и бегите. Противник тоже иногда выкидывает подобные фокусы. Но только по велению всемогущего скрипта. Немцы не носят дымовые шашки, поэтому, чтобы пополнить запас, нужно хорошенько обыскать уровень.
Про бронетехнику. Танки и бронетранспортеры практически всегда придется уничтожать чумовым способом. Закладкой взрывчатки на гусеницы, бензобак или капот. Хлопот при этом... Если играете на легком или среднем уровне, то можно просто подбежать вплотную и установить заряд. Если уровень сложный, тогда придется помучаться. Используйте дымовые шашки или старайтесь зайти с тыла.
Иногда придется использовать панцершрек. Его обычно подкидывают перед появлением бронетехники. Потом забирают. Также старайтесь подстрелить с фланга или тыла. Там вроде броня тонкая. Хотя это точно не доказано.
Когда окажетесь на поле боя, заучите наизусть: противник будет постоянно возрождаться, пока не продвинетесь вперед. Причем, в отличие от первой части, это не жалкие один или два солдатика. Выбегают целыми пачками. Поэтому делайте так. Кидаете парочку гранат. Потом открывайте огонь. Народу должно стать намного меньше. Пробегаете вперед и ищете новое укрытие.
Можно использовать товарищей. Они также постоянно возрождаются. Прорвались к противнику и засели в тихом уголке. Бойцы, увидев, что продвинулись вперед, также побегут в атаку. Вам остается только дождаться, когда закончится бой.
Также можно попытаться пройти обходным путем. Карты стали более нелинейными. Практически всегда есть возможность обойти противника. Только нужно их найти. Поэтому почаще посматривайте в бинокль. Кстати, последний — очень полезная штука. С его помощью можно оценить обстановку на поле боя, чтобы принять верное решение.
Это общее. В игре полно ситуаций, когда нужно находить особенную тактику. Но про это подробно рассказано в прохождении. До которого мы, собственно, дошли.
Прохождение
Игра проходилась трижды на уровнях сложности Easy, Regular и Veteran. Разница между ними... День и ночь. На легком уровне можно непринужденно бежать, пачками отстреливая немцев. Дымовые гранаты использовать не обязательно. Даже пулеметчик легко выносится парочкой выстрелов в голову. При этом можно стоять чуть ли не в упор.
На высоком уровне сложности играть ой как непросто. Парочка попаданий гарантирует принудительную отправку на небеса. Что в совокупности с постоянно возрождающимися врагами делает каждое сражение небольшим подвигом.
И последнее. Игра автоматически сохраняется через небольшие промежутки времени. Это и плохо, и хорошо. По десять раз переигрывать один и тот же бой... сомнительное развлечение. Но зато больше не нужно думать, когда нажать кнопку сохранения.
The Winter War
Red Army Training
«Здравия желаю, товарищ», — вещал комиссар в вызывающей шинели и с дурацким выражением лица, — «боец Красной Армии, даже потенциальный, всегда должен быть готов вступить в неравный бой с противником. Поэтому курс обучения будет ускоренный... пяти минут должно хватить. Вот черт. Винтовки закончились...»
На этой радостной ноте начинается игра. На этот раз (кто помнит первую часть — поймет) не придется добывать в бою оружие. Достаточно сбегать в соседнее здание и взять со стола винтовку. Вернувшись к комиссару с оружием, придется пройти курс молодого бойца. Стрельба по плюшевым мишкам, пустым бутылкам и немецким каскам — дело, конечно, увлекательное. Но руки так и чешутся показать немцам, что пригороды Москвы далеко не безопасное место.
Вскоре начнется атака. Обучение на этом закончится... и начнется новое. Вам наглядно покажут, как пользоваться дымовыми гранатами, искать укрытие и прочее, прочее, прочее. Противник на этом уровне ленив и особого сопротивления не оказывает. Единственное место, где можно погибнуть, — дорога, простреливаемая пулеметом. Но ее можно проскочить, используя дымовую шашку.
Потом вы встретите бронетранспортер Panzer Hummel, который используется как мобильная артиллерия. Уничтожьте охрану рядом с ним (гранаты и ППШ — отличное средство), подбегите вплотную и установите взрывчатку. Наверное, в Call of Duty 2 солдатам вместо тушенки выдают динамит, ибо таскают его в неограниченном количестве. На этом уровень и завершится. Далее вычеркивается почти год жизни рядового Ивана Козлова. Потому что встретимся мы с ним только на руинах Сталинграда.
Demolition
Вот он — город-герой. Сталинградская битва, шедшая на протяжении почти 200 дней, переломила ход войны и перемолола в своих жерновах более двух миллионов людей. Неудивительно, что от города остались одни руины. Поэтому по большой части придется ползать среди развалин.
Уровень начнется в универмаге. Нужно пробиться к указанной точке на карте. Можно особо не рваться в бой — а положиться на товарищей. Они завалят большинство противников, нужно только их подталкивать. Пробежали вперед, завязали бой с немцами. Потом залегли и ждете, когда коллеги зачистят территорию. Особенно эта тактика хорошо работает в промежутке между двумя домами. Больно много там немцев.
Добравшись до траншеи, получите задание отразить атаку немцев. Можно действовать по-разному. Если играете на среднем уровне сложности, то можете, стоя в полный рост, отстреливать бегущих солдат. Или засесть у подвала дома и простреливать левую траншею. Большинство противников будет спрыгивать именно туда.
Если играете на сложном уровне, то подобные фокусы не пройдут. Попытка высунуться из окопа во время атаки закончится быстрой смертью. В этом случае спрячьтесь в самом доме, изредка постреливайте из окна и постоянно кидайте гранаты. И, конечно, присматривайте за входом в дом, чтобы не допустить прорыва.
После неудачной атаки немцы побегут назад. Несмотря на призывные крики, не стоит ломиться вперед. Лучше найти в доме винтовку с оптическим прицелом и издалека снимать немцев. Особое внимание уделите пулеметчику и товарищам, стоящим рядом. Когда более-менее расчистите путь, начинайте двигаться вперед, перебегая от укрытия к укрытию. Дойдя до траншеи, киньте фрицам парочку гранат, чтобы жизнь малиной не казалась.
Пропустите товарищей в здание (много там народа, не стоит рисковать) — а потом заходите сами. Когда нижние этажи будут зачищены, поговорите с командиром. Он прикажет заминировать здание к какой-то матери. Бегите к инженеру, хватайте взрывчатку и начинайте устанавливать в указанных местах. Из дырок в потолке будут постреливать немцы, поэтому закиньте туда гранату.
Когда последний заряд будет установлен, бегите из здания на безопасное расстояние. Прогремит взрыв. На этом уровень закончится. И, кстати, станет доступна первая глава из британской кампании.
Not One Step Backwards
Repairing the Wire
Битва за Сталинград в самом разгаре, и очень важно, чтобы была налажена связь со штабом. Поэтому новая задача: восстановить телефонный кабель. Чинится он простым нажатием клавиши F. При этом персонаж даже не выпускает из рук оружие. Видимо, умело скручивает провода при помощи пальцев ног. Заблудиться на этом уровне совсем невозможно, потому что достаточно бежать по проводу. И всегда найдете дорогу.
В самом начале предстоит пересечь улицу, простреливаемую пулеметом. Для этого используйте дымовую гранату, чтобы скрыться от любознательных глаз противника. После начинайте уничтожать противника в здании. Вообще практически все время приходится сражаться в домах и развалинах (типичный городской бой), поэтому выбирайте оружие, хорошо бьющее на близкой и средней дистанции. Например, подойдет ППШ или немецкий MP-40.
Когда шесть обрывов будут восстановлены... рано радоваться. Прикатят три немецких танка. Уничтожать их придется с редкостным мазохизмом. Вручную. Закладывая взрывчатку. Под бешеным огнем. С диким криком. Товарищ Буденный позеленел бы от зависти после такого лихого наскока.
Для начала нужно найти «липкие» бомбы. Вы найдете их рядом с радио на бочке. Первый танк резко выкатит из-за угла. Закидывайте немцев напротив гранатами и бегите в дом. Оттуда бегите к танку и устанавливайте взрывчатку. Это его не сможет уничтожить, но товарищи довершат начатое. Если не успеваете подбежать, то используйте дымовую шашку.
