Сочетание двух глаголов – Command (от англ. «командовать) и Conquer («завоёвывать») волнует умы поклонников RTS вот уже полтора десятка лет. Всенародное признание, более тридцати миллионов проданных копий – вот то, что у знаменитого стратегического сериала никак не отнять.
Конечно, на пути C&C были не только взлёты, но и падения. Неудавшийся онлайновый Sole Survivor, мало кем понятый шутер Command & Conquer: Renegade, слишком уж обычный Generals. Самым трагичным эпизодом в истории серии можно назвать закрытие её создательницы – великой студии Westwood, которые подарили миру превосходную игру по фильму «Бегущий по лезвию бритвы», трилогию RPG под названием Eye of the Beholder и, конечно же, самую первую стратегию в реальном времени, Dune 2: The Building of a Dynasty.
После смерти Westwood, все права на серию перешли к корпорации Electronic Arts, которая выпустила в 2007 году долгожданный триквел, Command & Conquer 3: Tiberium Wars. Тогда её выход разделил аудиторию на две части. Те, кто не видел или не следил за всеми перипетиями тибериумной вселенной, наслаждался симпатичной графикой, роликами с настоящими актёрами, увлекательным геймплеем и неплохим сюжетом. Остальные (а их, поверьте, ох как много) были, мягко скажем, разочарованы. Вместо качественной режиссуры и постановки они получили мыльную оперу с непонятными персонажами, вместо мрачной постапокалиптической атмосферы – яркое пёстрое нечто, а вместо сурового индастриала и дарк-эмбиента от маэстро Фрэнка Клепаки – унылую серую оркестровку.
Act on instinct
Выход адд-она Kane’s Wrath, который должен был помирить обе стороны, только усугубил раскол. Ни новые подфракции в рамках каждой из сторон, ни активная штопка и склейка сюжета, ни попытка сыграть на ностальгии не убедили старых фанатов в выдвинутом им же тезисе «ЕА убила Command & Conquer».
Зато это смог сделать Red Alert 3. Отечески обошедшись с классикой и умеренно импровизируя, EA смогли вплотную приблизиться к уровню Westwood. Конечно, к третьей части «Красной угрозы» можно было предъявить десяток претензий, но все они растворялись при первых аккордах Hell March 3.
Теперь «Электрические художники» готовятся к последнему, решающему штурму фанатских редутов. Внимайте, братья и сестры Нод, ибо грядёт Command & Conquer 4, по словам самих разработчиков, «эпичное завершение тибериумной саги».
Да, действительно, планируется, что C&C4 станет последней частью сериала – в ней будут даны ответы на многие вопросы. К примеру, игрок, наконец, узнает, кто такой Кейн, каковы были его истинные цели и на чьей же стороне окажется победа. Завязка же сюжета такова: в 2062 году, то есть спустя полтора десятилетия после событий Третьей Тибериумной, Brotherhood of Nod и Global Defence Initiative осознают, что фактически, борются за одно и то же – выживание на планете Земля после появления таинственного кристалла. Дальше – больше. Кейн является в штаб GDI с Тацитом и делает какое-то выгодное предложение своим давним врагам. Какое именно – пока неясно.
Кампаний, при этом планируется только две – за Братство Нод и ГСБ соответственно. За инопланетян мы сможем сыграть лишь в мультиплеере. Кстати о нём. ЕА со своей игрой явно метят на пьедестал World in Conflict, судите сами. Во-первых, обещаны баталии с участием до 10 игроков на одной карте. Во-вторых, обязательно будет кооперативное прохождение на два человека. Ну и, в-третьих, EA Los Angeles планирует ввести в игру классы.
Что касается изменений в самой механике, то их набирается порядочное количестве. Самым сомнительным нововведением является Crawler – огромный юнит а-ля треножник Иерархии из Universe at War: Earth Assault. Он будет нам и мобильной фабрикой по производству техники, и бараками пехоты, и научно-исследовательским центром и последним эшелоном обороны в случае наступления врага. Так что святая святых серии Command & Conquer, строительство базы, практически идёт под откос. На вопрос: «А можно ли будет вообще строить в C&C4?» один из дизайнеров игры резонно ответил: «Да, если вы играете за класс Защитника». Скорее всего, может упраздниться и сама идея харвестеров.
А вот знакомая всем фишка с получением юнитами опыта наоборот, дойдёт до логического завершения. Каждое действие приносит очки опыта, которые можно будет тратить и на улучшение самой боевой единицы, так и на нечто большее (а-ля Generals). Начисление опыта будет работать абсолютно везде – в сингле, в мультиплеере и в кооперативе.
In the line of fire
Известно, что движок у C&C 4 останется всё тот же старый добрый SAGE, живущий и процветающий аж со времён Command & Conquer: Generals. Конечно, его в очередной раз подлатают, допишут, всячески подрихтуют и даже, вероятно, включат поддержку DirectX 11. На первых скриншотах игра выглядит как слегка улучшенный Tiberium Wars, что немного настораживает. Как, впрочем, и то, что на них изображено. Мы на артах смогли углядеть, к примеру, верх оригинальности дизайнеров ЕА – танки-обелиски. Видать, фантазии у художников не осталось совсем. Есть и приятная новость – Мамонты второй модели из Tiberian Sun вернутся.
Теперь что касается музыки. В личной переписке на вопрос: «Есть ли шансы услышать вашу музыку в C&C4?» Фрэнк Клепаки ответил нам достаточно уклончиво, что всё-таки даёт некоторую надежду, что заунывная оркестровая музыка останется в прошлом.
P.S. Сейчас на официальном сайте игры проходит конкурс «Name the game», где фанатам предлагают придумать подзаголовок для четвёртой части. Памятуя о так и не вышедшей оригинальной третьей части от самой Westwood, мы выбрали название Tiberian Twilight («Тибериумные сумерки»). Возможно, что в вашу голову придёт более подходящий вариант.
***
Заключительный аккорд истории о противостоянии Братства Нод и ГСБ может оказаться как эпичной патетической нотой, так и ужасным фальшивым скрипом. В любом случае, это историческое событие, по масштабам сравнимое разве что с завершением истории Metal Gear Solid.