В далеком 2002 году ребята из Electronic Arts и Digital Illusions (или просто DICE) решили перевернуть стандартное понимание «шутер». Результатом их творчества стала игра Battlefield 1942, доказавшая, что сетевой шутер это не только множество уровней состоящих из запутанных лабиринтов. Подуставшие от постоянных «виляний» по коридорам игроки с радостью и восторгом восприняли возможность принять участие в масштабных сражениях на огромных открытых локациях с множеством самой разнообразной техники, при этом сохраняя динамику классической стрелялки. И не важно, что в игре начисто отсутствует сюжет. Шутка ли, но спустя почти десять лет, до сих пор можно найти заполненные сервера этой игры. С такой долгой жизнью может состязаться разве что Counter-Strike да Operation Flashpoint. Не удивительно, что спустя три года игра получила продолжение в виде Battlefield 2. Вторая часть мало того, что повторила успех своего предшественника, но даже обошла его. На гребне популярности Battlefield 2 обзавелся множеством различных аддонов и дополнений. Однако большинство из них продолжали традиции далекого предка и оставались исключительно сетевым рубиловом, без намека на сюжет.
Реабилитироваться и поставить эксперимент разработчики решили в консольной версии игры, получившей название Battlefield: Bad Company. Вопрос об успехе или провале этой попытки – спорный, но, так или иначе, спустя два года в свет выходит Battlefield: Bad Company 2, в этот раз не обошедшая стороной PC. Однако, поклонники давно ждали, а некоторые даже требовали продолжения основной серии игры. И вот, 25 октября 2011 года в свет выходит Battlefield 3. Удовлетворила ли она желания поклонников? Стала достойным продолжателем рода? В этом мы сейчас и попробуем разобраться.
Вам нужен апгрейд!
Если вы следили за всеми объявлениями ЕА по поводу Battlefield 3, то наверняка видели невообразимо высокие требования игры. Не будем вдаваться в подробности, лишь уточним, что у вашего покорного слуги компьютер соответствует минимальным заявленным требованиям. Так вот, Даниэль Матрос, комьюнити-менеджер компании DICE, до последнего уверял, что минимальные заявленные требования позволят вам играть в Battlefield 3, а «рекомендуемые» требования дадут вам возможность играть на средних - высоких настройках. И снова сделаем оговорку, что всего в игре четыре уровня настройки графики (минимальные – средние – высокие – ультра). К всеобщему удивлению, при первом же запуске игры выяснилось, что с минимальными требованиями можно замечательно играть на средних настройках. И сетевой режим, и режим компании (которых мы коснемся позже) идут ровно и без нареканий. Что тут сказать… Оптимизация игры удалась DICE на столько, насколько они сами от себя не ожидали. Несомненный плюс разработчикам. Хотя, возможно, завышенные требования были лишь маркетинговым ходом. Правду знают только разработчики, так что оставим это на их совести.
Спецэффекты – залог успеха
Сказал «А» говори и «Б». Раз уж мы затронули тему железа, то рассмотрим для начала то, ради чего это железо необходимо - графику. Это первое, что бросается в глаза, независимо от игры. И тут я не нахожу подходящего слова, кроме как «восторг». Даже на сравнительно невысоких настройках игра выглядит очень эффектно. Нельзя сказать, что со времен BC 2 DICE ушли далеко, но движение есть определенно. Играя на средних настройках, искренне хочется потратить все свои сбережения и всю свою грядущую зарплату на новый компьютер, способный показать картинку пускай не на «ультра», но хотя бы на высоких. Пожалуй ради такой графики оно того стоит. Для сравнения: графика на средних настройках в Battlefield 3 немного превосходит графику на высоких настройках в BC 2. Frostbite 2 делает свое дело. Хотя кое-что вызывает недоумение. Изначально разработчики заявляли, что в игре будет присутствовать полное разрушение всех объектов. Якобы в сетевом режиме всю карту можно раскатать так, что в конце сражаться придется в голом поле. К сожалению это далеко не так. Все разрушения, происходящие в игре, сравнимы с BC 2. Разрушить балкон, хлипкую перегородку, деревянный забор? - Пожалуйста. А вот обрушить целое здание и погрести под ним разом всю команду противника вам не позволят.
