Обычный человек, которого ужасная трагедия, случившаяся в детстве, превратила не в монстра, но в храброго защитника слабых и обиженных. Он не обладает суперспособностями, но без раздумий встанет на пути самого страшного зла. Тьма — его лучший друг и верный соратник. Его костюм — ночной кошмар любого преступника города Готэм. Он — ужас, летящий на крыльях ночи. Он — Бэтмен.
Нежданно-негаданно
Люди, конечно, всегда надеются на самое лучшее, на внезапное чудо, но, честное слово, мало кто ожидал шедевра от игры по комикс-лицензии. Нет, были, конечно, неплохие Ultimate Spiderman и Marvel: Ultimate Alliance, но ничего выдающегося про нарисованных героев в памяти нет. Да и от Rocksteady Studios, ранее отметившейся одним единственным, пусть и неплохим, шутером Urban Chaos: Riot Response, трудно было требовать шедевра. Но, как ни странно, тем больше удивления и, что важнее, радости и удовольствия испытывает человек, запускающий Batman: Arkham Asylum.
Первое, что чувствуется спустя пару мгновений после начала игры, — потрясающая атмосфера. Хотя все персонажи максимально приближены к своим комиксовым прототипам, ощущения такие, словно смотришь очередной нолановский фильм о приключениях остроухого героя.
Ливень, кромешная ночь, тишину которой разрывает лишь рев двигателя бэтмобиля и объявление: «Джокер пойман! Бэтмен везет его в Аркхэм!». Казалось бы, счастливый финал еще не начавшейся игры, но у зеленоволосого злодея с вечной улыбкой всегда найдется свой план. Буквально через несколько минут Джокер вырубает охранников и начинает свой собственный праздник смерти. Бэтмен же, недолго думая, под нашим контролем отправляется за сбежавшим психопатом.
Но, наблюдая за действиями Джокера и слушая его великолепные монологи, отлично озвученные самим Марком Хэммилом (который уже не в первый раз дарит свой голос этому харизматичному злодею), даже не хочется, чтобы этой безумной ночью правосудие восторжествовало. Разработчики не особо скрывали, что в Arkham Asylum именно Джокер — главная звезда, как и Хит Леджер в «Темном рыцаре», а не сам Бэтмен. Каждая фраза — маленький шедевр. Каждый приступ безумного хохота — отдельное человеческое счастье. Безумие вообще хорошо характеризует общую атмосферу проекта. Rocksteady Studios удалось добиться того, что каждой клеточкой мозга ощущаешь: мы попали в психиатрическую клинику. Темные коридоры с потрескавшейся краской, постоянное скрежетание где-то за стеной, сумасшедший шепот, сюрреалистичные камеры, умалишенные, бьющиеся об решетку своего маленького мирка размерами три на четыре метра. Иногда невольно даже вспоминается The Suffering или Manhunt. И, конечно, с десяток хорошо знакомых нам злодеев, не могущих не воспользоваться случаем и не сбежать, попутно отомстив поймавшему их человеку. Но стоит ли объяснять, что у них ничего не выйдет?
И поначалу кажется, что Джокер все это сделал лишь ради одного — повеселиться от души, привнести еще больше хаоса в этот мир. Чтобы, как всегда, сразиться с Бэтменом. И когда выясняются его истинные мотивы, становится даже чуточку обидно, что движет одним из самых известных клоунов не его фирменное безумие, а логичная цель. Но, тем не менее, атмосфера этого безумия ощущается со вступительного ролика и до самых финальных титров.
3 в 1
За один только созданный разработчиками Аркхэм игре уже можно было бы многое простить. Ощущения, получаемые при непосредственном участии в противостоянии великого детектива-героя и не менее великого злодея, ни с чем не сравнимы. Но дело в том, что Batman: Arkham Asylum и прощать, собственно, нечего, ибо почти все в нем отлично.
