Рецензия игры Total War: Shogun 2 Закат самураев (Total War: Shogun 2 Fall of the Samurai)
«Под осенней луной цикадам я внемлю уныло,
вспоминаю одно - государя облик нетленный,
озаренный дивным сияньем...»
Нидзё
Какой образ возникает перед глазами, когда мы слышим слово Япония? Розовые листья сакуры, нежным ковром покрывающие мощеные крупным серым камнем дорожки сада, красивые дома, построенные в причудливом, узорчатом стиле. Однако это не только романтикой известна страна, ведь в её истории было достаточно крови, жестоких войн и смертей. Как ни удивительно, все вышеназванное мы можем наблюдать в Shogun 2: Fall of Samurai, дополнении к лучшей стратегии 2011 года.
Экскурс в историю
Оригинальная Total War: Shogun 2 рассказывала о так называемом периоде Сэнгоку – времени феодальной раздробленности, когда ныне сильное государство было разделено на несколько провинций, находящихся друг с другом в состоянии перманентной войны. Закончился этот период, как ни удивительно, объединением страны под властью сёгуна. Но недолго радовались японцы затишью. В 1866 году, под угрозой кораблей Перри, которым сёгун был не в силах противостоять из-за отсутствия современного вооружения, Японию вынудили подписать унизительный и невыгодный договор с западными странами. Народным массам, как и части знати это не понравилось, и под предлогом необходимости реставрации власти императора была развязана гражданская война. Страна разделилась на несколько лагерей. Кто-то поддерживал идею возвращения императорской власти, кому-то она казалась гигантским шагом назад. Но, тем не менее, военные действия продолжались вплоть до решающего 1868 года, когда в ходе Войны Босин прошло несколько сражений между сторонниками и противниками императора. Последние, как мы знаем, в реальном мире проиграли. Итак, в аддоне Fall of Samurai, действие которого происходит с 1866 по 69 годы, мы получаем возможность изменить ситуацию и привести к победе ту или иную сторону.
То же, да не совсем то
Неискушенному человеку, совершенно не следящему за серией, на первый взгляд может показаться, что кроме заставки в главном меню и приставки к названию игра никаких изменений не претерпела. Однако это далеко не так. Изменений много, и они заключаются не только в малость улучшенном искусственном интеллекте и новых юнитах, как принято сегодня. Да, как ни крути, без мелких дополнений все же не обойтись: три десятка юнитов, несколько десятков зданий и технологий, четыре новые ветки развития в технологическом древе, три агента для глобальной карты, способных убивать врагов, обучать войска и распространять идеологическую заразу пропаганды - все это есть. Но самое важное отличие игры от предыдущих частей, о котором нужно знать – средневековые войска (копейщики, лучники, да те же самураи) теперь совершенно спокойно сражаются плечом к плечу со вполне себе современными боевыми единицами. Линейная пехота, корабли, оснащенные мощными пушками, стационарный пулемет гатлинга, за который можно усесться самому и от первого лица лично перестрелять врагов, как в тире, или железные дороги – для достижения успеха это можно и нужно совмещать с привычными уже боевыми единицами. Отдельный абзац стоит посвятить артиллерии и железным дорогам.
Япония - государство островное, большая часть городов расположена близ моря, а в изменившихся реалиях об этом нельзя забывать. При первой же возможности в Fall of Samurai нужно обзаводиться кораблем с артиллерией на борту и тогда успех будет почти гарантирован. Судите сами, пушками ведь можно не только отнимать жизни солдат. А можно, например, разрушать предприятия и сельскохозяйственные угодья. Таким образом, не проводя обширных боевых действий, тормозится развитие экономики, снижаются налоговые поступления и боевой дух местных жителей. Как итог – упадок, и готовность к переговорам даже самого развитого и самоуверенного противника. Но это так просто только при условии отсутствия у врага грамотных береговых укреплений, при их наличии придется повозиться.
Впервые в серии мы имеем дело с узкоколейными в частности, и железными дорогами в общем, ведь хронологически Shogun 2: Fall of Samurai – самая последняя на данный момент игра в серии, дальше можно охватить только глобальные конфликты современности. Но вернемся к железным дорогам. Их основная функция – транспортировка солдат к местам сражений и доставка продовольствия. Но кроме весомых плюсов есть и несколько не менее весомых минусов. Например, на каждый отрезок пути не поставишь отряд охраны, а захватить их очень легко, да и диверсии никто не исключал. Другое дело, что узколобый искусственный интеллект чаще всего не обращает внимания дорогу, так что особого беспокойства с диверсиями и захватом не случается.
Прогресс против традиций
Крайне важную роль в Shogun 2: Fall of Samurai играет стратегическое планирование. Какие территории стоит захватить, какие предприятия и здания построить, что улучшить и кого назначить на конкретную должность – варианты решения этих животрепещущих вопросов нужно тщательно обдумывать, ведь из-за неправильно сделанного выбора может порушиться буквально все. Причем последствия могут проявиться не сразу, а спустя достаточно долгое игровое время. Но исправлять их уже будет поздно.
Изначально доступных фракций шесть. Это кланы Сацума, Тёсю и Тоса проживающие на юге Японии и поддерживающие императора, а также Айдзу, Нагаока и Дзэдзай, поддерживающие сёгуна и живущие в северной части страны. Позже открывается ещё два клана. До середины игры, то есть как раз до 1868 года, если проводить исторические аналогии, не случается крупных конфликтов, а лишь локальные столкновения, тем самым нам как бы дают определиться с выбором стороны. Но никаких принуждений, нет, полная свобода выбора. Можете избрать прозападный путь развития (прогресс), самый технологичный и простой. Можете, словно заправские ретрограды сделать ставку на классические ночные вылазки (традиции), но будьте готовы к сложностям, ведь с катаной против огнестрела не слишком-то и повоюешь. А если захотите, можете пойти и не первым и не вторым путем, так сказать, скомбинировав их, ведь и такое вполне осуществимо. Но будьте внимательны, как только станете достаточно влиятельны, ходу назад не будет.
Тем же фанатам, которые любят серию за её неоспоримые визуальные достоинства, беспокоиться совершенно не о чем. В этом плане дополнение не открывает новых высот, но и четко держит планку, поставленную оригиналом. Карты все такие же красивые, детализация на высоте, да и глупо было бы думать, что в этом плане что-то изменится в худшую сторону.
Глупо было бы утверждать, что дополнение вышло совсем уж шедевральным и без недостатков. Отнюдь. Дипломатия была сильно упрощена, интеллект так и не научился что-то адекватно противопоставлять игроку, сюжет местами полон условностей и подается чересчур однобоко, приукрашивая и идеализируя японцев. Но все это мелочные придирки, никоим образом не портящие удовольствия от игры.
***
Shogun 2: Fall of Samurai – этакий сплав идей из Shogun 2: Total War и Empire: Total War . Образцовое дополнение, каким оно и должно быть. Не бестолковый набор юнитов, перекрашенных из одного цвета в другой, а практически новая цельная игра, вдохнувшая вторую жизнь в начинающую уже поднадоедать японскую тематику. Для фанатов – магнит, притягивающий их к компьютерам ещё минимум на месяц-полтора, с учетом неплохого мультиплеерного режима. А для тех, кто с серий до сего момента знаком не был – наилучший повод познакомиться.
Автор: Василий Карпушев
1461 Прочтений • [Рецензия игры Total War: Shogun 2 Закат самураев (Total War: Shogun 2 Fall of the Samurai)] [11.05.2012] [Комментариев: 0]