Второй танк катается по улицам, постоянно меняя свое месторасположение. Придется его догонять. Только не нужно делать это, несясь на всех парах на дуло орудия. Подстрелит еще на подходах. Лучше, скача по развалинам, отстреливая немцев и поглядывая на компас, смотреть, где он остановился, чтобы подкрасться сбоку. Опять-таки, чуть что — дымовая шашка.
Третий танк находится на площади. Причем его не видно. Сначала отстреливайте немцев. Особое внимание обратите на пулеметчика. В основном именно он портит жизнь. Когда плотность огня уменьшится, кидайте дымовую гранату, забегайте на площадь — и налево. Там стоит танк, который сразу рванет с места, когда покажется персонаж. Поэтому нужно оперативно подбежать и установить взрывчатку на бензобак или гусеницы. Далее бегите за товарищами, и прибежите к завершению уровня.
Railroad Station No. 1
Достаточно оригинальное начало. Чтобы добраться до вокзала, нужно проползти по старой трубе. По пути можно обстреливать немцев из отверстий. Это ничего не даст, но, если хотите... почему бы и нет? Неким непонятным бойцам станет легче жить. Трубу время от времени будут обстреливать. Поэтому не мчитесь вперед сломя голову.
Выбравшись на вокзале, хватайте гранаты и автомат, лежащие на ящике около двери. Оказавшись на улице, прыгайте в траншею и осмотрите местность. Пулеметчик на втором этаже простреливает практически все пространство. Поэтому, прежде чем двигаться дальше, снимите его из винтовки или поставьте дымовую преграду.
Когда избавитесь от пулеметчика, перебегая от укрытия к укрытию, двигайтесь налево. Затаитесь за углом и подождите, когда немец станет за пулемет, установленный внизу. Быстренько зачистите первый этаж и поднимайтесь наверх. Не забудьте кинуть парочку гранат, чтобы обезопасить проход.
Когда здание будет под контролем, готовьтесь к контратаке. Пока есть время, пополните боеприпасы и запас гранат. Если в ППШ не хватает патронов, то выкиньте винтовку и возьмите MP-40. По идее, вы должны отстреливать немцев из окон. Но это дело опасное и неблагодарное, плюс постоянно летят гранаты — и самое главное: в здание ведет всего один вход. Встаньте напротив лестницы и следите за лестничной клеткой. Из автомата вы должны успеть подстрелить пытающегося прорваться противника.
Отбив атаку, нужно уничтожить танк. Сначала расчистите местность от немцев. Потом бегите к зданию. Оттуда кидайте дымовую гранату. Когда завеса скроет вас от фашистских глаз, подбегайте к танку и устанавливайте липкую бомбу. И сразу бегите назад. Дальше справятся товарищи. Вы лишь помогайте огнем издалека. Кстати, блуждания в дыму достаточно опасны. Однажды я столкнулся нос к носу с двумя немцами, которые замолотили меня прикладами.
Следующие три задания можно выполнить в любом порядке. Нужно взять штурмом два пулеметных гнезда и зачистить дом. Можно действовать так. Перебегая от укрытия к укрытию (или используя дымовую гранату), подобраться к пулеметчикам и закидать их гранатами. Потом пойти штурмовать здание. Там опять проложить дорогу гранатами.
Или такой вариант. Сначала зачистить здание (правда, добираться до него под пулеметным огнем —сомнительная радость...), хорошенько обыскать второй этаж и найти снайперскую винтовку. С помощью нее снять пулеметчиков. Причем это можно сделать, не выходя из здания.
Fortress Stalingrad
Downtown Assault
Последняя кампания за советского бойца. Если честно, то после нее остается небольшое недоумение. Ну, удержали дом. И что? Битва за Сталинград закончилась? Или как? Нужно ждать дополнения? Не пойми что... Ваша цель в этом уровне — уничтожить склад боеприпасов. Но перед этим нужно зачистить ряд домов (они обозначены на карте буквами). Для этого придется убить каждого немца внутри. Что, впрочем, и не очень сложно. Только пулеметчик создаст проблемы. Используйте дымовую гранату, чтобы проскочить под огнем.
Когда зачистите первый дом, появится немецкий танк. На этот раз взрывчатку не выдали (видимо, тушенку все-таки завезли), поэтому придется бежать в дом напротив. Там на полу лежат «липкие бомбы». Только, прежде чем двигаться дальше, киньте дымовую гранату, чтобы не гарцевать под пулеметными очередями и разрывами. После выпрыгивайте в окно (можно кинуть парочку гранат, чтобы просеять пехоту) и установите взрывчатку, пока не рассеялся дым. Прогремит взрыв... Бегите обратно в дом.
До следующего здания не так просто добраться. Из окон дома напротив немцы ведут плотный огонь, а если подойти поближе — то начнут закидывать гранатами. Киньте дымовую шашку, чтобы создать завесу. После выпрыгивайте в окно и бегите в укрытие. Бросьте в окно парочку гранат и предоставьте товарищам возможность штурмовать первыми. Слишком много противников внутри. Соваться первому достаточно опасно.
Пробившись наверх, становитесь за правый пулемет и начинайте отстреливать суетящихся внизу немцев. Лейтенант за соседним пулеметом будет указывать, куда именно стрелять, но это понятно и без подсказок. Главное, чтобы команда подрывников прорвалась к левому зданию и установила взрывчатку. После того, как прокатится грузовик с пехотой, появится немецкий танк. Отбегайте от пулемета и подождите, когда он пробьет стенку. Спрыгивайте вниз.
Уничтожить танк — непростая задачка. Он постоянно катается по разрушенной площади, плюс засевшая пехота, которая не даст бегать просто так. Первое, что стоит сделать, — хоть немного расчистить местность от немцев. Кидайте гранаты в каждый угол. Потом бросьте несколько дымовых шашек, чтобы создать достаточную завесу. И сломя голову бегите к танку. Только будьте осторожны. В дыму можно запросто намотаться на гусеницы.
City Hall
Пожалуй, самая сложная миссия по сравнению с предыдущими. Бой начнется на улице. Немцев много, они простреливают практически все пространство, и почти негде укрыться. Плюс новые и новые противники будут постоянно прибывать, заменяя убитых товарищей. Киньте дымовую шашку и используйте гранаты, чтобы расчистить путь.
Потом выйдете на вторую улицу, где все повторится. Опять используйте гранаты и дымовые шашки, чтобы прорваться вперед. Дойдя до здания муниципалитета, взорвите дверь и забегайте внутрь. На этом уровень завершится. И предстоит последний бой.
Comrade Sniper
Сначала нужно зачистить здание. Противников не так много, поэтому не предвидится особых трудностей. Когда выполните задачу, бегите к товарищам. Один боец упадет, сраженный пулей снайпера. Хватайте винтовку с оптическим прицелом (она лежит на полу). Подождите, когда Павел при помощи каски заставит показаться снайпера.
Указание его месторасположения достаточно расплывчато: «второй этаж здания слева». Ага, только какого именно? Спрячьтесь в укромном углу и при помощи бинокля внимательно осматривайте вторые этажи обоих зданий. Правда, снайпера все равно заметить очень сложно. Он постоянно перемещается, и с такого расстояния, виден лишь смутный силуэт. Проще его отыскать по пару, выходящему изо рта. Минус 40 градусов, однако. Реализм, однако.
После смерти снайпера продолжайте штурмовать здание. Когда оно будет полностью зачищено, бегите к своим товарищам. Теперь предстоит пережить четыре атаки. Для этого придется постараться, если хотите остаться в живых.
Первые две атаки — ничего серьезного. Возьмите в руки снайперскую винтовку (ее также можно найти на столе, на этом этаже) и отстреливайте солдат, пока они не успели подобраться вплотную и кинуть гранату. Особо не высовывайтесь и смотрите на компас, чтобы узнать, откуда пойдет противник.
Следующие две атаки будут намного серьезней. Появятся солдаты, которые таскают на плечах пулеметы. Старайтесь уничтожить их до того, как они установят пулемет. Иначе потом это придется делать это под обстрелом, что связано с риском для жизни. Если не успеваете справляться с противником и он успевает забежать в здание (про гранаты, летящие через окно, тоже не забываем), — тогда бегите к лестнице и держите под прицелом проход. Он достаточно узкий, поэтому немцы будут выбегать толпой аккурат под автоматную очередь.
Наконец под конец праздника смерти (это будет четвертая атака) подъедет бронетранспортер. Возьмите гранатомет со стола и подождите, когда он доедет до здания. Тогда высовывайтесь из окна и делайте выстрел. Желательно попасть с первого раза, иначе второго может уже не быть. После остается добить выживших противников и праздновать победу. Закончилась ли Сталинградская битва, непонятно, но советскую кампанию вы закончили. Ура Василию Ивановичу Козлову.
