На досуге решил написать статью про историю ЕА, но так и не закончил, вот что из этого получилось.
Первые шаги
Основатель Electronic Arts, Trip Hawkins, всю свою жизнь обожал игры. Он просто был влюблен в настольные игры, вроде Strat-O-Matic и Dungeons & Dragons. Летом 1975 Trip узнал об изобретении микропроцессора, а также розничной продаже чего-то вроде ПК. Лишь семью годами позже была основана компания EA в 1982. Именно семь лет понадобилось на проникновение первых компьютеров в дома обычных людей, а также на создание первых игр. После окончания Гарварда (Harvard) он поехал в Стенфорд (Stanford), где и проник во все тонкости компьютерной революции.
После окончания обучения Hawkins в 1978 году получил работу в компании Apple. К тому моменту весь штат этой компании составлял 50 человек, Apple в то время за всю свои историю продала всего 1000 компьютеров, большинство из них было продано в 1977. Но уже через год компьютеры стали проникать бурными темпами в дома простых людей. Спустя четыре года компания стала более состоятельной и уже содержала более 4,000 сотрудников. Отметим, ее ежегодный денежный оборот составлял суму в районе 1 миллиарда долларов.
Наступила компьютерная революция, если раньше подобной мощности технику размещали в отельных помещениях из-за гигантских размеров, то сейчас можно было поставить дома на столе. Все это обошлось бы обычным пользователям даже за сумму менее $500. Действительно доступными стали компьютеры Apple II, Commodore 64, и Atari 400/800.
Подзаработав приличное состояние в Apple, Hawkins ушел из компании, чтобы двигаться еще выше, к своему бизнесу. В январе 1982 он заявил о своем желании покинуть компанию, такого сотрудника было жалко терять, поэтому коллеги его уговорили еще поработать вместе. Окончательно Hawkins порвал с прошлым в апреле 1982, после чего уже 28 мая сам основал компанию ЕА. В течение последующих 6 месяцев он из своего кармана финансировал ее. Первое время Trip Hawkins работал в одиночку, не выходя из дома. Только в августе ЕА переехала из дома основателя в Sequoia Capital. После этого события в компанию потекли первые кадры. В San Mateo, California стал на долгие годы размещаться главный офис компании, лишь в 1998 году его решили сменить.
Мы вот говорим, что сразу основалась компания по имени ЕА, но по правде это было не так. Изначально оригинальное название звучало как Amazin Software. Но создателю оно пришлось не по душе, он захотел приделать слово искусство (Art). Так родилась идея о названии SoftArt. Но Dan Bricklin из Software Arts попросил отказаться от использования похожего бренда. Так в октябре 1982 на встрече двенадцати сотрудником новой компании было объявлено новое имя Electronic Arts, использующееся по сей день.
Открытие
Первые действия делались по принципу: "Мы учимся, делая игры." Hawkins хотел создать из компьютера аналог телевидения, чтобы за ним проводили время так же весело как за телевизором. Чтобы поднять боевой дух своей команды Hawkins брал кредиты на выплату достойных гонораров талантливым создателем игр. Главой ЕА было выдвинуто предложение сделать из компании издателя игр, который будет известен выпуском игр только высокого качества от самых талантливых разработчиков.
Первыми играми, анонсированными весной 1983 компанией Electronic Arts, были: Hard Hat Mack, Pinball Construction Set, Archon, M.U.L.E., Worms? и Murder on the Zinderneuf. Стоит отметить потрясающее оформление каждой коробки. В наше время не встретить таких шедевров, один внешний вид коробки говорит: "Купи меня.". Hawkins вспоминает: "Было приятно, что средства массовой информации быстро отреагировали на выход первых игр и отнеслись к ним с должным вниманием". Дела пошли просто замечательно, три из шести анонсированных игр стали хитами.
Строительство ЕА
Еще одним хитом раннего поколения стала игра Doctor J and Larry Bird Go One on One, которая также была анонсирована в 1983. Эта игра – симулятор баскетбола, она основала спортивное направление ЕА. Продажи были довольно высоки, а все благодаря удачному маркетинговому ходу, в рекламе игры активное участие принимали две спортивные звезды того времени Julius Erving и Larry Bird, собственно их имена и составили название игры. Вы думаете, наверное, кто же так раскрутил и привлек звезд мирового класса. Ответ прост – Hawkins. Он не только отвечал за дизайн игры, но и привлек звезд.
Именно тяжким трудом шло строительство Electronic Arts, после удачного старта в компанию потекли средства и новые сотрудники. Осенью 1984 года к их компании присоединился Larry Probst на должность вице-президента по продажам.
Это кадровое расширение перевернуло всю рыночную политику ЕА, продажи возросли. Эффект был достигнут отказа от работы с посредниками. Компания росла на глазах и уже стала распространять продукты других компаний, включающих Lucasfilm Games, SSI и Interplay.
Крах
Для компьютеров настали тяжелые времена, первая домашняя игровая консоль Atari VCS/2600, которая вышла в 1977, просто вытесняла ПК. За многие годы доминирования этой приставки Atari поставила розничным торговцам несколько миллионов картриджей. Компании, издающие игры для Atari просто процветали в то время. Консоль с годами устаревала, замены все не было, люди теряли интерес. В 1983 году эта приставка и вовсе устарела. Мелкие компании, издающие игры сразу разорились. К концу 1984 года наступил полный крах всей славы Atari. От нее ушли в первую очередь покупатели, розничные продавцы и все издатели игр.
Падение Atari повлияло на всю игровую индустрию, даже компьютерную. Это подобно цунами разрушило прежний спрос на видеоигры. Это когда-то было ново, но люди потеряли интерес к видеоиграм вообще, они просто напросто надоели.
80-е
Этот крах полностью изменил политику ЕА в последующие годы. Hawkins сделал вывод, что Atari ничего не делала в плане улучшения технологий, поэтому и провалилась. Чтобы оставаться все время на плаву необходимо вовремя позаботиться о next gen технологиях на будущее. Хотя ЕА всегда делала ставку на оригинальные игры, оригинальные жанры, пришло время менять рыночную политику. Пришло время делать игры жанров, зарекомендовавших себя большим спросом людей.
Успех баскетбольного симулятора One on One заставил ЕА развивать спортивное направление в играх. Следующими такимииграмисталии Earl Weaver Baseball. В 80-е ЕА выпустила множество игр, причем они охватили множество компьютерных платформ, включая AppleII, Macintosh, the Amiga, Commodore 64, IBM PC, Atari 800 и Atari ST. Jordan vs. Bird: One on One, Ferrari Formula One, Richard Petty’s Talladega
Hawkins хотя и считал что компьютер станет доминирующей игровой платформой, но понимал всю важность консолей. Nintendo Entertainment System (NES) снова вернула стабильность на рынок приставок. ЕА взялась за разработку собственной игры для консоли Nintendo, ею стала Skate or Die. Издала эту игру компания Konami в 1988 году. Electronic Arts не издавала сама до эры Sega Genesis.
Hawkins был не очень рад работать с NES, так как Nintendo ставила такие условия продажи игр для ее приставки, что ЕА теряла часть своей прибыли. К тому же Hawkins отмечал преимущество компьютеров над Nintendo 8-bit внутренностями. Компьютеры позволяли достичь куда больше чем эта приставка.