Рецензия игры Америкэн Макги: Алиса (American McGee's Alice)
Американа МакГи можно с легкостью назвать автором одной идеи. После знакомства с Джоном Кармаком и небольшими работами над Quake и Doom, этот парень с необычным именем начал создавать свою собственную игру – American McGee’s Alice. Восторженная критика, довольные игроки, успех, статус культовой игры – все это проект заслужил по праву. МакГи стали считать чуть ли не гением – такой шедевр создал!
Но потом что-то пошло не так, вышел невнятный Scrapland, тупой Bad Day LA, а затем пара десятков однообразных игр с заголовком Grimm. Американ, судя по всему, не понял, за что «Алису» так полюбили, и начал клепать откровенный трэш, все больше портя себе репутацию. Одна случайно пришедшая в голову идея, повлекшая за собой желание продолжать работу в том же направлении, на руку МакГи не сыграла.
Страна Чудес
Но, в любом случае, воспоминания об «Алисе» не испортить ничем. Даже сегодня в нее можно с удовольствием играть, ведь такого оригинального дизайна вкупе с интересными и разнообразными головоломками днем с огнем не сыщешь. Знаменитая сказка Льюиса Кэрролла была перевернута с ног на голову, вывернута наизнанку и показана с точки зрения чудаковатого гейм-дизайнера.
А потому все здесь совсем не так, как вы представляли в детстве или видели в мультфильмах. Мир American McGee’s Alice жесток, а сюжет берет свое начало в психиатрической лечебнице. Вернее, стартует игра с небольшой предыстории о том, как родители Алисы погибли во время пожара. До шестнадцати лет девочка прожила в больнице для душевнобольных. И однажды в ее жизни появляется Белый Кролик, зовущий Алису в Страну Чудес. Она бежит за ним, падает в огромную дыру в полу, и игра начинается.
Оценить все прелести дизайна «Алисы» можно сразу – несмотря на то, что игра сделана на движке Quake 3 Arena (внешний вид которого шикарным не назовешь), графически игра выглядит великолепно и небольшие огрехи почти что незаметны. Персонажи больше всего подходят под определение «карикатурные». Чеширский Кот в представлении МакГи – тощий зубоскал с серьгой в ухе и татуировками. Старейшина гномов – худощавый старик с трубкой в зубах и нелепой одеждой. По мере прохождения игрок познакомится с Шалтай-Болтаем, Белыми шахматными Королем и Королевой, Мартовским зайцем – каждый из них выглядит необычно, а кто-то даже пугающе.
Как и в любой сказке (даже такой безумной), жители мира делятся на хороших и плохих. Первые будут сопровождать Алису постоянно, помогая ей и давая советы. Чеширский Кот, к примеру, нередко появляется из ниоткуда и дает двусмысленные подсказки, которые, с одной стороны, помогают, а с другой могут запутать еще больше. Белый Кролик поначалу указывает Алисе путь. А Старейшина гномов ведет девушку к уменьшающему эликсиру, без которого ей не продолжить путешествие.
На любой вкус
Но там, где есть добро, всегда присутствует зло. Поначалу противники будут однообразные: карточные стражники и летающие буджумы. Стража может как бить вблизи, так и метать снаряды. По летающим же противникам зачастую сложно попасть оружием ближнего боя – куда проще забросать их чем-нибудь. Позднее на пути Алисы встанут куда более интересные враги: муравья, шахматные фигуры, пауки, роботы… Нередко будут встречаться и боссы, вроде Красного Короля, Бармаглота и Безумного Шляпника. Очевидно, простым их избиением дело не ограничится – у каждого врага важно найти уязвимые места и целиться по ним.
Оружия в American McGee’s Alice немало, и каждое из них пригодится в поединках. Выданный изначально нож не то чтобы очень слаб – он неудобен. Есть два режима: обычный, когда Алиса бьет им противника, отнимая несколько жизней, и дополнительный – девушка бросает его во врага, и он, спустя несколько секунд, возвращается. Таким образом наносится двойной урон.
Куда полезнее игральные карты, которые идеально подходят для устранения летающих противников. Допрыгнуть до тех же буджумов не всегда получается, а прицелиться и попасть в них несколькими картами – более разумное решение. Позже Алиса найдет демонические кости, из которых вылетает демон, отвлекающий врагов и уничтожающий их. Будет здесь и электрический жезл, и звездочки (гораздо сильнее карт), и даже замораживающие время часы. Но следует помнить, что почти каждое оружие можно использовать только в том случае, если у Алисы достаточно энергии. В противном случае придется довольствоваться окровавленным ножом или чем-то еще слабее.
Причем, несмотря на такое обилие разнообразных и необычных противников и оружия, играется Alice, как обычная адвенчура. Причем адвенчура далеко не самая простая – геймплей, в основном, базируется на перемещении между платформами. В перерывах между ними приходится нажимать рычаги, открывать порталы, отыскивать какие-нибудь детали или ингредиенты и делать много других вещей.
Идеальный гейм-дизайн
В какие-то моменты они могут показаться занудными и изматывающими (хотя такие эпизоды можно по пальцам пересчитать), но МакГи не был бы столь знаменитым гейм-дизайнером, если бы не восхитительная атмосфера уровней. Мир игры поделен на несколько земель, каждая из которых отличается внешним видом, противниками и саундтреком. Во многом за счет таких великолепных контрастов American McGee’s Alice уже многие годы числится в списке лучших с визуальной точки зрения проектов. Но игра – рай не только для глаз, но и для ушей, так как озвучка здесь фантастическая. Актеры, озвучивающие ключевых персонажей, подобраны идеально, а музыка, хоть она и не выдвигается на первый план, служит отличным дополнением к происходящему на экране.
В «Алисе» в любой момент может разверзнуться земля, вокруг могут летать двери и другие предметы, в лесах растут грибы и проживают похожие на мутантов звери, часы в домах покачивают циферблатом в обе стороны – наблюдать за мелкими деталями в игре одно удовольствие. Если путешествие по быстрой реке на огромном листочке почти в самом начале «Алисы» показалось вам увлекательным и захватывающим, то дальнейшие выдумки Американа принесут вам ни с чем не сравнимое удовольствие.
Вот и получается, что МакГи удалось то, чего зачастую не удается достичь многим разработчикам. В одном проекте он совместил и неплохой экшен (хотя в стычках с несколькими противниками погибнуть проще простого), и головоломки (сюда включаются не только загадки на логику, но и прыжки с лазаньями), и многое другое, что не вписывается ни в какой из существующих жанров. Что касается поединков –нередко проще пробежать мимо врагов, запрыгнув в дверь или портал. Дело в том, что битвы очень медленные (особенно в начале), а супостатов бывает помногу одновременно. Жизни у Алисы заканчиваются довольно быстро, да и энергии на использование сильного оружия не всегда хватает.
***
«Алиса» впечатляет, «Алиса» восхищает и «Алиса» навсегда запомнится, если вы опробуете ее вживую. Это уникальный опыт, аналогов которому нет и, по-видимому, не будет. Совсем недавно Американ выпустил сиквел – Alice: Madness Returns, который игроки ждали несколько лет. Но пройти от начала до конца оригинал – первое, что вы должны сделать, прежде чем знакомиться с серией.