Заявление компании АМD о том, что теперь продукция серии HD будет ориентирована на средний сегмент потребителя, возобновило полемику между «лагерями» поклонников NVIDIA и AMD. Ведь политика «зеленых» заключается в дороговизне продаваемых ими девайсов и в хорошем программном обеспечении. В то же время «радеонки» печально известны своей нестабильностью. Что же изменится с новой серией 4ххх? Давайте рассмотрим первых ее представителей в работе с 3D.
На прошлой неделе поступила в продажу новая средне-потребительская видеокарта Radeon HD4850. Такой вот очаровательный небольшой дружек за смешные по современным меркам 199 долларов оказался и у меня. В ту минуту, когда я начал тестировать это небольшого гоблина , то подумал, что у меня галлюцинации. Первыми сказанными мною словами были: «Черт подери, да это же удивительные показатели за такие деньги!!! Неужто же она и будет продолжать работать так же отлично?». Паранойя поражала меня все больше, и я уж стал посматривать позади себя, не снимает ли кто меня скрытой камерой.
Выпуск подобной модели не смогли не оставить без ответа основные конкуренты AMD. Уже на следующей неделе на полки магазинов «легла» слегка разогнанная модель GeForce 9800 GT с новой приставочкой «х» в конце. Таким вот образом NVIDIA решила противодействовать оппоненту по показателю ценакачество.
Тогда появилось новое предложение, в виде выпущенной ATI Radeon HD4870. Я был удивлен тем, что за основу в данной карте бралась довольно-таки дорога память GDDR5. Видеоадаптер был опробован мною на следующий день, после того как он появился в продаже. Это уже хорошие новости. Еще лучше то, что карта превзошла все мои ожидания. Она действительно удивительна. В начале боялся, что AMD как обычно «накосячат» с программным обеспечением, но этого не случилось. 4870-ка продается по цене 250 долларов, тогда как ее аналог по производительности от NVIDIA - 400. Это безусловно высококачественный продукт по фантастической цене. Стратегия ATI и компании AMD, весьма хороша. Клиентам нравится такая цена. Что говорить, если в первый день мирового релиза было продано более полумиллиона карт?
В этом кратком обзоре кратко осмотрим это два продукта, а потом сконцентрируем внимание на Radeon HD4870.
Обе карты имеют приблизительно миллиард вычислительных транзисторов, 800 шейдерных блоков и работают с памятью GDDR3(4850) и GDDR5(4870).
Самыми интересными были стартовые цены видеокарт AMD. Radeon 4850(GDDR3), к примеру, продавалась по цене в 199 долларов, а 4870 – 300, и при этом будет оборудована роскошной памятью GDDR5.
Долгое время nVidia была пионером по внедрению новейших технологий памяти. После использования памяти DDR для GeForce в 2000 году, компания из Санта-Клары оказалась первой, представившей память GDDR2 с видеокартой GeForce FX, затем GDDR3 с моделью GeForce 5700. Но затем лидерство перехватила ATI: GDDR4 впервые появилась вместе с моделью Radeon X1950 XT, а сегодня, два года спустя, ATI представила первую видеокарту с памятью GDDR5: Radeon HD 4870.
С повышением пропускной способности памяти всё понятно: есть два пути. Первый заключается в расширении шины памяти, а второй - в увеличении частоты работы. Первый способ имеет несколько препятствий. Более широкую шину сложно разводить на печатной плате, да и упаковка требует больше контактов. Все эти контакты необходимо подвести к чипу, которому необходимо большее число интерконнектов по периферии кристалла. Поэтому широкая шина требует, чтобы ядро было определённого размера - именно по этой причине долгое время GPU начального уровня были ограничены 128-битной шиной, в то время как их high-end варианты использовали 256- или 384-битную шину. Ещё один недостаток заключается в увеличении энергопотребления чипа.
Поэтому к подобному способу прибегали очень осмотрительно. На самом деле, долгое время для high-end GPU использовалась 128-битная шина, от Riva 128 до Matrox Parhelia, да и ATI Radeon 9700 четыре года назад тоже её использовал. Точно так же 256-битная шина не становилась шире до появления nVidia GeForce 8800 в конце 2006 года. Да, требования по пропускной способности памяти у GPU постоянно увеличиваются, несмотря на технологии экономии пропускной способности, которые оптимизируются с каждым поколением.