История сей мира такова…
Всегда есть космический крейсер, готовый испепелить планету, карелианские лучи смерти, галактическая чума, и чтобы обыватели не сошли с ума, они ничего не должны знать об этом!
Х.Ф. Люди в черном
Как отмечалось выше, сингл - новинка для серии Battlefield, начатая пару лет назад. И, к сожалению, вынуждены констатировать – сюжет не лучшая сторона игры. Activision с их CoD явно выигрывает этот спор. Причем когда я проходил сюжетную линию, меня не покидало ощущение, что я играю в первую или вторую часть CoD.
Основной герой игры – сержант Блэкберн, пехотинец армии США. Именно им нам предстоит пройти большую часть игры, причем пройти на своих двоих. Сюжет подается в виде «флешбеков» на манер того, что мы видели в Alpha Protocol. Наш протеже сидит на допросе у двух непонятных парней, играющих с ним в хорошего и плохого полицейского. С одной лишь особенностью, они не копы, а… И вот тут вопрос... Кто же наши собеседники? Сюжет об этом умалчивает. Очевидно лишь то, что эти двое из какой-то секретной службы. Они постоянно спрашивают нашего бравого сержанта о некоем Аль-Башире и Соломоне. Причем наш герой знает и первого и второго, но игрока в эти знания посвящают ближе к середине игры. Периодически наши «Старски и Хатч» упоминают различные имена, как например Джонатан Миллер или Дима. И в эти редкие моменты нам дают поиграть альтернативными персонажами: Танкистом Миллером; русским десантником Димой; наводчиком истребителя ВВС США и так далее (ничего не напоминает?). Некоторые из подобных вставок вызывают легкое недоумение. Сюжет повествует нам о миссиях указанных выше людей, но кроме как фраз от пытающих агентов «Вы помните Диму?» никаких связей с нашим главным героем нет.
Все остальное время мы играем сержантом Блэкберном, вспоминающим операции в разных частях света.
Нет, не то чтобы сюжет был откровенно плох. Он просто банален и изобилует тысячами клише. Террористы, бравые американцы, вторжение в арабские страны, ядерное оружие, угроза всему живому на планете и так далее. Спасибо ЕА, но нам этого и в новостях хватает.
Стреляй, стреляй, стреляй
Если сюжет – это то, что мы проходим, то геймплей это то, как мы проходим. И проходить сюжет, состоящий из клише, как прямолинейный шутер, состоящий из клише, не лучшая идея, скажу я вам. Однако именно так нам и придется действовать. Бежим, стреляем, стреляем, бежим. Почти всегда с нами в паре бегает как минимум один бессмертный напарник, который, как по канату, ведет нас за собой от одной кат-сцены к другой. Довольно часто нам приходится сталкиваться с излюбленным ныне приемом нажатия появляющихся на мониторе клавиш. Но когда в десятый раз на нас нападает враг и включается ролик, в котором нам надо нажать на левую кнопку мыши и наблюдать за избиением недруга – это начинает злить. Ладно бы эти сцены зрелищные были, но нет. Практически всегда противник погибает одинаково.
Что уж говорить о врагах, которых нередко ведут себя как плохие актеры студенческого театра, выглядывающие из-за кулисы без какой либо эмоции, но, вываливаясь на сцену, начинают активно переигрывать. Нередко можно обойти такую вот «кулису» и встретиться лицом к лицу с противником, продолжающим неподвижно ждать того момента, когда невидимый режиссер даст отмашку и по сюжету ему надо будет появиться. Нередко бывает и так, что добравшись до очередного пункта назначения, мы обнаруживаем, что один из наших напарников где-то пропал, и мы застряли в тупике, так как без него не начнется ролик. Тогда лучшее (и единственное) что можно сделать, это загрузить последнюю контрольную точку.
