О чем пойдет речь ниже? О вечной борьбе игровых платформ. Почему это стоит прочесть? Потому что написанное мной не имеет отношения к фанбойским бредням и не содержит проповедей относительно какой-либо предпочитаемой мной платформы. Люди, знающие меня, подтвердят, что фанатичными приступами я никогда не страдал, и именно сейчас я, руководствуясь здравым смыслом и фактами, попытаюсь описать ощущения от гейминга на РС-платформе по сравнению с консольным опытом. Итак, новоприобретенный системник не особо геймерской сборки позволил мне, однако, ознакомиться со всеми последними РС-хитами в максимально приближенном свете mainstream геймера. Начну с того, что в большую часть всего этого я уже играл на Х360, и для начала я решил ознакомиться единственным представителем моего любимого жанра, вышедшим эксклюзивно для РС в последний год. Речь, естественно о Ведьмаке. Признаюсь по секрету всем ярым РС-фанатам – качественные RPG консольный рынок не балуют. Ситуация там с этим следующая – jRPG пытаются возродиться, но так как они это делают почему-то большей частью на не родном для них Х360 получается что-то не особо. Классические фентезийные рубилова с орками и драконами представлены пока лишь старым добрым Oblivion, который переиздался в этом году в коллекционной версии с двумя аддонами, и средней паршивости Two Worlds (это я понял, когда сыграл в Ведьмака). Ситуация была бы совсем паршивой, если бы не ошеломительный Mass Effect. В мае он посетит РС-рынок, и все РС-геймеры поймут, что эта игра стоит того шума, что вокруг него подняли. Забегая вперед скажу, что Ведьмак мне очень понравился (что уж таить, ведь это не рецензия на него?), но я так и не могу сказать какая из этих RPG была лучшей в ушедшем 2007-м. Итак, не отвлекаясь от твердо намеченной мной цели максимально эффективно и бепристрастно сравнить ачучения от гейминга на ПК, продолжу. Согласно лучшим представлениям об идеале русской души я раздобыл у друга перадку. Предлагаю вам ознакомиться, чем я занимался в следующие после этого дни. Четверг: - установил игру, даемон тулз, пропатчил даемон тулз, смонтировал образ - ошибка (образ не монтируется) - перечитав инструкцию, в который раз осознал, что руки у меня явно растут не оттуда откуда бы следовало, да и пить кофе во время инсталляции игры не самое лучшее занятие - можно пропустить пару важных мелочей...что я собственно и сделал - переустановив все заново понял, что надо удалить Alcohol 120%, его виртуальные приводы и все что с ним связано, иначе даемон будет продолжать капризничать - переустановив все еще раз, выключил комп от непонимания того, почему даемон так и не обошел защиту игры. Пятница: - посоветовался с шарящими людьми и узнал, что пора уже давно переходить на ХР SP2. Чего я делать не хотел - работает он не стабильно и на первом SP винда держится гораздо дольше и не падает от малейших неполадок. - так или иначе раздобыл этот Sp2 и установил. - остаток вечера провел в установке дров для всех девайсов, которых у меня наплено немало. - допивая шестую чашку кофе, чтобы не уснуть установил игру и...о Боги!....запустилось. Играть решил завтра Суббота: - утро вечера мудренее. Я увидел, что игра подозрительно свопит на ровном месте, звук лагает, а Касперский ругается на один из файлов, установленных в папке с игрой. - все это меня окончательно доканало и ушел за лицензионной копией. Хорошо, что времени после релиза прошло уже немало и всего за 400 рублей я поучил полностью переведунную и локализованную лицензионку. - теперь проблема заключалась в том, что к игре уже было выпущено два важных патча весом по сотне метров каждый. Качать столько с интернета мне карман и совесть не позволяли, и пришлось с бутылкой пива идти к знакомому, чтобы порыться в его архивах игромании в поисках патча.
