Признаться честно, от F.E.A.R. 3 (он же F.3.A.R.) ожидать чего-то хорошего мог только ну очень большой оптимист. Сами Monolith, основатели сериала, не смогли создать достойного продолжения оригинала – чего уж там было надеяться, что какие-то наёмные рабочие из Day 1 Studios, которые успели прославиться разве что портированием первой F.E.A.R. на PS3 и Xbox360, а так же созданием для них же весьма посредственного шутера от третьего лица Fracture, смогут выдюжить такую непростую работу как триквел знаменитого экшена.
Но, как выяснилось, в студии Day 1 всё же оказалась некоторая часть людей с достаточно прямыми руками и вполне изобретательными мозгами, чтобы попытаться вернуть F.E.A.R. его былую славу.
Два сапога пара
Впрочем, талантливых сценаристов среди разработчиков не осталось, хотя подозреваем, что всё же за это отвечала Monolith. История F.3.A.R., впрочем, как и предыдущая часть, будет абсолютно непонятна тем, кто не в теме и не следил за сериалом последние шесть лет. Всё на этот раз закручено вокруг беременности Альмы, которая, если кто помнит, наглым образом изнасиловала главного героя F.E.A.R. 2.: Project Origin, сержанта Беккета.
Теперь по душу Альмы, её будущего ребёнка и незадачливого отца, идёт армия из двух солдат. Первый – главный герой первой части, известный своими безумными рефлексами бывший оперативник First Encounter Assault Recon по прозвищу Пойнт-Мэн. Второй – его психопатический брат, получивший когда-то от него самого пулю в лоб, что, в общем-то, не помешало ему позже возродиться, чему посвящено дополнение ко второй части под названием F.E.A.R. 2.: Reborn. Естественно, речь идёт о Пакстоне Феттеле.
Один помогает другому сбежать из тюрьмы и на протяжении четырёх часов они сеют смерть и ужас тем, кто их обижал, то есть порождениям больного сознания Альмы и корпорации «Армахэм».
No more f.e.a.r.
Самому же игроку в это время страшно, естественно, не будет. В то, что ситуации и ролики ставил сам Джон Карпентер (если что, режиссёр превосходного хоррора «Нечто» и экшенов «Побег из Нью-Йорка» и «Побег из Лос-Анджелеса»), а сценарий помогал писать комиксист Стив Найлс («30 дней ночи») вериться с большим трудом. Пролетающие со скоростью света декорации тюрьмы, канализации, американского пригорода, огромного супермаркета и так далее сами по себе вызвать страх не могут, особенно если учесть, что фонарик нужен дай бог в паре минутных эпизодов.
И если первая часть могла заставить игрока вздрогнуть, уронив ему с потолка окровавленный труп, а во второй был великолепный уровень в начальной школе, то здесь внезапные «Бу!» из-за угла, мигания лампочек и проделки Альмы выглядят совсем буднично. F.E.A.R. к третьей части окончательно растерял все черты ужастика и превратился в мистический экшен.
Я подарю тебе хэдшот
Похвально же то, что Day 1 смогли хотя бы частично возродить механику оригинала в третьей части, игнорируя ошибки F.E.A.R. 2, в первую очередь неубедительное оружие. Не все стволы одинаково впечатляют, но знаменитый HV Penetrator, которым так здорово было пришпиливать врагов к стенам, наконец-то снова работает как надо.
Самая же приятная новость заключается в том, что искусственный интеллект врагов по сравнению с предыдущей частью сильно подрос. До тактической премудрости клонов из оригинала им, конечно, ещё есть куда расти, но закидывают гранатами, прикрывают друг друга и ходят в тыл противники весьма успешно, потому грамотное использование замедления тут жизненно необходимо. А вот укрытиями, которые теперь появились и в F.3.A.R., можно и пренебречь.
Интересным нововведением стало появление прокачки – в игре 21 уровень развития, опыт выдаётся за выполнение испытаний самого разного толка: определённого количества секунд, проведённых в замедлении, убийств из какого-либо оружия, сбитых в подкате врагов и так далее. Без максимально развитого героя (который может дольше использовать замедление и заметно здоровее обычного персонажа) соваться на максимальный уровень сложности или в многопользовательский режим бессмысленно.
Left 4 F.E.A.R.
Мультиплеер в F.E.A.R. 3 весьма нестандартный и все четыре режима претендуют на оригинальность. Самый банальный напоминает зомби-режим из Call of Duty: Black Ops – игроки отбиваются от противника внутри здания, строят баррикады, а для открытия нового оружия, развешанного на стенах, таскают с улицы ящики. Второй режим, который недвусмысленно называется Fucking Run, более напоминает Left 4 Dead, с той лишь разницей, что сзади за бравой четвёркой постоянно летит стена тумана – если хотя бы один игрок отстанет, то волна его накроет и всем будет засчитано поражение. В «Короле душ» команде предлагается стать духами и овладевать управляемыми ИИ врагами, а в Soul Survivor «душой» становится один игрок, который, вселяясь в ботов, старается повалить своих друзей на землю и так же завладеть ими. Последний оставшийся в живых оперативник и есть Soul Survivor.
Кроме мультиплеера в игре есть и весьма увлекательный режим кооперативного прохождения кампании. Один игрок тогда играет за Пойнт-мэна и видит стандартный игровой процесс F.E.A.R., а второй получает под управление Пакстона Феттела, который умеет вселяться во врагов, бросаться сгустками энергии, поднимать противников в воздух и швыряться предметами. Многие места одиночного режима, например, явственно были заточены именно под совместные действия двух персонажей, так что если у вас есть хороший друг, то убедите его приобрести F.3.A.R. – удовольствие от прохождения будет в два раза больше.
Не октябрь месяц
Недостатков у игры Day 1 Studios всё же хватает. Небольшая продолжительность, средненький дизайн, небольшое число врагов, отступления от стилистики и сути сериала. Картинка, опять же, явно лучше расплывающегося и размазанного Project Origin, но до уровня 2011 года явно не дотягивающая.
Но это всё можно простить. На дворе лето, приличных экшенов по самым оптимистичным прикидкам не будет до релиза Serious Sam 3, поэтому нет ничего постыдного в том, чтобы закрыть глаза на недостатки и попробовать получить от F.E.A.R. 3 удовольствие.
***
F.E.A.R. 3 получился определённо лучше второй части по многим параметрам и это несомненный успех для Day 1 Studios, особенно если учесть время выхода в межсезонье. С другой стороны, с сериалом пора уже что-то делать – на том материале, что осталось, делать четвёртую часть (надеемся, её не назовут F.E.4.R.) такой же пресной и обычной просто нельзя.
Мы благодарим компанию "Новый Диск" и лично Марию Гордееву за предоставленную версию игры.