Если попытаться вспомнить хотя бы одну игру, полностью посвященную ограблениям, то на ум совершенно ничего не придет. Нам не раз разрешали украсть деньги из банков в серии Grand Theft Auto, да и в Kane & Lynch мы, бывало, занимались этим, однако там все было несерьезно – зашел, убил пару охранников, забрал деньги и вернулся. Удивительно, что за столь долгое время, что существуют видеоигры, только студия Overkill Software решилась создать проект, где четверо напарников надевают маски и отправляются заполучить большие мешки с наличностью. Кстати, кто-то может вспомнить The Hei$t, но ее разработка уже давно была отменена.
Where is my money?
Прежде чем состоялся релиз PayDay: The Heist, игроки сравнивали проект с Left 4 Dead (так как там тоже есть кооператив, рассчитанный на четверых) и фильмами об ограблениях, в частности отличным «Городом воров» Бена Аффлека. Разработчики умудрились придумать шесть различных миссий, отличающихся друг от друга местом действия и способами получения желаемого. Чаще всего в роликах показывали ограбление банка, и именно оно выглядит наиболее зрелищно. Также здесь можно ограбить верхний этаж небоскреба, забрав все драгоценности, или заключить сделку с наркоторговцами, после чего их всех уничтожить.
Подходы к разным миссиям сильно отличаются – в случае с драгоценностями (и только в нем) придется применять умения скрываться от охранников, шагающих туда-сюда с фонариками. В случае с банком вы просто врываетесь в помещение, убиваете всех вооруженных людей и стараетесь как можно скорее проникнуть в сейф. Но самое сложное и веселое это погоня за бронированным фургоном, кузов которого забит до отвала золотыми слитками.
Самое главное, что удалось разработчикам, это придать игре зрелищности. В нее хочется играть снова и снова хотя бы ради того, чтобы вновь увидеть, как отлетает от стен штукатурка при перестрелках, как со всех сторон прибегают копы, лезут через окна, поднимаются по пожарным лестницам. Как игрок под градом пуль старается добежать до компьютера, чтобы украсть оттуда ценную информацию. Задания, которые необходимо выполнять поочередно, выдаются по рации и становятся видны в верхнем левом углу, и чаще всего там даже указывается место, куда надо бежать. Плюс, желтая стрелочка на экране ненавязчиво намекает, какое расстояние придется преодолеть.
Кроме того, большую роль играет фактор времени – в любой момент может прийти «Бульдозер» - полицейский в огромном и прочном камуфляже, в которого придется всадить не один десяток пуль. А при встрече с ним велика вероятность смерти. Хотя смерть как таковая не очень опасна – если напарники будут находиться рядом, они смогут помочь вам встать на ноги. К сожалению, они не всегда замечают игрока, и через несколько секунд появляется информация о проваленном задании. Что интересно, будучи поваленным на землю, игрок все равно сможет отстреливаться из пистолета, однако он не сможет прицеливаться, так что придется полагаться на меткость и удачу.
К счастью, разработчики не стали ограничивать игрокам время на выполнение заданий – так что можно растягивать удовольствие по мере необходимости. Нужно отстреляться от толпы полицейских – нет проблем, очистите помещение и продолжайте путь. Однако в любой момент копы могут подойти с другой стороны, а запас патронов не очень-то велик. Плюс ко всему, если один из напарников умрет, миссия будет завершена. Да и если всех арестуют или убьют – исход, очевидно, будет тем же.
Трудная работа
Поэтому сложно обвинять искусственный интеллект в заскриптованности – бывает, что полицейские продолжают целиться в пустоту, несмотря на то, что рядом пробежал преступник в маске. Но таких случаев – один на двадцать копов, а потому это не сильно влияет на геймплей. Другое дело, что напарники, управляемые компьютером, могут оказаться очень медлительными в самый неподходящий момент. Яркий пример: при ограблении наркоторговцев отважная четверка грабителей заходит в пятиэтажный дом. Все готово, чтобы украсть деньги, прилетает вертолет, а вам нужно спуститься с крыши на третий этаж ближе к концу миссии. Неожиданно там появляются трое полицейских, у одного из которых электрошокер – вещь, после удара которой вы практически ничего не можете сделать, только стрелять в воздух и надеяться, что попадете в копа. Вы падаете на землю, и таймер начинает отсчитывать секунды.
