Жанр экономических градостроительных стратегий находится в жутком упадке долгие, долгие годы. Последним более-менее терпимым проектом был Caesar 4 от Titled Mill. И всё. С тех пор (а прошло уже, кстати говоря, почти четыре года) не вышло ни одного приличного тайкунчика – всё унылые, скучные, дистиллированные и клонированные подобия, чаще всего – того самого Цезаря 4. Порадовала разве что Anno 1701, но и она – всего лишь повторение пройденного, вино для фанатов.
А ведь когда-то, всего-то лет восемь назад был настоящий стратегический бум – чего только стоил великолепный SimCity 4! Были игры и рангом поменьше. К ним, например, относилась Tropico.
Ешь бананы, жуй кокосы
Tropico брала вовсе не геймплеем – она была по сути обычным, очень компетентным тайкуном, которые и сейчас в порядке живой очереди появляются на полках магазинов. Его ключевой фишкой был проработанный до последней мелочи тропический банановый республиканский сеттинг.
Игрок, став властителем (в полной формулировке – El Presidente Republica De Tropica) небольшого островка в Карибском море мог делать всё, чем гипотетически может заняться человек, став главой небольшого островного государства. Можно было устроить небольшую промышленную революцию и завалить мир ромом, сигарами и консервированными фруктами. Или создать тропический рай для туристов, с богатыми отелями, ночными клубами и прибранными песчаными пляжами. На худой конец можно было устроить себе испытание воли – отменить выборы, объявить военный режим и заниматься подавлением восстаний.
Всё действо сопровождалось великолепными латиноамериканскими мотивчиками и походило больше на милое развлечение, чем на серьёзную зарядку для мозгов. Обилие ненапрягающего юмора настолько располагало, что после того как ты вставал из-за стола, хотелось сплясать ча-ча-ча, после чего выкатить кресло на балкон, налить бокал рому и закурить сигару и произнести что-то вроде «Felicidad!».
К сожалению, насколько всё хорошо началось, настолько плохо и кончилось. PopTop Software почила вечным сном, аддон от BreakAway Games оказался обычной серой добавкой, а сиквел Тропико 2: Пиратский Остров от Frog City Software – не совсем удачной попыткой перенести тропические страсти времён Холодной войны на сеттинг пиратской базы XVI века. В результате всех пертурбаций с серией, права на неё оказались у средней руки издателя Kalypso Studio, который подрядил на создание третьей части болгар из Haemimont Games.
Тропический Цезарь
Сами разработчики одновременно вызывают смесь опасений и надежд. С одной стороны они снискали репутацию ремесленников, которые умеют лишь эксплуатировать без особых изменений одну и ту же идею, выдавая игры настолько симпатичные, настолько же унылые и вторичные (Grand Ages: Rome, Imperium Romanum, Glory of the Roman Empire).
С другой стороны, это в чём-то даже хорошо – приятно было бы увидеть самую первую Тропику в новой одёжке, а уж что делать болгары умеют стопроцентно – так это заниматься бесстыдным клонированием. Список фич, которые они обнародовали, не тянет ни на что более, чем «плюс пять зданий», что приятно. Всё, что они назвали («случайные события», некая тайная полиция, которая станет опорой диктатора и мультиплеер) кажется чем-то самим собой разумеющемся, без чего Тропико 3 просто не должны создавать.
Правда, кроме приятных мелочей, есть несколько моментов, что вызывают напряжение уже сейчас. Например, введениеSims-элементов, которые сильно изменили, скажем, тот же The Guild 2. В проекте Haemimont Games Эль Президенте станет… телесным существом! И тут возникает несколько вопросов. Скажем, если электорату не понравится наш стиль правления, то можно ли будет нашему альтер-эго свободно передвигаться по городу без шанса получить физическое увечье? Будет ли он полностью контролироваться игроком или проявит самостоятельность? Опять же, если да, то как мы сможем отдавать приказ, к примеру, о повышении налоговых пошлин, если наш протагонист сидит в баре и пропивает стабилизационный фонд?
Глядя на скриншоты, возникают двойственные чувства. Вроде бы картинка технологична и выглядит что надо, но вот стилистика вызывает отторжение. Tropico всегда славилась своей несерьёзностью, а тут с картинок прямо таки сквозит жутчайший реализм в стиле Jagged Alliance 2 или Джаз: Работа по найму. Не самый лучший объект для сравнения, особенно для триквела игры, которая была рождена как самба с ромом, повстанцами и сигарами, но никак не унылым симулятором тропического политикана.
Больше добавить практически нечего. Из обязательного набора в Тропике 3 будет присутствовать кампания, возможно – скачиваемое дополнение и что-то вроде ачивментов.
Но чтобы ни было в третьей части главное, чтобы она при этом осталась Tropico. В противном случае всё уже можно сразу списывать на свалку и ждать какого-нибудь SimCity 5.
***
Триквел одной из лучших экономических стратегий. Ожидания велики, поэтому главное – скрестить пальцы и ждать лета, чтобы взглянуть на игру живьём. Приготовьте свои цветастые рубашки, банку ананасов и чуточку хорошего настроения.