Resident Evil 5- продолжение Resident Evil 4 или.... (#2148)
Resident Evil 5- продолжение Resident Evil 4 или....
Resident Evil 5- продолжение Resident Evil 4 или………
В 1996 году вышел первый Resident Evil, вдохновленный классическим Alone in the Dark, как и любая другая игра жанра survival horror родом из 90-х. Уже первая часть заложила основы той самой серии, последнего представителя которой мы имеем счастье лицезреть перед собой сегодня. Специфическая система управления персонажем, ограниченный инвентарь, трэшевый на первый взгляд, но увлекательный сюжет, однако главное — тот самый неуловимый дух, сигнализирующий о том, что разработка RE — дело рук японцев, этих уникальных игроделов. Именно эта сложноосязаемая характеристика — залог популярности серии, ее реиграбельности и культового статуса, именно она превращает неказистую с виду игру в популярнейший «хоррор на выживание» на свете.
Четыре года назад (для PC — два с половиной) Resident Evil 4 мощным рывком продвинул как серию, так и жанр в целом далеко вперед. Несмотря на все ту же мнимую непрезентабельность и специфичность управления, игра заслужила массу премий, поощрительных отзывов и лучей народной любви. Так вот, первое и основное, что следует знать про Resident Evil 5: это то же самое с поправкой на четыре года, технологии и сюжет. В геймплейной, структурной своей основе это тот же проект. И вопрос не в том, понравится вам сегодняшний пациент или нет, вопрос — играли ли вы в четвертую часть? От этого самым непосредственным образом зависит восприятие пятой — либо беспрекословный шедевр, либо сезонный хит с острым ощущением дежа вю. И, конечно, мы будем отталкиваться прежде всего от второй точки зрения.
Корпоративная вечеринка
Сюжет серии, включая ответвления на других платформах, — это невообразимая мешанина из полудюжины ключевых персонажей, тайн зловещих корпораций, целого семейства опасных вирусов, жертв их мутаций и, конечно же, козней, интриг и тайн. Как ни странно, за 13 лет существования франшизы (то бишь, торговой марки, а в данном случае — и медиагруппы с соответствующим названием, в которую входят не только игры, но и фильмы, комиксы и т.д.) весь этот коктейль киноштампов превратился в параллельную вселенную и воспринимается поклонниками не иначе как гениальный сеттинг.
Пятая часть — не исключение. Здешняя история подается с таким видом, словно разработчики смеются одновременно над собой и игроками, воспринимающими подобное на уровне откровения. Однако основную свою задачу история отрабатывает на ура — создает впечатление чего-то гораздо более сложного, таинственного и многогранного, скрытого от поверхностного взгляда и даже при нулевом уровне интриги держит у экрана до конца. К тому же, Resident Evil 5, помимо аккумуляции всего наработанного за эти годы игрового опыта, служит еще и Гордиевым узлом хроник серии, разрубить который позволяют нам. Именно здесь сведутся воедино почти все сюжетные ниточки из предыдущих игр линейки.
Завязка повествования такова: знакомый по предыдущим RE агент Крис Редфилд и обворожительная мулатка Шева Аломар, его новая напарница, от лица международной организации BSAA прибывают в африканский городок для расследования случаев биотерроризма и захвата торговца биоорганическим оружием Рикардо Ирвинга. Почти сразу погибают их связной и вспомогательная группа спецназа, а за катастрофой проявляется дело рук кого-то куда более опасного и влиятельного, нежели Ирвинг. Теперь Крису и Шеве на пару предстоит распутать этот зловещий клубок тайн посреди самого опасного из материков.
Take my hand
Касаемо жанровой принадлежности игры мнения расходятся не меньше, чем по поводу сюжета. Подвешенная на плечо героя камера, трясущаяся при каждом движении, непривычная, вязкая динамика, отсутствие возможности прыгать, приседать и стрелять на ходу, все контекстные действия вбиты на одну кнопку... Некоторые игроделы для обозначения подобных проектов используют термин «second-person shooter», не нуждающийся в переводе. И родоначальником этого условного поджанра является именно четвертая часть RE.