The Battle of El Alamein
The Diversionary Raid
Английская компания начнется с уже традиционного для серии рейда по вражеским тылам с целью уничтожения горючего и боеприпасов. И правильно. Пускай Роммель без солярки и махорки сидит. Как именно попали диверсанты на базу — не покажут. Просто оказались в тылу. Но самое интересное, что товарищи все так же будут выпрыгивать из-за невидимого забора, заменяя убитых бойцов. Пространственный портал, не иначе.
Первая задача: уничтожить три пулеметных гнезда. Первое находится в двух шагах от начала уровня. Бросьте гранату, пока храбрые фрицы от кого-то отстреливаются. Чтобы добраться до остальных, придется поползать по траншее. Не забывайте кидать гранаты: за угол, в бункеры, откуда из маленького окошка обожают стрелять автоматчики, и немцам, засевшим наверху.
До третьего пулеметного гнезда можно добраться, только пройдя бункер и поднявшись по лестнице наверх. Постарайтесь, прежде чем двигаться из траншеи, подстрелить как можно больше народу. После того, как выполните задание, получите приказ перегруппироваться с капитаном Прайсом. Кстати, именно его приходилось спасать в первой части игры в американской кампании. М-да. Приятные воспоминания и знакомые лица.
Теперь нужно уничтожить топливо и боеприпасы. Противника очень много (еще какой-то умник кинет дымовую шашку), поэтому сначала основательно проредите ряды при помощи гранат. Также стреляйте по бочкам. Так вы уничтожите запасы топлива, плюс взрывы помогут раскидать немцев. Боеприпасы придется минировать вручную. После останется зачистить последний бункер и похитить очень важный документ.
Holding the Line
Немцы в ответ на контратаку решили атаковать удерживаемый британцами город. И ваш отряд, только что вернувшийся с рейда, должен помочь гарнизону удерживать оборону. Атаковать будут в основном пехотой при поддержке бронетехники. По периметру расставлено несколько пулеметов и парочка 88-мм орудий.
Лучше использовать последние (хотя и один раз придется посидеть за пулеметом, пока не помрут артиллеристы). Из орудия старайтесь глушить пехоту, когда она вдалеке (про бронетехнику тоже не забывайте). Если они прорвутся, то желательно оставить их на растерзание товарищам. Иначе неудачный выстрел может прикончить пяток-другой британцев, что приведет к проигрышу миссии.
Атаковать будут с нескольких направлений, поэтому придется побегать от пушки к пушке. В конце концов придется бежать за пулемет. С его помощью отстреливайте немцев, дурной толпой бегущих на смерть. Напряженный момент может возникнуть, когда кинут несколько дымовых гранат. В этом случае выжидайте, когда в дыму покажется силуэт очередного фрица.
Когда эта атака будет отбита, бегите в центральное здание и поднимайтесь на крышу. Теперь при помощи бинокля нужно отслеживать противника (клавиша B) и наводить на него артиллерию (клавиша F). Помните, что артподготовка начнется не сразу, а спустя какое-то время. Поэтому нужно корректировать огонь с поправкой на движение.
Основная цель — уничтожить танки. Пехота будет атаковать до конца мироздания. Поэтому и основной огонь должен концентрироваться не на ней. Но и забывать не стоит. Иначе злобные немцы, прорвав оборону, поднимутся по лестнице и застрелят в спину. Товарищи, конечно, будут отстреливаться — но могут не успеть. Когда последний немецкий танк будет уничтожен, приедет подкрепление и довершит разгром.
Operation Supercharge
Какое громкое название. Аж холодный пот пробил. Теперь наступают британцы, и ваша задача в первую очередь уничтожить противотанковые орудия, чтобы стальные монстры смогли раскатать оборону в тонкий блин. По сути, миссию можно разделить на две составляющие: бегаете за танком и зачищаете траншеи.
Когда пехота выходит на открытую местность, нужно укрываться за броней танка, чтобы не погибнуть по пути. Причем прятаться нужно за машиной, отмеченной на карте золотой звездой. Другие танки постоянно взрываются — и стоит напутать, как останетесь один-одинешенек в чистом поле.
Когда танк доедет до траншей, начинаете методичную зачистку. Это вообще не битва, а увеселительная прогулка. Немцы более чем по три человека не собираются, вооружены в основном винтовками. Никаких пулеметов и прочей гадости. Единственное скопление народу можно найти у орудий — но и оно прореживается гранатой.
Прорвав первую линию обороны, опять бегите за танком до новых траншей. Там предстоит заниматься привычной работой. Уничтожив последнее орудие, подождите, когда капитан Прайс заложит взрывчатку, и забегайте внутрь.
Последнее задание: захватить дом, в котором расположилось немецкое командование. Здесь оборона опять не ахти какая. Только одинокий пулеметчик на крыше может доставить проблемы. Киньте дымовую шашку, чтобы пробраться под завесой, или просто снимите его из винтовки. Зачистив дом, используйте радиостанцию. На этом миссия закончится.
The End of the Beginning
Вероятно, некоторые читатели уже знают этот уровень по демо-версии игры. Нужно уничтожить береговую артиллерию, которая обстреливает британские суда. Начнется действо в грузовике, на котором отважные пехотинцы прорываются в город на помощь товарищам. Доедут неблагополучно и не все.
Как только машина остановится, спрыгивайте на землю и кидайте дымовую шашку, чтобы скрыться с глаз группы немцев за проволокой с пулеметчиком во главе. Кстати, можете не беспокоиться о противниках на втором этаже. Они умрут сами по себе, стоит только пробежаться мимо.
Закидайте гранатами группу немцев за бочками и сразу бросайте парочку «лимонок» отряду за домом. Именно они обстреливали грузовик в самом начале. Далее серия уличных боев. Достаточно жестко. Особенно опасен немец, который таскает пулемет на плечах. Стоит его разложить, как очереди начнут выкашивать одного бойца за другим.
Добравшись до доков, кидайте гранату к артиллеристскому орудию и открывайте огонь по немцам, засевшим на крыше и балконах. Потом переносите огонь на бочки с горючим. Они сделают большую часть работы. Дойдя до пулемета, подождите, пока товарищ запустит дымовую шашку, — и, кинув парочку гранат, бегите на штурм.
Гавань почти наша. Осталось захватить дом. Чтобы не попасть под огонь пулеметчика, обойдите его сбоку. Кстати, оттуда выскочит пехотинец с MG42 на плечах. Не дайте уйти, иначе получите дополнительные заботы в будущем. Отбив первый этаж, киньте парочку гранат на второй и поднимайтесь по лестнице. После используйте радио, чтобы направить бомбардировщики на суда.
Когда корабли будут потоплены, бегите за товарищами. Наткнувшись на пулеметчика, ступайте в переулок и подождите, когда выломают дверь. Пробравшись через здание, выйдите к площади. Киньте вниз парочку гранат и снимите немцев, засевших на балконе и крыше. После спрыгивайте вниз.
Теперь нужно захватить документы из немецкого штаба (дом напротив). Опять-таки стандартная тактика: несколько гранат — а после заходите сами. Забрав документы, вернитесь на площадь и становитесь за пулемет. Атака противника быстро захлебнется. Собственно, все. Победа. Осталось вернуться в гавань и поговорить с капитаном.
The Tank Squadrons
Crusader Charge
Забавно. В многочисленных интервью разработчики обещали дать возможность покататься на уйме техники. В том числе трофейной. Но, увы, до финала дожили лишь британские танки. Которые и танками называть стыдно.
Короткая и легкая миссия. Нужно следовать за колонной и уничтожать все немецкие танки (по пути можно расслабиться и подавить пехоту). Ваша машина также восстанавливает здоровье, поэтому, если попали парочку раз — достаточно подождать несколько секунд, и броня починится сама по себе.
Чтобы увеличить точность огня, используйте бинокль. Тогда сможете попадать при стрельбе на большое расстояние. Да. Общий совет. Не стыдитесь прятаться за спинами товарищей. Так надежней и безопасней.
88 Ridge
Еще одна миссия, в которой предстоит покататься на танке. Кстати, это, пожалуй, единственный уровень, где вы постоянно будете натыкаться на невидимые стенки. В остальных их так отчетливо не видно. На этот раз придется уничтожать 88-мм орудия и немецкие танки. Старайтесь зайти с фланга, чтобы получить преимущество внезапности.
