Это превью от Kikizo. Очень много интересного текста. Так как в оригинале это было сплошным потоком, то я взял на себя ответственность разбить монолит информации заголовками. Иллюстрации само собой.
Вступление
Единственной захватывающей игрой, которую Nintendo объявили на прошлогодней E3, был DS-эксклюзив GTA Chinatown Wars. В расплескавшемся повсюду океане программного обеспечения для всех категорий геймеров, упоминанию одной из самых уважаемых серий игр, была уделена практически полноценная презентация.
Прошел практически год, теперь игра закончена и готовится появиться на прилавках 17-го марта 2009-го года. Недавно мы посетили Rockstar всестороннего практического общения с игрой, включая уровни и особенности, которые не упоминались ни в одной из предыдущих статей журнала. Поскольку вы ожидаете эту игру, мы сразу скажем о том, что она действительно доработана так, что другие части серии Grand Theft Auto и не могли бы мечтать о сверхурочном выполнении плана.
Без каких-либо признаков GTA San Andreas Stories, известной всем только лишь по слухам, мы обращаем свой взор на Восточное побережье; и хотя Chinatown Wars имеет место быть в Либерти Сити того же периода, что предстал перед нами в GTA 4 (с точки зрения островов – это та же самая карта, только без Alderney, и все это открыто с первых мгновений игры), главная вещь, которую стоит отметить, это то, что GTA CW отдельная история, написанная Дэном Хаузером (Dan Houser) и творческим директором Rockstar Leeds Дэвидом Блэндом (David Bland), без перехода к основной сюжетной линии Беллика.
В конце концов, в Либерти Сити есть много людей, борющихся со своими личными проблемами, имеющими свою интересную историю. В GTA Chinatown Wars город преднамеренно предстает перед нами в более красочном, забавном свете, рассказывая историю, которая просто не намерена быть такой же глубокой и серьезной, как история Нико, но благодаря рассказу о становлении в новом мире – это все еще GTA с положительной стороны.
Разработка и разработчики
Rockstar Leeds – специалисты по портативным консолям – создали PSP-серию GTA, и теперь все их наработки были использованы для дебюта на Nintendo DS. Вдвое большее количество людей, по сравнению со Stories, делали GTA Chinatown Wars, не чураясь помощи от Rockstar North и R* New York. Rockstar говорят, что это одна из самых больших игр когда-либо сделанных для DS, с огромным количеством «строк кода». Приблизительно цифра равняется 800 000, что больше, чем у GTA San Andreas для PlayStation 2. Но даже притом, что большинство визуальных и звуковых (это более заметно) составляющих сжаты, дабы поместиться на карту памяти Nintendo DS, и уступают своим старшим братьям, по масштабам и сложности эта часть GTA находится с ними в одной лиге.
Мы не можем сказать, что визуально игра очень плохая. Да, это есть и от этого никуда не деться, но вы можете пожертвовать своим эстетством, как это сделали мы, думая о GTA Chinatown Wars как о полноценной игре для консоли, а не как о проекте, сделанном где-то на стороне для общего счета.
Обычное начало
Так что же вызвало проблему в Либерти Сити на этот раз? Хуанг Ли (Huang Lee), член Триад, летит с похорон своего убитого отца, имея при себе священный для семьи церемониальный меч Ю Джин. Он хочет отдать его лично своему дяде Ву «Кенни» Ли, который является лидером одной из Триад. Так же у Хуанга в планах узнать, быть может, историю убийства своего отца.
Пока что это знакомое всем сюжетное клише. Но это GTA. Хуанг может быть и мочалив, но как характер он выписан на уровне с Нико и Романом. Уважение и терпимость не в чести у Хуанга. Он нахален и нетерпелив; для него «этот священный меч – тупая вещь, которую нужно доставить», так говорит Хуанг во вводной части игры. В то время, как его отцу хотелось бы воспринимать его как благородную вещь, но это очень сложно понимать сыну, чей родитель был наркоторговцем и получил этот меч не от деда, а просто-напросто выиграв его в случайной игре в покер.
Тем не менее, меч все еще высоко ценится среди Триад. И чтобы унаследовать место стареющего босса Хсина Яоминг (Hsin Jaoming), Дядя Ву обещал ему этот подарок даже еще до приезда Хуанга. Прекрасные перспективы для парня, которого заманили в засаду сразу же по прибытии в аэропорт? Можете заключать пари с кем угодно, но Дядя Ву не единственный человек в Либерти Сити, которому нужно лидерство в Триаде.