Таким образом я потратил три полных вечера, которые мог провести за более полезным занятием. Наконец Геральт замахал мечом и я погрузился в атмосферу этой замечательной игры. Позже пришлось, однако, смириться с не самой лучшей оптимизацией движка. Почитав на форумах я убедился, что это не 8-й GeForce плохо тянет движок от первого Neverwinter Nights (сколько там ему лет?), а время разработчики пожалели на оптимизацию чисто РС-игры. Неверующим фомам разъясню - на консольном рынке "консоледержатели" заставляют разработчиков каждую свою игру доводить до блеска и оттачивать производительность так, чтобы даже намека на тормоза не было. Стоит вспомнить хотя бы доблестные подвиги разработчиков последних игр под PS2. Правда здесь есть обратная сторона медали, и я ведь обещал быть во всем честным до конца? Так вот на нынещнем поколении консолей (Х360, PS3) все менее радужно. У иксбоксеров проблема в пиратских дисках, то есть исключительно у тех, кто пользуется пиратскими играми. Они записаны на обычные DVD-болванки, купленные на рынке. А эти болванки зачастую такого невысокого качества, что скорость чтения с них несколько ниже, чем с качественного лицензионного диска. А при разработке современных игр скорость чтения с привода на консолях считается постоянной единицей - это максимальное значение для DVD привода, которое гарантируется на лицензионных дисках. А вот при пониженной скорости чтения в особо прожорливых играх отмечается падения fps, не критичное, но до 20 кадров в секунду на особо паршивых болванках, либо размытие текстур, либо их запаздалая прорисовка. На PS3 приводе Blu-Ray скорость чтения маленькая сама по себе, и поэтому в играх не может быть совмещены две таике вещи, как большая цветовая палитра и большой размер текстур - что-то одно. Плюс сложная архитектура консоли зачастую не позволяет полноценно перенести портируемые игры. Так некоторые игры идут на PS3 в 30 fps, а на Х360 в 60 fps.
Далее к вечному вопросу о клавомыше. Что же лучше и где конкретно? Как вы думаете, почему игровой джойстик так называется? Может быть потому что он игровой? Развею некоторые мифы о джойстиках, пользующиеся большой популярностью у людей, ни разу его не применявших в современных играх (ваш опыт в Марио сейчас мало кому интересен), при этом я считаю это аксиомами, то есть тезисами, не требующими доказательств. - Каким бы навороченным управлением не обладала игра все функции прекрасно переносятся на управление с джойстика. А вот сказать об обратном процессе портирования управления консольной игры на РС не получится. Не зря на РС нет файтингов, а для качественных автогонок и экшен-адвенчур настоятельно рекомендуют обзавестись рулем или тем же джойстиком. - функция автоприцела в шутерах снизошла на нет в силу того, что аналоговое управление теперь прекрасно реализовывается в играх. Автоприцел все еще есть, но в большинстве всех игр он по дефолту отключен. Его уже не имеет смысла включать, так как чувствительность аналогов зачастую реализуется особым "нелинейным" чтоли способом, т.е. когда скорость поворота прицела изменяется непропорционально и плавно замедляется-ускоряется в зависимости от манипуляций с аналогом. - RPG и стратегии (последних в последнее время стало на консолях особенно много) управляются не хуже, чем с клавомыши. А что же клавиатура? Ну что ж Ведьмак управляется на отлично, как и все хорошие RPG, да и вообще грамотно распределить кнопки управления на клавиатуре под большинство задач в традиционных для РС не трудно. Но по сравнению с джойстиком имеется следующая неэргономичная особенность, а именно, после хороших физических нагрузок (которые я надеюсь не чужды большинству из вас) руки имеют свойство уставать, трястись и вообще всячески противиться вытянутому вперед положению. Что уж говорить о том, что уставшие пальцы теряют реакцию, а кисть не может комфортно водить мышь по столу из-за скованности мышц руки. При обхвате джойстика задествуется гораздо меньше мышц, такой обхват более естественен и при игре с ним реакция лучше, усталость меньше, да и руки можно расположить так как удобно, а не так чтобы до клавы дотянуться. Вообще продолжительное сидение за стулом в 99% случаев в неправильной позе, сгорбившись, намного более негативно сказывается на здоровье, что для меня важнее, чем какая-то кучка пикселей.