Иногда будет докучать пехота, постреливая из панцершреков. Но это право мелочи. Тем более пулемет в башне стреляет автоматически, и вам лишь остается наводить на цель. Не стоит гнать вперед. Постепенно продвигайтесь и обстреливайте вражеские позиции издалека. Тогда и сами будете целы, плюс убережете товарищей.
Rommel's Last Stand
Outnumbered and Outgunned
Герои совершили очередной скачок во времени, и теперь предстоит сражаться в Тунисе. Причем придется обороняться. Наступали, видимо, без вас. Не теряя времени, вставайте за пулемет и начинайте отстреливать немцев. Не забудьте посматривать в боковой переулок. Оттуда тоже прибежит парочка отрядов, и если вовремя с ними не разобраться, то они спрячутся за машиной. Те, что пробиваются через улицу прямо, — вымирают, стоит им показаться в арке.
Когда покажется бронетранспортер, отбегайте от окна и ложитесь на пол. Вскоре услышите грохот стрельбы, и в стенке появятся дыры размером с кулак. Однако, солидно. Бегите к двери и приготовьте оружие. Вскоре она с грохотом упадет на пол, и покажутся два немца.
Выбравшись на улицу, начинайте отстреливать немцев и пробиваться к броневику. Кстати, похоже, капитана Прайса и Мак-Грегора вообще нельзя убить. Поэтому пускайте товарищей вперед, а сами поддерживайте огнем из-за спины. Самое интересное, что пулеметчик в машине почему-то будет стрелять из ручного оружия. Чем не угодил пулемет, совершено непонятно. Когда капитан вытащит тело, залезайте в башенку и готовьтесь. Предстоит незабываемая поездка.
Пока сидите в кабине, вы практически полностью защищены от выстрелов. Пули отскакивают от двух бронированных щитков по бокам. Иначе говоря, обычной пехоты можно не бояться. Но зато броневик развалится от двух попаданий из панцершреков. По-хорошему, и одного нельзя допустить, но если попала, что поделать...
Забавно, что стоило сесть в броневик, как немцы дружно вооружились гранатометами. Как будто знали. Капитан Прайс будет говорить, где стоит противник, поэтому нужно вовремя разворачивать башню. Также от длительной стрельбы перегревается орудие. И если шкала заполнится полностью, то придется ждать, когда остынет ствол. Этого допускать нельзя, но если случилось — то переключайтесь на обычное оружие. Правда, тогда станете уязвимы для пуль, но... Лучше что-то, чем ничего.
По большому счету, это несложная часть миссии. Главное — слушаться команд капитана и вовремя разворачивать орудие. Кстати, немецкий танк тоже можно уничтожить. Просто нужно дольше стрелять. Проблемы могут возникнуть, когда заглохнет двигатель и позади машины выскочит толпа солдат с гранатометами на плечах. И второй момент. Когда выедете на площадь с большим количеством пехоты, то Прайс не будет говорить, куда нужно стрелять. Держите глаза открытыми.
Когда машина... э-э-э... сломается, придется проделать оставшийся путь пешком. Опять-таки, товарищей на передний план. Пускай «бессмертные» бегут в атаку. На улицах приличное количество немцев, поэтому будьте поосторожней. Дойдя до подбитого танка, получите подкрепление в виде десятка заблудившихся солдат. С их помощью намного проще пробиваться вперед.
Пройдя еще немного вперед, наткнетесь на толпу немцев. Используйте дымовую гранату, чтобы прокрасться под завесой — и нанести внезапный удар. Гранаты также неплохо действуют, хотя трудно понять, куда нужно кидать. Вообще есть множество переулков, и если постараться, то практически всегда можно зайти с фланга. Добравшись до грузовика, подождите товарищей и готовьтесь к следующей миссии. Мы еще вернемся.
Retaking Lost Ground
На следующий день британские силы отправились штурмовать многострадальный город. Как и полагается, в атаке участвуют танки (забавно, что нет авиационной поддержки — и это при том, что союзники полностью господствовали в воздухе; всю авиацию у Роммеля забрали для нужд восточного фронта). Но толку от них... Большую часть миссии они будут проламывать стенки, гордо выкатывать вперед и красиво взрываться по велению скрипта.
Когда танк во главе колоны будет разрушен, спрыгивайте с брони и бегите в переулок. На площади уйма немцев. Кидайте все гранаты. Потом насобираете новые. Сейчас главное — снизить количество противников.
Чуть дальше стоит пулеметчик. Киньте дымовую гранату, чтобы он успокоился, и бегите в переулок. Оттуда сможете попасть по бочкам с горючим, которые заботливо поставил рядом владелец MG-42. Далее добежите до 88-мм орудий. Парочка гранат в подарок — и добивайте выживших из автомата. За орудие можете не беспокоиться. Его уничтожат самостоятельно.
Выйдя на площадь с домом, на крыше которого засели немцы, киньте дымовую шашку, чтобы создать завесу, — а потом веером бросайте гранаты. Теперь бегите на штурм. Когда уничтожите немцев на первом этаже, спрячьтесь под настилом и подождите, когда товарищ поднимет лестницу. Забравшись на крышу, добейте немцев и спрыгивайте на телегу с сеном.
Теперь ваша задача — уничтожить четыре 88-мм орудия. Они все хорошо охраняются, поэтому готовьтесь к жестоким боям. Дойдя до первого орудия, сначала разберитесь с пулеметчиком (хотя для острастки парочку гранат можно кинуть...). Ищите укрытие подальше и стреляйте из винтовки. Когда подниметесь наверх, наткнетесь на немецкий танк. Спрячьтесь за бочки и подождите, когда подъедет и поможет союзнический «Crusader».
Кстати, на этом участке игра сохраняется, когда появится танк. Поэтому, если погибнете до того, начнете с места, когда подошли к орудию. На тяжелом уровне сложности это может стать проблемой. Поэтому, если начались мытарства, пускай товарищи штурмуют в гордом одиночестве. Знаю, что помощники не ахти — но зато они бесконечные. Вы только кидайте гранаты и стреляйте издалека.
Следующие два орудия достаточно легко захватить. Когда до них добежите, открывайте беглый огонь. Прибежит куча немцев. Кидайте четыре гранаты. Череда взрывов, и практически никого живого.
Последняя пушка стоит на площади. Здесь сложнее. Опять-таки — четыре гранаты для профилактики нацисткой заразы. Но потом сразу бегите в укрытие и оттуда начинайте отстреливать немцев на крыше и прибежавших с боковой улицы. Кстати, товарищи тоже неплохо помогут. Будут отвлекать огонь на себя.
Последнее задание в миссии — захватить мечеть. К ней пробираться нужно не по главной дороге, по которой пойдут британцы, — а через маленький переулок. Бросьте две дымовых шашки, чтобы создать завесу. Потом четыре гранаты на второй этаж. После под прикрытием дыма бегите к лестнице сбоку и поднимайтесь на второй этаж. Одна длинная очередь — и стоящие в ряд немцы дружно рухнут на землю.
Теперь сами вставайте за пулемет и отбейте атаку. Она настолько слабая, что даже не успеете заметить, как подъедет конвой.
Assault on Matmata
Сразу предупреждаю: сложная миссия. Пожалуй, самая трудная в игре. Немцы почти выбиты из Африки. Осталось взять последний оплот. Конвой попал в засаду, и со всех сторон немцы ведут огонь. Что делать? Можно делать так. Если играете на среднем уровне сложности, бегите в небольшой закоулок между зданиями и сидите, отстреливаясь от немцев. Когда откроются ворота, выбегайте из проклятого переулка. Если играете на сложном уровне — найдите бочки, стоящие рядом с грузовиком, прыгайте за них и лежите на животе, пока не откроются ворота. Стоит только дернуться — моментально застрелят или закидают гранатами.
Пробравшись через ворота, попадете на улицу, забитую противником. Он атакует практически со всех сторон, поэтому сразу ищите укрытие. И высовывайтесь, только чтобы сделать выстрел. Можно пойти направо, но там много пехоты. Либо прорываться по улице прямо. Но здесь из окна ведет огонь пулеметчик. Его можно снять из винтовки или кинуть дымовую шашку, подбежать к дому и бросить в окно гранату. Да, кстати, будьте осторожны. Один раз пролетит штурмовик.