Все эти особенности самым прямым образом влияют на игровой процесс, делая его в определенной мере уникальным. Это не совсем привычный экшен от третьего лица и, в пику истории серии, отнюдь не ужастик: большей частью действие RE5 происходит под светом солнца. Survival action вместо survival horror — выживать придется все так же яростно, вот только пугать нас уже не будут (не могут?).
Главным же и основным нововведением пятой части является именно напарница, а если точнее — кооператив, возможность одновременного прохождения игры двумя людьми. Под это заточено почти все, от игровых ситуаций до выбора оружия. Впрочем, при одиночной игре вы всегда сможете воспользоваться услугами смышленого компьютерного интеллекта, что является вполне адекватной, хоть и неравноценной заменой.
Дальше — снова лирика. Если четвертая часть вам знакома, в пятой вы освоитесь за считанные минуты. Если нет — вам предстоит долго и упорно привыкать к некоторым особенностям фирменного японского геймдизайна, большая часть которых перечислена выше. Помимо типичных битв с превосходящим противником, нас ждут драки с боссами, головоломки, интенсивный сбор сокровищ для зарабатывания денег, необходимых для покупки оружия, и конечно, небезызвестные QTE, они же Quick Time Events.
На деле игровой процесс выглядит так: герои бредут по улочке, и «вдруг, откуда ни возьмись» на них выбегает группка врагов — к примеру, местных жителей, зараженных вирусом. Сжимая в руках лопаты или мачете и утробно рыча, они продвигаются к парочке, то и дело срываясь с шага на бег. Вы наводите прицел на руку ближайшего из них, спускаете курок — и тот роняет свое оружие, вопя от боли. Шева в этот момент разряжает дробовик в остальных недругов, и они с предсмертным хрипом улетают спиной вперед. Однако почти все из них выжили — и вот, красноглазые негры встают на ноги и вновь неспешно направляются к героям. Но тратить патроны каждый раз необязательно — можно добить ножом или пробить апперкот, если выстрелили в лицо. Стандарт для жанра survival — враги редко умирают сразу.
I want it all, and I want it now
В RE5 вообще много стандартных, избитых ситуаций, уже не говоря в очередной раз о тотальной схожести с четвертой частью. И в этом основная ее проблема. Здесь есть много интересного и занимательного, здесь уникальные, чисто японские боссы — огромные, уродливые, фантастически омерзительные и фактически неуязвимые, здесь есть специфическая динамика и драйв, порой вгоняющий в кровь игрока огромные дозы адреналина — не от страха, а от возбуждения и азарта. И это не вспоминая о картинке, способной привести в восторг всех технофилов, прекрасно поставленных роликах и сочном звуке. Кого-то даже взбудоражит сюжет, хотя неожиданный поворот в нем ровно один, да и тот просматривается еще с начала игры.
Однако все это не позволяет пятой части Resident Evil откреститься от пошлого ярлыка сезонного блокбастера и перейти в высшую лигу. Уж слишком мало новых приправ всыпали разработчики в этот бурлящий котел. Доходит до смешного: реиграбельность, которую невозможно было объяснить еще в предыдущей игре, здесь достигает апогея из-за наличия сразу двух играбельных персонажей. Казалось бы, коридорный шутер, построенный на скриптах и прописанный заранее, — что тут может затянуть во второй, третий раз? Однако это качество налицо, и оно пришло сюда именно из механики RE4 и таланта их общих создателей.
При всем этом данная игра — бесспорный хит. Да, исторического значения и особой культурной ценности ей не придашь, но по сравнению с обычными шутерами RE5 выглядит одновременно милым архаизмом и приветом из будущего. Это игра уникальных и прекрасных противоречий, и хотя бы поэтому нужно обязательно ее увидеть и попробовать на зуб. Особенно тем, кто пропустил оглушительный выстрел четвертой части в свое время.