Нет более желанного успеха, чем достигнутый без приложения усилий. Кто-то мечтает стать нефтяником – ну правда, что может быть проще и прибыльней, чем торговать недрами родной страны? Кстати о недрах. О них тоже есть игры. Шведский программист Маркус Перссон взял и случайно то ли возродил, то ли породил феномен бесконечной бессмысленной игры. Конечно, в этом деле его опередил Уилл Райт со своими The Sims, но «Кубач» (так в народе ласково кличут Minecraft) не имеет вообще никаких целей. Вы играете только для себя.
Роете шахты, прячетесь ночью от свирепой фауны с аллергией на солнечный свет, возводите хижину/крепость/бункер/хрущёвку своей мечты. Все предметы игрового мира создаются протагонистом – кубическим небритым красавцем с добрым голубоглазым взглядом. И весь мир кубичен: «Кубач» создан исключительно ресурсами Java, и именно этому ролевая копалка обязана обаятельной ретроградской графикой в стиле раннего Ренессанса.
Однако шахты шахтами, а обед по расписанию – «Кубач» принёс смекалистому творцу уйму денег: ещё бы, 2 с половиной миллиона копий! А пиратским копиям несть числа. Вот и парни из Re-Logic взялись сделали свой «Кубач», только лучше…
Цикличность истории
Итак, Terraria. Даже название посылает воздушный поцелуй хитромудрому шведу. Механика же ставит ему шикарный засос: это Minecraft с видом сбоку. То бишь модное нынче два-дэ, которым теперь прикрываются ушлые эстеты, а другие не менее ушлые «любители прекрасного» согласно им кивают. Спорное решение, которое может перекроить игровой процесс. Процесс, который полностью идентичен «Кубачу» - те же шахты, та же опасная ночь, то же строительство. Даже иконки некоторых инструментов являют собой точные копии коллег из Minecraft!
Значит, Terraria «развивает идеи» - лучшее оправдание для любого клона. Однако главный стержень «Кубача» так и остался неизменным: бесконечная песочница. Мир заметно скис, будучи стиснут рамками двумерности. Погоня за солнцем превратилась в беготню либо направо, либо налево, либо с поправкой на угол спуска. Остаётся один вариант – вгрызаться в земную кору, искать руду, копать руду, таскать руду (ненавижу руду!), чтобы сковать себе очередную безделушку карательного назначения, форменную Вундерваффе или стальной таз для пущей безопасности.
Всё так же каждый куб (то есть, уже квадрат) окружающего мира пригоден для строительства. Крепкие стены жизненно важны, ведь только они спасут утлую личность неугомонного шахтёра на ранних этапах игры. Стоит отметить, что зверинец заметно разросся: знакомые нам скелеты, слизни и подгнившие зелёные лунатики потеснились ради летучих мышей, всяких червей, зловещих летающих глазных яблок… и, наконец, для боссов. В Terraria рано или поздно вам предстоит намять бока (или самому получить в тычу) исключительно могучей твари, которая обязательно завещает вам кучу денег и парочку полезных предметов.
Путешествие в один конец
Что будет дальше? Ещё шахты, ещё больше хлама, час от часу приобретающего всё более дикий вид и свойства (световой меч, к примеру), колдунство, новые главари размером с Австралию, в ваш дом (превратившийся, скорее всего, в царские хоромы) набегут неигровые персонажи и предложат множество услуг и товаров. Вскоре Terraria становится неотличимой от обыкновенных ролёвок. Хорошо это или плохо – решать не мне, однако от свободы и независимости «Кубача» здесь не остаётся ничего.
Но двуличная двумерность ещё не собрала весь свой кровавый урожай, нет! Её жилистой рукой смертельно ранен тот панический страх, который посещал игроков в Minecraft с наступлением сумерек. Первая ночь в новой игре запоминается надолго: вы трясётесь за дверью своей убогой землянки в кромешной темноте, силясь разобрать маячащие снаружи силуэты, слушаете голодный рык зомби, и сам чёрт не в силах выгнать вас наружу. Этот страх не отступает никогда, какой бы бункер вы себе не построили и сколько бы золота вы не добыли.
Идейный продолжатель «Кубача» не может похвастаться таким свойством. Момент вживания в роль хирургически удалён; вы просто управляете абстрактным мужичком на экране; это его проблемы, это его враги. Первая ночь в Terraria проходит по аналогичному принципу: одинокий голодранец (гида не считаем – он кретин и впускает зомби погостить) прячется в тесном самопальном помещении. Что прискорбно, всё, что творится снаружи, вам досконально известно – вид-то сбоку!
Что ещё хуже: по-настоящему опасные существа однажды теряют статус охотников и становятся жертвами – главного героя. Превосходно экипированного и вооружившегося зловещей бандурой с эпическим уроном. Предел мощности вчерашнего труса весьма велик, и даже боссы, казавшиеся чем-то божественным и неуязвимым, «фармятся» на ура. Приятное избегание опасности в уютных пенатах заменено масштабной заготовкой вражьих туш. Не самая лучшая сделка.
Кубизм в массы!
Вместе веселей! Это утверждение не теряет силы в Terraria. Сборище гогочущих отморозков с восторгом превращает игру в балаган, а потом так же увлечённо разбирает устроенный бардак. Затем строит дом коллективной мечты, дерётся за руду и так далее. Именно здесь вроде бы неприметный клон обретает некую изюминку: он делает шаг в сторону ММО. И опять же, взятый «оператором» ракурс упустил из виду ту соль, которая осталась только в «Кубаче».
Трое столпились у двери. Один робко выглядывает в окошко, потом поворачивается к друзьям:
- Засада! Там скелеты.
И вправду, снаружи недружелюбно гремят чьи-то кости.
- Может, тут посидим, - предлагает второй человек, в модных кожаных штанах.
- Ага, всю ночь! – язвит из-за спины второго третий. - Хоть бы кровати походные с собой взяли! Нет, попёрлись в шахту…
- Рванём? – шепчет первый, немного повернув голову (что позволяет движок!).
- Эх, была не была. Первый пошёл!
Все трое с воплями бросаются наружу и бегут под градом стрел к родной и такой безопасной обители…
К сожалению, такого в Terraria нет. Там тоже весело, но отсутствует некий неуловимый элемент, какая-то эфирная субстанция, которую обыватель по обыкновению зовёт «душой».
***
Попытка в классическом стиле «Наш X, только лучше!» зачтена. Terraria не прыгает выше головы но пытается предложить что-то, кроме слепого копирования. Жаль, что пересадка «бесконечной песочницы» завершилась успешно лишь наполовину – специфического привкуса «Кубача» здесь уже нет.
Автор: Евгений Баранов
1015 Прочтений • [Рецензия игры Terraria] [11.05.2012] [Комментариев: 0]