Главный козырь
Поставим точку в обзоре одиночной компании и перейдем к главной особенности серии Battlefield – захватывающему сетевому режиму. Его можно разделить на две составляющие. Первая это то, за что мы так любили Battlefield 2 – крупномасштабное мочилово на огромных картах с огромным количеством людей и техники. Вторая составляющая – кооператив на 4 человек, в которой нам позволят вновь погрузиться в шкуру бравых парней из армии США выполняющих приказы командования под градом пуль. Пожалуй, для начала остановимся именно на кооперативе. На выбор нам дается 6 миссий (однако проходить их придется по очереди), и мы с компаньонами по сетевой игре выполняем поставленные задачи. Все это действо до боли напоминает кооператив в Modern Warfare и, видимо, аналогичный режим в грядущем Modern Warfare 3, что в очередной раз заставляет подумать, будто ЕА намеренно косят под своего конкурента.Но воздержимся от сравнений, которых итак уже было достаточно. В целом же нам дадут и пострелять с различных видов оружия, и управлять всевозможной техникой. Например, во второй миссии кооператива нам предстоит прикрывать штурм деревеньки, расположенной в горах, посредством боевого вертолета. Причем первому игроку, в этом случае, достается роль пилота, а второму – роль стрелка. В целом довольно интересный и захватывающий режим, восполняющий в себе то, чего нам так не хватало в одиночной игре.
А теперь о самом главном. Масштабные сетевые баталии. И тут возникает странное чувство. Такое чувство, когда ты чего-то жаждешь, получаешь, но оказывается, что тебе не сильно то и хотелось. Мультиплеер Battlefield 3 абсолютно ничем не отличается от Bad Company 2.
На данный момент в сетевом режиме присутствует 9 карт плюс 4 карты из тематического дополнения Back to Karkand (которые пока так и не удалось активировать). Маловато для проекта такого масштаба. Однако карты довольно большие и хорошо проработанные. Смерть, в лице противника, может подкрасться к вам с любой стороны. В большинстве случаев бои происходят в городах, при наличии множества различных мелких строений и закоулков где может спрятаться враг. Если же вы выберетесь на открытую местность, то в любой момент вы можете стать жертвой вездесущих снайперов.
Классов теперь лишь 4, но они стали гораздо разнообразнее. Например, штурмовик может взять себе комплект первой помощи и тем самым переквалифицироваться в медика.
Резюмируя все вышесказанное про сетевой режим, видно, что DICE не сделали ничего плохого, но и хорошего тоже не много. По сути это чуть более улучшенный, за счет графики, сетевой режим Bad Company 2. Играть можно, и это интересно, но добиться славы легендарных предшественников у Battlefield 3 вряд ли получится.
Настоящее поле брани
Нельзя обойти вниманием озвучку. Она получилась на редкость восхитительно. Персонажи не имеют жутких акцентов, а различные издаваемые ими звуки – довольно правдоподобны.
Есть правда одно но. Американские бравые морпехи в своем лексиконе используют такой отборный мат, какой не знает ни один русский слесарь-сантехник. Самое интересное, что на их фоне русский солдат Дима и двое его товарищей выглядят просто ангелами, с практически незапятнанными бранью устами. Но это лишь одна миссия. Все остальное время мы только и слышим как американские вояки, где надо и где не надо, используют русский мат. Плюс это или минус – решать вам.
***
Для меня Battlefield всегда была исключительно качественным сетевым режимом. Именно в нем игра открывается по-настоящему. Но истиной это было до выхода Battlefield 3. В погоне за своим ближайшим конкурентом MW3 DICE не сделали ничего нового. На выходе мы получили тот же Battlefield: Bad Company 2 с улучшенной графикой. Но на одной графике далеко не уедешь. И если раньше можно было смело сказать, что CoD это отличный синглплеер, а Battlefield – захватывающий мультиплеер, то теперь эта разница не столь очевидна. Более того, на сей раз у Activision есть все шансы победить Battlefield 3 в плане сетевой игры.