Далее улица поворачивает направо. Кто-то кинет дымовую шашку, тем самым давая возможность проскочить еще одного пулеметчика. Только осторожнее. У бетонных блоков засел отряд пехоты. В итоге выйдете на улицу, где стоит бронетранспортер. Как только подойдете к нему — он откатится назад. Следуйте за ним, но на открытую площадь не высовывайтесь. Сидите за ящиками и отстреливайте немцев, выбегающих из здания.
Вскоре подъедет танк. Прикрываясь его броней, бегите в дом слева. Так выйдете во фланг отряду немцев. Далее двигайтесь так же: броня танка — и в боковой дом, чтобы обойти сбоку. Когда танк подобьют, придется действовать самостоятельно.
Вскоре выйдете к зенитному орудию. Разобравшись с охраной, методично отстреливайте немцев на крыше. Потом получите команду сесть за зенитное орудие. Кстати, не пытайтесь использовать его против пехоты. Как бы чудно это ни звучало, оно практически бесполезно. Самолеты полетят со стороны башни, на которой вывешен флаг со свастикой. Сбить их достаточно просто. Сначала они летят на большой высоте, но потом делают резкое пике — и в этот момент становятся уязвимы.
Когда последний ас люфтваффе найдет свой покой на земле, миссия закончится. Вот только меня мучает вопрос: откуда у немцев столько авиации? Ее же практически всю перебросили на восточный фронт. И второй: а почему в кампании в Африке не было итальянцев? Обидно, да?
The Battle for Caen
Prisoners of War
Из Африки прямиком — в Нормандию. Это уже напоминает увеселительную прогулку, которая повторяется из раза в раз. Ага, Африка, Италия, Нормандия. Что, Италии не будет? Ну ладно. В дополнении увидим. Оборона Москвы? Отлично. Всего одна миссия, и та тренировочная? М-да.
В общем — поехали. Добравшись до поляны, не спешите рваться в бой. Сначала немцев будет немного, но постепенно они подтягивают новые силы. И, ради всех святых, выбросьте убогий «Стен» и подберите MP-40. И с винтовкой можно сделать то же самое.
Когда пройдете сад, бегите по воронкам со скоростью скаковой лошади. Через пару секунд начнется минометный обстрел, и, если не успеть вовремя, — уже не успеть никогда. Немцев выносите выстрелами в упор или забивайте прикладом. Пулеметчик может подпортить пробежку. Киньте в него гранату на ходу. Или подождите пару секунд, пока его подстрелят товарищи.
Теперь можно и минометчиками заняться. Когда зачистите здание неподалеку, поднимайтесь на второй этаж, как и велит командир. Оттуда сможете достать до первого минометного расчета. Безопасно и удобно. Только задание считается выполненным, когда выйдете из дома.
В дворике дома слева засел второй минометный расчет. Киньте туда парочку гранат. И оставьте выживших немцев на растерзание товарищам. Теперь задача — зачистить город от остатков сил немцев. Методично обыскивайте руины и добивайте каждого Ганса и Фридриха. Советую начать с центра площади, чтобы разбежаться не успели.
Дойдя до дома, подождите, пока откроют дверь. Вот чудо. Никогда не думал, что подобное увижу в Call of Duty. Немцы разговаривают и сдаются на милость победителям. Видимо, скрипты крепко скрутили инстинкты. Они покажут пленных американских десантников, которые чудом избежали гибели. Теперь нужно найти для них грузовик.
Вообще советую, как только немцы откроют дверь, сразу же бежать к началу уровня. Иначе потом придется пробиваться с боями. Бороться с пулеметчиками, убегать от гранат и так далее. Опасно и не нужно. За товарища, который стартует с опозданием, можете не волноваться. Он все равно «бессмертный». Сам добежит, да еще поубивает кого встретит. Дождитесь его у грузовика.
Залезайте в кузов, выкиньте винтовку и возьмите панцершрек. Пока он не пригодится, поэтому можете переключиться на автомат. Пока машина едет, отстреливайте суетящихся немцев. Когда доедете до места, где дорога сворачивает в город (там еще блоки стоят), возьмите в руки гранатомет и ждите. Когда появится «Тигр» — запускайте ракету. Ему нужно три попадания, чтобы отправиться в танковый рай. Можете не беспокоиться о зарядах. Если израсходуете все — они автоматически восполнятся. Когда доедете до дома с пленными, миссия закончится.
The Crossroads
Очередной город, который нужно отбить у немцев. Достаточно трудная миссия. Пройдя по улице, нарветесь на пулеметчика, а также попадете в засаду. Сначала займитесь противником в здании, а потом снимите пулеметчика из винтовки. Пройдя еще немного вперед, нарветесь на немецкий танк. Бегите в дом напротив и ищите гранатомет на втором этаже. Стрелять через окошко не следует, иначе можно погибнуть от собственного взрыва. Лучше вернуться на первый этаж и выстрелить через дверной проем или окно, в котором стоит пулемет.
Потом придется разделиться с командой, чтобы зачистить дом. Вскоре услышите грохот пулемета. Бегите к капитану и из окна второго этажа снимайте немцев, толпящихся около MG-42, а после и самого пулеметчика. Далее встретите броневик. Если остался гранатомет, то можете уничтожить его самостоятельно. В противном случае ждите, когда подбежит капитан и прикажет одному из солдат сделать это.
Теперь нужно отстреливать немцев за колючей проволокой. Можете попытаться вести бой, укрывшись в доме. Из окна простреливается практически вся местность. Если не получается, то спрячьтесь у забора и кидайте гранаты. Когда они кончатся, прижимаясь к забору, отстреливайтесь, пока немцы не отступят в дремучие леса. Пора вернуться к дому, который уже зачистили.
Когда капитан доберется до ворот и откроет их ударом ноги, сразу же бегите к стенке дома. Через несколько секунд пехотинец на втором этаже установит пулемет, и прорываться станет намного сложнее. Теперь, прижимаясь к стенке, начинайте отстреливать немцев. Потом поднимитесь на второй этаж и заставьте замолчать пулеметчика.
Следующая цель: взять штурмом сарай. Постарайтесь прорваться к боковой двери (можете кинуть дымовую шашку) и забросать гранатами противника. Уничтожив радио, поднимайтесь на чердак и становитесь за пулемет. Нужно отбить пять атак. В основном это будет пехота. Причем большинство можно снять до того, как они перелезут забор.
Под конец приедет «Тигр». Оставайтесь за пулеметом и продолжайте стрелять. Он порядочный мазила и в основном будет попадать в стенки, которые, несмотря на хлипкое состояние, выдерживают удар снаряда. Потом прилетит штурмовик и уничтожит танк. Осталось встретить конвой, и миссия завершится.
The Tiger
Когда подобьют «Шерман», держитесь рядом с капитаном — и сможете обойти «Тигр» не получив повреждений. Кстати, самостоятельно «Тигр» пока не уничтожить — поэтому даже не пытайтесь. Напрасная трата времени. Лучше зачищайте здания, в которых окопались немцы.
Дойдя до места, где «Тигр» уничтожит второй «Шерман», — получите задание захватить ряд объектов. Задания можно выполнять в произвольном порядке, но лучше придерживаться нумерации. Так намного проще. Самое близкое здание — ратуша. Нужно прорваться через стенку (что не так трудно) и задуматься, через какой вход штурмовать. Лучше всего через дверь, из которой видна лестница. В комнатах полно немцев, поэтому остальные варианты слишком сложны или вообще невыполнимы.
Теперь нужно браться за почтовое отделение. К сожалению, близкий путь перегорожен проволокой и обстреливается пулеметчиком. Нужно пробежаться через задние дворы соседних зданий и из оконного или дверного проема отстреливать немцев. Так можно убрать большинство противников. Потом зачищайте почтамт, кидая гранаты в каждую комнату.
Из почтового отделения бегите на восток и найдите орудие. Киньте парочку гранат артиллеристам. Вообще это край карты, и немцы зажаты в небольшом пространстве, поэтому реально вообще всех закидать гранатами. Или устроить засаду за телегой. От орудия бегите к церкви. Там немцы решили стоять насмерть.
Сначала бросьте парочку дымовых шашек, чтобы подбежать поближе. Пока не рассеялся дым, нужно решить, через какой вход штурмовать. Всего их четыре. Обегите каждый и бросьте по одной или две гранаты. Потом заходите через южный вход. Большинство уже должно помереть от взрывов. Остается добить укрывшихся за скамейками.