В девяти из десяти случаев искусственный интеллект вас не спасет в такой ситуации – он либо будет занят отстрелом врагов, либо просто будет, говоря прямым текстом, тупить. Это особенно обидно, учитывая, что до этого все было хорошо, напарники с пары выстрелов устраняли полицейских, пока вы занимались ограблением. Кстати, все задания во время миссии игрок берет на себя – ИИ, видимо, не способен справиться даже с простыми задачами.
Поэтому одиночную игру можно считать отличной тренировкой перед мультиплеерными кооперативными сражениями. Можно автоматически подключиться к любой игре, либо выбрать из списка имеющихся. Здесь все гораздо проще – игроки могут разделиться, каждый из них возьмет себе какую-то отдельную территорию, которую будет защищать и зачищать. Любой игрок может выполнять во время миссии задания, что значительно упрощает ограбление и ускоряет его процесс.
В проекте об ограблениях не могло обойтись без присутствия заложников. Причем они играют в PayDay: The Heist большую роль – вы можете обмениваться заложниками, если необходимо выбраться из здания живыми и здоровыми. Можете связывать им руки и приказывать лечь на землю, почувствовав себя настоящим грабителем. Приказ лечь на землю необходимо использовать каждый раз, ибо, если вы во время перестрелки заденете гражданского, последуют штрафные санкции.
Есть здесь и система прокачки, за которой нет необходимости следить, так как игра автоматически распределяет характеристики. Разрешается улучшить обмундирование и увеличить запас боеприпасов. Еще здесь есть различные уровни сложности, о которых следовало бы поговорить отдельно. На сложных уровнях пройти игру в одиночку практически нереально – если вы вдруг встанете рядом с полицейским, на вас в ту же секунду наденут наручники, а Бульдозер с двух выстрелов из дробовика отнимет весь запас ваших жизней. На нормальном, как ни странно, тоже проходить очень трудно – но здесь уже явно становится видно несовершенство ИИ, так как в кооперативе нормальный уровень сложности вполне приемлем в любой миссии.
Зато с управлением и озвучкой проблем нет никаких. Музыкальное сопровождение идеально вписывается в антураж – оно вряд ли кому-то запомнится, зато во время ограблений подходит как нельзя лучше. Голоса людей в масках и напарника, передающего указания по рации, тоже подобраны хорошо, то же самое можно сказать и о голосах полицейских и гражданских. Несмотря на немного устаревшую графику, для игры за 299 рублей (а на Западе она стоит $15), то, как выглядит игра внешне, сложно назвать архаичным. Здесь бьется стекло, отлетает штукатурка, разбиваются статуи – чего у PayDay: The Heist точно не отнять, так это зрелищных сцен.
***
Игроков нынче трудно удивить какими-то нововведениями в шутерах, однако студии Overkill это все же удалось. PayDay: The Heist нельзя назвать отличным проектом, но то, что они не испортили свою идею плохой реализацией, точно не скажешь. Это очень увлекательный и оригинальный проект, который можно проходить снова и снова, улучшая характеристики персонажа и стараясь работать в команде сплоченно. Проект однозначно достоин внимания, тем более что в скором времени начнут выходить как бесплатные, так и платные DLC с новыми локациями. Судя по опросу на форуме Steam, ими вполне могут оказаться музей и казино. Даже трудно представить, что могут придумать разработчики в следующий раз.
Автор: Алексей Лихачев
657 Прочтений • [Рецензия игры Payday: The Heist] [11.05.2012] [Комментариев: 0]