Второе решение заключается в ускорении работы памяти. Но это легче сказать, чем сделать, поскольку, как и в случае с любой микросхемой, существует ограничение по тактовой частоте, на которой могут работать чипы памяти. Чтобы обойти эти ограничения, производители прибегают к разным ухищрениям. Память DDR позволяет передавать данные по нарастанию и спаду тактового импульса, удваивая эффективную пропускную способность памяти для прежней частоты. Для этого память DDR использует так называемый двухбитовый prefetch - при каждом обращении к памяти вместо передачи одного бита из prefetch-буферов, память DDR передаёт два. Последующие разработки технологии DDR предусматривали передачу всё большего числа данных на прежней физической частоте памяти, увеличивая ширину prefetch. DDR2 использует 4-битовый prefetch, как и GDDR3. С GDDR4 появился 8-битовый prefetch.
Тестовая видеокарта
Подобно Radeon HD 3870, но в отличие от Radeon HD 4850, Radeon HD 4870 является картой с двухслотовой системой охлаждения. Это должно позволить ей легче справляться с теплом, выделяемым RV770, или, по крайней мере, выбрасывать тепло за пределы корпуса. Но сходство на этом заканчивается. HD 4870 требует уже не одну, а две шестиконтактные вилки питания PCI Express, да и длина карты заметно увеличилась - до 9,5" (24,1 см) по сравнению с 9" (22,8 см) у Radeon HD 3870 и 10,5" (26,7 см) у GeForce GTX 260. Кроме того, вместо кулера от Arctic Cooling с прямыми лопастями используется более традиционная модель.
Для тестов использовалась видеокарта производства Sapphire. В комплект поставки входит 2-Гбайт USB-брелок в фирменной расцветке, плеер PowerDVD 7 OEM с поддержкой шестиканального звука, Cyberlink DVD Suite 5 и полная версия 3DMark06. USB-брелок - бонус весьма приятный, но неплохо было бы получить в комплекте поставки игру, поскольку видеокарты нацелены на сегмент геймеров.
Тестовый стенд
Asus M2N Sli Deluxe (последняя версия биоса)
Sapphire Radeone HD 4870 (512 mb), HD 4850, MSI GeForce GTX260, 8800GT, 9800GTX
В ряде этих тестов, вывод по поводу новой Radeon HD 4870 будет простой: перед нами великолепная high-end видеокарта! С такой же архитектурой и большинством сильных сторон Radeon HD 4850, она находится в верхней категории по производительности и по цене. Она быстрее, в среднем, на 6% (в большинстве тестов), чем GeForce GTX 260, но рекомендованная цена составляет $299 - на $150 ниже, чем у карты nVidia! Даже топовая модель nVidia GeForce GTX 280, оснащённая большим числом транзистором, в два раза большей памятью и более высокими тактовыми частотами, не сильно вышла вперёд. Она демонстрирует всего на 13% большую производительность, чем Radeon HD 4870, хотя стоит в два раза больше.
Впрочем, есть ряд моментов, делающих ситуацию не такой идеальной. Во-первых, Radeon HD 4870 несколько страдает из-за другой "вкусной" карты AMD, HD 4850, которая обеспечивает лучшее соотношение цена/производительность (всего на 23% меньшую производительность по цене на 60% ниже). AMD полностью изменила свои слабые и сильные стороны по сравнению с предыдущим поколением, в частности, с Radeon HD 3870 - производительность Radeon HD 4870 со включённым сглаживанием весьма хороша (несмотря на 512 Мбайт памяти), но карта потребляет намного больше энергии в режиме бездействия, а также под нагрузкой (больше, чем GeForce GTX 260). Да и тихой новую модель вряд ли назовёшь, хотя карта работает намного тише, чем GeForce GTX 260, да и внутри корпуса ничего не нагревает.
Теперь nVidia придётся реагировать и быстро скидывать цены на GeForce GTX 260, что тоже можно считать хорошей новостью - хотя мы ещё не видели снижения цен. Что касается AMD, то ей необходимо сделать ещё несколько шагов, чтобы новое поколение было полностью успешным - выпустить high-end карту (как ожидается, на двух RV770), которая получит не менее восторженный приём. А это будет сделать уже не так просто.
С теми же качествами, что и у Radeon HD 4850, но за более высокую цену видеокарта Radeon HD 4870 смогла напрямую конкурировать с GeForce GTX 260 - она чуть быстрее и намного дешевле, чем предложение nVidia, да и без чрезмерного шума. Несмотря на высокое энергопотребление, вы вряд ли сможете найти на рынке выбор лучше.
1072 Прочтений • [Обзор и первые тесты Radeon HD 4870 (#2495)] [16.05.2012] [Комментариев: 0]