Еще, пожалуй, стоит сказать про мультиплеер. LAN замечательная вещь, позволяет рубиться в старый добрый варкрафт с соседом, проста в установке и бесплатна в использовании. К тому же никто не отменял он-лайн побоища и конечно MMORPG для особо отъявленных индивидуумов. Как исключение из правил этот пункт обстоит на консолях. Здесь или пресловутый сплит-скрин или дорогое удовольствие в виде он-лайн сервисов. Причем качество и общий их уровень несмоненно выше, чем локальная сеть с соседней многоэтажкой и даже интернет-серверов, держащих свои дорогостоящие ММО проекты. Проблема в том, что доступ к ним в России всячески осложнен, то за него платить надо, то трафика он жрет немеренно, то пиратские игры в нем запрещены, то коннект нужен буржуйский, не лагающий, то вообще эти сервисы не знают страну под названием нашараша, и приходится прикидываться австралийским кенгуру, играющим из офиса какой-нибудь компании, адрес которой подсмотрен в интернете.
Под конец о будущем рынка. Консольный рынок относительно стабилен и имеет три стадии развития для каждого нового поколения - зарождение, расцвет, завершение цикла. Все три стадии имеют относительно стабильное качество игр на консоли в этот момент. То есть в начале есть небольшой ассортимент с несколькими крупными лаунч-проектами, которые продают консоль и реламная акция рассказывающая о прелестях игр грядущих. На расцвете жизни консоли за месяц может выходить больше пяти игр такого масштаба, которые на PC могут не появляться несколько сезонов. На закате обычно выходят долгострои, пара крупных тайтлов, двигающих продажи еще немного вверх, а общий темп начинает падать, рекламные пиар-акции переключаются на следующее поколение консолей. РС-рынок в этом отношении очень нестабилен. Бывают годы, когда издатели не сговариваясь вываливают на рынок десятки хитов, а бывает, что один-два хита, запланированных как главная сенсация года (за примером далеко ходить не будем, Crysis еле-еле вышел по продажам на приемлемый уровень за уже полгода продаж) оказываются пустышками, или фактически неиграбельными из-за плохой оптимизации (Готика 3) или имея еще что-нибудь из десятков недостатков РС-игр. Возможен еще вариант, что за целый год вообще может не выйти ничего стоящего и такое случается регулярно, но без определенной периодичности. То есть я хочу сказать, что РС-рынок не стабилен, и купив новый системник никто вас не застрахует, если через год новых анонсов уже не будет вовсе, а вышедшие хиты почему-то требуют для себя железо несоизмеримо мощнее, чем просится на коробке в графе системных требований.
Вот и все, на что меня хватило. Продолжать разжевывать остальные мелочи смысла нет, ведь в первую очередь надо смотреть на корень проблемы, на основные недостатки и достоинства. Вы как раз собираетесь прикупить новое железо или обзавестись второй консолью? Задумайтесь, надо ли оно вам, ведь разница между РС и консолями настолько велика, что приобретение игровой платформы, которую вы так яро ненавидите может принести столько новых ярких и хороших впечатлений, что это не сравнится с тем, что вы думаете будет лучше в теории.
P.S. Аффтар сего текста, т.е. йа ни в коей мере не предлагает всем геймерам "жить дружно". Так как понимает, что это невозможно впринципе по причине наличия недалеких-малолетних-тупых-ещечтонибудь имбецилов, яро настаивающих на защите собственной игровой платформы и не желающих слушать вменяемые факты и вести нормальную дискуссию.