Меч похищен.
Новшества
Сюжет и презентация – одна из самых главных фишек любой серии GTA, и в Chinatown Wars она хорошо раскрыта при помощи двух экранов Nintendo DS. Является ли это вводной частью, показывающей стандартное «Rockstar Games Presents», или катсценами, которыми Chinatown Wars скрывается отсутствие звуковых диалогов (полное, к сожалению, и это единственная жертва, отданная в угоду потребности консоли), всё это выполнено в свойственной Rockstar стилистике и изяществе. Они сделали все в виде комиксов, таким образом, в начале игры на главном экране показывают самолет Хуанга, позже – автомобиль, на котором он едет. А нижний экран тем временем показывает персонажей более близко, с точки зрения их мыслей, диалогов с кем-то. Такое соединения хорошо работает при последовательности действий, например, со взрывами, придавая им некоторую реальную физическую привлекательность – вы видите происходящее одновременно с нескольких ракурсов.
Вещи обретают свой смысл, как только мы оказываемся в нужной игре, поэтому нет никаких сомнений, что разработчики сделали все, что можно в плане того, как лучше использовать двойной формат экрана. Главный экран – это то место, на котором все действия происходят в 3D-формате. Второстепенный – отображает львиную долю HUD, помогает при подборе оружия или бросках коктейлей Молотова с помощью стилуса. Это освобождает много места на главном экране для трехмерного действа, поэтому из информационных надписей остались только звезды розыска в верхнем правом углу и названия улиц в нижнем правом. Все это, кажется, установлено по умолчанию, но вы можете указать, где и какие элементы HUD будут показаны на любом экране. Так, если вы предпочитаете мини-карту в нижнем левом углу экрана (привет, GTA 4), то в этом нет никакой проблемы. Через кнопку LOADS вы так же можете сделать, например, показ GPS только на карте или на фактической дороге.
Что касается трехмерной перспективы вообще, то мы можем порекламировать. Трудно представить себе, как работает игра, не видя ее в движении, и вы можете забыть о возвращении к прошлым двухмерным сериям GTA с камерой, находящейся сверху; таких трюков здесь нет - GTA Chinatown Wars полностью трехмерная – и перспектива, с которой показывает ее камера, очень гибкая и удобная, показывающая множество отличных нужных деталей. Перспектива, к которой вы быстро привыкните, является просто-таки отличным образом геймдизайна.
Управление
Для вождения и игры в движении камера работает очень хорошо, с достаточным обзором (если вы играли когда-нибудь в классические гонки типа Virtua Racing, вспомните третью или четвертую камеру, где перспектива была широкой и удобной). Но если вы привыкли к чему-то экстравагантному и щегольскому, то есть возможность выбрать кинематографическую камеру, как в GTA IV. Будь вы на своих двоих или в автомобиле, камера ведет себя интеллектуально и в геймплее чувствует себя более чем естественно. Трехмерный движок позволяет устраивать приближения в особые моменты, например, при обыске «красные мусорных контейнеров» (о них расскажем ниже, это важная часть геймплея).
Есть и другие примеры вдумчивого геймдизайна, например, когда главные действующие лица оказываются под мостом, игра показывает вам стрелку, чтобы сообщить направление. Или пауза, во время которой вы меняете тип оружия, не рискуя быть убитым в это время. Или такая особенность, благодаря которой из выхлопной системы автомобилей может идти огонь, которым, в свою очередь, можно поджигать пешеходов. Круто! Но нашей любимой фишкой стали тонкие вопли, например, «Ты хочешь часть моего пирога?!», когда мы открывали DS.
Живой город
Так как разработчики имели дело со спецификой Nintendo DS, и у них было достаточно времени и опыта для того, чтобы отдать должное GTA Chinatown Wars, все же скриншоты не передают прелесть игры. Видя ее в движении, отдавая ей свое время, довольно быстро становится очевидным, сколько мелких деталей кропотливо было интегрировано в Chinatown Wars. Этот живой мир вполне соответствует тем ожиданиям, которые можно ждать от студии, подарившей нам GTA 4.
Движок, на котором построена игра, действительно внушительный и стабилен для DS. Уровень текстур приличный, нет никаких рывков и появляющихся внезапно объектов, наоборот, существует определенное чувство реального мира – пешеходы, разговаривающие друг с другом; устраивающие разборки с полицией; борющиеся за укрытия, когда начинается дождь; помогающие медработникам, когда ранены – это поведение AI выдает нам моделируемый реализм, который мы ощущали в GTA 4 и который весьма неожиданный для игры такого уровня. Очевидно, что Rockstar хотели перенести глубину и индивидуальность Либерти Сити из GTA IV в Chinatown Wars до такой степени, насколько это вообще возможно.
