Давным-давно, когда желтые картриджи для китайского клона NES, известного в
нашей стране под именем Dendy, были большими, а мы все маленькими, понятия об
игровых жанрах были сильно размыты. Никаких там тебе мудреных терминов вроде
action-adventure или, упаси бог, survival horror никто из нас и слыхом не слыхивал.
Приходится в игре много стрелять – значит перед нами типичная «стрелялка».
Дают полетать в кабине самолета – можно даже не сомневаться, что вы играете
в чистокровную «леталку»! К чему такая далекая предыстория? Да просто
из Jane's
Advanced Strike Fighters, (далее просто JASF)
как раз и вышла самая обыкновенная «леталка». Не динамичный аркадный
action на стальных консольных крыльях Ace Combat. и даже не
слизанный с него H.A.W.X.
Клюква с сахаром
Хотя сюжет игры выдержан в типично клюквенном стиле Тома Клэнси. Запрятанный
где-то на Ближнем Востоке подальше от глаз географов гордый народ Южного Азбаристана
стремится к свободе и демократии. А мешают ему в этом соотечественники с севера,
заручившись поддержкой сами-догадайтесь-кого. На радость южным азбаристанцам
на помощь им приходит звездно-полосатая империя добра, решившая из кабины боевых
самолетов провести демократические выборы, а заодно и на нефтяные вышки полюбоваться.
Дальше по ходу повествования вас еще порадуют сюжетными поворотами, в которые
не смог бы вписаться даже болид формулы 1. Мы же перейдем к самой игре.
Небесный тихоход
Ведь мы-то, слава богу, не за рулем еле едущей машины, а за штурвалом последних
достижений авиации, для которых 1000 км/ч лишь тихая прогулка. Во всяком случае,
так указывают навигационные приборы. Но даже если проигнорировать сухие цифры
и опуститься до высоты в 30-50 метров, полет на сверхзвуковой скорости и выглядит,
как обзорная экскурсия. Словно перед нами не F-35, а замаскированная под него
«этажерка» эпохи Первой мировой. Ощущение скорости в JASF
отсутствует напрочь. Кусты и деревья на бреющем полете проносятся мимо нас с
бешеной скоростью в 50 км/ч. Можно, конечно, включить форсаж. Тогда мутная размазня
заполонит края экрана, но кусты и деревья от этого будут проноситься под вами
не намного быстрее.
Вообще, на показания приборов в игре особенно обращать внимания не стоит. Во-первых,
все модели самолетов оснащены бесконечным боезапасом, мгновенно отрастающим
под крыльями заново, как только последняя ракета покинет стойки крепления. Во-вторых, изучать разнообразные датчики и приборы в кабине пилота невозможно.
У здешней авиации просто-напросто отсутствует кокпит и обзор ведется от первого
лица, что только усиливает уже описанное сравнение с «этажеркой».
Поле, азбаристанское поле…
Естественно, присутствует и вид от третьего лица, предоставляющий возможность
полюбоваться на относительно приличные модели самолетов. Вот только нарисовать
самолеты в нынешних условиях не проблема, гораздо показательнее, какой мир их
окружает. А он в игре пустой и скучный, где даже взрывы подчеркнуто блеклые.
Разве только лазурный купол неба при хорошей погоде излучает оптимизм, да и
тот больше напоминает по форме мыльный пузырь изнутри с железобетонными границами
по высоте. Причем, этот потолок одинаков для всех самолетов.
В теории, разные модели здешней авиации должны были отличаться друг от друга
маневренностью и множеством других летных характеристик, но на практике между
многими машинами вы вообще рискуете не заметить отличия в управлении. Единственная
очевидная индивидуальная черта – базовый набор вооружения на борту. Он же и
окончательный. Скорректировать типы ракет здесь невозможно, а об их количестве
и вовсе беспокоиться не приходиться.
Но если спуститься с небес на землю, вашему взору предстанет мрачная и безжизненная
картина. Грязная размазня пустыни или гор, единственным украшением которых служат
редкие деревца да кустарники, выглядит не менее безжизненно, чем утыканные типовыми
многоэтажками небольшие города. Гражданское население наглухо забаррикадировалось
в своих квартирах и наотрез отказывается выходить на улицу. Никакая заштатная
машинка не проедет по городским улочкам, никакой храбрый сайгак не пробежим
по азбаристанским горам. Апофеозом всей этой серости являются взрывы самолетов
в игре. Черные пластиковые конфетти в воздухе, да небольшой дымок, ни то гари,
ни то просто пыли при ударе о землю. Гибель пилотов в небе Азбаристана лишена
пафоса и всех красок войны.
Первым делом мы испортим самолеты…
Думаете, их короткая жизнь краше? Захват стратегически важных целей после подавления
средств ПВО противника и расправа над вылетевшими ей на подмогу истребителями
врага. Все это лишь увлекательно читается, а на деле сводится к вороху до зубной
боли стандартных заданий, реализованных донельзя скучно. Так, чтобы не попадать
в поле зрения радара противника необходимо лететь низко над землей. Но, вы ведь
уже знаете, чем это чревато? Созерцанием чахлых кустов и безжизненной земли,
проносящейся под фюзеляжем со скоростью профессионального велосипедиста.
Воздушные бои сводятся к захвату целей одной клавишей и стрельбе по ним бесконечными
ракетами, превращающих вражеские самолеты в те самые облачка черного конфетти
без намека на зрелищность взрыва. Все это вкупе с бесполезной здесь авиационной
пушкой превращают бои в скучную рутину, где иногда приходится уклоняться от
выпущенных в вашу сторону ракет. Кстати, делать это придется без помощи мыши.
Пластиковый грызун не допущен даже к меню этой шедевральной игры, не говоря
уже о чести управления самолетом.
Лавировали, лавировали, да не вылавировали
Ругать JASF за излишнюю неправдоподобность глупо. В отличной
консольной Ace Combat реализма еще меньше, зато драйва и по-настоящему
отличного сюжета, хоть отбавляй. То, что лишь отчасти удалось повторить H.A.W.X.,
не покорилось JASF
даже близко. И случайно занесенные ветром одинокие пилоты на серверах игры в
мультиплеере, самое яркое тому доказательство.