Будем честны – сериал Dungeon Siege никогда не был локомотивом в жанре hack and slash RPG, а почти всегда играл роль прицепного вагона. Да, у него всегда была весьма преданная группа поклонников, но сравнить успех дилогии Криса Тейлора, скажем, с популярностью в народе Titan Quest или Sacred мог только замаринованный в собственной косности язык.
Чем руководствовалась Square Enix, решившись делать третью часть далеко не самой популярной и слегка подзабытой серии – непонятно. Особенно учитывая тот факт, что разработка досталась не авторам оригинала, Gas Powered Games, а Obsidian Ent., которые за всю жизнь в данный специфический поджанр не залезали (не считая весьма спорной дилогии Icewind Dale ещё в бытность Black Isle), а всегда занимались нормальными, полноценными ролевыми играми.
Подземный эффект
Специфичность разработчиков в первую очередь сказалась на сюжете и героях. Obsidian и рады были бы сделать серьёзный и крепкий эпос, да оказались прямо-таки зажаты в жанровых рамках. Интересная история – с неплохими персонажами, качественными диалогами и моральными дилеммами оказалась абсолютно неподходящей здешнему формату.
В результате ветвящиеся диалоги в стиле Mass Effect на деле оказываются ширмой, за которой скрывается всего один проход (дальше по коридору), герои – эдакими статистами, до которых нам всю игру практически нет дела, а окружающий мир всё равно кажется в первую очередь делянкой для заготовки опыта и шмоток, а не живой субстанцией, на которую ты и твои действия оказывают непосредственное влияние.
В мире Dungeon Siege III невыразимо хочется жить, но получается только шинковать, шинковать и шинковать, как кухонному комбайну. И это вдобавок к тому, что игра абсолютно линейна и разбавляется лишь однотипными дополнительными заданиями.
Четырежды девять
Не менее спорным оказался подход Obsidian к классовой и ролевой системе. На выбор нам предлагают в первую очередь персонажей, а не безликие настраиваемые болванки: Лукас Монбаррон, сын основателя Легиона, проходит по специальности мастера ближнего боя, Рейнхарт Манкс, потомок магов Легиона, соответственно, специализируется на колдовстве, Каталина, незаконнорожденная дочь Грандмастера, орудует волшебным ружьём, а архон Анджали некисло жжёт и бьёт посохом.
Проблема в том, что на каждого из героев приходиться всего по девять умений (три-четыре из которых атакующих), но даже в них легко заплутать. Блок, удар, усиленный удар – в потоке набегающих врагов вся эта система превращается в банальное нажимание всех клавиш подряд. Которое не всегда заканчивается успешно. Потому как противники, хоть и абсолютно лишены даже какого-либо намёка на интеллект (кажется, управляет ими два или три скрипта), атакуют гуртом и весьма агрессивно. В результате получается вроде бы и жанровый стандарт, только выполнен он на уровне даже худшем, чем любительская игрушка Din’s Curse. Даже всякие дополнительные надстройки вроде выбора таланта после каждого уровня ничего не решают.
Падай, шмоточка зелёненькая
Манчкинскую страсть к разноцветным одёжкам Dungeon Siege III утолить не в состоянии. Предметы выпадают с трупов противников неохотно, вопреки разумному смыслу и логике. Какого-то безумного изобилия вещей не наблюдается, коренного влияния на игровой процесс, если не вглядываться, не оказывает, да и на кукле персонажа надетого не видно. То есть по всем параметрам – промах.
Возможно, всё бы мог спасти кооператив, но он отвратителен. Присоединяющийся игрок при отключении не получает ни шиша, вынужден находиться на одном экране с партнёром и терпеть периодические лаги. Думается, что никто, кроме самых преданных друзей, не согласится сносить такие страдания и унижения ради такого сомнительного удовольствия.
Улетай, картинка страшненькая
Dungeon Siege 3 практически не способен принести усладу не только разуму и сердцу, но и глазу. Персонажи ужасно анимированы и кажутся пластилиновыми, как и местный мирок. Более-менее приятные спецэффекты и весьма грамотная работа с освещением – максимум, чем может похвастаться игра.
Но и эти достоинства нивелируются безумной камерой, которые выписывает иногда странные пируэты, крутится по сторонам и никак не даёт взять нормальный ракурс.
Звук, кстати, идёт в ту же степь. Приятная оркестровая музыка в стиле Инона Зура и Джереми Соула погребена под беднейшей и лишённой эмоций озвучкой – даже некоторые печальные образцы отечественных локализаций и то на слух воспринимаются в разы лучше, чем это бубнение.
На распутье
Пожалуй, Dungeon Siege III всё же может кому-то понравиться. А точнее тому, кто сможет закрыть глаза на (или принять как должное) странную боевую систему, плохенький звук, нерабочий кооперативный режим, бесконечные вояжи туда-сюда по неплохо сделанным, но почему-то ужасно отталкивающим уровням, гигантский и не совсем удобный интерфейс… количество недостатков столь велико, что на их описание можно убить ещё несколько абзацев, как и на попытку нарыть парочку весомых достоинств.
Но только это попросту бессмысленно. Dungeon Siege III заряжает таким беспробудным равнодушием, что после него играть ни во что не хочется. Вообще.
***
Всеядным любителям actionRPG и фанатам соответствующего сериала посвящается. Остальным Dungeon Siege 3 лучше всего не смотреть - из странного брака Diablo II, Dungeon Siege и Dragon Age уродился бастард, которого в приличном обществе держать не принято.
Мы благодарим компанию "Новый Диск" и лично Марию Гордееву за предоставленную версию игры.