Также, как Dragon Age: Origins - Awakening подразумевает наличие оригинальной игры, перед чтением этой статьи рекомендуется ознакомиться с обзором Dragon Age: Origins
"- Мама! Мама! А я знаю откуда порождения тьмы берутся!
- Ох, сынок, ты опять всю ночь играл в Dragon Age?.."
...И немудрено. То, что Dragon Age: Origins обрастет дополнениями, давно было обещано. И вот, наконец, после трех крошечных DLC, студия BioWare выпустила еще одно, на этот раз человеческого объема: Dragon Age: Origins - Awakening, на Руси известное как Dragon Age: Начало - Пробуждение. Оправдало ли оно ожидания? не уронило ли планку качества? избавилось ли от недостатков оригинала? что привнесло нового? - давайте разбираться.
Awakening стартует спустя несколько лет после того, как могучая кучка во главе с серыми Стражами победила Мор - огромную армию порождений тьмы, возглавляемую Архидемоном. Вопреки ожиданиям, уцелевшие твари не ушли назад под землю, как это случалось всегда. Они разделились на два враждующих лагеря, и продолжили свои оккупационные наступления. Наиболее активно они орудуют на территории вокруг Башни Бдения - древней крепости, в которую главный герой направляется в качестве командора серых Стражей. И о сюжете не слова более - на официальном сайте и так проспойлерили все, что только могли. Поверьте, проходить игру ничего не зная заранее, куда интереснее, чем постоянно ловить себя на мысли: "а вот это я уже видел".
Увы, но пострелять из такой штуки в дракона не дают
Начинать играть в Пробуждение можно двумя способами: первый - создать нового персонажа, а второй - импортировать уже готового из Origins. Если вы создадите нового, он будет автоматически прокачан до 18 уровня. Новых классов нет, однако вы сразу же сможете выбрать до двух специализаций, которые теперь доступны с самого начала игры. Затем привычно раскидаете очки характеристик, навыков и способностей. Среди них есть пополнение, но доступны они лишь с 20 уровня. Что касается импорта готового персонажа: разумеется, если он еще не достиг 18 уровня, то также будет автоматически прокачан, а если уровень будет выше, то и сбрасывать его никто не заставит. Забегая вперед скажу, что очень скоро станет доступным торговец, который продает книжки, с помощью которых можно вновь перераспределить все очки, так что не стоит заморачиваться на этот счет.
Искренне надеюсь на вашу сознательность и то, что вы не станете играть в Awakening до того, как пройдете Origins - рискуете испортить себе удовольствие. В меню маленьких радостей присутствуют встречи со старыми знакомыми, и дополнительные строчки в диалогах, а концовка, объясняющая судьбу нашего персонажа, напрямую будет зависеть от того как именно был пройден сюжет оригинала. Впрочем, есть и немало различий игрового процесса, вся ценность которых также будет утеряна в случае, если играть в Awakening до Origins. Теперь не будет лагеря в том виде, как это было раньше - его место займет та самая Башня Бдения. Там будут торговцы, мастера и сюжетные персонажи, а также ваши напарники. Сама башня полностью переходит в ваше распоряжение, что означает и то что для неё придется искать улучшения, а также решать важные для её жителей проблемы. Все ваши действия напрямую приведут к различным концовкам.
Даже умирая, этот солдат показывает порождениям тьмы "козу". Настоящий рокер!
Как командору, вам также предстоит искать новых рекрутов, для пополнения рядов серых Стражей. Всего их шесть штук, пятера из которых новые. У каждого своя история, своя жизнь и смерть, а также мнение по поводу действий их командора. Впрочем, очевидно, разработчики посчитали что они и в Origins успели надоесть игроку километрами диалогов, так что теперь болтовни будет меньше и только по делу. Хорошо это или плохо, трудно сказать, но зато между собой они явно стали разговорчивее. Слушать перепалки по прежнему крайне интересно, так что в дороге теперь точно скучать не придется. Как и раньше, компаньонам можно дарить подарки, однако то ли это такой баг, то ли так и задумывалось, но теперь на все, кроме очень личных, они реагируют одинаково. То есть теперь пьянствующий гном будет рад выпивке точно также, как и фамильному кулону другого компаньона, который в свою очередь также будет доволен выпивкой. Еще более удивляет, что у некоторых персонажей отношение сразу, или почти сразу, становится максимальным.
Как и подобает большому дополнению, Пробуждение приносит в игру новые навыки и способности, а максимальный уровень теперь равен 35. Навыков три - изготовление рун, и перманентное повышение здоровья и выносливости (маны - для магов). И если со вторыми все просто, то вот с руноделием куда интереснее: во первых, теперь их можно вставлять и в доспехи, а во вторых их стало попадаться куда меньше чем раньше. Словом, не проходите мимо. Что касается способностей, то больше всего перепало магам и... лучникам. Практически бесполезные в Origin, здесь один лучник - это ходячая машина для убийства, способная в одиночку справиться с целым отрядом противника. Однако, для применения этих способностей, как и способностей мага, лучником необходимо управлять самому. Я серьезно - очень скоро в статистике обнаружится, что урон нанесенный лучником своим товарищам, превосходит (!) нанесенный противникам! Если помните, в Origin нечто похожее было с големом (но там соотношение было 1 к 3), и с магами, если оставить их самостоятельно применять заклинания массового поражения. Что касается самих магов, то им повезло куда больше: новые способности мало того что ранят только противника, так еще и делают это постоянно, почти без простоя. Как и говорили разработчики, новые заклинания больше подходят для применения в самой гуще событий. Не были обделены и представители прочих военных профессий. Новые способности воинов и разбойников, по сути являются откровенно магическими, так что не удивляйтесь, если обнаружите среди ваших компаньонов привидение.