Мы уверены, что фанатам понравится результат.
Вы не почувствуете дух Либерти Сити через скриншоты. В Chinatown Wars нет смысла возносить город высоко вверх, как это было в GTA IV. Но из-за перспективы камеры показывается множество визуальных деталей – крыши, детализированные небоскребы и мосты, поезда, деревья (которые не состоят из 2D-спрайтов), телефонные кабели, уличные огни, забитые и пустующие улицы. Все это взято из четвертой части, включая лучший на сегодня 24 часовой цикл суток, со сменой теней и освещения, при переходе дня в вечер.
Даже у пешеходов есть тени, а ночью туманный город поэтапно погружается в синие прохладные тона. Добавьте к этому еще и полностью функционирующую погодную систему, включающую мелкий дождь, проливной ливень и грозу. Повсюду в игре вы заметите «систему частиц», материализующую такие важные мелочи, как пар от сточных вод, взрывы, туман. Это выглядит внушительно.
Беги, Хуанг, беги
С точки зрения управления, все приближено к консольным частям серии. Если вы хотите выйти из автомобиля – нажмите Y. Ручной тормоз – R. У любого, кто играл в Grand Theft Auto 4 не возникнет проблем с управлением, хотя есть «новая вещь» - держать зажатой клавишу B при ходьбе или езде. Лучшее дополнение к управлению – это левый триггер, который позволяет оглядываться назад или, что еще лучше, позволяющий будучи зажатым фиксировать камеру над персонажем.
Контроль и маневренность Хуанга внушают восхищение. В мгновение ока вы можете взобраться на стену и занять место, с которого удобнее всего справиться с врагами. С точки зрения стрельбы – это автоприцеливание, но вы можете стрелять в любого врага, «пролистывая» их левым триггером.
Движение трафика разнообразно, кто-то обгоняет кого-то, вы в свою очередь обгоняете всех. К тому же, большее количество автомобилей и мотоциклов приводит к тому, что вы получаете опыт вождения для каждого транспортного средства. Rockstar компенсировали неаналоговую систему вождения с помощью D-pad так называемым «авто-пилотом», который тонко помогает вам совершать поездку. Хотя, если вам это не понравится, то никто не запретит его отключить. С точки зрения других особенностей DS, вы можете – свистеть в микрофон, чтобы остановить такси, но и остановку по нажатую кнопки никто не отменял. К сожалению, со слов Rockstar, особенности, которые придут с выходом Nintendo DSi, например, камера, в игре никак не задействованы.
Мини-игры
Итак, с особенностями разобрались. Теперь к игре. В самом начале Хуанга спускают в реку в автомобиле, думая, что он мертв. Как только машина погружается в воду, начинается мини-игра, в которой вам нужно разбить окна, чтобы всплыть на поверхность. Далее мы едем и останавливаемся в ресторане «Sum Yung Gai», принадлежащем Дяде Ву. Сообщаем ему дурные вести о пропаже меча. К сожалению, эта новость подпортит отношения не только с Хсин Яомингом, но и с остальными группировками Триад по всему городу.
Игра фактически переполнена действием, включая любимцев многих геймеров – уникальные прыжки, но, кроме того существуют мини-игры в стиле DS, помимо одного спасения из водяного плена. Это краткие, приходящиеся абсолютно ко двору, мини-игры, появляются каждый раз, когда вы угоняете автомобиль. Трудность их меняется в зависимости от класса транспортного средства, обреченного на угон. Для большинства машин хватит и простой отвертки, но есть экземпляры, у которых вы должны отвинтить шурупы, дабы добраться то отсека с проводами зажигания.
Другая мини-игра – на бензоколонке. После того, как вы выбрали, сколько бензина вы хотите заправить, вы сами можете сделать коктейль Молотова, наливая горючую смесь в сосуд как можно аккуратнее, чтобы не пролить лишнего.
А одна из наших самых любимых мини-игр, это когда вы с сочными маслянистыми щелчками собираете винтовку, чтобы начать вести стрельбу из укрытия.