Осталось захватить штаб-квартиру. Стоит подойти ближе, и немцы начнут выпрыгивать, как черти из табакерки. Киньте дымовую шашку, чтобы укрыться от любопытных глаз. Теперь бегите к зданию. В него множество входов, поэтому решайте сами, в какой идти. Бросьте гранаты и ждите, когда оттуда диким стадом побегут немцы. Вам только нужно стоять сбоку и отстреливать по одному.
Теперь заходите в дом и бросайте гранату на второй этаж. Потом поднимайтесь наверх и добивайте выживших. Кстати, можете попробовать другую тактику. Бегать по периметру здания, кидать гранаты в каждый проем и ждать, когда в атаку пойдут товарищи. На этом миссия закончится.
The Brigade Box
Последняя миссия в этой долгой кампании. Уровень начнется под минометным обстрелом. Бегите за капитаном Прайсом или Мак-Грегором, держась как можно ближе. Они точно не попадут под мину и целехонькими доберутся до укрытия.
Следующая область набита противником под завязку. Не нужно геройствовать, лучше предоставить коллегам эту честь. Особенно будут стараться «бессмертные» Прайс и Мак-Грегор. Ваша задача — справиться с бронетранспортером и пулеметчиком хитрым обходным маневром. Хотя... можно просто далеко пробежать вперед и засесть в укромном уголке. Товарищи сметут все на своем пути. Так что особых трудностей быть не должно.
Первый минометный расчет можно уничтожить выстрелом по бочкам с горючим. Взрывом прибьет большинство — а остальных можно успокоить гранатой. Только следите за руинами. Там могут сидеть немцы, которые стреляют в спину в самый неожиданный момент.
Теперь нужно зачистить несколько домов, прежде чем добраться до дороги. В целом это стандартная процедура. Сначала закидываете гранатами, потом забегаете внутрь. Только будьте внимательны. Пока не зачистите здание, немцы будут постоянно возрождаться. Кстати, иногда команда где-то теряется, поэтому, чтобы они пошли дальше, нужно сбегать к ним. Иначе будут стоять на одном месте до посинения. Вскоре выйдете ко второму миномету. Немцы, как и в прошлый раз, раскидали по периметру бочки с горючим. Видимо, решили продать в перерыве между боями.
Добравшись до дома, перепрыгивайте забор и снимайте пулеметчика. Теперь сидите в укрытии и отстреливайте немцев. Когда схлынет первая волна, начинайте по-тихому пробираться вдоль правой стороны. Не высовывайте голову, чтобы ее не оторвала пулеметная очередь. Дойдя до сараев рядом с домом, подождите товарищей и начинайте штурмовать дом. Он большой, и немцев много. В общем, намек ясен.
Когда дом будет захвачен, готовьтесь к атаке. Как обычно, последняя миссия в кампании обставлена с особым пафосом. Много немцев, драматическая оборона. Победа со слезами на глазах. Ага. Мы пойдем другим путем. Нужно выстоять три с половиной минуты. Встаньте за пулемет и начинайте отстреливать лезущих через забор пехотинцев.
Когда они кинут дымовую шашку, бегите во внутренний дворик на западной стороне. Присядьте у лестницы и начинайте «щелкать» немцев, которые тщетно будут пытаться пройти. Это единственный путь, поэтому особых проблем не будет.
Примерно за 20 секунд до окончания времени приедет «Тигр», который надоедал всю прошлую миссию. До него нужно добраться через поле, по которому толпами бегут немцы. На тяжелом уровне у меня получилось это выполнить, наверное, с двадцатого раза.
На словах звучит просто. Нужно кинуть две дымовые шашки на поле, чтобы пробраться, не привлекая внимания. Но на практике это превращается в ночной кошмар. Когда установите взрывчатку на танк, бегите в укрытие и ждите, пока немцы убегут восвояси. Не стоит становиться на пути. Обидно, если убьют за несколько минут до победы. Это значит — начинать сначала.
Потом вернитесь в дворик и поговорите с капитаном. Миссия — завершена. Кампания за британцев тоже. Остались янки.
D-Day
The Battle of Point du Hoc
Нет места на свете чудесней, чем Нормандия. Обязательно посещу тамошние пляжи, когда буду во Франции, и забью табличку: «Самое заштампованное место в игровой индустрии». Кстати, интересно, что подобная операция действительно имела место. 5 июня 1944 года отряды рейнджеров штурмовали утес, чтобы захватить артиллерийские орудия, которые должны были вести огонь по пляжам.
Пока плывете в катере, присядьте на корточки, чтобы не задело очередью. Выбравшись на пляж... где-то подобное видели? Спилбергу, наверное, икается от такого количества цитирования «Спасти рядового Райана». Когда очухаетесь, хватайте снайперскую винтовку и снимайте пулеметчика. Далее бегите к веревке и начинайте подниматься наверх.
Там царит настоящий ад. Благо, что десантники разберутся с большой частью врагов самостоятельно. И с пулеметчиком в том числе. Прыгайте в траншею и начинайте продвигаться вправо. В итоге выйдете в бункер. Пройдя немного вперед — доберетесь до двух пулеметчиков (самим пострелять, увы, не судьба — большинство немцев на восточном рубеже).
Теперь нужно прорваться на восток к товарищам. Но зенитное орудие не даст сделать и парочки шагов. Киньте дымовую шашку и бегите что есть сил. Присоединившись к товарищам, подождите, когда авиация уничтожит зенитку. Когда разрывы умолкнут, двигайтесь по направлению к городу.
Городские бои никогда не отличались легкостью. Готовьтесь. В большинстве домов засело по отряду немцев, плюс пулеметчик простреливает область. Главное — прорваться к нему. Остальное приложится. Можно кинуть дымовую шашку, но если постараться — то реально подстрелить из винтовки. Кстати, завеса поможет продвинуться вперед и вашим товарищам.
Дойдя до сада, сразу бегите налево — и, если повезет, успеете добежать прежде, чем немцы займут оборону. И вам останется только отстреливать тупо идущих немцев. Потом нужно вывести из строя орудие. Это дело парочки метко кинутых гранат.
Теперь нужно вернуться на пляж и добить немцев, которые засели в бункерах. По пути придется прорываться через орды противников. Когда выйдете на пляж, бегите к дверям, ведущим в бункер. Подождите, когда товарищ установит заряд, — отбегите подальше. Иначе может зашибить взрывом.
Затем зачищайте бункеры и траншеи. Опять-таки, гранаты выручат в большинстве ситуаций. И не ленитесь приканчивать немцев, которые стоят рядом с траншеями. Иначе есть вероятность получить очередь в спину, когда меньше всего этого ожидаешь. Когда отобьете бункеры, миссия завершится.
Defending the Point
В прошлой миссии — захватывали пляж. В этой придется защищать. Немцы настроены решительно, поэтому не отступят — и будут сражаться до конца. Бой начнется на дороге. Отгоните товарища от пулемета и начинайте самостоятельно отстреливать немцев. Потом они кинут дымовую шашку, но она поможет им мало. Дорога узкая, поэтому достаточно водить прицел из стороны в сторону.
Когда атака пойдет по другому флангу — спрячьтесь в укрытие и не показывайтесь, пока не снимут стрелка в бронетранспортере. Потом можно высунуться, но только не нужно лезть на передовую. Товарищи неплохо справляются самостоятельно.
Потом придет приказ отступать. Теперь оборону придется держать в саду. Немцы будут также яростно наступать, поэтому вскоре придется отступить немного назад. Не мучайтесь и бегите на второй этаж дома. Там стоит пулемет — и при помощи него намного проще отстреливаться. Правда, попадать будут чаще, поэтому не забывайте прятаться. Когда приедет танк — бегите с чердака.
Вскоре придет приказ отступить на пляж. Подождите, когда откроется дверь, и подстрелите немца. По пути без нужды не ввязывайтесь в перестрелки. Дойдя до пляжа, найдите пулемет и опять начинайте отстреливать фрицев. Потом опять приедет танк и сгонит с насиженного места.
Снова придется отступать и держать оборону в новом месте. Если заканчиваются патроны, то поменяйте «Томпсон» на MP-40. Или побегайте по округе и поищите ящики с боеприпасами. Танк будет продолжать напирать и в итоге загонит к последнему бункеру.