К Пробуждению, эта пародия на Брюса Уиллиса научилась делать не только доспехи
Вы наверняка слышали о том, что вещи из DLC для Origins не переходят в Awakening. Отмахиваясь от претензий игроков, которые выкладывали за них свои кровные, разработчики заявили, что те все равно будут бесполезны, и от них очень скоро придется отказаться, как и от всего прочего снаряжения Origins. И они были правы. Если ранее максимальный уровень снаряжения равнялся 7, то теперь появились вещи 8 и 9 уровня. "Погоня за самыми лучшими панталонами в мире" продолжается вплоть до финального сражения. Денег по прежнему на все не хватает, однако не стоит себе отказывать, и если приглянулось какое-нибудь колечко, стоимостью в целое состояние, его можно смело покупать. Также можно заказать кузницу в башне уникальные вещи, если конечно найти все необходимые компоненты.
Боевая система не подверглась сколько-нибудь серьезным изменениям. Получив заслуженный нагоняй от прессы и игроков, за несдержанные обещания, в отношении интерактивности окружения, в Awakening заметно несколько попыток исправить дело. Но увы, никакой тенденции не намечается - удачное применение возможностей физического движка можно пересчитать по пальцам. Также было обещание еще в Origins научить компаньонов прятаться за предметами окружения, или хоть как-нибудь еще его использовать. Но ничего такого и близко нет. Впрочем поскольку и раньше ничего такого не было, и перед нами всего лишь дополнение, не станем придираться к этому сверх меры. В конце концов, это скорее свидетельство несовершенства игрового движка. Чего нельзя сказать о местной системе "тактики". Как было сказано выше, возникают проблемы с лучниками и магами. И всему виной именно недостаток возможностей тактических схем, например отсутствие возможности искать группы противников, рядом с которыми нет сопартийцев. И это только одна из возможностей, которых очень не хватает что в Origins, что в Awakening. И это как раз то, что действительно можно было исправить в дополнении, если не в патче.
Без таверны не обходится ни одна ролевая игра. Интересно почему?..
Причем в Пробуждении эта система еще и ощутимо глючит: например, мной было замечено, что один из бойцов вдруг перестал применять способности, хотя у него была полная шкала выносливости, и еще один бой назад все работало как надо. Также раздражает то, что почти все способности постоянного действия, слетают по окончании боя, или даже просто от окончании маны или выносливости. Причем эффекты слетают, а зарезервированная для них мана и выносливость не возвращается. Такое было и в Origins, но не в таких масштабах. Если помните, до патчей в оригинале было и такое, когда открывались контейнеры, которые пусты. Теперь эта напасть преследует и дополнение. Я уже не говорю об участившихся вылетах на рабочий стол. Ждем патчей.
А теперь давайте поговорим о прекрасном, о графике. Если раньше можно было натолкнуться на объекты, которым явно пожалели текстур высокого разрешения, то теперь такого нет. Детализация и вовсе ощутимо выросла, а приятные глазу эффекты теперь прекрасно прячут устаревший на пару лет движок. Модели персонажей выглядят более четкими, и лучше прорисованы. Особенно это касается новых видов порождений тьмы, а также нового снаряжения. Дизайн локаций по прежнему восхищает, и имеет лишь общее сходство с Origins. Придраться можно разве что к небу, да местами слабо детализированным задникам, но это мелочи. Когда дерево, растущее чуть слева от дороги, вдруг выдергивает из земли пару ног, и направляется к вам с явным намерением отдубасить, знаете ли, как-то не до размытого неба, и холмов вокруг.
Этот кадр я ловил пять раз... Пинаются маги эльфы очень умело
Как дополнение, Awakening выполнено превосходно. Играть по прежнему очень интересно, а оторваться очень сложно. Если проходить его полностью, осматривая каждый угол, решая все загадки, и помогая всем несчастным, то можно получить примерно 20 часов геймплея. Именно столько показала мне статистика. В Origins это значение равнялось 90, но ведь его делали семь лет. Так что дополнение вполне себе долгоиграющее. Ну и не стоит забывать о разных концовках, и нескольких вариантах прохождения, а также о достижениях, которые можно открыть. Что дальше? Трудно сказать. Возможно, что вложенные в коробочку с Пробуждением вкладыш с надписью 02.01.2011, означает дату выхода полноценной второй части. Очень надеюсь на это, потому что для выхода просто второго дополнения, это слишком долгий срок.
Оценки:
Геймплей: 8.5
Графика: 9.0
Звук: 9.0
Управление (PC): 8.0
Новизна: 7.0
Оправданность ожиданий: 90%
Оценка автора: 8.5
Обзор написан на основе знакомства с русской версией v1.0
В тексте замечены немногочисленные ошибки. Названия предметов зачастую не дописаны. Больше всего досталось рунам, так "руна подмастерья" превратилась в "руну п/мастерья". Реакция персонажей зачастую не соответствует выбранному варианту в диалоге. Голоса поставлены хорошо, даже очень. До английской версии не дотягивают, но актеры явно очень старались. Видимо, монтажер получил нагоняй, или вовсе был заменен, потому что, в отличие от Origin, здесь монтаж выполнен куда пристойнее.