Моя маленькая компьютерная прелесть
PDA Хуанга, к которому можно получить доступ при нажатии SELECT, является даже более важным компаньоном, чем сотовый телефон в GTA 4. Провайдером в игре стал Panoramic, чья эмблема – прямая пародия на Panasonic. Открыв PDA, вы получите перечень возможностей: Система (доступ к настройкам и базовым опциям), Электронная почта, Брифинги миссий, Статистика и Social Club, Контакты (добавляются по мере прохождения игры и знакомства с новыми важными людьми), Мультиплеер (по LAN или Wi-Fi, скоро мы узнаем о нем больше), Музыкальный плейр (назван Alchemist – Алхимик) и Торговая информация (больше об этом пункте позже).
PDA так же предоставляет доступ к новому онлайновому бизнесу – продаже оружия. Эти парни прятались по подворотням в Либерти Сити GTA 4, но Хуанг раздобыл их адрес в интернете, и теперь может заказывать смертельные товар прямо на дом. Доставка быстрая.
Нажав START, вы включаете ваш GPS-навигатор, по которому можно добраться до любой точки на карте. Если вы играли в GTA 4, то заметите знакомые дороги и места – аэропорт, Star Junction, остров Счастья и другое. Причина, по которой исчез Alderney, состоит в том, что это было то место, где сосредотачивались силы итальянской мафии. А в истории GTA Chinatown Wars итальянским мотивам нет никакого места вообще. И не включение этой части карты позволило сконцентрироваться в большей степени на основных важных деталях. Мы не думаем, что кто-то будет возражать по поводу отсутствия Alderney.
Квартира и быт
Как и гараж, в котором можно хранить свои автомобили, вы получаете квартиру, в которой можно сохранять игру через постель. Вернее, через диван, но не суть важно (не стоит забывать, что это можно делать и в любое другое время через PDA). Дома у вас есть стол с ноутбуком, вещи, появляющиеся на полках и столе, по мере того, как вы получаете их. И есть тайник, в котором вы держите наркотики.
Ноутбук производства Fruit - пародия на Apple (фрукт – яблоко, прим. gta-real.com). Он дает возможность синхронизировать статистику, друзей и т.д. через Rockstar Games Social Club. Так же предоставляет доступ к электронной почте – хотя в начале игры, все, что вы держите в своем ящике, это радушное приветствие от провайдера Badger Network (Барсучья Сеть). Позже не стоит удивляться спаму, это обычное дело.
В другом месте квартиры вы найдете доску с фотографиями. Каждая из них – человек, на которого вы работали в свое время. С их помощью у вас есть возможность переиграть любую пройденную ранее миссию. Эта особенность, отсутствующая в GTA IV, подчеркивает то, что Rockstar Leeds действительно прислушиваются к пожеланиям фанатов серии. Еще можно тасовать на доске магнитные буквы и составлять из них, например, объяснение каких-то грубых слов. Случайно Rockstar проговорились нам, что другие внутренние области игры, как ваша квартира, будут изображаться исключительно таким вот двухмерным иллюстративным способом.
Полиция Либерти Сити
Мы так же проверили полицию Chinatown Wars. Rockstar хотели возвратиться к быстром массированному полицейскому преследованию по примеру GTA 1 и GTA 2, и мы нашли, что полиция немного более настойчивая, чем в Grand Theft Auto 4. Для каждого уровня звезды вы получаете соответствующий значок патрульной машины. Чтобы сбросить хвост, вам нужно избавиться от машины преследования или сильно повредить ее. Это достаточно легко, так как полицейские плохие водители, и при таране теряют управление, врезаясь на высоких скоростях в препятствия. Перекрасочные гаражи так же присутствуют в игре и если вы осуществите такой маневр, то от полиции можно скрыться. Это показывают моргающие синим звезды розыска. Если мерцание красное, то это значит, что LCPD знают место вашего нахождения. В GTA Chinatown Wars высока вероятность ареста, по сравнению с четвертой частью, где это было редкостью, в отличие от смертельных случаев.
Миссии собственной персоной
В течение двух с половиной часов, что мы находились в гостях у Rockstar, нам довелось увидеть шесть миссий. Первые две демонстрировались из рук сотрудников студии, а еще четыре мы попробовали, что говорится, собственными руками.
Первая миссия называется «Street of Rage» («Улицы в ярости»), в ней даются основы вождения и стрельбы. Так же в ней происходит знакомство Хуанга с полицейским Вейдом Хистоном (Wade Heston). За ним стоит отдел внутренних дел, но Хуанг находится с ним в хороших товарищеских отношениях. В этой миссии мы познакомились с возможностью переигровки, пропуском поездки, позволяющей пропускать утомительную езду от одной точки до другой, где происходит само действие. Браво, Rockstar Leeds.