Лучше не геройствовать — а засесть в укромном уголке и отстреливать тех, кто попытается подойти. Как вариант, можете попробовать держать оборону на крыше. Отсюда хорошо простреливается практически вся местность — но зато и вы как на ладони. Кстати, товарищи будут постоянно возрождаться (нет, я все-таки утверждаю, что у них есть пространственный портал) и хоть немного, но помогут.
Когда время практически истечет, получите команду установить дымовую шашку на крыше бункера. Чтобы авиация союзников случайно не разбомбила вместе с немцами. Если отсиживались наверху — поставить шашку дело нескольких секунд. Потом прячьтесь в бункере и ждите, когда подъедут союзники.
The Silo
Интересное начало. Ваш отряд должен поддержать товарищей, которые атакуют 88-мм орудиями в поле. Очумело бегать не придется. Нужно лишь поддержать их огнем. В этом поможет винтовка с оптическим прицелом и полные карманы боеприпасов. Ложитесь рядом с товарищами и открывайте огонь по пулеметчикам. Некоторые MG-42 через некоторое время опять начинают стрелять. Поэтому не забывайте повторно осматривать местность.
Когда артиллерия будет уничтожена, бегите к деревне. Снайперскую винтовку на время можете запихать за пазуху. Пора доставать автомат. В деревне нужно зачистить ряд зданий. Можно делать это в произвольном порядке. Что больше приглянется — туда и бегите. Только не забывайте ждать товарищей. Неприятно оказаться в компании немцев в полном одиночестве.
Тактика стандартная: парочка гранат в дверной проем и окно — и вперед с шашками наголо. Будет парочка напряженных моментов, но дымовая шашка выручит. В особых случаях — большое количество гранат. И не забывайте про пулеметчиков. Их можно обезвредить из снайперской винтовки с большого расстояния. Кстати, можно попробовать отстреливать немцев исключительно ею. Только товарищей придется подгонять. Зато безопасно.
Когда деревня будет освобождена, бегите к башне (туда рванут два десантника) и залезайте наверх. Теперь ваша задача — уничтожать минометные расчеты. Их месторасположение отмечается золотыми звездами на карте. Как только увидели такую, разворачивайтесь в ту сторону и внимательно смотрите в прицел. Должны заметить двух бегущих немцев с минометом на плече. Иногда они прячутся за зданиями. В этом случае побегайте по башне. С какого-нибудь угла достанете.
Желательно подстрелить до того, как они успеют установить миномет. Иначе парочка выстрелов в «молоко» — а потом снаряды полетят прямиком на ваши головы. В промежутках между отстрелом фрицев можете помогать пехоте отбивать атаки. Хотя особой нужды в этом не наблюдаются. Товарищи справляются и сами. Более того, они иногда самостоятельно валят минометчиков.
Когда подъедут танки, пронаблюдайте, как фрицев гоняют по полю. Можете присоединиться и попрактиковаться в стрельбе по движущейся мишени. После спускайтесь вниз и бегите к точке сбора. Вот еще одна глава пройдена.
Hill 400
Approaching Hill 400
Опять-таки меня мучают сомнения. Случайно не по этим холмам бегал сержант Бейкер из Brother in Arms? Прежде чем добраться до холмов, нужно зачистить город, заселенный немцами. Простая и короткая миссия. Еще и однообразная. Нужно бегать от здания к зданию, выбивая поборников сосисок и брюссельской капусты.
Действия уже должны быть отработаны до автоматизма. Гранаты заходят первыми. Потом для профилактики можно еще гранат. Наконец забегаете сами. Зачищаете первый этаж, потом поднимаетесь на второй. Из окон, если возможно, отстреливаете немцев. Выходите на улицу и бежите штурмовать следующий дом. А их будет много.
Зачистив четвертый дом, попадете под минометный огонь. Придется проскочить поле. Но в этом вам препятствуют несколько фрицев и пулеметчик (его постарайтесь снять на ходу). Если не получается, можете спрятаться среди мертвых коров. Там надежно.
Потом опять зачистка домов. И под конец — бой в разрушенной церкви. Киньте в проем дымовую шашку и гранаты, установите взрывчатку на броневик. И бегите к главному входу. Там никто не ждет. Поэтому можно стрелять в спину. Не забудьте подняться наверх, чтобы прибить автоматчиков. На этом миссия завершится.
Rangers Lead the Way
Город пал. Настало время штурмовать бункеры. Миссия достаточно простая в начале и зверская в конце. Отряд дружно побежит на штурм и дружно ляжет костьми на подступах. Видимо, осеннее обострение суицидальных наклонностей и юношеского героизма. Обратите внимание, товарищи всегда бегают быстрее главного персонажа.
Не будем повторять ошибок кремниевого солдата. Спрячьтесь в воронке и киньте дымовую шашку. Когда клубы дыма расползутся по округе, вставайте и зигзагами бегите к бункеру. Заходите сзади и установите взрывчатку. Когда прогремит взрыв, кидайте внутрь парочку гранат. Потом забегайте и добивайте из автомата.
Кстати, в этом или во втором бункере можно найти полуавтоматическую снайперскую винтовку. Найти ее желательно, потому что жизнь станет намного легче и удобней. И еще одно интересное наблюдение. Рядом с этим бункером есть вторая дверь, которая также выносится взрывчаткой. Но за ней... пустая казарма. Что это, шутка? Или недоработка?
Бегите за товарищами. Они уже, наверное, успели ввязаться в драку с немцами. Попытайтесь зайти сбоку и особенно зорко выискивайте фрицев, таскающих пулемет. Дойдя до второго бункера, подождите, когда коллеги кинут дымовую шашку. Теперь поднимайтесь в атаку и идите позади товарищей. Около бункера околачивается несколько отрядов немцев. Пускай с ними разбираются другие. Наше дело бункеры зачищать. Схема прежняя: взрывчатка на дверь, гранаты внутрь и уничтожение выживших.
Третий бункер ничем не отличается от второго и первого. Плюс, если есть снайперская винтовка, можно поснимать кучу народу еще на подходах. Хотя не стоит опасаться пулеметчиков. Все равно подходите сбоку. А вот у четвертого начнется бойня.
Прорвав первую линию обороны, ложитесь в траншею и ждите, когда мимо проедет бронетранспортер. Потом вставайте и подстрелите со спины пулеметчика. Теперь посмотрите, что творится впереди. Несколько десятков немцев. Не суйтесь вперед. Пускай лезут товарищи. А вы помогайте им огнем из снайперской винтовки. Можете кинуть дымовую шашку, чтобы было легче.
Дойдя до бункера, взорвите дверь и зачистите помещение. Выходите на улицу. По лестнице поднимитесь на крышу. Оттуда можно подстрелить первую команду минометчиков (там с ними бочки с топливом стоят) и большинство немцев. Потом спускайтесь вниз и бегите к траншее. От нее — к бронетранспортеру. Установите взрывчатку и пройдите немного вперед. Внизу второй отряд минометчиков. Уничтожив их (помним про бочонки с топливом), закончите миссию.
Battle for Hill 400
Отлично. Холм взят. Но теперь его нужно удержать. Для этого потребуются нечеловеческие усилия. У вас лишь горстка бойцов против сотен рвущихся в бой элитных солдат вермахта. Кстати, карта немного изменилась. Например, бункер по периметру огорожен колючей проволокой. Разрушена лестница на крышу. Наверное, чтобы игрок не отсиживался — а принимал участие в боях.
Первое, что нужно сделать: найти и уничтожить минометные расчеты. Вспомнили похожую миссию? Теперь забудьте. Там была выгодная позиция. Здесь — нет. Чтобы облегчить задачу, выдадут снайперскую винтовку. Как обычно, примерное расположение минометчиков отмечено золотыми звездами. Только их еще нужно разглядеть.
Бегите вдоль проволоки и всматривайтесь вниз. Когда увидите характерный дымок, включайте приближение и снимайте точными выстрелами. Но это осложняется вот чем. Среди деревьев очень трудно заметить, где именно сидят солдаты. Еще непросто найти позицию, откуда можно открыть огонь. И, наконец, немцы постоянно кидают дымовые шашки. Благодаря которым вообще ничего не видать. Вот так.
Когда минометчики будут уничтожены, немцы решат использовать артиллерию, чтобы потрепать нервы защитникам. Когда командир отдаст приказ искать укрытие, бегите в одно из мест, отмеченных золотыми звездами. Самое близкое и легконаходимое — бункер.
