Барыжные игры – жанр совершенно особый, привлекающий игроков со специфическим характером. В 1990-е мой друг, частный предприниматель, много играл в классическую Machiavelli The Prince. «Бокальчики везти из Чехии пора» – бормотал он озабоченно, а через ход радостно вопил: «Ха, в Генуе чума!». Удовольствие от «Ост-Индской компании» (в оригинале - East India Company) вы получите, если наполнение внутриигровых сундуков условными пиастрами заставляет вашу кровь течь быстрее, если вы чуете маржу так же легко, как Гомер Симпсон слышит пудинг, и если вы не прочь порадоваться чужим неудачам.
Или быть причиной неудач. Конкурент продает водку в розлив дешевле? Сожгите его ларек! То есть, возьмите корабль на абордаж и захватите вместе с грузом. Лихие 1990-е от изображенных в «Ост-Индской компании» XVII-XVIII веков отличает только антураж. В самом деле: у вас есть гараж, почти новая «Газель» с водителем-экспедитором и море амбиций… то есть, имеется склад в порту, небольшой корабль, немного золотых, а амбиции распространяются за моря. Вы грузите серебряные зеркальца в трюм – и алга*! Прилагающийся к посудине капитан говорлив; из реплик, которые он подает при прокладке курса (жмите Ctrl, делайте нав-пойнты, облегчайте себе жизнь), мы узнаем, что он противоречивая личность. Хочет привезти жене бриллианты и скучает по ней, хотя в каждом туземном порту есть цыпа, хотя он явный расист («Плывем в Африку? Наконец-то я увижу шимпанзе!»). Еще водители судов растут в уровне и набирают военные или торговые перки. Лепота.
Отличительная черта «Ост-Индской компании» – склонность правящего королевского дома влезать в частную экспансию. В регулярной «гранд-кампании» Его Величество садится вам на голову: «захватите индийский порт казенным десантом, а то устрою game over», «выполните план по поставкам фарфора, чая и перца», «к концу года утопите неприятельский корабль» и т.п. Право же, sandbox-режим («свободная кампания») получше – есть ряд необязательных (и разнообразных) заданий, от которых можно отказываться. К тому же, в «песочнице» не получающих милостей от своих монархов конкурентов проще обогнать уже на старте.
Система (экономическая) такова: вы затариваетесь экспортными товарами в родном европейском порту (у каждой национальной компании он один), отправляете корабль в Африку (Аравию, Индию) – профит! Покупаете золото (чай, слоновую кость), везете домой – профит! Заморские порты расположены по два-три в ряд (влияние «Монополии»?), каждая группа торгует единственным местным товаром, который имеет смысл покупать; для нашего пущего удобства «фирменный» продукт нарисован на главной карте рядом с названием города. Разгружаться и загружаться в чужих штаб-квартирных портах нельзя; зато у вас дома дают скидки и бонусы. Каботажные плавания между метрополиями невозможны, между заморскими городами – невыгодны: подлец-африканец не понимает чая-кофе, индусу не уперлись бивни. Но не все так просто; цены в «ОИК» динамические: если вы привезли и продали большое количество заморского хабара, спрос на него упадет. Это долгосрочная тенденция; последствия массовой скупки южноафриканских алмазов и их вброса на родной рынок будут ощущаться годами. Поэтому вашему торговому конвою придется плавать дальше, на восточное побережье Африки, знаменитое тигровыми шкурами (гм). В любом случае, где «дельта» толще, в большинстве случаев ясно; при покупке вам сообщают будущую прибыль, статистика доступна. Уже скоро вы купите право строить корабли, на которых можно возить пехоту, и начнете захватывать порты вне Европы. Их нужно будет апгрейдить, чтобы нанимать еще солдатиков и продвигаться дальше.
Помимо ботанических развлечений на главной карте, в «Ост-Индской компании» есть и трехмерные, аркадные/симуляционные (в зависимости от настроек сложности) элементы. Это же барыжная, а не просто торговая игра (на коробке с русской версией просто обязан быть слоган «торгуй@УБИВАЙ»). Если захват городов нашей (или королевской) морской пехотой происходит за кадром, то морские сражения в «Ост-Индской компании» тактические – отдельный движок, матросы шустрят с парусами, все дела. Оглядываясь на флюгер (направление ветра), кликаем правой кнопкой на коварного врага, выбираем боеприпасы (ядра для бортов, ядра с цепями для мачт, картечь для экипажа), берем на абордаж. Местные особенности? Можно выкидывать груз за борт, чтобы дать себе шанс уплыть от превосходящих сил. Боевые умения капитанов при своевременной активации способны склонить чашу весов. Ну и – отдельно взятым кораблем можно управлять клавишами W-A-S-D. Да, как в Need for Speed; но забавно ведь! (Тем более, у NFS-машинок никогда не было пушечек по бортам, на кнопках Q и E.) В «ОИК» есть еще один 3D-элемент – панорамы городов, которые, к счастью, можно безболезненно выключить в опциях (так как не очень красиво, а грузится долго).
Все корабли в игре имеют ограниченную дальность автономного плавания и должны заходить в порты (набрать воды, выгулять матросов). Если захватить стратегически важные базы снабжения, можно наступить конкурирующим концессиям на горло. Главное, чтобы не всем, а то объявят тотальную войну. Соперников лучше выдавливать из бизнеса по одному, пуская временных союзников на дозаправку и разрешая им торговать в своих колониях. Стратегия, очевидная и для ребенка, но ведь игрок в «Ост-Индской компании» временами и чувствует себя дошколенком. Даже в песочнице вас не предоставят полностью самому себе, все игрушки, которые хочется, на руки не выдадут (линейные корабли вы за любые деньги раньше времени не получите) – но тех, которые есть, достаточно (пираты Мадагаскара, например). Нас много водят за руку, говорят, что делать, но не нужно воспринимать это как гипер-опеку, это для нашего пущего развлечения. Дают ведь карманные деньги, показывают кино («Gratz! Вы достигли Индии!»), разрешают самостоятельно выбирать капитанам таланты, как в какой-нибудь RPG. И главное, разрешают жадничать. Да, феноменальной глубиной «Ост-Индская компания» не отличается, но предоставляет игроку возможность развлекать себя самостоятельно; а сверх того, развлекает его сама. Что хорошо.
1327 Прочтений • [Рецензия на игру East India Company (#1737)] [16.05.2012] [Комментариев: 0]