Миссия «Street of Rage» заканчивается своего рода мини-боссом, но достаточно нескольких гранат – и он мертв, а у вас есть возможность забрать его оружие.
Вторая миссия, которую нам показали, называется «Tricks of the Triad» («Фокусы Триад»). В ней нас знакомят с «красным мусорным контейнером», который находится на квартире. В ней Дядя Ву оставил героин, кокаин, экстази, марихуану и другие ингредиенты для позднего ужина в веселой компании. Но Хуанг пытается продать их, сам не используя. Он обращается к дилеру и это автоматически добавляет в геймплей новый аспект – опасную торговлю наркотиками.
По всему городу установлены камеры видеонаблюдения, аналогичные голубям из GTA 4. Но они не должны быть найдены и застрелены. Области с большим количеством камер гарантируют успех продаж. Поэтому тут есть стратегическая задумка – чем больше вы хотите заработать на продаже зелья, тем больше придется рисковать, но тем быстрее вы снимите прибыль.
Районы и продажи в игре схвачены группировками – Триады, Ямайцы, Испанские лорды, Гангстеры из Центра, Банда (Mob), Ирландские убийцы, Ангелы Смерти (Angels of Death), Русская мафия и Афро-американцы. Торговля наркотиками представлена через «Turf Map» («Карта сфер влияния») и заставляет вас думать о потенциальной прибыли.
По завершению второй миссии (в конце мы предстаем уже не как продавец, а как покупатель), дилер говорит нам: «Хороший выбор, мой мальчик. Это дерьмо поимеет тебя».
Поэзия!
С точки зрения проигранных миссий, мы уже изложили свое мнение по поводу геймплея. Но ради полного завершения этого обзора, хотим рассказать о следующих миссиях: «Store Wars» («Магазинные войны»), миссия для Дяди Ву, где вы должны помешать головорезам громить собственность семьи.
«Friend or Foe» («Друг или враг») – миссия, в которой Хуангу нужно доказать, что он не крыса. Для этого необходимо вскрыть сейф конкурирующей корейской банды, и взять из нее информацию об осведомителях. Этим самым вы докажете, что имени Хуанге нет в списках.
«One Shot, One Kill» («Один выстрел, одна смерть») – миссия, дополняющая предыдущую. В ней нужно убить из снайперской винтовки настоящего стукача, из-за которого арестовали Чана Яоминга (Chan Jaoming), сына лидера (и возможного будущего наследника этого поста) Триад.
И, наконец, «Slaying With Fire» («Убийство с огоньком») – более эпическая, многосоставная миссия за Чана, которая включает в себя броски бомб из вертолета и стрельбу из его бортовых пулеметов, пока он кружит вокруг Статуи Счастья. Которая по-прежнему улыбается.
Звук, музыка, статистика
На другой чаше весов игры находится музыка. Она кажется довольно обширной, и является хорошей комбинацией современных западных и классических восточных треков. В GTA Chinatown Wars, конечно же, есть выбор радио. Музыка на станциях вся оригинальная, инструментальная, поэтому небогатые возможности карты Nintendo DS использованы в наилучшем ракурсе. Тут есть и электронная музыка, и хип-хоп, и импровизация, джаз, фанк и рок.
Есть в Chinatown Wars так же отношения и романы, для многих это означает минус одну вещь, о которой можно было бы волноваться.
С точки зрения размеров игры, Rockstar говорят о «20-30 часах игры в одиночном режиме», в зависимости от подхода игрока к геймплею и уровня его профессионализма. Rockstar не сказали нам, сколько всего миссий входит в сюжетную линию Chinatown Wars.
Но вот что они не забыли отметить, так это то, что GTA Chinatown Wars – первая игра на Nintendo DS с рейтингов 18+ (по трактовке BBFC). Это означает то, что ни одна первоначальная задумка разработчиков не была подвергнута цензуре.
В томительном ожидании
Кто убил отца Хуанга? Кто украл меч Ю Джин? Кто заманил Хуанга в засаду? В какой еще помощи нуждается Дядя Ву и кто унаследует лидерство Триад? И чью часть пирога мы хотим оттяпать? Если одной из главных целей Rockstar Leeds было объединить лучшие элементы различных частей GTA, то Chinatown Wars осуществили ее.