После артподготовки на штурм пойдет пехота. Они будут атаковать со всех сторон, поэтому бесполезно использовать пулеметы. Все равно пяток-другой солдат зайдет с фланга. Кстати, выкиньте снайперскую винтовку и возьмите панцершрек. Вскоре подкатят броневики, которые и нужно уничтожать из гранатомета. Конечно, можно попытаться заложить взрывчатку, но для этого придется подбежать вплотную. Что само по себе небезопасно. А так — один выстрел, и готово.
Кстати, если становится горячо, можете использовать дымовые шашки. Они в избытке разбросаны по уровню. Таким образом, скрывшись от немцев, можно использовать пулеметы. Вообще, если постоянно убивают, запомните, откуда и когда приходят немцы. И используйте пулеметы. Постреляли из одного, перескочили за другой. Только не забывайте смотреть на уровень урона. Если стали стрелять в спину, сразу покидайте позицию и переключайтесь на нападающих. А если дело очень плохо, то ложитесь и ждите, когда заживут раны.
Если наседает особо большая толпа, можно стрельнуть из гранатомета. Особенно хорошо получается накрывать взрывами отряды, которые бегут дружной толпой и еще не успели рассыпаться. Зарядов хватает, да и панцершрек больше не пригодится. В общем, крутитесь, как белка в колесе. Одно радует: автоматическое сохранение происходит каждую минуту. Поэтому, даже если умрете, потеряете немногое.
Да, вот что. Не думайте, что получится отсидеться в бункере весь уровень. Противник, по-видимому, вооружен самонаводящимися гранатами. Стоит только сесть в укромном уголке, как через несколько секунд туда прилетает от двух до четырех гранат. Приходится выбегать сломя голову и искать мерзавцев, посмевших это сделать.
Через какое-то время включится таймер. Нужно продержаться пять минут до прибытия подкрепления. Хорошо сказано. Противник начнет атаковать особенно яростно. Опять-таки учите, откуда и когда прибывает пехота. Без этого выиграть на сложном уровне практически невозможно. Постоянно двигайтесь, меняйте позиции, кидайте гранаты и дымовые шашки. В общем — держитесь.
В качестве приятного дополнения получите двух «Тигров». Что делать с ними? Можно попытаться подкрасться вплотную и установить взрывчатку. Для этого используйте дымовые шашки, чтобы не погибнуть еще на подходах. Только учтите: на сложном уровне сделать это трудно.
Если не получается, тогда прячьтесь на южной стороне бункера (танки приедут с севера) — а для надежности раскидайте по периметру дымовые шашки. Чтобы наверняка не заметили. Конечно, могут возникнуть другие проблемы. Не станет видно немцев, и, блуждая в дыму, як ежик в тумане, можно получить прикладом по затылку.
Когда время истечет, то прилетят самолеты и покажут мать Кузьмы. Если танки остались целы, то и они пойдут в расход. Самое интересное, что немцы, услышав шум самолетов, как дурные побегут в лес, вместо того чтобы добить горстку защитников и отсидеться в бункере. Впрочем — их право.
Crossing the Rhine
The Crossing Point
Последняя миссия. Как ни странно, вовсе не сложная. Особенно если сравнивать с предыдущей. Так, развлекательная прогулка по берегу Рейна. Нужно заставить замолчать орудия на берегу реки. Конечно, будут неприятные сюрпризы. Но в какой миссии их не было?
Вы начнете уровень на танке-амфибии. Пока стоите за пулеметом, постарайтесь подстрелить немецких пулеметчиков в окне дома напротив. Только это нужно сделать сразу. Иначе потом машину затрясет, и нормально прицелиться уже не получится. Добравшись до берега, выходите наружу.
Командир отдаст приказ кидать дымовые шашки. Но никто выполнять его не собирается. Поэтому бросьте сами. Потом бегите к поваленным деревьям и из-за них сначала снимите пулеметчика, а потом пехотинцев. Можете подобраться поближе и закидать гранатами. Если хотите, можете сесть за орудие и стрельнуть в дом. Для профилактики. Второе орудие практически не охраняется, поэтому должно хватить парочки гранат.
Далее придется пробиваться по узкой улице. Немцев много, поэтому аккуратность превыше всего. Делайте так. Подстрелили часть народа. Перебежали к укрытию. Подождали, когда товарищи займут позицию, — и двигайтесь дальше. В месте, где улица делает поворот, можете обстрелять третье орудие через забор.
Чтобы продвинуться дальше, нужно использовать дымовую шашку. Огонь настолько плотный, что по-другому не пройти. И постарайтесь в первую очередь подстрелить пулеметчика в окне. Он создает больше всего проблем. Потом закидывайте гранатами немцев в полуразрушенном доме. Добейте выживших рядом с орудием. И выходите через дом на улицу.
Далее предстоит пробиться через кладбище. Здесь идет просто перестрелка с пехотой. Дойдя до четвертого орудия, закидайте гранатами прибежавших немцев. После сядьте в кресло наводчика. Парочка снарядов в баррикаду на противоположном конце улицы сделают ее намного спокойней.
Пятое орудие стоит на площади. Кидайте гранаты и бегите в лобовую атаку. Должно получиться. Когда последняя пушка замолчит, прикатят два «Тигра». И уничтожать их надо при помощи динамита. Первый появится рядом с вами (то есть у пушки), поэтому требуется быстрая реакция. Резкий скачок в сторону, и прилепите к гусенице взрывчатку. Второй танк, немного постреляв, поедет по своим делам, непредусмотрительно повернувшись стальным задом. Главное — добежать до него как можно быстрее и не погибнуть по пути. Поэтому двигайтесь зигзагами. «Тигру», может, и все равно, но пехота не дремлет.
Когда танки будут уничтожены, останется зачистить площадь и вернуться на кладбище. После недолгого разговора миссия завершится, и пойдут титры. Советую посмотреть до конца интересную сценку. Ведь иначе откуда вы узнаете, что «No cows were harmed in making of this game»?
Взгляд со стороны
Сталинградская битва. Сражение, преломившее ход войны и перемоловшее практически 2 миллионы жизней. О ней много говорят, прославляя память погибших солдат. В СССР и России написано множество книг и снято, как документальных — так и художественных фильмов. На западе о Сталинградской битве, да и вообще боях на Восточном фронте, предпочитают деликатно умалчивать. Ну да ладно. У них свои причины.
Но есть третье мнение. Один взгляд из многих. Немецких генералов, которые участвовали в этой битве. Проиграли. И впоследствии написали мемуары «Роковые решения», в которых объясняют — а часто оправдывают — причины поражения. Не все стоит принимать за чистую монету, но взгляд со стороны на хорошо известные события всегда интересен.
После длительной артиллерийской подготовки, началось наступление на румынские позиции. Ситуация для немцев становилось катастрофической. В бой ввели 48-ой танковый корпус, который мог быть задействован только по личному приказу Адольфа Гитлера. Он должен был задержать или остановить наступление советских войск. Но во время подготовки к бою, он был сам атакован прорвавшимися танковыми частями. Надежда рухнула. Теперь стало понятно, что наступление не остановить.
Несмотря на многочисленные просьбы генерал-полковника Курта Цейтлера, было отказано отдать приказ об отступление 6-ой армии. Начались хватание за соломинку. С Кавказа была переброшена танковая дивизия, которая уже не могла ничего изменить. Все провалы взваливались на командиров. В итоге клещи сомкнулись, и 6-ая армия оказалась в окружение.
Теперь начались разрабатываться планы один безумней другого. 6-ая армия была переименована в войска крепости Сталинград (как будто это что-то поменяло). Сначала большие надежды возлагались на «воздушный мост». Но по многим причинам авиация не могла перебрасывать достаточное количество припасов, чтобы полностью удовлетворить запросы. Потом было решено использовать, только сошедшие с конвейера и не опробованные в боях «Тигры». Попытка деблокировать кольцо провалилось. В итоге армия фельдмаршала Паулюса безоговорочно капитулировала.
Курт Цейтлер писал: «Солдаты 6-й армии исполнили свой долг до конца, несмотря на бессмысленность получаемых ими приказов и несмотря даже на то, что многие, если не большинство из них, хорошо понимали это. Их положение было поистине трагическим. Ослабленные от недоедания, страдающие от страшного мороза, почти без боеприпасов и предметов снабжения, они причинили русским командирам и войскам много неприятностей и нанесли тяжелые потери. У меня не хватает слов, чтобы описать их преданность своему воинскому долгу. История отдаст дань солдатам, которые до последних дней думали только о выполнении своего долга».