В игре удачно переплетаются захватывающий beat’em up и увлекательный stealth. Зрелищный с одной стороны, с другой — простой и интуитивно понятный. Создатели постарались на славу и попытались угодить всем: и любителям простеньких игр, и тем, кто предпочитает импровизировать. Если подумать, то все управление висит лишь на паре кнопок, а пройти игру на минимальном уровне сложности вообще можно используя две или три из них, не считая, конечно, клавиш, отвечающих за перемещение. А тот, кто хочет разнообразия, интересных приемов и тактических уловок, откроет для себя много интересного, комбинируя банальные, казалось бы, приемы.
Возьмем, к примеру, бои. Они особенно удались на славу. Любую толпу противников можно закликать до смерти одной кнопкой, лишь изредка, в определенные моменты проводя контрудары. Но при этом есть возможность оглушить противника плащом, перепрыгнуть оппоненту за спину, в самой горячке схватки метнуть бэтаранг (для тех, кто совсем не в теме: это сюрикен в виде летучей мыши) и применить несколько смертельных спецприемов. И никаких заранее заготовленных комбо тут нет, все на ходу придумываете вы, и можно перебить с десяток противников одним длинным комбо, наблюдая, как «темный рыцарь» в смертельном танце развешивает тумаки очередной партии врагов. И, разумеется, самые эффектные удары и добивания камера красиво покажет в режиме замедленной съемки.
Но когда против нас выходят вооруженные до зубов отбросы общества, то идти напролом смерти подобно: изрешетят и посмеются над мертвой глупой мышкой, а потом еще Джокер или еще кто из врагов крупного калибра отпустит едкий комментарий в сторону горе-героя. Вместо того, чтобы переть грудью на амбразуру, стоит включить смекалку и, в первую очередь, Detective Mode. На поверку это — официальный чит, но он настолько облегчает жизнь, что против этого ничего не имеешь. Это, по сути, инфракрасное плюс тепловое зрение. Позволяет видеть всех врагов сквозь стены, определяет, какое у них оружие, даже показывает пульс каждого человека, его состояние (спокоен, нервничает и т.п.), разве что полную биографию не выдает. К слову, «состояние» прикручено не для красоты: если метнуть бэтаранг в кого-нибудь товарища и потом спрятаться, то у того сразу подскачет пульс, он начнет нервничать, постоянно оборачиваться и звать напарников на помощь.
Как только приметили, что в следующей комнате бродят подозрительные личности с пушками в руках, сразу стоит спрятаться и обдумать план действий. Это действительно может очень сильно помочь. Стоит спланировать нападение заранее. Одного подвесить на горгулье, другого оглушить, метнуть в третьего бэтаранг и подорвать взрывчаткой четвертого. Со временем становится еще интереснее, когда стоит вырубить одного врага, как к месту схватки сразу же сбегаются все противники в округе, поэтому не стоит засиживаться на «месте преступления». Но даже самый хитрый план может пойти по швам, и тогда стоит отдаться на милость интуиции и импровизировать на ходу, что даже интереснее и куда более захватывающе.
Но прятки в тени и бои — не единственное, чем можно заняться на острове Аркхэм. Старый знакомый Эдвард Нигма, он же Риддлер, постоянно связывается с Бэтменом и предлагает разгадать очередную свою загадку. Тут уж стоит проявить логику и смекалку, ведь только самые сообразительные сумеют разгадать тайну острова Аркхэм.
Перед нами без пяти минут идеальная игра, в которой есть все, чего пожелает душа: интересный сюжет, потрясающая, завораживающая атмосфера безумия (старина Пугало подарит вам просто незабываемые ощущения), захватывающий и разнообразный геймплей. Не отстает и графическое исполнение. Перед нами явно один из самых красивых проектов, созданных на Unreal Engine 3.0, и уступает он в этом плане разве что Gears of War 2.
Не забыли разработчики и о тех, кто с комиксами про Человека — летучую мышь знаком лишь по фильмам, рассказывая в подробностях о каждом персонаже, с которым нам предстоит столкнуться, и просто об известных личностях вселенной Бэтмена. Здесь каждый сможет найти что-то, что ему близко. Единственное, за что можно пожурить Arkham Asylum, это не самые интересные боссы, причем особенно невнятно смотрится финальный. Но на общем фоне это все равно что маленькое-маленькое облачко на бесконечно синем небе, его просто не замечаешь.